Конспект урока музыки на тему «Опера Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»» (1 класс)
Оценка 5

Конспект урока музыки на тему «Опера Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»» (1 класс)

Оценка 5
Работа в классе +1
doc
искусство +1
1 кл
26.02.2019
Конспект урока музыки на тему «Опера Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»» (1 класс)
Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 1 класса (УМК В.О. Усачевой, Л.В. Школяр «Музыка», 1 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему 8 урока 3 четверти. Цели и задачи: - продолжать знакомство с оперой как формой искусства, объединяющей в себе народные традиции, литературу, музыку, живопись; - развивать способность эмоционально-ценностного восприятия и понимания музыкальных произведений; - учить видеть красоту русской природы и её влияние на формирование чувств через знакомство с оперой «Снегурочка» Римского-Корсакова; - способствовать формированию образного мышления и творческой индивидуальности; - развивать чувства и эмоции детей, их воображение, побуждать к творчеству на основе совокупного восприятия художественных и музыкальных образов; - овладевать навыками, умениями музыкально-творческой деятельности (вокальная импровизация); - воспитывать музыкальную культуру учащихся.
1 кл_Урок 3.8.doc
Усачева. Музыка, 1 класс III четверть  Урок 8. Опера Н.А. Римского­Корсакова «Снегурочка»    Цели и задачи: ­ продолжать знакомство с оперой как   формой искусства, объединяющей в себе народные традиции, литературу, музыку, живопись; ­  развивать   способность   эмоционально­ценностного   восприятия   и   понимания музыкальных произведений; ­ учить видеть красоту русской природы и её влияние на формирование чувств через знакомство с оперой «Снегурочка» Римского­Корсакова; ­   способствовать   формированию   образного   мышления   и   творческой индивидуальности;  ­ развивать чувства и эмоции детей, их воображение, побуждать к творчеству на основе совокупного восприятия художественных и музыкальных образов; ­ овладевать навыками, умениями музыкально­творческой деятельности (вокальная импровизация); ­ воспитывать музыкальную культуру учащихся. Средства обучения и оборудование  1. Учебник, с. 56—59, 76—83.  2. Музыкальный материал:  Н.А.   Римский­Корсаков.   Ария   и   ариетта   Снегурочки   /   ЭФУ,   с.   82; фонохрестоматия; нотная хрестоматия, с. 81.  Н.А. Римский­Корсаков. Песня Леля / ЭФУ, с. 83; фонохрестоматия.    ХОД УРОКА I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ 1. Организационный момент Музыкальное приветствие. 2. Повторение пройденного материала ­ Ребята, на прошлом уроке мы с вами начали знакомство с музыкой замечательного произведения Н.А. Римского­Корсакова. Назовите его. ­ Опера «Снегурочка». ­ Что такое опера? ­ Опера – музыкальный спектакль с участием певцов, хора и симфонического оркестра. ­   С   какими   фрагментами   оперы   мы   познакомились?   Какие   картины   изображала музыка? ­   Вступление   ­   красочная   музыкальная   картина,   изображающее   царство природы,   просыпающееся   от   зимней   спячки;   «Песня   и   пляска   птиц»   ­   оркестр изображал голоса птиц и звучал хор. ­ А почему я назвала оперу «Снегурочка» замечательным произведением? ­ Это опера – сказка. ­ Что в ней такого сказочного? ­   В   опере   одновременно   как   бы   «существуют»   два   мира   ­   реальный   и выдуманный, фантастический. ­ Какие два «жизненных начала» противопоставлены в сюжете и музыке оперы? ­ Холод и тепло. ­ Дома вы сочиняли две песни: песню девочки, которая хочет стать Снегурочкой, и песенку Снегурочки, которая хочет быть обыкновенной девочкой, говорили, что мелодии этих песен по характеру будут отличаться – как бы будут противопоставлены друг другу. Давайте послушаем, что у вас получилось. Учащиеся демонстрируют выполненное домашнее задание. ­ Удивительные песенки у вас получились: одни ­ весёлые, игривые, озорные, другие –  нежные,   распевные.   