Конспект урока музыки на тему «Контрастные темы — способ развития музыки» (2 класс)
Оценка 4.9

Конспект урока музыки на тему «Контрастные темы — способ развития музыки» (2 класс)

Оценка 4.9
Работа в классе +1
doc
искусство +1
2 кл
26.02.2019
Конспект урока музыки на тему «Контрастные темы — способ развития музыки» (2 класс)
Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 2 класса (УМК В.О. Усачевой, Л.В. Школяр «Музыка», 2 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему 8 урока 3 четверти. Цель: Развитие музыкальной культуры учащихся как части их общей духовной культуры. Задачи: - познакомить учащихся с полифоническим развитием музыки на примере «Хоральных прелюдий» И.С. Баха и закреплять знания о развитии музыки на примере музыки Э. Грига «В пещере горного короля»; - развивать в детях культуру чувств, любовь к музыке, эмоционально-эстетический отклик на произведения искусства; - способствовать усвоению учащимися знаний о музыке в их духовной связи с жизнью; - развивать потребность в общении с высокохудожественной музыкой; - постигать закономерности искусства.
2 кл_Урок 3.8. Контрастное развитие музыки.doc
Усачева, Школяр. Музыка, 2 класс 3 четверть УРОК 8. Контрастные темы — способ развития музыки  Цель:  Развитие   музыкальной   культуры   учащихся   как   части   их   общей   духовной культуры.  Задачи:  ­   познакомить   учащихся   с   полифоническим   развитием   музыки   на   примере «Хоральных  прелюдий»  И.С. Баха и  закреплять  знания о развитии  музыки  на примере музыки Э. Грига «В пещере горного короля»; ­ развивать в детях культуру чувств, любовь к музыке, эмоционально­эстетический отклик на произведения искусства; ­   способствовать   усвоению   учащимися   знаний   о   музыке   в   их   духовной   связи   с жизнью;  ­ развивать потребность в общении с высокохудожественной музыкой; ­ постигать закономерности искусства.  Средства обучения и оборудование Музыкальный материал:  И.С.   Бах.   Хоральная   прелюдия   f­moll   /   учебник,   с.   101;   ЭФУ,   с.   101; фонохрестоматия; нотная хрестоматия, с. 5. И.С. Бах. Хоральная прелюдия Es­dur / нотная хрестоматия, с. 3.  Э. Григ. «В пещере горного короля» / учебник, с. 100; ЭФУ, с. 24; фонохрестоматия; нотная хрестоматия, с. 53.   ХОД УРОКА I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ 1. Музыкальное приветствие. Активация опорных знаний ­   Ребята,   в   течение   3­ей   четверти   мы   с   вами   знакомились   с   разными   видами музыкального развития. Назовите их и приведите примеры. Ответы учащихся. 2. Мотивация. Постановка проблемы 1) Мы поём ­ Откройте учебник на стр. 101. Здесь вы видите музыкальную тему Прелюдии фа минор немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха. В основу прелюдии Бах положил тему григорианского хорала. Попробуем напеть её – проинтонируем одноголосный вариант этой темы:  ­ Расскажите, как звучит эта музыкальная тема? ­ Медленно, строго, сосредоточенно. ­ Действительно, эта мелодия сама по себе звучит достаточно отстранённо, строго, аскетично. И.С. Бах сочинил её в традициях церковного пения ­ молитвы.  Не зная текста молитвы, сказать, о чём эта музыка, ­ трудно. И феномен данного произведения в том, что Бах берётся нам растолковать смысл его темы самой же музыкой (также без слов).  2) В развитии музыки – глубокий смысл В этой хоральной прелюдии великого И.С. Баха мы встретились с новым для вас и своеобразным способом развития музыки.  Вот   как   писала   об   этой   прелюдии   Баха   выдающийся   ученый   и   педагог  Юлия Константиновна Евдокимова: «Это трёхголосная обработка, и каждая линия имеет в ней настолько   самостоятельный   смысл,   что   может   служить   полноценным   сопровождением хорального напева... Бах обрабатывает хорал, начиная уже с самой мелодии (в верхнем голосе). Трогательная, лирическая сама по себе («К тебе, Господь, взываю» — мольба о милосердии),   эта   мелодия   становится   в   интерпретации   Баха   ещё   более   задушевной, кантиленной:   опевание,   трели,   заполнение   скачков   —   всё   это   делает   её   ещё   более пластичной. Она звучит (особенно в первых двух строках) почти как вокальная ария (с характерными для этого жанра украшениями). Фигурация среднего голоса вносит в хорал оттенок   взволнованности.   