КОНСПЕКТ УРОКА
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
(столярное дело)
в 5 классе
Тема: «Материалы для изготовления кухонной лопатки».
Раздел: «Изготовление кухонной утвари».
Урок трудового обучения (столярное дело) в 5б классе
Тип урока: комбинированный
Тема: «Материалы для изготовления кухонной лопатки».
Раздел: «Изготовление кухонной утвари».
Цель урока: дать начальное представление о механических, физических и технологических свойствах древесины разных пород.
Задачи:
Образовательные:
• Повторить с учащимися последовательность получения древесины,
пиломатериалов их виды и назначение, примеры кухонной утвари,
которая может быть изготовлена из древесины.
• Дать общее представление о твёрдости, прочности и
обрабатываемости древесины сосны и берёзы для сравнения их свойств
• Способствовать формированию умений и навыков
разметки и обработки древесины при изготовлении кухонной лопатки.
Коррекционно-развивающие:
• Способствовать развитию речи учащихся;
формированию и развитию самостоятельности.
Воспитательные:
• Прививать учащимся чувства уважения, взаимопомощи, бережное отношение к инструментам и материалам.
КОНСПЕКТ УРОКА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
(столярное дело)
в 5 классе
Тема: «Материалы для изготовления кухонной лопатки».
Раздел: «Изготовление кухонной утвари».
1Урок трудового обучения (столярное дело) в 5б классе
Тип урока: комбинированный
Тема: «Материалы для изготовления кухонной лопатки».
Раздел: «Изготовление кухонной утвари».
Цель урока: дать начальное представление о механических, физических и
технологических свойствах древесины разных пород.
Задачи:
Образовательные:
Повторить с учащимися последовательность получения древесины,
пиломатериалов их виды и назначение, примеры кухонной утвари,
которая может быть изготовлена из древесины.
Дать общее представление о твёрдости, прочности и
обрабатываемости древесины сосны и берёзы для сравнения их свойств
Способствовать формированию умений и навыков
разметки и обработки древесины при изготовлении кухонной лопатки.
Коррекционноразвивающие:
Способствовать развитию речи учащихся;
формированию и развитию самостоятельности.
2Воспитательные:
Прививать учащимся чувства уважения, взаимопомощи, бережное отношение к
инструментам и материалам.
Оборудование и материалы:
Образцы разных пород древесины
Пооперационная карта изготовления кухонной лопатки
Заготовки для выполнения практических работ : дощечки из берёзы – 300x50x6мм
Шаблоны для разметки лопатки
Инструменты для выпиливания и обработки изделия: ножовка с тонким полотном,
напильник, шлифовальная шкурка.
Основные термины: материал, порода, свойства, плотность, твёрдость, шаблон.
Словарная работа: шаблон.
ХОД ПЕРВОГО УРОКА
3Этапы
урока
Деятельность учителя
1. Организа
Приветствие учащихся.
ционный
Проверка явки учащихся
момент
_____________________________________
Проверка готовности учащихся к уроку.
Настрой учащихся на работу.
Деятельность
учащихся
Построение перед
мастерской
_____________________
___
Подготовка к уроку.
Рассматривают изделия,
вспоминают их названия
_____________________
_
Учитель показывает ребятам несколько
изделий из древесины среди них одно из
металла (ключ):
2.проверка
ранее
полученных
знаний.
Ребята, какой предмет здесь лишний и
почему?
Дают полный ответ.
А, что такое древесина и из чего её
получают?
Слабо
успевающим
учащимся достаточно
дать краткий ответ.
Назовите мне основные части растущего
дерева.
какая часть дерева самая ценная?
Что получают при распиливании ствола
вдоль его длины?
Для чего используют пиломатериалы?
Поочерёдно
вслух
проговаривают названия
пиломатериалов
Называют изделия из
древесины
_____________________
___
4 Об изготовлении каких изделий мы
говорили на предыдущем занятии?
Что называют кухонной утварью?
Приводят примеры
кухонной утвари
3.
Актуализация
знаний,
объявление
темы урока.
Вводное слово учителя.
Кухонные принадлежности могут быть
изготовлены из разных материалов:
металла, пластмассы, керамики и
древесины.
Но есть такие предметы кухонной
утвари, которые нельзя изготовить из
древесины: например – сковорода,
кастрюля.
Поэтому, мы остановим свой выбор на
изготовлении такого предмета кухонной
утвари, как «кухонная лопатка», потому
что она может быть деревянной и ёё можно
использовать для приготовления пищи.
Чтобы изделие получилось качественным
и долго прослужило, надо правильно
выбрать материал.
Об этом вы узнаете на сегодняшнем
уроке:
«Материалы для изготовления кухонной
лопатки»
Итак чтобы лопатка получилась
качественной, долговечной и, к тому же,
Слушают сообщение
учителя.
Слушают сообщение
учителя.
54. Сообщение
нового
материала.