Как   вы   думаете,   почему  у   кого­то  в   песнях  царит   оживление   и радость, а у других слышится лёгкая грусть? Ответы детей. 3. Мотивация. Целеполагание ­ Сегодня мы продолжим знакомство с оперой «Снегурочка»: ближе познакомимся с образом   главной   героини,   дадим   музыкальную   характеристику   основным   сторонам   её образа и попытаемся понять, почему «тяга к солнцу, свету, теплу ­ животворному для людей, но губительному для дочери Мороза и Весны», всё же, оказалась притягательней для   Снегурочки;   попытаемся   понять   символический   смысл,   вложенный   Римским­ Корсаковым в образ юного пастуха Леля; поищем ответ на вопрос: почему музыкальная драма, в финале которой гибнет под лучами Ярилы­Солнца прекрасная Снегурочка, дочь Весны и Мороза, имеет жизнеутверждающий характер. Итак, подготовимся к новому походу в театр ­ прочитаем либретто. Вспомните, что такое либретто? ­ Либретто ­ так называется литературный текст, который пишется к опере, он передаёт её содержание. ­ Читаем нужный нам фрагмент – (см. Приложение). II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. Ария и ариетта Снегурочки Легко, бездумно живётся Снегурочке в лесу. Правда, скучно немножко, хочется и мир посмотреть и себя показать. Деду­Морозу известно, что Солнце собирается сгубить Снегурочку и только и ждёт того, чтобы заронить ей в сердце своим лучом огонь любви. Но родители, всё же, решают отдать Снегурочку в посёлок берендеев. Весна ласково спрашивает, не хочет ли она на волю? Конечно, Снегурочка хочет. Её манят людские песни, отвечает Снегурочка. О своём стремлении пожить с людьми она поёт в трогательной арии «С подружками по ягоду ходить, на оклик их весёлый отзываться: «Ау, ау!»».   И вот мы слышим первую развёрнутую характеристику героини оперы. Композитор характеризует  основные  стороны  образа  Снегурочки:   его реальные  девические  черты  и вместе с тем волшебные, указывающие на связь Снегурочки с миром природы. Внимательно прослушайте арию Снегурочки. Обратите внимание на особенности музыки и исполнения. Слушание арии Снегурочки «С подружками по ягоду ходить». ­ На какие особенности звучания и исполнения вы обратили внимание? ­ Лёгкие, высокие и грациозные переливы голоса и мажорный лад изображают простую, игривую, подвижную девочку. А в напевах духового инструмента – флейты одновременно   можно   разглядеть   сверкающие,   искристые,   холодноватые,   неземные сказочные черты образа Снегурочки. ­   Ребята,   вы   верно   заметили   ­   голос,   которым   поёт   Снегурочка,   называется «сопрано».   В   арии   «С   подружками   по   ягоду   ходить»   (лад   –   мажор)   возникает пленительный   облик   юной   девушки,   почти   ребёнка,   шаловливой   и   резвой,   по­детски непосредственной, а наряду с этим вырисовываются и причудливые, фантастические черты этого   сказочного   лесного   существа.   В   мелодике   преобладают   подвижные   мотивы инструментального   характера,   проходящие   в   пении   и   у   солирующей   флейты,   где   они окрашиваются в холодно­прозрачные тона. Эти мотивы рисуют внешний облик героини сказки,   её   грацию,   простодушие,   холодность.   Сопрано   Снегурочки   также   создаёт впечатление   лёгкости,   воздушности.   Рождаясь   из   интонации   «ауканья»,   голос воспринимается как один из «голосов природы». ­ Как нам подсказывает музыка, что Снегурочка не обычная девочка, а сказочная? ­ Близки ли интонации арии народным песням? Ответы детей. Ария – это оперный жанр, позволяющий представить персонаж оперы и основные его   характеристики.   