Выразительная   в   своих   мелодических   изгибах   линия,   с интонационно   напряжённым   скрытым   голосоведением,   образует   лирико­драматический дуэт с хоральным напевом. То чувство, которое более сдержанно выражено в мелодии хорала,   непосредственно   обнаруживает   себя   в   линии   сопровождения.   На   фоне   этого эмоционально   насыщенного   дуэта   выступает   строгий,   ритмически   остинатный   рисунок педали, сдерживающий, тормозящий взволнованность фигурации среднего голоса.  Складывается   тот   специфический   для   Баха   многомерный   образ,   средством воплощения которого служит «единовременный контраст»... Расшифровав в музыкальной ткани весь сложный комплекс эмоций, сопровождающих обращение человека к Христу, — горестные чувства, взволнованность и скованность одновременно, — Бах создаёт музыку, исполненную   такого   величия,   которого   в   самом   деле   не   мог   достигнуть   никто   из   его современников. Думается, что в таких случаях главная сила выразительности баховской музыки кроется в одновременном сочетании голосов (или пластов), каждый из которых имеет свой индивидуальный облик и вместе с тем обусловлен самим этим сочетанием по принципу эмоционально­психологического контрапункта».  Что   из   этого   музыковедческого   анализа   мы   с   вами   можем   услышать   и   понять? Практически всё, но не сразу.  Сразу вы почувствуете, пожалуй, только две вещи: возвышенность и благородство звучания,   какую­то   особую   «архитектурную   величественность»   ­   объём,   пространство. Внимательно   вслушайтесь   в   звучание   музыки   и   расскажите,   что   ещё   вы   услышите   в музыке? 3) Хоральная прелюдия f­moll И.С. Баха: Прослушивание видеофрагмента и музыкальный анализ ­ Музыка звучит широко, величественно, чисто, благородно. Мы услышали ещё «свою» мелодию, которую пели перед прослушиванием.  ­   А   как   вы   думаете,   эта   мелодия   звучит   также   отстранённо,   как   мы   с   вами исполнили, или она наполнилась чувством? ­ Мелодия зазвучала по­другому: когда мы пели – была простая одноголосная интонация,   а   при   исполнении   на   инструменте   мы   услышали   несколько   интонаций­ голосов, передающих чувства этих интонаций­образов. ­ Совершенно верно, эта мелодия звучит в исполнении на инструменте совсем не так,   как   мы   её   исполнили:   она   ­   та   же   самая,   но   не   отстранённая   (как   пели   мы),   а наполненная чувством. Тема хорала звучит в верхнем голосе строгими четвертями, лишь изредка переходя в пунктирный ритм. Это не голос кающегося грешника ­ в нём нет ни боли, ни надежды, лишь отрешённый голос опустошённого сердца, голос, взывающий к единому Богу из такой глубины, в которой нет места чувствам и переживаниям, за чертою добра и зла, за чертою отчаяния. Средний голос прелюдии ­ баюкающие гармонии, словно бесконечная   колыбельная   (особенно   во   второй   части   прелюдии),   успокаивающая, навевающая   сон,   в   котором   без   остатка   тают   горести   и   сожаления,   воспоминания   и надежды. Сочетание этих  трех образов­символов ­ времени, полусна и бесконечного отражения в глубине  создают загадочно переливчатый звук, невыразимо прекрасный в своем одиночестве. Вот   тут   мы   с   вами   и  сформулируем   парадокс.  Как   же   так:   когда   мы   пели человеческим голосом, мелодия звучала отстранённо, а исполненная на инструменте — она обрела человеческое чувство?! Почему, как думаете?  II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. Музыкальная лаборатория ­ Чтобы объяснить это, давайте попробуем пройти тот же путь, который прошёл великий Бах. «Чтобы воспринять художественное произведение, половину работы над ним должен проделать сам воспринимающий», — говорил итальянский композитор и пианист 19 века Ферруччо Бузони. Я наиграю сейчас только верхний голос, затем «растолкую» его средним и затем, наконец, присоединю нижний (все голоса учитель проигрывает отдельно). 1) Прослушивание тем Хоральной прелюдии фа минор отдельно по голосам ­ Сколько тем­мелодий прозвучало? Какие чувства (эмоции) они выражают? ­   Три   музыкальные   темы   в   разных   голосах   –   верхнем,   среднем   и   нижнем   ­ одновременно выражают три разных чувства. ­ Совершенно очевидно, что здесь не просто три голоса, а три разных душевных эмоциональных состояния (подразумеваем — три человека), которые выражают каждое свою грань, сторону  единого смысла!  