Конспект урока "Морфологические признаки глагола", 6 класс (пр. М.М.Разумовской)
Оценка 4.6

Конспект урока "Морфологические признаки глагола", 6 класс (пр. М.М.Разумовской)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
6 кл
23.04.2017
Конспект урока "Морфологические признаки глагола", 6 класс (пр. М.М.Разумовской)
Конспект по теме "Морфологические признаки глагола. Словообразование глаголов" предназначен для проведения урока русского языка в 6 классе (по программе М. М. Разумовской). Объем изучаемого материала рассчитан на проведение двух уроков. Данный конспект можно использовать и при изучении русского языка по другим УМК.
Морфологические признаки глагола. Словообразование глаголов..doc
Русский язык, 6 класс Тема урока: Морфологические признаки глагола. Словообразование глаголов (2 урока) Цели урока: повторить сведения о морфологических признаках глагола, закрепить умение анализировать  морфологические признаки глаголов;  познакомить учащихся со способами образовании глаголов; развивать умение работать с учебными материалами, применять приобретенные знания при выполнении практических заданий;  формировать умение работать в парах, группах и самостоятельно; совершенствовать устную речь обучающихся. 1. Организационный момент. Запись даты, темы урока. Формулирование целей урока. 2.  Работа по теме «Морфологические признаки глагола» 1. Работа со справочными материалами (памятки, составленные уч­ся 8б класса) Задание: проанализируйте содержание справочных материалов; назовите ту  информацию, которая вам уже известна. ­ Можем мы выполнить морфологический разбор глаголов? Уч­ся раздаются  справочные материалы  «Глагол» (по 1 на  каждого) –  Приложение 1 3. 4.  2. Выполнение морфологического разбора 2 глаголов.  Задание: записать предложения, найти глаголы, выполнить их морфологический  разбор. Зимой рано темнеет. Много вредных насекомых переловят скворцы за лето. I. II. III. Темнеет – глагол. (что делает?) темнеет – обозначает действие. Н.ф. – темнеть; пост.: несов. вид,  неперех., 1 спр.; непост.: изъяв. накл., ед.ч., наст.вр., 3 л. (Что делает?) темнеет (сказуемое). Разбор 1 глагола – у  доски, 1 –  самостоятельно с  последующей  проверкой Переход к теме «Словообразование глаголов» 1. Разбор по составу глагола «переловят» ­ От какого слова и с помощью какой морфемы образован данный глагол? ­ Над какой темой будем работать дальше? (словообразование глаголов) ­ Что нам нужно выяснить и чему научиться? 1 ученик у доски 2. Актуализация знаний. Беседа по вопросам. ­ Какие способы образования слов вам уже известны? ­ Какие морфемы служат для образования новых слов? ­ Для чего служит окончание? Работа по теме «Словообразование глаголов» 1. Организуется работа по рядам. Каждому ученику даётся карточка с заданием. После   выполнения   своего   задания   (без   помощи   учебника)   весь   ряд   обсуждает правильность   выполнения;   ответственный   от   группы   заполняет   свою   колонку   в таблице на доске. Способы образования глаголов Способы образования  глаголов Приставочны й  Приставка  Суффиксальный  Приставочно­ суффиксальны й Приставка   и суффикс Суффикс  Словообразовательная морфема (или  морфемы) Часть речи, от  которой образован  Глагол  Существительно е  Глагол  Приложение 2 Работа индивидуальная и в группах. При  возникновении у кого­ то из уч­ся затруднений ребята с ряда  помогают ему. Учитель также может  «подсказывать» при  возникновении  затруднений глагол Примеры Выиграть  Обедать  Разыгрывать  Задание: по данной таблице расскажите о словообразовании глаголов. 2. Анализ теоретического материала учебника. Задание: изучите теоретический материал, представленный в упр. 312 (стр. 137); сравните с содержанием таблицы на доске. ­ Нужно ли дополнить таблицу? (вторую колонку – от прилагательного + пример; третью колонку – от прилагательного + пример) ***3. Занесение таблицы в тетрадь для правил. 4. Работа в парах – взаимоконтроль. Задание: рассказать друг другу о способах образования глаголов. Тренировочные упражнения. 1. Упр. 316 – у доски с комментированием. Указывать словообразовательные морфемы,   определять   способы   образования   слов   (обязательно   называть части речи) 2. *** С/Р – упр. 315 (по времени) Подведение итогов урока. ­ Проанализируйте свою работу на уроке. Что вы смогли сделать самостоятельно? ­ Какие затруднения возникли?  ­ Что осталось непонятным? Домашнее   задание:  упр.   313   (у);   записать   по   3   глагола   на   каждый   способ образования (по образцу в упр. 312). 5. 6. 7. Глагол – часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы Что делать? или Что сделать?. Глагол изменяется по лицам и числам в настоящем и  будущем времени, а в прошедшем времени – по числам и родам (в единственном числе). В предложении глагол обычно бывает сказуемым. Глагол Приложение 1 1. Часть речи. Общее значение. 2. Морфологические признаки. 2.1 Начальная форма(неопределенная форма). 2.2Постоянные признаки: а) вид, б) переходность, в) возвратность, г) спряжение. 2.3.  Непостоянные признаки: а) наклонение, б) число, в) время (если есть), г) лицо (если есть), д) род (если есть). Морфологический разбор Изъявительное­ обозначают  действия,  которые  происходили,  происходят или  будут  происходить на  самом деле.  Изменяются по  временам.  Во 2­м лице  мн.ч: ­ите у глаголов 2 спр. ­ете у глаголов 1 спр. Наклонение Повелительное­ обозначают такие  действия, которые  кто­то требует или  просит выполнить.  Употребляются  обычно в форме 2­го  лица ед. или мн.ч. Не  изменяются по  временам.  Во 2­м лице мн.ч: ­ите у глаголов 2 спр. Условное  (сослагательное)  ­ Обозначают  действия,  желаемые или  возможные при  определённых  условиях.  Образуются от  основ неопр. ф.  при помощи­л­ и  частицы бы(б) Изменяются по  числам и в ед.ч  по родам. Прошедшее время Отвечают на вопросы:  Что делал? Что  сделал? Что делала?  Что сделала? Глаголы в прош. вр.  Изменяются по числам,  а в ед.ч. по родам.  Перед –л­ пишется та же гласная, что и в неоп. ф. Времена глагола Настоящее время Отвечают на  вопросы: Что  делаю? Что  сделаю? Формы наст.вр.  имеют глаголы  несоверш. вида. Будущее время Отвечают на  вопросы: Что буду  делать? Что  сделаешь? Что  будут делать? и т. п. Имеет 2 формы  ­простую и  сложную.  От глаг. сов.в.­ простую (построю)  форму, а от глаг.  несоверш. вида­  сложную (буду  строить). 3. Синтаксическая роль. Спряжение I спр. Имеют оконч. ­у (­ю), ­ешь (­ёшь),  ­ет(­ёт),  ­ем(­ём),  ­ете (­ёте),  ­ут(­ют), Все глаголы на ­еть, ­ать,­ыть, ­оть,  ­уть. II спр. ­у(­ю), ­ишь, ­ит, ­им, ­ите, ­ат, ­ят. Также все глаголы на  ­ить.(кроме брить, стелить). 7 глаголов на  ­еть:Терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть. 4 глагола на ­ать: Держать, слышать, дышать, гнать. Переходные, непереходные глаголы Переходные Непереходные глаголы Глаголы, которые  Виды глагола Совершенный вид Несовершенный вид Отвечают на  вопросы: Что  сделать? Что  сделал? Что  сделаю? Отвечают на вопросы:  Что делать? Что  делал? Что делаю?  Что буду делать? глаголы Остальные глаголы.  С суффиксами ­ся (­сь).  Глаголы,  которые  сочетаются или  могут сочетаться с сущ.,числ.,  мест. в вин.п. без предлога. А также сущ.,  мест. может  стоять в род.п.  при отрицании,  при указании на  часть предмета.  Безличные глаголы обозначают действия,  происходящие без  действующего лица  (предмета). Употребляются: В изъяв. накл. и имеют  форму 3­го лица ед.ч. и  форму ср.лица и ед.ч. (прош.вр.):  нездоровится, будет  нездоровиться. В усл.накл. только в  одной форме:  нездоровилось бы. В неопр. фор.:  нездоровиться. Неопределенная форма глагола Глаголы отвечают на вопросы что  делать? или что сделать? Это  начальная форма глагола; она не  показывает ни времени, ни числа, ни  лица, ни рода.  Имеет окончание –ть(­ти) и нулевое  окончание в глаголах с основой на –чь. Орфограммы Не с глаголами пишется раздельно; кроме слов, которые не употребляются без не. Мягкий знак после шипящих в глаголах; в неопр. ф. после ч пишется ь; во 2­м лице ед.ч. пишется после ш­ь ­Тся и ­ться в глаголах; если отвечает на вопросы Что делает? или Что сделает?, то не пишется Ь, а если Что делать? или Что сделать?, то пишется Ь. Буквы е и и в корнях с чередованием; пишется буква и, если после корня стоит суффикс а.  Буквы а и о в корне ­кас­ ­ ­кос­; в без. положении пишется а, если после корня стоит ­а­, и буква о, если ­а­ нет. Буквы а и о в корне ­гар­ и ­гор­; в без. положении пишется о. Буквы а и о в корне ­зар­ и ­зор­; в без. положении пишется а, под ударением о.