Урок математики в 3-В классе по учебнику Л.Г.Петерсон.
Цель: расширить знания детей о приёме уменьшения чисел в 10, 100, 1000… раз;
Задачи:
Предметные:
- читать, записывать числа в пределах 1000000.
- выполнять умножение и деление на 10; 100, 1000. 10000…
- решать задачи в 1–2 действия на все арифметические действия арифметическим способомУрок открытия новых знаний.
Формы работы учащихся: Фронтальная, коллективная, групповая, индивидуальная.
Урок математики в 3В классе
Учитель: Пономарёва С.И.
Тема : «ИКСпедиция к Математическому полюсу. Деление на 10,
100, 1000…"
Цель: расширить знания детей о приёме уменьшения чисел в 10, 100, 1000… раз;
Задачи:
Предметные:
читать, записывать числа в пределах 1000000.
выполнять умножение и деление на 10; 100, 1000. 10000…
решать задачи в 1–2 действия на все арифметические действия арифметическим способом
Личностные:
самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила
поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества)
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему
в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные
ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация
нужна для решения учебной задачи в один шаг
УУД:
перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные
донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом
своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
УУД:
донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать,
приводя аргументы.
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку
зрения.
Тип урока: открытия нового знания
Формы работы учащихся: Фронтальная, коллективная, групповая, индивидуальнаяОборудование: мультимедийные средства, компьютер, проектор, интерактивная приставка,
учебник математики 3 класс, презентация, , карточки
Ход урока:
І. Организационный момент:
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять
Учитесь тайны открывать.
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
- Ребята, сегодня на уроке мы продолжаем изучать тему многозначные числа и
действия с ними. Познакомимся с новым приемом вычисления, а для этого
отправимся в математическую экспедицию за новыми знаниями вместе с героями
замечательной книги `ВинниПух и всевсевсе`. Будем работать в группах. Каждая
группа получит путевой листок с маршрутом нашей экспедиции. Проверим, готовы
ли вы к путешествию.
II. Проверка домашнего задания.
Игра `Математические горки` Учебник стр. 8 № 13
Какие суммы получили?
(Дети называют полученные суммы: 1083676269 и 150891621)
Какой рациональный способ вычисления использовали?
А теперь проверим знания нумерации многозначных чисел, необходимые для
нашей успешной экспедиции.
Задание №1
В пустые клетки вы будете записывать свои ответы. Если вы согласны с моим
утверждением, ставите цифру `1`, нет `0`. Первые три утверждения относятся к
первому числу 1083676269.
1) В этом числе 4 класса.
2) В разряде сотен тысяч этого числа 7 единиц.
3) В классе миллионов этого числа 83 единицы. Следующие три утверждения относятся ко второму числу 150891621.
1) В этом числе 5 разрядов.
2) В разряде десятков миллионов 5 единиц.
3) При счете перед этим числом идет число 150891622.
Какое число получили?
101010
А теперь “поиграем” с этим числом.
План “игры”.
1. Запишите сумму разрядных слагаемых.(1и 2 группа)
2. Запишите предыдущее и следующее число.(1 и 2 группа)
3. Составьте наибольшее возможное число из цифр данного числа.(3 и 4 группа)
4. Составьте наименьшее возможное число из цифр данного числа. .(3 и 4
группа)
ІІ. Актуализация знаний
-Мы подошли к `Подсчиталкиным пригоркам`
Задание №2 . Магия чисел. (Работа в тетрадях)
Я задумала число, прибавила к нему 5, потом разделила сумму на 3, умножила на 4,
вычла 6, разделила на 7 и получила число 2. Какое число я задумала? (10) – Что вы
можете рассказать об этом числе? (Наша система счисления называется
десятичной, т.к. используется только 10 цифр для записи любых многозначных
чисел).
Что нужно было сделать чтобы найти неизвестное число? (Выполнить обратные
операции)
-Какие математические операции обратны данным?
Все ли операции, действия в жизни обратны? Придумайте примеры операций,
которые не имеют обратных.
Продолжаем путешествие дальше. Мы с вами попали на `Задумчивую тропинку`,
где ослик Иа нашел непонятные ему знаки. Кто может разгадать их секрет?
Я предлагаю создать проект, который так и назовём «Деление на 10, 100,1000,
10000, 100000…»III Открытие детьми нового знания.
Мы на `Поляне открытий`, найдите задание N4 в путевом листе.
Найдите неизвестные операции.
28 -------------- 28000
Д Число 28 увеличили в 100 раз, а число 2800 уменьшили в 100 раз.
Число 50 увеличили в 10 раз, а число 500 уменьшили в 10 раз.
Число 302 увеличили в 1000 раз, а число 302000 уменьшили в 1000 раз.
Деление это какая операция, по отношению к умножению?
Сделайте вывод. Запишите способ ваших действий при делении на 10, 100, 1000.
Групповая работа: создание схемы – опоры деления на 10, 100. 1000, 10000
(Проверка написанного зачитывается по путевым листам).
IV. Закрепление материала по учебнику.
1. Откройте учебники на стр. 89, прочитайте правило.
