На данном уроке ставятся следующие цели: формирование знаний о способах образования натуральных чисел; знакомство с числом и цифрой 7.
Планируемые результаты: знать о способах образования натуральных чисел; число и цифру 7; умение писать цифру; логически мыслить. Знать название и последовательность чисел при счете. Называть и обозначать действия сложения и вычитания. Понимать отношения между числами ( больше, меньше, равно).
Правильно употреблять в речи математические понятия.
Данные цели и результаты достигаются следующими приёмами работы: образование нового числа, подбор к числу эквивалентных множеств; счёт в пределах данного числа; использование числовых фигур; знакомство с письмом цифры.
Тема: «Число 7. Цифра 7».
Цели урока: показать образование числа 7;
научить соотносить цифру 7 с числом предметов;
научить писать цифру 7;
повторить образование чисел 1, 2, 3, 4, 5, и 6;
закрепить умение писать цифры 5 и 6;
воспитывать умение слушать и не перебивать товарищей.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.
Тихо сели. Настраиваемся на урок. Расскажите правила поведения на уроке.
2 Устные упражнения и практические работы.
1)Счёт:
прямой и обратный от 1 до 10, от 5 до 9, от 7 до 2.
2)Игра «Покажи цифру».
Учитель поочерёдно показывает карточки с картинками, на которых изображены
разные предметы в количестве от 1 до 6. Дети в ответ поднимают и показывают
карточки с соответствующими цифрами.
3)Повторение.
Положи перед собой 5 палочек.
Сколько палочек надо добавить , чтобы их стало 6? (Одну.)
Положите ещё одну палочку перед собой. Сколько всего? (6.)
Как получили? (К 5 палочкам прибавили 1 палочку.)
3.Подготовка к знакомству с числом 7.
Сегодня на уроке у нас гости: Белоснежка и гномики. На наш урок математики они
принесли разные задания из сказочной школы. Попробуйте справиться с ними.
1 – й гном.
На доске выставлен ряд чисел:
1, 2, 4, 3, 5, 6.
Какое число заблудилось? Где его место? Переставьте нужные карточки.
2 – й гном.
С помощью кассы цифр покажите самое маленькое число в ряду от 1 до 6; самое
большое число. Покажите число, которое стоит слева от двух, справа от 5. Покажите
число, которое стоит между числами 3 и 5, следующее за ним число, число, которое
стоит перед числом 4.
3 – й гном.
Я задумал число, прибавил к нему 1 и получил 6. Какое число я задумал?
4 – й гном.
Сколько дней в неделе? Какой день недели сегодня? Как называют день недели,
который будет завтра? Который был вчера? Назовите дни недели по порядку, начиная с
понедельника. (По ходу ответов учеников учитель показывает таблички со словами:
понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.)
5– й гном. Отгадайте загадку: «Красивое коромысло над рекою повисло». (Радуга.) (Появляется
картинка с изображением радуги.)
Сколько цветов у радуги? Какие? (Дети отвечают, а на экране появляются в виде
ромашки 7 цветных кружков: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий,
фиолетовый.)
6 – й гном.
Как бы вы назвали этот цветок? (Дети могут предлагать разные названия, но
желательно остановиться на имени «Цветик – семицветик».) Объясните, почему его так
назвали.
7 – й гном.
Кто догадался, о каком числе мы будем сегодня говорить? (7.)
Положите перед собой 6 палочек. Добавьте ещё одну палочку. Сколько стало? Как
получили 7 палочек? (К 6 палочкам прибавили ещё 1 палочку.)
Белоснежка.
Число семь обозначается цифрой 7. (Показывает карточку с цифрой 7.)
Где вы видели такую цифру? (Ответы детей.)
4.Физкультминутка.
Сколько гномиков у нас,
Столько и подпрыгнем раз.
Сколько здесь цветных кругов,
Столько сделаем хлопков.
5.Работа по учебнику. (С. 78 – 79.)
Беседа по картинке с объяснительным материалом.
Сколько цыплят у курицы вылупилось раньше? (6.)
Сколько стало теперь? (7.)
Как получили 7 цыплят? (6 + 1 = 7.)
Какой цифрой мы обозначим число 7? Покажите. (Дети показывают карточку с
цифрой 7.)
Положите на стол 7 квадратов. Уберите 1 квадрат. Сколько квадратов осталось? (6.)
Как получили 6? (7 – 1 = 6.)
Упр. 1, с. 78. Задание направлено на выяснение состава числа 7. Раскладывая 7 семечек
в две тарелки, дети перебирают все возможные способы и приходят к выводу, что 7 –
это 6 и 1, 5 и 2, 4 и 3, 3 и 4, 2 и 5, 1 и 6.
Упр. 2, с. 78. Это задание имеет целью познакомить учащихся с местом числа 7 в
числовом ряду, закрепить представления о взаимном расположении чисел от 1до 7 на
прямой.
Упр. 3, с. 78. Всевозможные варианты уплаты 7 рублей показываются детьми с
помощью монет из приложения.
Упр. 4, с. 79. После рассмотрения иллюстрации в учебнике дети сами придумывают и
рисуют в тетради другие фигуры из семи клеток.
6. Физкультминутка.
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться. Разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту сесть опять,
Семь – начинаем мы писать.
7.Работа в тетради.
Письмо цифры 7. (Озвученный слайд.)
8. Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Надоело нам писать.
Мы немножко постоим,
Отдохнём и помолчим.
А потом опять
Из учебника решать.
9.Работа с учебником. (Продолжение.)
10.Итог урока.