(исключение­зарево) Буквы ы и и после приставок; после приставок на согласные пишется ы, если однокоренные слова без этих приставок начинаются со звука и. После приставок на  меж­ и сверх­ пишется буква и. Гласные в приставках пре­ и при­; если приставка обозначает приближение, присоединение, неполное действие, близость, то в ней пишется и. Приставка близка  по значению к очень или к приставке пере­, то в ней пишется е. Пишется мягкий знак в глаголах повелительного наклонения, сохраняется ь перед ­ся и –те. Гласные в суффиксах глаголов ­ова­ (­ева­) и ­ыва­ (­ива­) 1 ряд Приложение 2 Задание 1. Проанализируй глагол. Определи, от слова какой части речи образован глагол. При помощи какой  морфемы (или каких морфем) образован глагол? ПОБЕЖАТЬ Задание 2. Сравни свои выводы с выводами твоих одноклассников. Вы должный прийти к общему решению. Задание 3. Заполните соответствующую колонку на доске (1 ответственный от ряда) _____________________________________________________________________________________________ Задание 1. Проанализируй глагол. Определи, от слова какой части речи образован глагол. При помощи какой  морфемы (или каких морфем) образован глагол? ЗАКРАСИТЬ Задание 2. Сравни свои выводы с выводами твоих одноклассников. Вы должный прийти к общему решению. Задание 3. Заполните соответствующую колонку на доске (1 ответственный от ряда) _____________________________________________________________________________________________ Задание 1. Проанализируй глагол. Определи, от слова какой части речи образован глагол. При помощи какой  морфемы (или каких морфем) образован глагол? ДОСТРОИТЬ Задание 2. Сравни свои выводы с выводами твоих одноклассников. Вы должный прийти к общему решению. Задание 3. Заполните соответствующую колонку на доске (1 ответственный от ряда) _____________________________________________________________________________________________ Задание 1. Проанализируй глагол. Определи, от слова какой части речи образован глагол. При помощи какой  морфемы (или каких морфем) образован глагол? ДОБЕЖАТЬ Задание 2. Сравни свои выводы с выводами твоих одноклассников. Вы должный прийти к общему решению. Задание 3. Заполните соответствующую колонку на доске (1 ответственный от ряда) _____________________________________________________________________________________________ Задание 1. Проанализируй глагол. Определи, от слова какой части речи образован глагол. При помощи какой  морфемы (или каких морфем) образован глагол? ПЕРЕСТРОИТЬ Задание 2. Сравни свои выводы с выводами твоих одноклассников. Вы должный прийти к общему решению. Задание 3. Заполните соответствующую колонку на доске (1 ответственный от ряда) _____________________________________________________________________________________________ Задание 1. Проанализируй глагол. Определи, от слова какой части речи образован глагол. При помощи какой  морфемы (или каких морфем) образован глагол? РАССМЕШИТЬ Задание 2. Сравни свои выводы с выводами твоих одноклассников. Вы должный прийти к общему решению. Задание 3. Заполните соответствующую колонку на доске (1 ответственный от ряда) _____________________________________________________________________________________________ Задание 1. Проанализируй глагол. Определи, от слова какой части речи образован глагол. При помощи какой  морфемы (или каких морфем) образован глагол? ПОДПОЛЗТИ Задание 2. Сравни свои выводы с выводами твоих одноклассников. Вы должный прийти к общему решению. Задание 3. Заполните соответствующую колонку на доске (1 ответственный от ряда) _____________________________________________________________________________________________ Задание 1. Проанализируй глагол. Определи, от слова какой части речи образован глагол. При помощи какой  морфемы (или каких морфем) образован глагол? ЗАСТРОИТЬ Задание 2. Сравни свои выводы с выводами твоих одноклассников. Вы должный прийти к общему решению. Задание 3. Заполните соответствующую колонку на доске (1 ответственный от ряда) _____________________________________________________________________________________________ Задание 1. Проанализируй глагол. Определи, от слова какой части речи образован глагол. При помощи какой  морфемы (или каких морфем) образован глагол? ПОДБЕЖАТЬ Задание 2. Сравни свои выводы с выводами твоих одноклассников. Вы должный прийти к общему решению. Задание 3. Заполните соответствующую колонку на доске (1 ответственный от ряда) _____________________________________________________________________________________________ Задание 1. Проанализируй