Этот единый смысл выражен в названии хорала – «Взываю  к Тебе, Господи».    Хорал – это церковное песнопение.  Полный текст хорала «Взываю к Тебе, Господи» таков: К Тебе взываю, Господи Иисусе Христе!  Прошу, услышь мои мольбы,  Даруй мне благодать Твою,  Не дай мне пасть духом.  Истинной веры, Господи, молю.  Даруй мне, Господи, истинной веры, Чтобы я жил для Тебя,  Помогал ближнему.  И нёс слово Твоё. В   хоральной   прелюдии   мелодия   помещена   в   верхний   голос.   Нижний   голос представляет собой ровно идущие четверти (ритм шага). Средний голос ­ это мелодические фигурации, в которых выделяются интонации «вздоха» ­ нисходящие малые секунды и нисходящие терции. Этот средний голос выражает настроение текста хорала ­ просящее. Основное   настроение   прелюдии   ­   молитвенное   и   возвышенное.   Неторопливый   темп   и гармония прелюдии служат созданию особой атмосферы, как бы портала для общения с Богом. Вся фактура произведения ­ строгое трёхголосие, где каждый голос ­ не только неотъемлемый   элемент   музыкальной   ткани,   но   одновременно   и   символ,   знак.   Бас, акцентирующий сильные доли такта, сливаясь с остальными голосами, почти незаметен, как незаметно, но неумолимо течение времени, как мимолетны все чувства и желания. Теперь проведём эксперимент: попробуем спеть мелодию уже в нужном, как вы считаете, характере, но без сопровождения. Что произойдёт? Понятен ли станет смысл? 2) Пропевание мелодии верхнего голоса Хорала Размышления и ответы учащихся ­ Интересно получается, да? Оказывается, что всё равно смысл уходит в глубину, не может рельефно выразиться. Давайте теперь этот смысл (верхний голос) прослушаем уже с «комментариями» среднего, а затем присоединим и нижний голос. 3) Прослушивание фрагмента Хоральной прелюдии (Учитель наигрывает на фортепиано фрагмент прелюдии). ­ В чём же особенность развития этой музыки? ­ В музыке одновременно выражаются три разных эмоции. ­ Вы правы, особенность развития этой музыки – в том, что здесь не развивается какая­то   тема   своими   интонациями   линеарно   (по   горизонтали),   тем   самым   постепенно раскрывая себя, а идёт развитие смысла в единовременности протекания этого развития путём соединения контрастных тем! Получается как бы «единство в многообразии».   Такой склад музыки называется полифонией (поли — много, фон — голос). Хоральная   прелюдия   фа   минор   И.С.   Баха   ­   шедевр   не   только   баховской,   но   и вообще органной хоральной лирики.  Музыкальная ткань прелюдии чрезвычайно проста, гармонична, эмоционально концентрированна, обладает огромной глубиной. Всё это делает произведение   воплощением   вневременной   баховской   концепции   ­   блуждания   по   мирам потерянной (греховной) души. Это   произведение   в   обработке   современного   российского   композитора   Эдуарда Артемьева   звучит   в   фильме   «Солярис»   (реж.   Андрей   Тарковский).   Музыка,   лейт­тема фильма   –   музыкальный   образ   Земли,   точнее   –   утраченного   первозданного   мира   ­   фа­ минорная хоральная прелюдия Иоганна Себастьяна Баха «Я взываю к Тебе, Господи». 4) Э. Артемьев. Слушая Баха (Просмотр видеоролика)  2. Хоральная прелюдия Es­dur И.С. Баха  Среди величайших композиторов прошлого Бах — явление исключительное. Этот художник   и сегодня   кажется   нам   неисчерпаемым,   его   творчество —   всеобъемлющим. Именно глубиной и всеохватностыо баховского искусства был потрясен Бетховен, когда воскликнул: «Не ручей, а море должно быть имя ему».   Бах воплотил существенные стороны своей эпохи ­ он олицетворяет её богатую, сложную   духовную   жизнь.   Композитор   раскрыл   внутренний   мир   своего   современника, труженика   и мыслителя,   его   высокий   нравственный   идеал.     И вместе   с тем   всей   силой своего гения он устремлен в будущее. Проблемы и образы баховского искусства созвучны не только его времени, они близки и иным поколениям людей, поистине вечны. Бах —   музыкант­философ,   размышляющий   о самых   глубоких,   вечных   вопросах человеческого бытия: о жизни и смерти, о нравственном долге и предназначении человека. Но   его   философия —   не умозрительные   построения,   она   всегда   окрашена   чувством, искренним и правдивым. Бах — лирик. Каждая строчка его музыки согрета теплом человеческого сердца. Но как бы ни были проникновенны лирические высказывания Баха, мы всегда ощущаем в них могучую дисциплинирующую власть разума. Чувство поверяется разумом; мысль вызывает живой эмоциональный отклик — таков Бах.   