Конспект урока "Массовая и объемная доли компонентов раствора" (8 класс, химия)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока : научить учащихся решать расчетные задачи с понятием «массовая и объемная доля». В ходе урока у учащихся должны сформироваться понятия «раствор», « масса раствора», «масса растворенного вещества», «массовая доля», «объемная доля»; вывести формулы, необходимые для решения задач, формировать умения решать расчетные задачи с использованием данных понятий.
Иконка файла материала массовая доля растворенного вещества.docx
Урок химии в 8 классе.                                                   «____»__________________ 20____ г. Массовая и объемная доли компонентов раствора. Цель: научить учащихся решать расчетные задачи с понятием «массовая и объемная доля». Задачи. Образовательные: сформировать у учащихся понятия «раствор», « масса раствора»,   «масса растворенного вещества», «массовая доля», «объемная доля»; вывести формулы,  необходимые для решения задач, формировать умения решать расчетные задачи с  использованием данных понятий. Развивающие:  способствовать развитию логического мышления при решении задач.  развивать наблюдательность и память; развивать способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных  ситуаций в условиях новых учебных задач. Воспитательные:  воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности. Ход урока. 1. Орг. момент. 2. Объяснение новой темы. Что мы понимаем под понятием «раствор»? Приведите примеры растворов. Определите массу раствора, если известно, что 10 г сахара растворили в 150 г воды. Выведите формулу нахождения массы раствора, если известна:  А) масса растворенного вещества и масса растворителя          m m Б) плотность раствора и его объем        m р­ра =Vp р­ля р­ра =  m р.в. + Найдите, сколько % составляют 10 г сахара от массы нашего раствора. 160 г составляют 100% 10 г составляют Х % Х=  10∙100 160  =  Запишите данное математическое выражение в воде формулы, заменив Х на понятие «массовая доля растворенного вещества» ­  %ω %= ω mр.в∙100 mр−ра Массовая доля растворенного вещества – это физическая величина, равная отношению  массы растворенного вещества к массе раствора.Используя данную формулу, вывести формулы для расчета: ω∙mр−ра А) массы растворенного вещества  m  р.в =  100 Б) массы раствора  mр−ра  =  mр.в∙100 ω Запишите формулу по правилу. φ Объемная доля компонентов смеси  компонентов газообразной смеси (V компонента) к общему объему этой смеси (V  смеси).  = φ Vкомпон Vсмеси    или  % =   (фи) – это отношение объема одного из  Vкомпон∙100 Vсмеси φ Используя данную формулу, выведите формулу  А) для расчета объема компонента в газовой смеси; V компонента= V смеси ∙ φ Б) для расчета  объема смеси V смеси =  Vкомпон φ   3. Закрепление. Номер  варианта Номер  задачи Масса  раствора, г Масса  растворенного вещества, г Масса воды в растворе, г  Массовая  доля  растворенного вещества,% 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 ? 400 500 ? 200 50 ? 50 400 ? 300 200 ? 150 300 ? 250 600 ? 60 120 40 ? ? 50 ? ? 30 ? ? 20 ? ? 60 ? ? 35 ? ? 5 ? ? 160 ? 300 150 ? 45 270 ? 320 380 ? 180 140 ? 250 265 ? 520 45 ? 100 ? 50 ? ? 5 ? ? 10 ? ? 30 ? ? 20 ? ? 10 ? ? 6 ?Ответы. Номер  варианта Номер  задачи Масса  раствора, г Масса  растворенного вещества, г Масса воды в растворе, г  Массовая  доля  растворенного вещества,% 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 200 400 500 200 200 50 300 50 400 400 300 200 200 150 300 300 250 600 50 60 120 40 200 200 50 10 5 30 5 80 20 90 20 60 30 50 35 25 80 5 3,6 20 160 200 300 150 190 45 270 45 320 380 210 180 140 120 250 265 225 520 45 56,4 100 20 50 40 25 5 10 10 10 20 5 30 10 30 20 16,6 11,6 10 13,3 12,5 6 16,6 4. Домашнее задание. §24, упр. 2,3 стр. 128Урок химии в 8 классе.                                                   «____»__________________ 20____ г. Решение задач по теме «Массовая и объемная доли компонентов раствора». Цель: научить учащихся решать расчетные задачи с понятием «массовая и объемная доля». Задачи. Образовательные: сформировать у учащихся понятия «раствор», « масса раствора»,   «масса растворенного вещества», «массовая доля», «объемная доля»; вывести формулы,  необходимые для решения задач, формировать умения решать расчетные задачи с  использованием данных понятий. Развивающие:  способствовать развитию логического мышления при решении задач. Воспитательные:  воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности. Ход урока. 1. Орг. момент. 2. Решение задач. 1. В 300 г морской воды содержится 9 г солей. Вычислите массовую долю солей в этом образце морской воды. 2. В 240 г воды растворили 60 г сахара. Вычислите массовую долю сахара в  полученном растворе. 3. Какова массовая доля сахара в растворе, полученном при упаривании 100 г 20%  раствора до 80г? 4. К 100 г 30% раствора сахара добавили 10 сахара. Какова массовая доля в  полученном растворе? 5. Сколько граммов соли и воды нужно взять, чтобы приготовить 250 г 20% раствора? 6. В 60 г воды растворили 20 г щелочи. Вычислите массовую долю растворенного  вещества в растворе. 7. В 60 г 20% раствора соды сначала добавили 20 г воды, затем 20 г соды. Определите  массовую долю соды в полученном растворе. 8. Какую массу щелочи необходимо взять для приготовления 50 г 16%­ного раствора? 9. К 70 г 20% раствора щелочи прибавили 30 г воды.  Вычислите массовую долю  щелочи в полученном растворе.10. К 90 г 20% раствора NaOH добавили 10 г щелочи. Вычислите массовую долю NaOH  в полученном растворе. 11. В 120 г 10% раствора вещества добавили 12 г этого же вещества. Вычислите  массовую долю вещества в полученном растворе. 12. Слили два раствора одного и того же вещества 160 г 15% и 140 г 12% раствора.  Вычислите массовую долю вещества в полученном растворе. 13. Из 180 г 25% раствора выпарили 20 г воды. Вычислите массовую долю вещества в  полученном растворе. 14. В 712,2 мл 5% раствора соляной кислоты (p = 1,025 г/мл) растворили 33,6 л HCl  (н.у.). Вычислите массовую долю хлороводорода  в полученном растворе. 15. В 250 г 5% раствора CuSO4 растворили еще 125 г CuSO4. Вычислите массовую долю  в CuSO4 полученном растворе. 3. Домашнее задание.§ 24 упр. 5,6,7 стр. 128