Конспект урока "Многообразие путей познания мира"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 25.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока для 10 класса профиль "Многообразие путей познания мира". Данный материал можно использовать на уроках обществознания как на профильном уровне , так и в обычном классе. Урок рассматривает ненаучные виды познавательной деятельности, упрочняя знания в теме "Познание -Знание -истина".
Иконка файла материала Урок 15.02.2019.docx
ДАТА 15.02.2019 Тема: «Многообразие путей познания мира» Цель   урока: раскрыть   особенности   различных   форм   ненаучного   познания   мира   и, проиллюстрировав их конкретными примерами, показать их значимость для человека. Задачи: Образовательные:   объяснить   понятия   и   термины:   «мифологическое   знание»,   «жизненный   опыт», «паранаука», «художественное познание», выявить их отличительные черты и схожесть в познании мира. Развивающие: содействовать развитию умения читать и интерпретировать различные тексты; способствовать   формированию   навыков   критичности   восприятия   информации   и   различных источников; формировать умения применять знания, полученные при изучении различных источников в контексте задания; совершенствовать умения применять обществоведческие термины в контексте ответа; решать познавательные и проблемные задачи. Воспитательные: способствовать созданию условий для развития коммуникативных навыков при работе в группе; помочь   учащимся   в   поиске   собственной   позиции   в   современных   спорах   о   познавательной деятельности во всем ее многообразии и противоречии; способствовать формированию адекватной самооценки учащихся. Планируемые результаты Метапредметные:   совершенствование   умения   публичного   выступления,   извлечение   необходимой информации   из   различных   источников;   оценивание   своих   учебных   достижений,   формулирование своей точки зрения. Предметные: уметь   характеризовать   основные   формы   ненаучного   познания   мира,   знать   их особенности,   знать   обществоведческие   термины   в   контексте   темы,   решать   проблемные   задачи, активно взаимодействовать в группе, участвовать в дискуссии, агрументировать свою точку зрения. Оборудование: мультимедийная презентация, учебник, раздаточный материал. Межпредметные связи: обществознание — литература, обществознание – искусство. Опережающее   задание:   все   учащиеся   разбиваются   по   группам,   готовят   сообщения   о   ненаучных способах познания мира. Методы: словесный   (беседа,   фронтальный   опрос),   проблемный   (проблемные   задачи), групповая работа. I. Организационный момент. Приветствие. II. Актуализация  знаний На предыдущих уроках мы говорили о познавательной деятельности. Что   такое   познание?   Человек   занимается   познанием,   чтобы   прийти   к   истине.   Процесс   познания многогранен, вы согласитесь со мной. Что  такое истина? Какие аспекты истины вы знаете? Какие способы познания истины вы можете назвать? Охарактеризуйте научное познание и приведите соответствующие примеры. Какую   роль,   по­вашему,   играет   наука   в   жизни   общества?   (дает   определение   многим   явлениям   в природе;   двигает   человечество   вперед   по   пути   прогресса;   предсказывает   явления,   события; определяет мировоззрение людей.) Всегда ли наука отвечает на наши вопросы, все ли она может объяснить? Как же относиться к науке? Давайте проведем небольшой опрос «Верите ли Вы». Ваша задача отвечать  в  листочках– опросниках «да» или «нет». (слайд1)Верите ли вы? 1. Что есть жизнь после смерти? 2. Что существуют привидения? 3. Что человек имеет инопланетное происхождение? 4. Что существуют аномальные зоны на Земле? 5. Что люди обладают экстрасенсорными способностями? 6. Что существуют НЛО? 7. Что человек может передавать мысли на расстояние? 8. Что существовала Атлантида? 9. Что существует домовой? 10. Что существует реинкарнация душ? 11. Что сны сбываются? По поводу различного отношения к науке людей делят на два типа: 1. Ориентированные на науку, им свойственна активность, терпимость к точке зрения других, поиск объективных оценок, открытость новым идеям. 