Хоральные прелюдии представляют собой характерный образец баховской лирики. Ведь в основе хоральных прелюдий лежат вокальные напевы.   Звуковая ткань хоральных прелюдий отличается ясностью и чистотой.   Общий   эмоциональный   строй  Прелюдии   ми­бемоль   мажор   («Проснитесь, голос нас сзывает») — просветленный, музыка течет плавно, без неожиданных «толчков» и остановок. В этой неторопливости есть нечто строгое, величаво­спокойное. Тема хорала, использованная   в пьесе,   появляется   не сразу.   Прелюдия   начинается   иной   мелодией, принадлежащей перу Баха. Достаточно сопоставить эти два музыкальных образа, чтобы понять,   как   переосмыслил   композитор   хоральный   напев.   Отрешенному,   бесстрастному звучанию   хорала   Бах   противопоставляет   музыку   хоть   и сдержанную,   но   исполненную сердечной теплоты. Родство этих тем очевидно. Бах вычленил из хорала одну наиболее подвижную, «живую» интонацию и на ее основе построил новый мелодический образ — чрезвычайно близкий хоралу и вместе с тем совсем иной: Если для хорала характерно ровное продвижение мелодии с долгими повторениями одного   звука,   то   новая   мелодия   насыщается   иными   интонациями —   гораздо   более общительными, напевно­разговорными; подвижней становится ритм, более гибким — весь мелодический рисунок.   Музыка   звучит   легко,   без напряжения,   что   в значительной   степени   определяет светлый тон звучания. Существенную роль играет и общая устремленность мелодии вверх. Но   в мелодии   есть   и другой   очень   выразительный   элемент —   нисходящий   секундовый оборот, мотив вздоха. Повторяясь на разной высоте, варьируясь, этот оборот приобретает разные   выразительные   оттенки.   Он   словно   воспроизводит   некий   внутренний   диалог, в котором слышится то вопрос, то утверждение. Этот   принцип   сочетания   разных   противостоящих   друг   другу   тенденций ярко выявлен в развитии всей музыкальной формы.  Музыкальная   ткань   прелюдии —   разреженная,   чистая —   отвечает   настроению, господствующему в пьесе. Ясно обозначены две основные мелодические линии: свободно развивающийся верхний голос и сдержанный, ритмически размеренный бас. Существенно, что   эти   крайние   голоса   далеко   отстоят   друг   от друга.   Такое   расположение   создает ощущение   широты,   пространственности,   которая   в данном   случае   воспринимается не картинно,   а психологически:   музыкальный   образ   приобретает   особенную   глубину. Средние голоса, несколько позже включающиеся в развитие, также обладают мелодической самостоятельностью. Именно в среднем голосе излагается тема хорала. Музыкальный   образ   ми­бемоль­мажорной   прелюдии,   углубленно­серьезный, окрашенный  в проникновенно­лирические   тона,  раскрывается   постепенно,  шаг  за шагом. Однако   при всем   разнообразии   эмоциональных   оттенков   развитие   пьесы   имеет   ясную направленность:  суть   ее     отстранении   эмоций   печали, в     утверждении чистого, светлого чувства.     неизменном   преодолении   и         —  в   Прослушивание Органной хоральной прелюдии ми­бемоль мажор И.С. Баха. ­ Можно ли назвать развитие музыки в этой Хоральной прелюдии таким же, как и в предыдущей, ­ построенном на контрасте разных тем? ­ А что их объединяет? Размышления и ответы учащихся. 3. «В пещере горного короля» Э. Грига  ­ А сейчас, используя всё тот же приём контраста, мы поговорим о таком типе развития музыки, который диаметрально противоположен развитию в прелюдиях Баха. Сможете ли вы вспомнить и назвать из уже известных вам произведений такое, где развитие с самого начала и до последнего аккорда осуществляется без всяких контрастов и противопоставлений — как единое движение по пути нагнетания энергии?  