Нуйкина Нина Валентиновна
МКОУ «Шишкинская сош»
Тальменский район
учитель математики
План – конспект урока
Предмет: Математика
Класс: 5
Тема урока: Смешанные числа
Цели урока:
Предметные:
Сформировать понятие «смешанное число», «целая и дробная часть числа»,навыки преобразования неправильной дроби в смешанное число и преобразования смешанного числа в неправильную дробь.
Личностные:
Формировать умение планировать свои действия в соответствии с учебным заданием, работать в коллективе и находить согласованные решения.
Метапредметные:
Развивать понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать по алгоритму
Тип урока: урок открытия нового знания
Формы работы учащихся : в парах, фронтальная, самостоятельная
Этапы урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент |
Создать благоприятный психологический настрой на работу, организовать внимание |
Ребята, сегодня у нас на уроке не совсем обычная обстановка: к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их улыбкой, улыбнемся друг другу и мне. О гостях можно на время забыть, а вот нам с вами вместе сегодня предстоит серьезная работа и без поддержки товарища нам не обойтись.Ребята, наш урок будет проходить под девизом:«Если будешь дроби знать, Точно смысл их понимать, Станет легкой даже трудная задача». (Слайд №1) Давайте подготовим тетрадь для работы (Слайд №2)
|
Включаются в деловой ритм урока
Записывают число, классная работа |
Актуализация знаний и умений
|
Актуализация опорных знаний и способов действий |
-На слайде вы видите числа. (Слайд №3) Разбейте их на 2 группы: На какие группы разобьем?
1) Во второй группе вы записали дроби, чем они отличаются? 2) Назовите неправильные дроби, как их отличить от правильных? 3) Что означает черта в дроби?
|
I - натуральные числа; II - дробные числа 1) Среди них есть правильные и неправильные.2) , числитель больше знаменателя3) черта означает знак деления |
Целеполагание и мотивация
|
Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока |
Проблемная ситуация 1) К какой группе вы отнесли число 2)Что заметили в нем интересного?
3)А мы знаем как такие числа называются? 4)Что же нам с вами предстоит делать?
5)Какое название вы могли дать этому числу?
Правильно, ребята такие числа называются –смешанными. 6) Как мы назовем тему нашего урока? Запишем в тетради тему урока «Смешанные числа» (Слайд №4)
|
1)Ни в какую.2) Состоит из целого числа и дроби.3)Нет.4)Узнать название числа, как оно получилось, что с ним можно делать5)дети пытаются придумать название: «комбинированное», «целодробные», «двойное»,«смешанное»6) Смешанные числазаписывают в тетрадь тему урока
|
Усвоение новых знаний и способов усвоения |
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: определения смешанного числа |
Определение смешанных чисел - Итак, какие числа мы назовем смешанными?
Давайте сверим наше предположение с определением из учебника (стр194)
Запись смешанных дробей 1) (Учитель объясняет это на доске) Пример: (принято записывать короче)
1) (дробная черта посередине целой части) 6 – целая часть - дробная часть 2) Приведите свой пример по одному смешанному числу, прочитайте соседу и пусть он его запишет.
Акцентирует внимание: Дробная часть смешанного числа – правильная дробь!
3) Запишите своё число: целая часть пусть будет дата твоего дня рождения, а в дробной части числитель – порядковый номер текущего месяца (2), а знаменатель – сегодняшнее число (9).
Перевод из неправильной дроби в смешанное число: решим следующую задачу (Слайд №5): «В корзине 5 яблок, их нужно разделить поровну между 3 детьми».
1) Ребята, что можно сказать про ответы 1 и ? 1) 2) 3) 4) 2) Что же можно сделать с дробью ? Учитель: Говорят «выделить целую и дробную части»
Учитель: «Как предлагаете это сделать?»
Учитель: 5 делится на 3?
Учитель: уточним свои предположения
Преобразуйте дробь в смешанное число Ребята, если можно выделять целую и дробную части из неправильной дроби, наверное, можно и наоборот сделать?
Учитель: уточним свои предположения стр196
|
Отвечают: Смешанными числами называются числа, состоящие из целой и дробной части;Читают по учебнику1)дети записывают в тетрадь.2)Работают в парах. Двое учащихся записывают свои числа на доске, читают их:Заметили неверно записанное число (последнее), исправили его.3)Дети проговаривают свои примеры, один ученик записывает на доске свое и остальные.Ответы детей: 1 + += 1 + = 1 5 : 3 = 1) Первое число – смешанное, а второе – неправильная дробь и получается, что они равны; 2) получить из нее смешанное число Мы должны научиться выделять целую и дробную части из неправильной дроби. Дети: дробная черта означает деление, давайте запишем дробь в виде частного 5:3 и найдем ответ. Нет, выполним деление с остатком : 1 –будет целой частью, 2 – числителем, а знаменатель прежним. Читают правило в учебнике, стр195 Работают в парах
Да, для этого мы умножим знаменатель на целую часть, прибавим числитель и запишем в числитель, а знаменатель оставим прежним.
|
Физминутка |
Смена деятельности, обеспечение эмоциональной разгрузки учащихся
|
(Слайд №6) Потрудились – отдохнем! Встали, глубоко вдохнем Поднимает руки класс – это «раз».
|
Выполняют упражнения |
Организация первичного закрепления |
Установление правильности и осознанности изучения темы «Смешанные числа».Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий |
Выполнение заданий из учебника №769, 773 (Слайд №7)
|
Выполняют в тетрадях и на доске |
Подведение итогов урока |
Качественная оценка работы класса и отдельных обучаемых |
- Что изучали сегодня на уроке? - Кто желает сформулировать определение смешанных чисел? - Кто запомнил алгоритмы работы со смешанными числами? |
Дети отвечают на вопросы. |
Информация о домашнем задании |
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
§29 № 770, 772 (1,2), 774 (Слайд №8) Учитель поясняет выполнение д/з, если у ребят возникают вопросы
|
Записывают домашнее задание в дневник |
Рефлексия |
Инициирование рефлексии детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе |
Продолжи высказывание: 1.Урок сегодня был… (познавательным, полезным, интересным) 2.Для меня тема: а) трудная, вот если бы… б) лёгкая, и я … (Слайд №9)
(Слайд №10) |
Дети по желанию выбирают любое высказывание |
Использованная литература
1. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С., Буцко Е.В. Математика: программы : 5–9 классы - М. : Вентана-Граф, 2016
2. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. учебник Математика: 5класс - М.: Вентана-Граф, 2016
3. Буцко Е.В., Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Математика: 5 класс: методическое пособие - М.: Вентана-Граф, 2016
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.