глагол. Определи, от слова какой части речи образован глагол. При помощи какой  морфемы (или каких морфем) образован глагол? ПОДКИНУТЬ Задание 2. Сравни свои выводы с выводами твоих одноклассников. Вы должный прийти к общему решению. Задание 3. Заполните соответствующую колонку на доске (1 ответственный от ряда) _____________________________________________________________________________________________ 2 ряд Задание 1. Проанализируй глагол. Определи, от слова какой части речи образован глагол. При помощи какой  морфемы (или каких морфем) образован глагол? ОБЕДАТЬ Задание 2. Сравни свои выводы с выводами твоих одноклассников. Вы должный прийти к общему решению. Задание 3. Заполните соответствующую колонку на доске (1 ответственный от ряда) _____________________________________________________________________________________________ Задание 1. Проанализируй глагол. Определи, от слова какой части речи образован глагол. При помощи какой  морфемы (или каких морфем) образован глагол? ЗВОНИТЬ Задание 2. Сравни свои выводы с выводами твоих одноклассников. Вы должный прийти к общему решению. Задание 3. Заполните соответствующую колонку на доске (1 ответственный от ряда) _____________________________________________________________________________________________ Задание 1. Проанализируй глагол. Определи, от слова какой части речи образован глагол. При помощи какой  морфемы (или каких морфем) образован глагол? ТОЛПИТЬСЯ Задание 2. Сравни свои выводы с выводами твоих одноклассников. Вы должный прийти к общему решению. Задание 3. Заполните соответствующую колонку на доске (1 ответственный от ряда) _____________________________________________________________________________________________ Задание 1. Проанализируй глагол. Определи, от слова какой части речи образован глагол. При помощи какой  морфемы (или каких морфем) образован глагол? СТОЛЯРНИЧАТЬ Задание 2. Сравни свои выводы с выводами твоих одноклассников. Вы должный прийти к общему решению. Задание 3. Заполните соответствующую колонку на доске (1 ответственный от ряда) _____________________________________________________________________________________________ Задание 1. Проанализируй глагол. Определи, от слова какой части речи образован глагол. При помощи какой  морфемы (или каких морфем) образован глагол? СЛЕДОВАТЬ Задание 2. Сравни свои выводы с выводами твоих одноклассников. Вы должный прийти к общему решению. Задание 3. Заполните соответствующую колонку на доске (1 ответственный от ряда) _____________________________________________________________________________________________ Задание 1. Проанализируй глагол. Определи, от слова какой части речи образован глагол. При помощи какой  морфемы (или каких морфем) образован глагол? МОРОЗИТЬ Задание 2. Сравни свои выводы с выводами твоих одноклассников. Вы должный прийти к общему решению. Задание 3. Заполните соответствующую колонку на доске (1 ответственный от ряда) _____________________________________________________________________________________________ Задание 1. Проанализируй глагол. Определи, от слова какой части речи образован глагол. При помощи какой  морфемы (или каких морфем) образован глагол? СВЕТИТЬ Задание 2. Сравни свои выводы с выводами твоих одноклассников. Вы должный прийти к общему решению. Задание 3. Заполните соответствующую колонку на доске (1 ответственный от ряда) _____________________________________________________________________________________________ Задание 1. Проанализируй глагол. Определи, от слова какой части речи образован глагол. При помощи какой  морфемы (или каких морфем) образован глагол? СМЕШИТЬ Задание 2. Сравни свои выводы с выводами твоих одноклассников. Вы должный прийти к общему решению. Задание 3. Заполните соответствующую колонку на доске (1 ответственный от ряда) _____________________________________________________________________________________________ Задание 1. Проанализируй глагол. Определи, от слова какой части речи образован глагол. При помощи какой  морфемы (или каких морфем) образован глагол? ОТВЕТИТЬ Задание 2. Сравни свои выводы с выводами твоих одноклассников. Вы должный прийти к общему решению. Задание 3. Заполните соответствующую колонку на доске (1 ответственный от ряда) _____________________________________________________________________________________________ Задание 1. Проанализируй