В качестве подсказки я зачитаю вам фрагмент из поэмы Г. Ибсена: Верил я, сходя впервые В недра мрачные земные: Духи тьмы там, в глубине, Тайну тайн откроют мне. ­ Это пьеса Э. Грига «В пещере горного короля» из драмы Ибсена «Пер Гюнт». ­ Совершенно верно. Давайте ещё раз прослушаем и вспомним это произведение норвежского композитора. Прослушивание   и   просмотр   видеофрагмента   «В   пещере   горного   короля» Грига. ­ Какие типы развития музыки в этой пьесе особенно ярко проявились и чем это вызвано? ­ Пьеса полна фантастической таинственности. Тролли собираются на злые дела, это видно из музыки: лад не менялся, зато великолепно передано движение от медленного   шествия   к   быстрому,   динамика   –   от   тихого   к   громкому,   тембр   –   от тихого к возбуждённому, характер – от злого к агрессивному, ритм не менялся, всё время был чётким, мелодия повторялась – приём повтора, но в разном виде. ­   Менялась   сила   звука   –   динамическое,   темповое   –   быстрота   исполнения менялась, тембровое – из мягких звуки превратились в чёткие, отрывистые, жёсткие, резкие. Всё это создало образ зла. ­ Совершенно верно, ребята, такие способы развития вызваны содержанием самой фантастической   картины:   сказочные   существа   начинают   свой   дикий   танец   в   зловещей тишине и доводят его до апофеоза, как бы демонстрируя свою силу. III.  ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 1. Рефлексия ­ Произведения каких композиторов вы слушали? ­ Баха и Грига. ­ Как они назывались? ­ «Хоральные прелюдии» Баха и «В пещере горного короля» Э. Грига. ­  Нам, ребята,  надо  было  услышать  выразительные   возможности  полифонии  как способ развития музыки в хоральных прелюдиях Баха. В чём они проявились? И смогли ли мы разгадать замысел композитора? ­ Полифония выражена в контрастных темах­голосах при непрерывном течении одной   углубленной,   сдержанной   и   строгой   музыкальной   мысли.   Эти   контрастные темы отвечают общему сдержанному тону пьесы. Музыкальная мысль при развитии этих, хоть и контрастных тем, продолжает иметь настроение строгой и глубокой сосредоточенности. ­ В какой музыке мы услышали зло? ­ В музыке Грига «В пещере горного короля» шествие троллей было злым. ­ Что помогло нам разобраться? ­ Знания развития музыки. Домашнее задание. Рисование пещеры горного короля. 2. Итог урока ­ Чему мы сегодня научились? ­   Определять   развитие   музыки   при   звучании   контрастных   тем­голосов (полифоническое развитие). ­   Смыслы   в   музыке   могут   быть   общечеловеческими   и   религиозными. Соответственно в музыке существуют две смысловые  сферы: первая через знаки выражает земные   эмоции,   идеи   и   понятия,   вторая   же   передаёт   сакральные   смыслы.   Они раскрываются   через   мотивы­символы.   Такие   мотивы­символы   последовательно раскрывают содержание музыкального произведения.  Так, в эпоху Баха была распространена трактовка тональностей и трактовка лада, за которыми закреплялись определённые значения.  Например,  Ми­бемоль мажор с его тремя бемолями   ассоциировался   с   понятием   «триединства»   (Троицы).   А   регистры,   тесситура (звуковысотность)   служили  для   обозначения   музыкального  пространства   и  направления движения.   Высокое   звучание   соответствовало   небесным   сферам,   низкое   ­   безднам, погружению в преисподнюю. Срединный диапазон символизировал земное, человеческое пространство. Движение мелодии вверх указывало на путь к свету, к небесам; вниз ­ на спуск к земле или же в бездны. Художественное наследие Баха стало неотъемлемой частью нашей духовной жизни. На его музыке воспитываются профессионалы, она звучит в концертах, принося любителям музыки   радость   и нравственное   обновление.   Его   произведения   захватывают   не только выразительностью,  но и безупречной  завершенностью,  гармоничностью — красотой.  Для слушателя   понимание   символики   баховских   хоральных   прелюдий   —   «ключ»   ко   всему творчеству композитора, особенно к его духовной музыке. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ: 1) Друскин М.С. Иоганн Себастьян Бах. ­ М.: 1982, с. 169; 2) Носина В.Б. Символика музыки И.С. Баха. – Тамбов: 1993, 104 с.;  3) Софронова   Л.А.   Поэтика   славянского   театра   XVII   –   XVIII   веков.   ­   М.: Наука, 1981. 262 с.; 4) https://laewerwyn.livejournal.com/3993.html 5) http://mhcollege.spb.ru/givental.php%3Fgiv3.php 6) https://tchaikovskyforum.com/forums/articles/ 7) http://www.lafamire.ru/index.php 8) https://www.livejournal.com/category/muzyka?utm_source=post 9) http://www.refill.ru/dmusic/index.htm 10) https://youtu.be/qaO4d83zyl4

