Цель урока "Импрессионизм" - характеризовать импрессионизм как коллективный вызов кризису художественной культуры в эпоху урбанизации. В ходе урока обучающиеся знакомятся с историей зарождения нового стиля в живописи, его проявлениях в скульптуре, музыке; проводят сравнение классического французского и русского импрессионизма. Рассматривают произведения художников импрессионистов под сопровождение музыки Клода Дебюси.Урок МХК "Импрессионизм" 11 класс по учебнику Емохоновой Л.Г.
Тема: Импрессионизм.
Конспект.
Цель урока – характеризовать импрессионизм как коллективный вызов кризису художественной
культуры в эпоху урбанизации
Слайд 1. Мотивационноцелевой этап. Учитель читает стихотворение Осипа Мандельштама
Художник нам изобразил
Глубокий обморок сирени
И красок звучные ступени
На холст как струпья положил.
Он понял масла густоту, —
Его запекшееся лето
Лиловым мозгом разогрето,
Расширенное в духоту.
А теньто, тень все лиловей,
Свисток иль хлыст как спичка тухнет.
Ты скажешь: повара на кухне
Готовят жирных голубей.
Угадывается качель,
Недомалеваны вуали,
И в этом сумрачном развале
Уже хозяйничает шмель.
Как вы думаете, о каком художественном стиле Осип Мандельшам мог написать такие стихи?
Может быть это реализм, или барокко, или рококо? (Выслушивает высказывания обучающихся).
Слайд 2 3. Тема урока.( запись в тетради). Знакомство с целью урока.
Слайд 4. План урока:
1.История появления импрессионизма.
2. Импрессионизм в живописи.
2.1. характерные особенности
2.2. Франция – родина импрессионизма
2.3. Русские импрессионисты.
3. Импрессионизм в скульптуре.
4. Импрессионизм в музыке.
Слайд 5 7 . История появления импрессионизма.
Причин появления импрессионизма несколько, это целый комплекс предпосылок, который
привел к настоящей революции в искусстве:
В 19 веке во французской живописи назревал кризис, он был связан с тем, что
«официальная» критика не желала замечать и пускать в галереи различные зарождающиеся новые
формы. Поэтому живопись в импрессионизме стала своеобразным протестом против косности и
консерватизма общепринятых норм.
Также истоки этого течения стоит искать в тенденциях, присущих еще эпохе Возрождения и
связанных с попытками передать живую реальность. Художники Венецианской школы считаются
первыми прародителями импрессионизма, дальше на этот путь стали испанцы: Эль Греко, Гойя,
Веласкес, которые напрямую повлияли на Мане и Ренуара.
Свою роль в становлении этой школы сыграл и технический прогресс. Так, появление
фотографии породило новую идею в искусстве о запечатлении сиюминутной эмоции и ощущения.
Именно это мгновенное впечатление и стремятся «схватить» художники рассматриваемого нами
направления.
представители Барбизонской школы.
Слайд 8. Во второй половине 19 века в Париже действовал Салон–
единственная выставка, открывающая путь к заказчикам. Когда молодой
Эдуард Мане представил свою работу «Завтрак на траве», в Салоне
разразился страшный скандал. Картина вызвала негодование критики и
публики, и художнику запретили ее выставлять. Поэтому Мане и другие
молодые художники, не допущенные к участию, организовали «Салон
отверженных». Работа получила огромный резонанс, а вокруг Мане начал
Также свое влияние на это течение оказало и развитие школы пленера, которую заложили
МХК 11 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1Тема: Импрессионизм.
Появляется общество живописцев,
формироваться круг художников. Они собирались в кафе, обсуждали
проблемы современного искусства, спорили о новых формах.
которых назовут
Слайд 9.
импрессионистами по имени одной из работ Клода Моне. В это сообщество
входили Писсарро, Ренуар, Сезанн, Моне, Базиль, Дега. Первая выставка
художников состоялась в 1874 году в Париже и закончилась, как и все
последующие, провалом. Собственно импрессионизм в музыке и живописи
охватывает период всего в 12 лет, с первой выставки до последней,
состоявшейся в 1886 году. Позже импрессионизм начинает распадаться на
новые течения, часть художников умирает. Но этот период совершил
настоящий переворот в умах творцов и публики.
Слайд 10. 2. Импрессионизм в живописи.
2.1. характерные особенности
Автором термина «импрессионизм» считается французский критик и журналист Луи Леруа,
который под впечатлением посещения выставки «Салон отверженных» в 1874 году в Париже,
называет их в своем фельетоне импрессионистами, своеобразными «впечатленцами», причем
данное высказывание носит несколько пренебрежительный и ироничный характер.
Импрессионизм – направление в искусстве конца 19 – нач. 20 веков, утверждающее главной
задачей художественного творчества выражение субъективных впечатлений художника от явлений
действительности.
отсутствие глубоких философских воззрений
основа идеологии - сиюминутное переживание, впечатление
отсутствие социальных задач
стремление передать полноту и радость бытия в повседневности
Слайд 11. Жанровая система импрессионизма была в целом очень
традиционной: пейзажи, портреты, натюрморты. Это направление - не
объединение людей на основе философских воззрений, а содружество
единомышленников, каждый из которых ведет собственные искания в
изучении формы бытия. Импрессионизм заключается именно в
уникальности взгляда на обычные предметы, он сосредоточен на
индивидуальном переживании.
Слайд 12. Узнать живопись в импрессионизме довольно легко по
некоторым характерным чертам:
В первую очередь стоит помнить, что художники этого направления были
яростными любителями цвета. Они почти полностью отказываются от
черного и коричневого в пользу насыщенной, яркой палитры, часто сильно
высветленной. Техника импрессионистов отличается короткими мазками.