Как   думаете,   если   бы   мы   попробовали   спеть   арию   вместе   со Снегурочкой, получилось бы у нас передать музыкальный образ?  ­ Нет. Оперные арии поют профессиональные исполнители. ­ Действительно, слушать и разучивать песню и слушать арию — это далеко не одно и   то   же!  Здесь   надо  сразу  «схватывать»   единство   текста   и   музыки,   чтобы   понять оперного персонажа в совокупности его черт характера, устремлений, мыслей (выраженных и в слове, и одновременно в музыкальном интонировании).  Ария Снегурочки написана в трёхчастной форме. Краткое речитативное построение ­ обращение Снегурочки к Деду Морозу («Пусти, отец») – переходит в новую песенную кантиленную мелодию. Эта тема рождается как воспоминание, как отзвук одной из песен Леля, слышанных Снегурочкой и возбудивших в ней неодолимое влечение к людям. Теперь образ Снегурочки впервые наполняется лирическим содержанием. Снегурочка упоминает Леля и это настораживает Мороза. Он расспрашивает её о нём, и Снегурочка в изумительной ариетте «Слыхала я, слыхала» признаётся, что «и дни и ночи слушать я готова его пастушьи песни; и слушаешь, и таешь». Дед­Мороз встревожен этими её словами. «Беги от Леля! Бойся речей его и песен!» — наставляет Дед­Мороз Снегурочку.  Прослушайте ариетту Снегурочки. Слушание ариетты Снегурочки ««Слыхала я, слыхала». ­ Что изменилось в музыке по сравнению с музыкой арии? Что выражает музыка? ­ Мелодия звучит задумчиво, мечтательно, тянущаяся. Лад минорный. Музыка будто выражает чувства человека, какие­то его затаённые мысли. ­   Совершенно   верно,   минорная   ариетта   «Слыхала   я,   слыхала»   ещё   полнее раскрывает таящееся в Снегурочке весеннее начало. Вводящая в ариетту напевная фраза на словах «людские песни» выражает чувство неудержимого стремления к людям, которое искусство   пробуждает   в   душе   Снегурочки.   Именно   здесь   можно   почувствовать,   как композитором проводится мысль об облагораживающей, очеловечивающей, животворящей силе искусства. Тема ариетты характеризует, как указывал сам Римский­Корсаков, «поэтическое чувство», как бы в скрытом состоянии живущее в душе холодной Девушки­Снегурочки. Ариетта полна сдержанно­страстного томления. Её лирическая мелодия построена на необычных и напряжённых оборотах, изобилует постоянным сопоставлением минора и мажора. Между тем, плавно «парящие» аккорды флейт и кларнетов, составляющие фон к мелодии, своей воздушностью и несколько мерцающим колоритом вносят лёгкое ощущение фантастики и наполняют музыку живым дыханием природы. В противоположность арии с её чётко отграниченными частями, предложениями и фразами, ариетта характеризуется непрерывностью течения мелодии. Первое предложение («и жаворонков пенье») содержит один из двух мотивов «темы поэтического чувства». В среднем   предложении   («слыхала   я   и   громкие   раскаты»)   углубляется   лирическое настроение. Реприза – повторение ­ («песни Леля дороже мне») весьма свободна. Здесь в качестве   второго   голоса   введён   духовой   музыкальный   инструмент   английский   рожок. Своей густотой и напряжённой звучностью он подчёркивает силу томящих Снегурочку чувств.   Внезапный   скачок   мелодии   (при   словах   «и   дни   и   ночи»)   передаёт   страстную увлечённость Снегурочки песнями Леля и наиболее ярко раскрывает лирическую сторону её образа, таящееся в нём «весеннее» начало. Эта тема, которую можно назвать темой идеала любви, соединила в себе и сердечное тепло, и просвётленную печаль. Музыкальный   материал   арии   и   ариетты   получит   в   дальнейшем   очень   большое развитие   на   протяжении   всей   оперы,   главные   темы   обоих   номеров   составляют   основу характеристики   Снегурочки.   