Конспект урока музыки на тему «Контрастные темы — способ развития музыки» (2 класс)

Конспект урока музыки на тему «Контрастные темы — способ развития музыки» (2 класс)

Конспект урока музыки на тему «Контрастные темы — способ развития музыки» (2 класс)

Конспект урока музыки на тему «Контрастные темы — способ развития музыки» (2 класс)

Конспект урока музыки на тему «Контрастные темы — способ развития музыки» (2 класс)

Конспект урока музыки на тему «Контрастные темы — способ развития музыки» (2 класс)

Конспект урока музыки на тему «Контрастные темы — способ развития музыки» (2 класс)

Конспект урока музыки на тему «Контрастные темы — способ развития музыки» (2 класс)

Конспект урока музыки на тему «Контрастные темы — способ развития музыки» (2 класс)

Конспект урока музыки на тему «Контрастные темы — способ развития музыки» (2 класс)

Конспект урока музыки на тему «Контрастные темы — способ развития музыки» (2 класс)

Конспект урока музыки на тему «Контрастные темы — способ развития музыки» (2 класс)

Конспект урока музыки на тему «Контрастные темы — способ развития музыки» (2 класс)

Конспект урока музыки на тему «Контрастные темы — способ развития музыки» (2 класс)

Конспект урока музыки на тему «Контрастные темы — способ развития музыки» (2 класс)

Конспект урока музыки на тему «Контрастные темы — способ развития музыки» (2 класс)

Конспект урока музыки на тему «Контрастные темы — способ развития музыки» (2 класс)

Конспект урока музыки на тему «Контрастные темы — способ развития музыки» (2 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2019