глагол. Определи, от слова какой части речи образован глагол. При помощи какой  морфемы (или каких морфем) образован глагол? СМЕШИТЬ Задание 2. Сравни свои выводы с выводами твоих одноклассников. Вы должный прийти к общему решению. Задание 3. Заполните соответствующую колонку на доске (1 ответственный от ряда) _____________________________________________________________________________________________ 3 ряд Задание 1. Проанализируй глагол. Определи, от слова какой части речи образован глагол. При помощи какой  морфемы (или каких морфем) образован глагол? ПОКАШЛИВАТЬ Задание 2. Сравни свои выводы с выводами твоих одноклассников. Вы должный прийти к общему решению. Задание 3. Заполните соответствующую колонку на доске (1 ответственный от ряда) _____________________________________________________________________________________________ Задание 1. Проанализируй глагол. Определи, от слова какой части речи образован глагол. При помощи какой  морфемы (или каких морфем) образован глагол? ПОТРЕСКИВАТЬ Задание 2. Сравни свои выводы с выводами твоих одноклассников. Вы должный прийти к общему решению. Задание 3. Заполните соответствующую колонку на доске (1 ответственный от ряда) _____________________________________________________________________________________________ Задание 1. Проанализируй глагол. Определи, от слова какой части речи образован глагол. При помощи какой  морфемы (или каких морфем) образован глагол? ВЧИТАТЬСЯ Задание 2. Сравни свои выводы с выводами твоих одноклассников. Вы должный прийти к общему решению. Задание 3. Заполните соответствующую колонку на доске (1 ответственный от ряда) _____________________________________________________________________________________________ Задание 1. Проанализируй глагол. Определи, от слова какой части речи образован глагол. При помощи какой  морфемы (или каких морфем) образован глагол? ДОЗВОНИТЬСЯ Задание 2. Сравни свои выводы с выводами твоих одноклассников. Вы должный прийти к общему решению. Задание 3. Заполните соответствующую колонку на доске (1 ответственный от ряда) _____________________________________________________________________________________________ Задание 1. Проанализируй глагол. Определи, от слова какой части речи образован глагол. При помощи какой  морфемы (или каких морфем) образован глагол? ПОТРЕСКИВАТЬ Задание 2. Сравни свои выводы с выводами твоих одноклассников. Вы должный прийти к общему решению. Задание 3. Заполните соответствующую колонку на доске (1 ответственный от ряда) _____________________________________________________________________________________________ Задание 1. Проанализируй глагол. Определи, от слова какой части речи образован глагол. При помощи какой  морфемы (или каких морфем) образован глагол? РАСПРЫГАТЬСЯ Задание 2. Сравни свои выводы с выводами твоих одноклассников. Вы должный прийти к общему решению. Задание 3. Заполните соответствующую колонку на доске (1 ответственный от ряда) _____________________________________________________________________________________________ Задание 1. Проанализируй глагол. Определи, от слова какой части речи образован глагол. При помощи какой  морфемы (или каких морфем) образован глагол? ПОКАШЛИВАТЬ Задание 2. Сравни свои выводы с выводами твоих одноклассников. Вы должный прийти к общему решению. Задание 3. Заполните соответствующую колонку на доске (1 ответственный от ряда) _____________________________________________________________________________________________ Задание 1. Проанализируй глагол. Определи, от слова какой части речи образован глагол. При помощи какой  морфемы (или каких морфем) образован глагол? ДОЗВОНИТЬСЯ Задание 2. Сравни свои выводы с выводами твоих одноклассников. Вы должный прийти к общему решению. Задание 3. Заполните соответствующую колонку на доске (1 ответственный от ряда) _____________________________________________________________________________________________ Задание 1. Проанализируй глагол. Определи, от слова какой части речи образован глагол. При помощи какой  морфемы (или каких морфем) образован глагол? РАСПРЫГАТЬСЯ Задание 2. Сравни свои выводы с выводами твоих одноклассников. Вы должный прийти к общему решению. Задание 3. Заполните соответствующую колонку на доске (1 ответственный от ряда) _____________________________________________________________________________________________