2. Ориентированные   на   ненаучную   картину   мира,   им   свойственно   интересоваться   тайнами   и чудесами, поиск практической пользы, отсутствие поиска доказательств, приоритет чувств, опора на мнение. Если в ваших ответах больше 5 раз встречается – «да», значит, вы относитесь ко второй группе. В настоящее время в мире прослеживается следующая тенденция: по статистике увеличивается число людей, которые относятся ко второму типу. Чем это объяснить? Мы черпаем истину только из науки? (Нет, наука не является единственным источником знаний об окружающей действительности). Несмотря на высокий уровень развития науки, большинство людей черпают свои знания отнюдь не из научных трактатов. Предположите тему нашего урока?  (ответы ребят) Таким   образом,   сегодня   на   уроке   мы   поговорим   о   ненаучных   способах   познания   мира или   о многообразии путей познания мира. (Слайд 2) Тема сегодняшнего урока: «Многообразие путей познания мира. Ненаучное познание». III. Изучение нового материала,  исследование, создание проектов и их представление­ 2 урока. В течение урока мы должны заполнить   лист самооценки, в конце урока прокомментировать свою оценку работы на уроке. Давайте   немного   пофилософствуем.   На   что   похожа   данная   схема?   (рисунок   на   доске)   Варианты ответов учащихся.Как   вы   думаете,   почему    колесо?   (двигается,   это   символизирует,   что   познание   –   процесс развивающийся, этот предмет символизирует часть чего­то целого, более большего, это только одно колесо, которое двигает человеческое познание. Проблема/Цель урока: Можно ли утверждать, что ненаучное познание ведет человека к истине Работа в группах. Чтобы ответить на поставленный вопрос надо выяснить, в чем особенность ненаучных форм познания мира,   чтобы   понять,   как   они   помогают   человеку   постигать   истину.   Используя   параграф   23, проанализируйте его и подготовьте ответы, найдите свое решение поставленной проблемы.  Группа №1. Знатоки мифологии Используя раздел “Мудрость мифа” параграф 23,   выполните задание: 1. Определите виды мифов. 2. Черты мифологии. 3. В чем отличие мифологии от науки?  Группа №2. Практики Используя раздел “И опыт, сын ошибок трудных …” параграф 23, ответьте на вопросы: 1. Что такое жизненный опыт? 2. На чем основан жизненный опыт? 3. Чем отличается жизненный опыт от науки? 4. Почему жизненному опыту соответствует свой язык? Приведите примеры жизненного опыта. Группа №3. Специалисты по народному фольклору Используя раздел “Народная мудрость и здравый смысл” параграф 23, ответьте на вопросы: 1. Что такое народная мудрость? 2. Выделите её отличительные черты? 3. Что такое здравый смысл? 4. Чем он характеризуется? Группа №4. Искусствоведы Используя раздел “Познания средствами искусства” параграф 23,  ответьте на вопросы: 1. В чем особенности познания средствами искусства? 2. Что такое художественный образ? 3. Чем   отличается   результат   познания   средствами   искусства   от   других   результатов познавательной деятельности человека? Группа №5. Специалисты по паранормальным явлениям Используя раздел “Там, где кончается наука” параграф 23, ответьте на вопросы: 1. Что такое паранаука? 2. Почему она возникла и существует? 3. Каковы её черты? Выступление представителей от групп. Представителя от каждой группы рассказывают о формах ненаучного познания мира, формулируют свое мнение относительно поставленной проблемы, учитель дополняет и корректирует их ответ в случаи необходимости, отвечают на вопросы.  Дополнительные вопросы учителя:  ­ Какой способ Вам ближе?  ­ Докажите , что именно способ Вашей группы ближе к истине. IV.Проверка усвоения изученного материала ­ тест. V.Подведение итогов. Самооценка.Д/З. Оценки Закончилось обсуждение нашей проблемы. Подведем итоги. С какими ненаучными способами познания истины мы познакомились? Какой их них вам показался более убедительным? Можно ли утверждать, что ненаучное познание ведет человека к истине? Ответ аргументируйте.Американский  писатель   Ирвинг писал – «Познание подобно морю – тот, кто барахтается и плещется на поверхности, всегда больше шумит и потому привлекает к себе больше внимания, чем искатель жемчуга, без лишнего шума проникающий в поисках сокровищ до самого дна неизвестных глубин». Мы с вами тоже занимаемся познанием, так как же нам лучше, плескаться или нырнуть поглубже? Заполните   лист   самоанализа,   оцените   свою   работу   на   уроке   по   пятибалльной   системе   Если   вы набрали: 10­13 баллов – отметка «3» 14­18 баллов – отметка «4» 19­20 баллов – отметка «5» Домашнее задание: прочитать п. 23, найти и принести мифы о сотворении мира

Посмотрите также