Совпадает ли правило в учебнике с нашим открытием. Используя полученные
знания выполним N2 (1 и 2 группа), № 3 (3 и 4 группа) в учебнике.
Итак, давайте сделаем окончательный вывод:
Чтобы разделить любое число на 10, можно…..(1 группа); чтобы разделить любое
число на 100, можно… (2 группа); чтобы разделить любое число на 1000, можно… (3
группа); чтобы разделить любое число на 10000, можно…(4 группа).
3и 4 группы продолжают столбики, составляя и решая следующий пример.
2. Вместе с Пятачком мы пришли в гости к его дедушке, который любит загадывать
разные задачки. Прочитайте их по учебнику.
1 и 2 группа №7(а), 3 и 4 группа № 7 (б)
4. Внимание! Необходимо прочитать секретные знаки! Далее №12 и 13 стр. 91 по
группам.(пересечение, объединение, пустое множество, подмножество)
3. В конце нашей экспедиции Сова решила провести `Блицтурнир`.
Задание из учебника стр. 90.
Читаем задачу, пишем выражение, на каждую задачу по 1 минуте.
Через минуту ученики называют записанное выражение, а учитель на доске
открывает правильный ответ.
В математику
тропинки
3a
b : 2одолеем
без
запинки
c : 4
d + d ∙ 5
x : 6 + y : 8
V. Рефлексия.А теперь вернемся на `Поляну открытий` и посмотрим, какие
правила вы записали, какое открытие сделали.
Продолжите фразу:
Я вспомнил….
Я научился….
Мне понравилось…
Было трудно ….
Дома повторю…
Оцените работу каждого члена своей группы. (На путевом листе)1. Произведём вычисления, используя блоксхему: Слайд № 4
Выполнив вычисления, вы узнаете, какая птица вообще не вьёт гнезда, а выкапывает норки в
гнезде. Заполните таблицы:
1 группа:
а
х
1
к
2
и
5
д
9
р
11
о
12
м
14
з
1151759585875854758575
2 группа:
Выполнив вычисления, вы узнаете, какая птица строит гнёзда похожие на разукрашенные шалаши.
Заполните таблицы:
а
х
3
а
6
л
10
ш
11
н
13
и
20
к
752755752757585105175
3 группа:
Выполнив вычисления и расположив ответы в порядке возрастания, вы узнаете, какая птица
перелетает с места на место вслед за фруктовым урожаем. Заполните таблицы:
а
х
18
л
7
ь
4
б
15
г
25
у
16
оВыполнив вычисления и расположив ответы в порядке убывания, вы узнаете, какая птица может
ходить и петь под водой. Заполните таблицы:
4 группа:
17
к
23
я
10
19
а
п
а
х
5
л
8
о
Проверка :
ответы представителей групп;
просмотр слайдов Слайды № 56.
короткие сообщения детей о птицах.
Рефлексия:
самооценка учащихся;
оценка работы каждого ученика группой.
Обобщение работы по заданию (фронтально):
Какие математические действия вы выполняли при работе по алгоритму?
Какое умножение вы выполняли?
По какому правилу вы его выполняли?
2. Выполните тестовое задание.
Слайд № 7.
Пусть а рублей стоит 1 метр шёлка, а b рублей стоит 1 метр ситца.
Установите соответствие:
Смысл выражения:
Выражение:
1. во сколько раз 1м ситца
дешевле 1м шёлка
2.общая стоимость 1м шёлка и 1м
ситца
3.на сколько 1м шёлка дороже 1м
ситца
4. на сколько дороже стоят 3м
шёлка, чем 3м ситца
5.общая стоимость 10м шёлка и
Т a + b
Р a b
С a : b
А (a + b) • (10 + 100)
Д b : a
И a • 3 – b • 3
Ж a • 10 + b • 100
У a • 3 b100м ситца
Если вы правильно установите соответствия, то узнаете название птицы лучшего летуна.
Ответы запишите в таблицу:
1
2
3
4
5
Проверка:
по слайду; Слайд №7.
короткое сообщение о птице. Слайд №7.
3. Давайте вычислим значение последнего выражения. Слайд № 8. Прочитайте его: a • 10 + b • 100.
Пусть a = 350 рублей, а b = 50 рублей.
Тогда 350 • 10 + 50 • 100 = 8500(руб.)
Проверка:
по слайду. Слайд №8.
Рефлексия:
самооценка учащихся;
оценка работы каждого ученика группой.
Обобщение работы по заданию (фронтально):
Какое ещё правило вы вспомнили, выполняя вычисления?
ІІІ Постановка проблемы
Самые маленькие гнёзда строят колибри размером с напёрсток, а самые большие у
белоголового орлана, обитающего в северной Америке. Самое большое гнездо орлана нашли
во Флориде: его диаметр достигал 3м, глубина 6м, а масса 3т.
Слайд №9.
Ребята, давайте узнаем массу этого гнезда в килограммах. Может быть ктото из вас знает
сколько килограммов в одной тонне?
В 1 тонне 1000кг.
Как вы думаете, сколько же весит гнездо орлана? (ответы детей)
Как вы это узнавали?
Итак, надо 3 умножить на 1000.