Трансформацию   образа   Снегурочки   на   протяжении   всей оперы можно наблюдать по её вокальной партии: в начале оперы её мелодика близка к инструментальной   (и   сопровождается   переливами   флейты),   но   чем   больше   Снегурочка тянется к людям, тем больше появляется в музыке напевности, мелодичности, пылкости (в оркестре появляется больше струнных инструментов). ­ Можем ли мы сказать, что в образе Снегурочки таятся два «жизненных начала», о которых мы говорили на прошлом уроке? ­   Да.   Снегурочка   внешне   –   холодная,   сказочная,   а   в   душе     её   зреет   тепло, пробуждаются тёплые человеческие чувства. ­ На самом деле, в образе Снегурочки Римский­Корсаков особенно ярко раскрыл идею неодолимости любви как могучей жизненной силы, перерождающей даже холодную дочь Мороза, её холодное от рождения сердце. 2. Первая песня Леля ­   Ещё   один   музыкальный   образ   оперы,   в   который   композитор   вложил   высокий символический смысл, это образ пастушка Леля: «Появляется Лель, играя на рожке. Бобыль Бакула знаком приглашает его к себе на ночлег. За тёплый приём Лель готов петь свои песни. Бобыль не слишком падок до них и предлагает   Лелю   петь   для   Снегурочки.   Лель   согласен   петь   Снегурочке   за   поцелуй. Снегурочке эта плата кажется незначительной, ведь, как она говорит, «при встрече, при прощанье целуюсь с каждым я». Тогда Лель просит за песню цветок, и Снегурочка даёт ему его. Лель поёт свою первую ­ протяжную ­ песню («Земляничка­ягодка под кусточком выросла»). Снегурочка, почти плача, кладёт свою руку на плечо Леля.» Юный пастух Лель, по мысли автора, является «олицетворением вечного искусства музыки».   Силой   своего   дарования   –   поэтическими   песнями   и   сладким   голосом   ­   он воздействует  на людей,  заставляя  их преображаться, пробуждает всё живое к любви и чувствам,   пробуждает   лучшее   в   человеке.   Недаром   Снегурочка,   полюбив   его   песни, полюбила   и   мир   людей.   Лель   в   опере   охарактеризован   песнями   народного   склада, народного характера, ­ тем самым Римский­Корсаков прославляет народное искусство и его жизнеутверждающий характер.  Послушайте песню Леля и попытайтесь ответить на вопрос: чт  так привлекает оо Снегурочку в «людских песнях». Слушание и анализ 1­ой песни Леля «Земляничка­ягодка» ­ видеофрагмент. Предположительные ответы: ­   В   народных   песнях   чувствуется  сердечность,   теплота   чувства, задушевность. Может, к тёплым чувствам и потянулось холодное сердце Снегурочки. ­  А  может   быть, Лель  поёт такую  песню  Снегурочке  потому, что  она ему понравилась.    ­ Интересное предположение. А почему тогда он поёт  печальную  песню? Ведь естественнее было бы ожидать, чтобы звучала радость? Предположительные ответы: ­ В песне поётся о сиротинке­девушке, поэтому и поёт Лель грустно. ­ В жизни каждого человека бывают не только радости, но и печали, об этом и поёт в своей песне Лель. ­ Может быть, он чувствует, что произойдёт со Снегурочкой в конце сказки. ­ А возможно такое, что Снегурочка очень понравилась Лелю, он полюбил её, но не чувствует от неё ответной теплоты, потому и поёт грустно. ­   Скорее   всего,   вы   все   по­своему   правы.   Ведь   главное   для   любого   человека   ­ душевная теплота: она есть солнце нашей жизни, без которого погибнет всё живое.  И потому пастух Лель в опере является олицетворением животворящей силы любви и песни. Лель: «Не мне Великий царь, а Солнцу подобает Такая честь. Лелеяло измлада Оно меня – учило песни петь; Его тепло в речах моих, ­ и слушать Охотятся девицы речи Леля. Тепло его в крови моей и в сердце, И теплится в лице румянцем смуглым, И светится весенней сладкой негой Из глаз моих». ­ Подумайте, скажите, с помощью каких средств композитор приблизил песню Леля к народным? ­   Протяжная   мелодия,   много   распевов;   простая   куплетная   форма,   вместо припева – народные припевки «Ой, ладо». 