недорогой, надо правильно подобрать
материал – древесину.
Записывают тему урока в
тетрадь.
Она должна быть доступной, прочной,
иметь приятный внешний вид, легко
обрабатываться, не приносить вреда для
здоровья.
Для примера, возьмём образцы двух
пород древесины – сосны и берёзы,
сравним их свойства и решим, из какой
древесины будем изготавливать лопатку.
Обратите внимание на доску: здесь вы
видите схему, с помощью которой можно
сравнить свойства берёзы и сосны:
Слушают сообщение
учителя.
древесина
БЕРЁЗА
Доступна
Плотная
Прочная
Легко
СОСНА
Доступна
Менее прочная
и плотная
Выделяет смолу
Легко
обрабаты
Зарисовывают схему в
тетрадь
6Попробуйте разломить по волокнам
образцы берёзы и сосны одинаковых
размеров и ответьте, какую древесину
лучше использовать для изготовления
кухонной лопатки?
Сейчас я покажу вам последовательность
изготовления кухонной лопатки
_____________________________________
___
Учитель выполняет практический показ
приёмов разметки и выпиливания лопатки с
применением пооперационной карты.
_____________________________________
_____
Показ и контроль выполнения учащимися
комплекса физических упражнений общего
воздействия.
Пытаются разломить
дощечки из берёзы и
сосны: сосновые
ломаются легко,
берёзовые не могут
разломить даже самые
сильные ребята.
Отвечают – БЕРЁЗА!
Наблюдают за ходом
работы
_____________________
___
Стоя у верстаков,
выполняют комплекс
упражнений общего
7
____________
__
5. Физкульт
минуткавоздействия
4.
Практическая
работа.
Вводный инструктаж учителя:
Слушают сообщение
разъяснение задач и последовательности
выполнения практической работы.
инструктаж по Т.Б.
при работе
разметочными инструментами и пилении
древесины
Учащимся выдаются заготовки для
изготовления лопатки и шаблоны
Текущий
инструктаж
по ходу выполнения
учащимися практической
работы.
учителя
Выполняют
практическую работу:
1.надевают спецодежду,
подбирают необходимые
инструменты и
раскладывают их на
верстаке
2.выполняют разметку
лопатки по шаблону
3.выпиливают лопатку по
контуру разметки
Анализ результатов практической работы.
5. Подведение
Выявление и обсуждение возможных
Участвуют в обсуждении
итогов
первого урока.
ошибок.
проделанной работы.
ХОД ВТОРОГО УРОКА.
Проверка явки учащихся.
Построение перед
мастерской.
81. Организа
ционный
момент.
2. Краткое
повторение
материала,
изученного на
первом уроке
Настрой учащихся на урок через работу с
Выразительное чтение
пословицей о труде:
пословицы.
« Мал телом да велик делом!».
Объяснение значения
пословицы.
Объясняю смыл пословицы, и прошу ребят
привести примеры пословиц подобных по
Слушают объяснение
учителя
смыслу.
Вспоминают известные
пословицы о труде
Вступительное слово учителя:
На первом уроке вы узнали новые для вас
сведения. Чтобы повторить их я задам вам
несколько вопросов:
Слушают сообщение
учителя.
Какой должна быть древесина для
изготовления кухонной утвари?
Берёзу или сосну лучше использовать для
изготовления лопатки? Почему?
Отвечают на вопросы
Расскажите, в какой последовательности
изготавливается лопатка?
Как называется приспособление для
разметки лопатки?
3. Словарная
работа
Придумайте предложение со словом
«шаблон»
Выполняют задание
идивидуально
94.Физкульт
минутка.
Комментарий и контроль выполнения
физкультминутки для снятия напряжения с
глаз.
Сидя за партами,
выполняют комплекс
упражнений для снятия
напряжения с глаз.
5
Практическая
работа.
последовательности
Повторение
выполнения работы с использованием
пооперационной карты.
Слушают объяснение и
по очереди
восстанавливают
технологическую
последовательность
работы на
пооперационной карте.
инструктаж по Т.Б. при работе
разметочными инструментами и пилении
древесины
Слушают инструктаж
Текущий
инструктаж
по ходу выполнения
учащимися практической
работы.
Продолжают выполнение
практической работы.
По окончании работы
производят уборку
рабочих мест
6.Подведение
итогов урока.
Подвожу итоги урока:
Отвечают на вопросы
что нового вы узнали сегодня на уроке?
10 чему вы научились?
доложите о выполнении практической
работы.
Заслушиваю результаты практических
работ, указываю учащимся на допущенные
ими ошибки
Каждый ученик
докладывает о
результатах выполненной
им практической работы.
Объективно оцениваю результаты работы
учащихся в течении всего занятия.
Выставляю оценки
Сообщаю о предстоящей работе на
следующий урок.
Слушают учителя.
Готовятся к перемене.
11