Конспект урока музыки на тему «Проблема «Язык музыки»» (1 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 1 класса (УМК В.О. Усачевой, Л.В. Школяр «Музыка», 1 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему 4 урока 4 четверти. Цель урока: Расширение и углубление знаний о языке музыки. Задачи: - познакомить детей с оркестровой аранжировкой пьесы М.П. Мусоргского «Балет невылупившихся птенцов» из цикла «Картинки с выставки», формировать представление о выразительных возможностях-интонациях оркестрового звучания музыки; - развивать образное и музыкальное мышление учащихся, их творческие способности и воображение в процессе слушания и исполнения музыки; - развивать чувство ритма, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость на музыку; - воспитывать интерес и уважение к творчеству русских композиторов и художников; - воспитывать слушательскую культуру детей, музыкальный вкус, любовь к классической музыке; - повышать уровень музыкальной культуры учащихся; - совершенствовать вокально-певческие навыки и умения.
Иконка файла материала Урок 4.docx
Урок 4. Проблема «Язык музыки»  Цель урока: Расширение и углубление знаний о языке музыки. Задачи:  ­ познакомить детей с оркестровой аранжировкой пьесы М.П. Мусоргского «Балет невылупившихся птенцов» из цикла «Картинки с выставки», формировать представление о выразительных возможностях­интонациях оркестрового звучания музыки; ­  развивать   образное   и   музыкальное   мышление   учащихся,   их   творческие способности и воображение в процессе слушания и исполнения музыки; ­ развивать чувство ритма, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость на музыку; ­   воспитывать   интерес   и   уважение   к   творчеству   русских   композиторов   и художников; ­   воспитывать   слушательскую   культуру   детей,  музыкальный   вкус,   любовь   к классической музыке; ­ повышать уровень музыкальной культуры учащихся; ­ совершенствовать вокально­певческие навыки и умения. Средства обучения и оборудование  1. Учебник, с. 104—105, 108—113.  2. Рабочая тетрадь, раздел «Озадачник», с. 48.  3. Музыкальный материал:  М.П. фонохрестоматия; нотная хрестоматия, с. 56.   Мусоргский   «Балет   невылупившихся   птенцов»   /   ЭФУ,   с.   41; Хоровод «Заплетися, плетень, заплетися».  ХОД УРОКА 1.   Организационный   момент.   Музыкальное   приветствие   «Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель!» (в пределах квинты). ­ Здравствуйте, ребята! Давайте с вами поприветствуем друг друга на языке музыки. Учащиеся пропевают приветствие, показывая движение мелодии рукой.  Затем повторяют с хлопками. 2. Аактуализация знаний 3. Мотивация. ЦелеполаганиеII. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1.   Выразительные   средства   языка   движения   в   искусстве   (Взаимодействие театра в оркестре с театром в балете Этот   урок   посвящается   применению   выразительных   средств   языка   в   искусстве движения: взаимодействию театра в оркестре с театром в балете. Его можно начать с  ­   Сегодня   мы   вернёмся   к   уже   знакомой   вам   пьесе   М.П.   Мусоргского   «Балет невылупившихся птенцов» и отметим следующее: Картина Гартмана с одноимённым названием послужила композитору поводом для создания гениального циклического произведения. А)  Учитель   обращает   внимание   детей   на  картину   В.   Гартмана   «Балет невылупившихся птенцов»: ­ Рассмотрите картину. Кто на ней изображён? Какие цвета в ней преобладают? Ответы детей. ­   Художник   Виктор   Гартман   был   одним   из   немногих   друзей   композитора Мусоргского. К сожалению, он умер, когда ему было всего 39 лет. Через год после смерти была   организована   выставка   работ   этого   талантливого   художника.   Мусоргский   был потрясён и взволнован. Буквально за три недели он создал целую сюиту для фортепиано под названием «Картинки с выставки». На рисунке Гартмана изображены будущие «звезды балета» ­ ученики балетной школы. Они пытаются «летать» ­ танцевать, но до «звезд» им еще далеко. Уже знакомая вам музыкальная пьеса «Балет невылупившихся птенцов» прозвучит сегодня в оркестровом исполнении. Вспомним, что такое симфонический оркестр? ­ Какие группы инструментов в него входят? Ответы детей. ­   Перед   М.П.   Мусоргским   стояла   достаточно   сложная   задача:   именно музыкальными средствами вызвать у слушателя и ощущение танца, и представление о самих танцующих персонажах. В связи с этим интересно проследить, как эти (заданные программой пьесы) «чирикающие» интонации благодаря найденной фактуре, регистру и особенно метроритмической организации интонационно­пластического материала создают у нас представление о персонажах пьесы не только как о птичьих детёнышах, но и как о человеческих тоже.  Прослушайте музыкальное произведение и постарайтесь определить, какой образ хотел создать композитор. Б) Звучит «Балет невылупившихся птенцов» М.П. Мусоргского. ­ Поразмышляем, как персонажи­интонации себя ведут. В) Вопросы:  ­ Сколько действующих лиц, какой характер музыки? Грустная звучала музыка или весёлая?  ­ Что можно делать под эту музыку?­   Музыка   озорная,   шаловливая,   лёгкая,   быстрая,   подпрыгивающая, танцевальная. ­   Давайте   подумаем,   какие   музыкальные   выразительные   средства   использовал Мусоргский, сочиняя эту пьесу. В каком регистре звучала музыка?  ­ Высокий регистр. Тоненькие, высокие звуки. ­ Что можно рассказать о музыкальном ритме? ­ «Скачущий», «подпрыгивающий», отрывистый, острый, неровный. ­ Каков общий темп музыки? ­ Быстрый, суетливый, подвижный, торопливый. ­ Какова динамика этой инструментальной пьесы? ­ Музыка звучит очень тихо, pp. ­ Какие существа представляются – маленькие, большие? ­ Можно представить птенцов?  ­ Какими изобразил птенцов Мусоргский в своей пьесе? Что они делают? ­ Птенцы маленькие, смешные, неловкие, слышен их писк. Если   дети   услышат   некоторую   непредсказуемость   интонаций,   суетливость (нескоординированность)   движений,   которые   свойственны   только   маленьким существам, «блуждание» интонаций в середине пьесы, то можно говорить о том, что композитор добился своей цели.  ­   Верно,   ребята,   музыка   живая,   озорная,   шутливая,   энергичная,   весёлая, танцевальная. Какие чувства композитора выразила музыка? ­ Добрые, радостные, шутливые. ­ Забавную пьесу «Балет невылупившихся птенцов» Мусоргский назвал скерцино ­ маленькое   скерцо   (сравните:   шутка   ­   шуточка).   В   музыке   изображены   быстрые,   но неуклюжие движения птенцов ­ прыжки, бег, их нежный щебет. Отсюда необычно высокий, «птичий» регистр звучания (вся пьеса записана в скрипичном ключе). Это скерцо ­ единственная в своем роде пьеса, в которой каждый такт украшен форшлагами и трелями. Вся пьеса от первой до последней ноты «щебечет» очень тихо и нежно (рр, ррр). ­ Как думаете, почему композитор дал пьесе название балет? ­ Птенцы постоянно двигаются, пытаются освободиться от скорлупок, словно танцуют. ­ Оркестровка пьесы  безупречна с технической точки зрения и хорошо передаёт композиторский   замысел   Мусоргского.  Об   оркестре   ­   особый   разговор:   в   нём   много средств,   позволяющих   театрализовать   и   тем   самым   подчеркнуть   все   перечисленные характерные черты образности пьесы.  И   самое   главное:  танцевальность  ощущается   во   всём,   её   сочетание   с изобразительностью рождает у нас пластический образ, что и заставляет эту пьесу целикомотнести   к   театру   балета.   Давайте   попробуем   с   вами   сыграть   роль   забавных   птенцов   ­ изобразить под эту живую, энергичную, весёлую музыку их движение. Г) Пластическое интонирование «Птенцы» Повторно   звучит  «Балет  невылупившихся  птенцов»  М.П.  Мусоргского.  Дети выполняют задание, исполняя произвольные движения. В блокноте дети увидят знаковое выражение этого пластического образа и выполнят специальное   задание   (по   аналогии   с   предыдущими   —   найти   основную   ритмическую единицу, записать ритмическую схему, познакомиться с форшлагом и пр.). 2. Народный театр ­ истоки танцевальности ­ На сегодняшнем уроке мы с вами разучим народную игровую песню «Заплетися, плетень, заплетися». В этой хороводной песне пение сочетается с довольно сложными для запоминания   и   исполнения   танцевально­игровыми   фигурами,   что   позволяет   нам   снова попасть в настоящий народный театр, приникнуть к истокам танцевальности.  Когда­то за всеми «плетениями» и узорами стоял какой­то обрядово­символический смысл,   который   постепенно   утрачивался.   Нам   в   наследство   осталась   только   магия бесконечного движения (поскольку у подобных игровых песен, как правило, не бывает конца). Как думаете, что может стоять за этим? Дети размышляют. Разучивание песни. Вокально­хоровая работа. Педагогу   для   сведения:  В   первых   строках   мы   наблюдаем   описание хореографических движений (заплетися, расплетися), а припев отражает символический параллелизм: сера утица ­ это молодая женщина, которая в достатке и любви растит своих деток.   Далее   хоровод   расплетается   и   материнской   любви   нужно   отступить   перед самостоятельностью детей, но мать не отступает. Произведение имеет куплетную форму. Музыкальная фраза дважды повторяется на разные слова как в куплете, так и в припеве. Произведение исполняется живо, в едином темпе от начала до конца. Динамический диапазон достаточно широк: от p до f. Припев начинается на пиано, звук постепенно усиливается и к концу припева доходит до  форте  ­ это динамическая кульминация. Развитие динамики приходится на конец припева, так как это ­ развязка игрового  момента в  хороводе.  В  основном  преобладает  нюанс  mf,  это делает  звучание плавным и спокойным. Так как это хоровод и, соответственно, исполняется в движении ­ голоса должны звучать некрикливо, ансамбль должен звучать естественно. Главная дирижерская задача в данном произведении ­ добиться кантилены, и не потерять   ее   из­за   речитативности   в   припеве.   Также   необходимо   добиться   легкости   и постоянного  движения  в  звучании.   В  дикции   определенную  трудность  составят  обилие согласных,   особенно   шипящих   и   свистящих,   их   нужно   произносить   коротко   и единовременно.III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Рефлексия. Подведение итогов ­ Кто написал музыку пьесы «Балет невылупившихся птенцов»? На рисунок какого художника он написал музыку? ­ Можно ли изобразительность картин передать выразительностью музыки? Совместные выводы учителя и учащихся: Музыка способна ярко и красочно рисовать картины и передавать их настроение, но не красками, а звуками.  Комментирование домашнего задания: Выполните рисунок и передайте в нем своё впечатление от услышанной музыки. Выставление оценок тем, кто активно работал на уроке. Используемые ресурсы: 1) https://infourok.ru/biblioteka/muzyka 2) http://music­fantasy.ru/uroki­muzyki 3) https://studfiles.net/igu/145/folder:8721/#6227927 4) https://открытыйурок.рф/%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA %D0%B0