Конспект урока "Морфологические признаки глагола", 6 класс (пр. М.М.Разумовской)

Конспект урока "Морфологические признаки глагола", 6 класс (пр. М.М.Разумовской)

Конспект урока "Морфологические признаки глагола", 6 класс (пр. М.М.Разумовской)

Конспект урока "Морфологические признаки глагола", 6 класс (пр. М.М.Разумовской)

Конспект урока "Морфологические признаки глагола", 6 класс (пр. М.М.Разумовской)

Конспект урока "Морфологические признаки глагола", 6 класс (пр. М.М.Разумовской)

Конспект урока "Морфологические признаки глагола", 6 класс (пр. М.М.Разумовской)

Конспект урока "Морфологические признаки глагола", 6 класс (пр. М.М.Разумовской)

Конспект урока "Морфологические признаки глагола", 6 класс (пр. М.М.Разумовской)

Конспект урока "Морфологические признаки глагола", 6 класс (пр. М.М.Разумовской)

Конспект урока "Морфологические признаки глагола", 6 класс (пр. М.М.Разумовской)

Конспект урока "Морфологические признаки глагола", 6 класс (пр. М.М.Разумовской)

Конспект урока "Морфологические признаки глагола", 6 класс (пр. М.М.Разумовской)

Конспект урока "Морфологические признаки глагола", 6 класс (пр. М.М.Разумовской)

Конспект урока "Морфологические признаки глагола", 6 класс (пр. М.М.Разумовской)

Конспект урока "Морфологические признаки глагола", 6 класс (пр. М.М.Разумовской)

Конспект урока "Морфологические признаки глагола", 6 класс (пр. М.М.Разумовской)

Конспект урока "Морфологические признаки глагола", 6 класс (пр. М.М.Разумовской)

Конспект урока "Морфологические признаки глагола", 6 класс (пр. М.М.Разумовской)

Конспект урока "Морфологические признаки глагола", 6 класс (пр. М.М.Разумовской)

Конспект урока "Морфологические признаки глагола", 6 класс (пр. М.М.Разумовской)

Конспект урока "Морфологические признаки глагола", 6 класс (пр. М.М.Разумовской)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2017