Конспект урока: минеральные ресурсы России.
Оценка 5

Конспект урока: минеральные ресурсы России.

Оценка 5
Разработки уроков
docx
география
8 кл
01.03.2018
Конспект  урока: минеральные ресурсы России.
Цель урока: раскрыть основные закономерности размещения МР, выделить главные районы их концентрации в России, выявить проблему исчерпаемости МР. Задачи урока Образовательные: сформировать понятия «полезные ископаемые», «месторождение», «бассейн»; конкретизировать представление учащихся о важнейших районах размещения месторождений по¬лезных ископаемых; сформировать умение устанавливать связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископае¬мыми; способствовать пониманию необходимости рационального использования минеральных ресурсов и охраны земных недр. Развивающие: развивать творческое мышление учащихся, прививать умения исследовательской деятельности – умение самостоятельно раскрывать смысл вещей и явлений, делать определенные выводы, работать группами; Воспитательные: воспитание патриотического отношения к своей Родине, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.
минеральные ресурсы 8 класс.docx
Тема урока: минеральные ресурсы России. География 8 класс Тип урока: комбинированный Цель урока: раскрыть основные закономерности размещения МР, выделить главные  районы их концентрации в России, выявить проблему исчерпаемости МР. Задачи урока Образовательные: сформировать понятия «полезные ископаемые», «месторождение»,  «бассейн»; конкретизировать представление учащихся о важнейших районах размещения  месторождений полезных ископаемых; сформировать умение устанавливать связи между  тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми; способствовать  пониманию необходимости рационального использования минеральных ресурсов и охраны  земных недр. Развивающие: развивать творческое мышление учащихся, прививать умения  исследовательской деятельности – умение самостоятельно раскрывать смысл вещей и  явлений, делать определенные выводы, работать группами; Воспитательные: воспитание патриотического отношения к своей Родине,  экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.  Метод: объяснительно­иллюстративный, проблемно­поисковый. Форма обучения: фронтальная, индивидуальная. Формы контроля: устный опрос, письменный опрос Оборудование: физическая и тектоническая карты России,  учебник: В.П. Дронов, И.И.  Баринова, В.Я Ром, А.А. Лобжанидзе География России. В 2 кн. Кн.1: Природа, население,  хозяйство. 8 кл. – М.: Дрофа, 2006, атлас 8 кл. – М.: Дрофа, тетради, мультимедийный  проектор, компьютер, презентация. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Повторение.    Географический диктант. Проводится с целью проверки знания номенклатуры  географических объектов размещения. 3. Изучение нового материала Сегодня на уроке мы изучим виды полезных ископаемых, особенности их образования и  Познакомимся с основными месторождениями полезных ископаемых нашей страны. Нам предстоит выявить пути рационального использования полезных ископаемых, а также  экологические проблемы, связанные с их добычей. Полезные ископаемые ­ минеральные образования земной коры, которые человек  использует или будет использовать в народном хозяйстве. (Далее объяснение идет с опорой на схему. Учитель чертит схему на доске, а  учащиеся ­ в тетрадях. Походу объяснения на экран выводятся слайды образцов  полезных ископаемых) По составу и особенностям использования различают полезные ископаемые: I.     Горючие, или топливные, ­ уголь, торф, нефть, природный газ, горючие сланцы. II.   Металлические ­ руды черных, цветных, редких, благородных и радиоактивных  металлов. III.Неметаллические ­ строительные материалы (песок, глина, мел и т. д.), химическое  сырье (сера, апатит, соли и т. д.), драгоценные и поделочные камни (алмаз, рубин, яшма и  т. д.) и др. Месторождение   Бассейн       ­ это скопление полезных ископаемых.     ­ это группа близко расположенных месторождений одного и того же полезного  ископаемого.    Учащиеся уже знают из курса географии материков и океанов о размещении полезных  ископаемых магматического и осадочного происхождения. Поэтому возможна организация их активной познавательной деятельности. Учитель предлагает учащимся следующие  вопросы и задания: 1)   По карте определите, какими полезными ископаемыми богата территория нашей  страны. 2)   Как распределяются полезные ископаемые? Какие из них встречаются на  платформах, а какие в складчатых областях? 3)   Определите основные месторождения угля и нефти. 4)   Определите размещение месторождений железных руд. 5)   Как можно объяснить присутствие на Русской платформе месторождений железных  руд Курской магнитной аномалии? 6)   К каким структурам приурочены месторождения полиметаллических руд? 7)   Почему месторождения руд приурочены к горным массивам? 8)   Какими полезными ископаемыми богата территория нашей области? Обобщив ответы учащихся, учитель целенаправленно подводит их к правильным  выводам. Для платформ наиболее характерны ископаемые осадочного происхождения  (преимущественно нерудные). Это газ, нефть, уголь, горючие сланцы и т. д. Но  существование КМА подтверждает наличие рудных месторождений. Такие рудные  месторождения приурочены к щитам либо к тем частям плит, где мощность осадочного  чехла невелика и кристаллический фундамент подходит близко к поверхности. Примером  таких месторождений могут быть железные руды Алданского щита, никелевые и железные  руды Кольского полуострова. В складчатых областях обычно находятся месторождения  рудных ископаемых. Это связано с их происхождением. Магма и горючие магматические  растворы, из которых образовались руды, поднимались из недр Земли по разломам, трещи­ нам, пустотам и застывали, образуя месторождения (этот процесс изображен в учебнике на  рисунке 156, с. 43).  Учитель. Сейчас мы познакомимся с помощью карты с основными месторождениями  полезных ископаемых нашей страны. (Работа с картой). Железные руды ­ Курская магнитная аномалия (КМА), Кольский полуостров,  Алданский щит, Ангарские месторождения. Никелевые руды ­ Кольский полуостров, район Норильска. Медные руды ­ Урал, Забайкалье. Полиметаллические руды (свинец, цинк) ­ Алтай, Северный Кавказ, Приморский край. Алюминиевые руды ­ Северный Урал, Красноярский край, Архангельская область. Апатиты – Кольский полуостров. Калийные соли — Предуралье (Соликамское,  Березинское месторождения). Поваренная соль ­ Поволжье (озеро Баскунчак). Нефть ­ Западная Сибирь, Волго­Уральский бассейн, шельф Баренцева моря, о.  Сахалин. Газ ­ север Западной Сибири. Каменный уголь ­ Печорский бассейн, Донецкий, Кузбасский, Тунгусский (1 место по  запасам, 3 млрд. тонн), Ленский бассейны. Бурый уголь ­ Канско­Ачинский бассейн, Подмосковный. Алмазы ­ Якутия, Архангельская область. Полученные сведения учащиеся  заносят в  таблицу: УЗ на карте Районы добычи № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Полезные ископаемые Железные руды Никелевые руды Полиметаллически е Медные Алюминиевые Апатиты Калийные соли Поваренная соль Нефть Газ Каменный уголь 12 13 14 Бурый уголь Алмазы Золото Учитель. Наша страна богата полезными ископаемыми и обеспечивает себя всеми  видами минеральных ресурсов. Доля России в мировой добыче полезных ископаемых, в % Апатиты Природный газ Алмазы Никель Калийные соли    55     28    26    22    16   Железные руды Руды цветных металлов Нефть     Каменный уголь 14 13 12 12  Значительную часть добытых полезных ископаемых Россия продает другим странам.  Долгие годы мы гордились тем, что добывали полезных ископаемых больше, чем любая  другая страна. Разумно ли мы распоряжались и распоряжаемся сейчас добытыми  ресурсами? Добывая все больше и больше полезных ископаемых, человек должен помнить,  что этот вид ресурсов является исчерпаемым и невозобновимым. Поэтому необходимо  заботиться об экономном расходовании полезных ископаемых. Это достигается  несколькими путями. Во­ первых, снижением потерь полезных ископаемых при их добыче и переработке, более полным извлечением всех полезных компонентов, содержащихся в  руде, комплексным использованием минеральных ресурсов. Во­вторых, улучшением  использования полезных ископаемых. В­третьих, поисками новых месторождений. Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых, разбираются по  тексту учебника (с. 47). В процессе выполнения задания учащиеся устанавливают  причинно­следственные связи (записать в тетради): 1.Открытая добыча руды ­ (образование карьеров, отвалов пустой породы, пыль,  обрушение и просадка грунта). 2.Водооткачка и водозабор ­  (иссушение территории, обрушение и просадка грунта 3.Добыча строительных материалов ­ (образование карьеров)  Закрепление. Самостоятельно назвать: 1.Месторождение золота. (Бодайбо) 2.Соляное озеро в Поволжье. (Баскунчак) 3. Месторождение каменного угля. (Кузбасс) 4. Месторождение железной руды. (КМА) 5. Месторождение газа. (Уренгой) 6.Остров­нефтяное месторождение. (Сахалин) 7.Полуостров апатитов. (Кольский) Оцените самостоятельно работу. Критерий оценок: 7 правильных ответов – «5»; 6  правильных ответов –«4»; 4­5 правильных ответов –«3»;  менее 4 правильных ответов – к  сожалению, вы плохо знаете тему. Для тех, кто хочет знать больше. Растения помогают геологам Геологи давно заметили, что при залегании какой­либо руды в глубинах земли в  поверхностных слоях почвы содержится повышенное количество рудного элемента.  Иногда это лишь тысячные доли процента, но и они улавливаются некоторыми растениями. Есть растения, растущие только на почвах, обогащенных определенным химическим  элементом. Например, на Алтае многолетнее растение качим растет на почвах с присутствием меди. Существуют и медистые мхи, благодаря ним,  например, в Швеции были открыты три месторождения медной руды. Есть растения,  предпочитающие селиться на почвах, обогащенных никелем, кобальтом, оловом. Геологи при поиске рудных месторождений учитывают и еще одно отношение к ним  растений: некоторые «не хотят» расти на почвах с повышенным содержанием того или  иного химического элемента, в результате на общем фоне растительного покрова  выделяются прогалины, где нет этих растений. Так нередко обнаруживаются залежи бора,  хрома. В местах залегания руд кобальта на Кольском полуострове все исследованные  растения содержат кобальта в 40­50 раз больше по сравнению с подобными растениями  того же вида, растущими на нерудных участках. При повышенном содержании в почве каких­либо химических элементов, изменяется  часто и внешний вид растения. Наблюдения показали, что у растений под влиянием меди  может измениться окраска цветков ­ появляется голубоватый или синий тон. Никель  обесцвечивает цветки, марганец придает им красную или возовую окраску. Геологи должны быть всегда внимательными наблюдателями: измененный внешний  облик растения может подсказать многое. Например, иногда наблюдается изменение  формы цветков, листьев и стеблей растения и даже некоторые уродства. При повышенном  содержании в почве бериллия у молодых сосен вместо обычных образуются  метелкообразные ветви. Укорачивание корней и скручивание листьев вызывает высокое  содержание в почке алюминия. Цинк способствует развитию карликовых форм  и отмиранию кончиков листьев. Подведение итогов урока. Домашнее задание: § 7, на к.к. отметить, месторождения полезных ископаемых.

Конспект урока: минеральные ресурсы России.

Конспект  урока: минеральные ресурсы России.

Конспект урока: минеральные ресурсы России.

Конспект  урока: минеральные ресурсы России.

Конспект урока: минеральные ресурсы России.

Конспект  урока: минеральные ресурсы России.

Конспект урока: минеральные ресурсы России.

Конспект  урока: минеральные ресурсы России.

Конспект урока: минеральные ресурсы России.

Конспект  урока: минеральные ресурсы России.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2018