Они стремятся к общему впечатлению, а не к тщательной прорисовке
деталей. Полотна получаются динамичными, прерывистыми, что
соответствует человеческому восприятию.
Живописцы стремятся
располагать цвета на полотне таким образом, чтобы получать
колористическую интенсивность или сближенность на картине, они не
смешивают краски на палитре. Художники часто работали на пленэре, и это отразилось на технике,
в которой не было времени на подсушивание предыдущих слоев. Краски наносились рядом или
одна на другую, при этом использовался укрывистый материал, который давал возможность
создавать эффект «внутреннего свечения».
МХК 11 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1Тема: Импрессионизм.
Слайд 13. Создание циклов живописных произведений с целью изучения изменений света и тени
(«Стога сена» Клода Моне)
Слайд 14. 2.2. Франция – родина импрессионизма.
Родиной импрессионизма была Франция. Из этой страны новое течение получило распространение в
другие страны. Но именно Франция подарила миру плеяду самобытных авторов. Из других видов
искусства импрессионизм получил более полное воплощение в музыке. Музыкальным фоном
небольшого слайдфильма служит музыка Клода Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна».
Слайд 15. 2.3. Русские импрессионисты.
Русский импрессионизм развивался с конца XIXначала XX в. В нём сказалось воздействие
творчества французских импрессионистов. Но русский импрессионизм имеет ярко выраженную
национальную специфику и во многом не совпадает с хрестоматийными представлениями о
классическом французском импрессионизме. В живописи русских импрессионистов преобладают
предметность, материальность. В нём большая нагруженность смыслом и меньшая динамизация.
Русский импрессионизм ближе, чем французский, к реализму. Французские импрессионисты делали
упор на впечатлении от увиденного, а русские добавили и отображение внутреннего состояния
художника.
сеанс.
Некоторая незавершенность, этюдность русского импрессионизма создаёт «трепет жизни», который
был характерен для них.
должна
завершена
быть
Работа
была
за
один
Слайд 16. Наиболее яркими представителями русского импрессионизма считаются Константин
Коровин («Портрет хористки», 1883 год, «Северная идиллия» 1886 год)
Слайд 17. Валентин Серов («Открытое окно. Сирень», 1886 год, «Девочка с персиками», 1887 г)
Слайд 18 19. Архип Куинджи («Север», 1879 год, «Днепр утром» 1881 год) и другие. Методы и
манера изображения присущие импрессионизму нашли отражение в творчестве и таких
выдающихся русских художников как БорисовМусатов, Богданов Бельский, Нилус.
Слайд 20. Импрессионизм в скульптуре.
Как отдельное направление в архитектуре импрессионизм не сложился, можно найти его
отдельные черты и признаки в некоторых скульптурных композициях и памятниках. Скульптуре
данный стиль придает свободную пластику мягких форм, они создают удивительную игру света на
поверхности фигур и придают некоторое ощущение незавершенности, скульптурные персонажи
часто изображены в момент движения.
Слайд 2123. К произведениям в данном направлении относят произведения знаменитого
французского скульптора Огюста Родена («Поцелуй», «Мыслитель», «Поэт и муза», «Ромео и
Джульетта», «Вечная весна»)
Слайд 24. Импрессионизм в музыке.
Музыкальный импрессионизм сложился во Франции в последнюю четверть XIX в. – нач. XX в.
Ярче всего он выразился в творчестве Эрика Сати, Клода Дебюсси и Мориса Равеля. Музыкальный
импрессионизм близок импрессионизму во французской живописи. У них не только общие корни,
но и причинноследственные связи.
Слайд 25 Дебюсси пишет «Облака», «Эстампы» (наиболее образный из которых, акварельная
звуковая зарисовка – «Сады под дождём»), «Образы», «Отблески на воде», которые вызывают
прямые ассоциации со знаменитым полотном Клода Моне «Впечатление. Восход солнца». По
выражению Малларме, композиторыимпрессионисты учились «слышать свет», передавать в звуках
движение воды, колебание листвы, дуновение ветра и преломление солнечных лучей в вечернем
воздухе.
МХК 11 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1Тема: Импрессионизм.
Слайд 26. Закончить урок я хочу также как и начала – стихами. Яркий пример поэтического
импрессионизма – сборник Поля Верлена «Романсы без слов» (1874).
Мистические стихи.
Воспоминание с Вечерней Мглой
Дрожит и рдеет в раскаленной дали
Надежд, уже подернутых золой,
Чьи племена все дальше отступали,
Стеной вставая, что цветы заткали,
Тюльпан, вербена, лилия, левкой,
Виясь вокруг решетки вырезной
Подобием таинственной вуали,
И душным ядом, сладостным вначале,
Тюльпан, вербена, лилия, левкой,
Топя мой дух, и мысли, и печали,
В огромное томление смешали
Воспоминание с Вечерней Мглой.
МХК 11 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1Слайд 27. Домашнее задание: § 26
Миниисследование «Художественные приемы Родена в скульптуре «Граждане города Кале»
Источники:
https://сезоны-года.рф/%D0%BD%D0%B0%D0%BF
%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD
%D0%B8%D0%B5%20%D0%B8%D0%BC%D0%BF
%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%BE%D0%BD
%D0%B8%D0%B7%D0%BC.html
https://www.syl.ru/article/307891/luchshie-kartinyi-impressionistov-s-nazvaniyami-i-
foto
http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/raznoobrazie-stilej-v-
iskusstve-i-ikh-osobennosti/375-impressionizm
http://lib.ru/POEZIQ/WERLEN/stihi.txt