3. Творческое задание «Сочинение сочинённого» ­   Ребята,   давайте   попробуем,   взяв   за   основу   текст   песни   «Земляничка­ягодка», «написать музыку» — сымпровизировать свою сольную песню. Текст   песни   вы   видите   на   слайде.   Тексты   песен   лежат   также   у   вас   на   столах. Приступаем к работе: Земляничка­ягодка Под кусточком выросла; Сиротинка­девушка На горе родилась.  А! Ладо моё, ладо! Земляничка­ягодка Без пригреву вызябнет, Сиротинка­девушка Без привету высохнет. А! Ладо моё, ладо! Учащиеся пропевают свои «сочинения». 4. Снегурочка в русском искусстве (просмотр презентации) Режиссёры,   постановщики,   художники   ­   каждый   по­своему   видел   этот   образ хрупкой юной девушки. Вот перед вами  она на картине Васнецова, а это ­ Н. Забела­ Врубель   ­   одна   из   первых   исполнительниц   роли   Снегурочки.   А   это   ­   современная театральная   постановка.   А   это   ­   образ   Снегурочки,   запечатлённый   режиссерами­ мультипликаторами, в мультфильме также использована музыка Н.А. Римского­Корсакова. Наиболее ярко особенности дарования В.М. Васнецова проявились в оформлении спектакля «Снегурочка» (на слайде). Им были выполнены эскизы декораций и костюмов. Используя   архитектурные   детали   древнерусского   зодчества,   мотивы   русских   народных вышивок,  резьбы и росписи  по дереву,  художник создал  гармоничный  образ сказочных царских палат.  III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 1. Рефлексия ­   Наш   урок   подходит   к   концу.   Мне   было   очень   интересно   с   вами   общаться, сочинять,   рассуждать.   Я   надеюсь,   во   время   нашего   общения   ваше   настроение   не испортилось. Контроль настроения. ­ А кого бы вы отметили как самых ярких лидеров? Ответ детей. Лидеры получают цветочки и собирают веночек для Снегурочки. Домашнее задание. Нарисовать образ Снегурочки. 2. Итог Оптимистическая   идея  оперы  –  прославление  могущественных  животворных  сил природы, несущих людям счастье – коренится в народной поэзии. Опера «Снегурочка» воплощает вместе с тем мысль о великой преображающей силе искусства. Она учит нас любоваться красотой природы, красотой песен, красотой человеческих чувств. И не только любоваться,   но   и   бережно   относиться   к   природе,   к   народным   песням   и   добрым человеческим чувствам. Вы   замечательно   сегодня   на   уроке   работали и   давайте   себе   поаплодируем   (все хлопают), а наш занавес закрывается.  До следующей встречи с удивительным миром театра и музыки! До свидания! ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ: 1) Кабалевский Д.Б. Программа по музыке для общеобразовательной школы 1­7 классы. ­  М.: 1990; 2) http://geum.ru/next/art­4.php 3) http://music­fantasy.ru/uroki­muzyki 4) http://soundtimes.ru/  5) https://studwood.ru/510184/kulturologiya/obraz_snegurochki_v_opere_rimskogo­ korsakova_snegurochka_ 6) http://www.belcanto.ru/opera.html  7) http://www.notarhiv.ru/ Н.А. Римский­Корсаков. Опера «Снегурочка» ПРИЛОЖЕНИЕ Либретто (фрагмент) … М о р о з (Кличет Снегурочку.)  Снегурка! Снегурушка, дитя моё.  С н е г у р о ч к а (выглядывая из лесу)  Ау, ау!  (Выбегает из лесу и подходит к отцу.)  В е с н а – К р а с н а (лаская Снегурочку)  Ах, бедная Снегурочка, дикарка!  Поди сюда, тебя я приголублю.  Красавица, не хочешь ли на волю?  С людьми пожить?  Хочу, хочу, пустите!  С н е г у р о ч к а М о р о з А что манит тебя покинуть терем родительский?  И что у берендеев завидного нашла? С н е г у р о ч к а Людские песни.  С подружками по ягоду ходить,  на оклик их весёлый отзываться:  «Ау, ау!»,  круги водить, за Лелем повторять  с девицами припев весенних песен:  «Ой, Ладо, Лель!»  милей Снегурочке твоей,  без песен жизнь не в радость ей.  Пусти, отец!  