Урок в 6 классе.
Повторить понятия «отношение», «пропорция», «отношение
Тема: Масштаб
Цели:
расстояний»;
ввести понятие «масштаб»; формировать у учащихся практические умения и
навыки, связанные с математическими вычислениями при решении текстовых
задач;
способствовать развитию умения делать выводы; развивать познавательный
интерес учащихся, воспитывать любовь к родному краю.
Ход урока
I.
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы продолжим изучение темы «Пропорции». Рассмотрим их
применение в одной из областей жизни. Докажем, какое важное
практическое применение имеет материал сегодняшнего урока.
Итак, начнем с повторения пройденного.
Решение устных упражнений.
II.
1. (Слайд №2) Клоун решил найти отношение массы мышки к массе слона.
Мышка весит 50 граммов, а слон – 5 тонн. «Составим отношение 50 : 5»,
сказал клоун. – «Мышка в 10 раз тяжелее слона». Прав ли клоун?
2. Найдите отношение чисел 8 и 2; 1 и 10;величин: 2см и 4см; 3см и 6 м;
5см и 4,5км. (Слайд №3)
3. Во сколько раз число 8,4 больше числа 4,2? (Слайд №4)
III. Изучение нового материала
Географическая карта – один из важнейших документов
человеческой культуры. Большие территории, государства или части света,
изображаются на географических картах. Каждая извилина на карте,
каждый штрих – результат огромного многолетнего труда землепроходцев,
отважных путешественников и исследователей.
(Слайд№5) Посмотрите на карту России нашей Родины.
Найдите столицу нашей родины – Москву и главный город нашей области –
Ростов – на Дону. Давайте найдем расстояние от Москвы до Ростова
(используя линейку). Какое расстояние у вас получилось? Скажите, а в
действительности это такое же расстояние? Нет. Какое расстояние от
Москвы до Ростова в действительности мы вычислим чуть позже.
На карте участки земной поверхности изображаются в уменьшенном
виде. Например, расстояние в 1 километр на карте – это отрезок в 1
сантиметр. Во сколько раз отрезок на карте меньше расстояния на местности?
(Слайд №6)
1
см
1
км
1
см
100000
см
1
100000
раз
.
Мы нашли отношение длины отрезка на карте к длине
соответствующего расстояния на местности эта величина называется
масштабом.
Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего
отрезка на местности называют масштабом карты.
Масштаб показывает, во сколько раз расстояние на плане меньше
чем расстояние на местности. (Слайд №7)
Запись в тетрадях: (Слайд №8)
На карте
На местности
Масштаб
1см
1км = 100000см
1 : 100000
Обратите внимание на запись масштаба.
Закрепление нового понятия
IV.
№ 821
На карте
На местности
Масштаб
8,5 см
х см
1 : 1000000
8,5: х = 1 : 1000000,
Ответ: 8500000см= 85км
Задача.
Длина отрезка на местности равна 240м, а длина
соответствующего ему отрезка на карте равна 2,4см. Найдите масштаб
карты. (Слайд №10)
На карте
На местности
Масштаб (М)
2,4 см
240м = 24000см
?
Согласно определению масштаб этой карты равен отношению 2,4см к
240м.
2,4
см
: 240
м
2,4
см
: 24000
см
1:1000
Практическое задание (по группам)
V.
По карте Ростовской области найдите:
1я группа – расстояние от нашей станицы до районного поселка
2я группа – расстояние от нашей станицы до областного центра – города
Ростова
3я группа – расстояние от хутора Каныгин до районного поселка
А теперь вернемся к задаче о расстоянии от Москвы до Ростова. Вы
измерили расстояние на карте мира от Москвы до Ростова. Вычислите,
какое расстояние от Москвы до Ростова в действительности.
На этом уроке мы познакомились только с одной областью применения
масштаба, а именно, при изображении участков земли на карте.
На практике приходится выполнять изображения очень крупных
деталей (Слайд№12, 13) (например, машины, деталей самолета, корабля) и
очень маленьких (модель атома, деталей часового механизма и др.). Поэтому,
при вычерчивании, изображения больших деталей уменьшают, а маленьких –
увеличивают. Для этого тоже применяют масштаб. Об этом подробнее будем
говорить на уроках черчения.
Решите дополнительно № 825
VI. Подведение итогов. Рефлексия.
Что нового вы узнали сегодня?
На какие вопросы получили ответы?
Какие новые вопросы появились?
Какие виды заданий вызвали затруднения?
Какие моменты урока вас обрадовали или огорчили?
Я надеюсь, сегодняшний урок помог вам открыть неизвестное в известном
ранее понятии “масштаб”. Об умном человеке говорят: “масштабно
мыслит”. Будем этому учиться! (Слайд №15)
VII. Задание на дом (Слайд №16)
Измерьте длину и ширину своей комнаты.
П.23, № 842, 843
Конспект урока математики в 6 классе "Масштаб"
Конспект урока математики в 6 классе "Масштаб"
Конспект урока математики в 6 классе "Масштаб"
Конспект урока математики в 6 классе "Масштаб"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.