Как это сделать?ІV. Сообщение темы урока
Может быть уже ктото догадался о теме нашего урока?
Тема урока: “Умножение на 10, 100, 1000 …”
Слайд №10.
V. Решение проблемы
Чтобы проверить правильность ваших ответов, воспользуемся свойствами умножения:
a • b = b • a
a • (b • c) = (a • b) • c
Слайд
№11.
Как называются эти свойства? О чём они говорят?
Решение: 3 • 1000= 1000 • 3= 1000+1000+1000= =3000(кг) Слайд №12.
Давайте перепроверим полученный результат, используя сочетательное свойство
умножения. В виде какого произведения можно представить число 1000? (100 • 10)
Запишем: 3 • 1000= 3 • (100 • 10)= (3 • 100) • 10= 300 • 10= 3000(кг) Слайд №12.
Сравните количество нулей в числе 1000 и в ответе. Что вы можете сказать?
Итак, попробуем сделать вывод.
Вывод: чтобы любое число умножить на 1000, можно…..(приписать к этому числу три нуля).
А как вы думаете, что надо сделать, чтобы любое число умножить на 10000?(высказывания
детей)
Проверка высказываний: выполнение № 1(б) с.82
Проверка:
по слайду. Слайд №13.
Итак, давайте сделаем окончательный вывод:
Чтобы умножить любое число на 10, можно…..(1 группа); чтобы умножить любое число на 100,
можно… (2 группа); чтобы умножить любое число на 1000, можно… (3 группа); чтобы умножить
любое число на 10000, можно…(4 группа).
Правило на с. 83 учебника.
Творческая работа:
Попробуйте изобразить вывод, к которому вы только что пришли, в виде схемыопоры.
Проверка:
просмотр получившихся схемопор.
Рефлексия:
самооценка учащихся;
оценка вклада каждого ученика группой.
VІ. Физминутка
VІІ. Первичное закрепление
Решение примеров с комментированием в группах.
Учебник “Математика3”, ч.1 с. 83 № 2.
Рефлексия:
самооценка учащихся;
оценка каждого ученика группой.
VIII. Самостоятельная работа
1 группа с. 83 № 3 (1 столбик);
2 группа с. 83 № 3 (2 столбик);
3 группа с.83 № 4 (1 строчка);
4 группа с.83 № 4 (2 строчка).
В тетради учащиеся записывают только ответы.
Проверка:
способом кодирования.
Закодировав ответы, вы узнаете, какие птицы строят свои гнёзда в кактусах.
Код (3 и 4 группы)
1.32000
2.4000
3.600000
4.9500
5.6000000
6.245000
7.740000
8.250000
9.1800000
0.2050000
Код (1 и 2 группы)
1.2700000
6.35000
7.500000
8.30500
9.460000
0.58000
2.17200
3.4020000
4.840000
5.42000
Проверка:
Выбери:
колибри 3917
сычэльф 4175
шилоклювый дятел 2690
дрозд 5062;
по слайдам. Слайд № 14.
Рефлексия:
самооценка учащихся;
оценка каждого ученика группой;
рассказы детей о птицах.
ІX. Повторение
Давайте сыграем в игру “Пятый лишний”. Слайд № 15.
В каждом ряду найдите лишнее число. Записав эти числа подряд, вы узнаете, в рацион каких птиц
входят ядовитые растения.
А) 1, 9, 4, 14, 6, 2;
Б) 400, 100, 700, 60, 500;
В) 921, 27, 345, 75, 723.
Прочитайте получившееся число.
Проверка:
по слайду;
рассказы детей о птицах. Слайд № 16.
А теперь “поиграем” с этим числом.
План “игры”.
5. Запишите сумму разрядных слагаемых.
6. Запишите предыдущее и следующее число.
7. Составьте наибольшее возможное число из цифр данного числа.
8. Составьте наименьшее возможное число из цифр данного числа.
9. Составьте и вычислите их сумму.
10. Составьте и вычислите их разность.
Проверка:
по слайду. Слайд №17.
Рефлексия:
самооценка учащихся;
самооценка каждого ученика группой.
X. Подведение итогов Игра “Внимание”. Слайд №18.
Запомните последовательность и воспроизведите её по
Назовите знаки:
памяти в тетради.
Проверка:
o по слайду. Слайд №18.
Рефлексия:
o самооценка учащихся;
o оценка каждого ученика группой.
С каким математическим понятием связаны эти знаки? Слайд №19.
Выберите:
o колибри выражения;
o фламинго уравнения;
o императорский пингвин множества;
o радужная щурка неравенства.
Проверка:
o фронтальная;
o рассказ о птице. Слайд №19.
o От чего же зависит множество нулей, которое мы напишем на конце числа после
выполнения действия умножения?
Рефлексия:
o самооценка учащихся по итогам всего урока;
o оценка каждого ученика группой по итогам всего урока;
o оценка групп по итогам всего урока учителем.
XI. Домашнее задание:
o с. 83правило;
o с.84 № 10 (1, 2 группы а; 3,4 группы в);
o с. 85 № 11;
o по выбору с. 85 № 15 Слайд №20.