Когда зимой холодной  вернёшься ты в свою лесную глушь,  в сумеречки тебя утешу,  песню под наигрыш метели запою,  запою весёлую,  у Леля перейму и выучусь скорёхонко.  Ах, отец!  С подружками по ягоду ходить,  на оклик их весёлый отзываться:  «Ау, ау!»,  круги водить, за Лелем повторять с девицами припев весенних песен:  «Ой, Ладо, Лель!»  милей Снегурочке твоей,  без песен жизнь  не в радость ей, не в радость! А Леля узнала ты откуда?  М о р о з С н е г у р о ч к а Из кусточка ракитова.  К нему девицы ходят, красавицы,  и по головке гладят,  в глаза глядят, ласкают и целуют,  и Лелюшком, и Лелем называют,  пригоженьким и миленьким.  В е с н а – К р а с н а А разве пригожий Лель горазд на песни?  С н е г у р о ч к а Мама, слыхала я, слыхала  и жаворонков пенье,  дрожащее над нивами,  лебяжий печальный клич  над тихими водами,  слыхала я и громкие раскаты соловьёв,  певцов твоих любимых. Песни Леля дороже мне.  И дни, и ночи слушать я готова  его пастушьи песни.  И слушаешь, и таешь...  М о р о з (к Весне)  Слышишь? Таешь!  Ужасный смысл таится в этом слове.  (к Снегурочке)  Снегурочка! Беги от Леля!  Бойся речи его и песен! Беги, беги от Леля!  (к Морозу)  Я дочь послушная твоя;  С н е г у р о ч к а но, право, ни Леля я, ни песен не боюсь.  В е с н а – К р а с н а Дочь в неволе не даст тебе томить родная мать.  Снегурочка, когда тебе взгрустнётся,   иль нужда будет в чём,  ты приходи в Ярилину долину,  покличь меня: чего б ни попросила, отказу нет тебе.  С н е г у р о ч к а Спасибо, мама, спасибо, красавица.  М о р о з Вечернею порой, гуляючи,  держись поближе к лесу,  а я отдам приказ тебя беречь.  Ау, дружки! Лешутки! Лесовые!  Заснули, что ль? Ау!  Го л о с а   Л е ш и х М о р о з Го л о с а   Л е ш и х (в лесу)  Ау, ау!  Ау!  (в лесу)  Ау, ау!  (Из сухого дупла вылезает Леший, лениво потягиваясь и зевая.)  Слушай, Леший!  М о р о з Чужой ли кто, аль Лель­пастух пристанет  к Снегурочке, аль силой взять захочет,  чего умом не может, заступись,  мани его в лесную глушь, в чащу,  засунь в цепыжник  аль по пояс в болото втисни!  Ладно, ладно!  Л е ш и й (Складывает над головой руки и проваливается в дупло. Вдали слышны голоса берендеев, везущих Масленицу.)

Конспект урока музыки на тему «Опера Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Опера Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Опера Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Опера Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Опера Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Опера Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Опера Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Опера Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Опера Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Опера Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Опера Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Опера Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Опера Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Опера Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Опера Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Опера Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Опера Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Опера Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Опера Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Опера Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Опера Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Опера Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Опера Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Опера Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Опера Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»» (1 класс)

Конспект урока музыки на тему «Опера Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»» (1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2019