Конспект урока на тему "Художественная культура Индии" (10 класс, МХК)
Оценка 4.6

Конспект урока на тему "Художественная культура Индии" (10 класс, МХК)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
МХК
Взрослым
25.02.2018
Конспект урока на тему "Художественная культура Индии" (10 класс, МХК)
Знакомство учащихся с архитектурой, изобразительным искусством (росписи, книжная миниатюра), скульптурой, музыкой и театром Индии; развитие любви к прекрасному, прививать эстетический вкус, умение работать с текстами, воспитывать любовь и уважение к культурному наследию человечества. Знакомство с новыми словами: «Веды», чайтья , вихара, стамбхи, ступы, сангита.Конспект урока по МХК в 10 классе на тему "Художественная культура Индии" - прекрасное подспорье для учителя на урок.
Тема Художественная культура Индии.docx
Тема: Художественная культура Индии. Цель: познакомить учащихся с  архитектурой, изобразительным искусством (росписи,  книжная миниатюра), скульптурой, музыкой и театром Индии; развивать любовь к  прекрасному, прививать эстетический вкус, умение работать с текстами, воспитывать  любовь и уважение к культурному наследию человечества. Оборудование: ­ мультимедийный проектор,  ­ мультимедийная презентация,  ­ индивидуальный раздаточный материал,  ­  выставка по теме (репродукции, книги) Новые слова: «Веды»  ­ древнее индийское писание с законами, по которым проходило  развитие искусства; буддизм – одна из мировых религий; чайтья –  пещерный храм,  вихара – монастыри, стамбхи – монументальные буддийские колонны, построенные из  камня, ступы – буддийские символы, феерические сооружения и пещерные храмы,  сангита – музыка. Ход урока. I.Организационный момент. Восток издавна пленял путешественников самобытной культурой, богатством и  какой­то тайной. Восточная красавица, восточные песни, танцы, стихи – всё это  поражало побывавших в восточных странах. Утончённость во всём: в ароматах, в  одежде, в манерах. Многие называют Восток мудрым, кто­то коварным, многие прекрасным! Сегодня мы  попытаемся заглянуть под таинственное покрывало восточной культуры и  познакомимся с художественной культурой Индии. II. Новая тема. Одной из самых величественных и оригинальных культур, существовавших на  нашей планете, является индо­буддийская философия, сформировавшаяся главным  образом на территории Индии. Особенности: ­  достижения древних индийцев в самых различных областях ­ литературе, искусстве,  науке, философии; ­ созданы священные книги – «Веды»; ­ сложилась одна из мировых религий – буддизм.                                                                   Тысячелетняя культурная традиция Индии сложилась в тесной связи с развитием  религиозных представлений ее народа. Главным религиозным течением был индуизм  (ему сейчас следует более 80% населения Индии) Корни этой религии уходят в  глубокую древность. В индуизме на первый план выдвигается бог ­ творец,  устанавливается строгая иерархия богов. Появляется Тримурти (триединство) богов  Брахмы, Шивы и Вишну. Брахма ­ это управитель и создатель мира, ему принадлежало  установление на земле социальных законов (тхарм), деление на варны; он ­ каратель  неверных и грешников. Вишну ­ это бог охранитель; Шиву ­ бог ­ разрушитель.  1 Возрастание особой роли двух последних богов привело к появление двух направление  в индуизме ­ вишнуизма и шиваизма.  1.Архитектура.                                                                                                                              Первые по  времени памятники архитектуры и изобразительного искусства Древней Индии относятся к эпохе  Хараппской цивилизации, но наиболее яркие образцы были созданы в Кушано­гуптскую эпоху.          В эпоху древности большинство сооружений возводилось из дерева, а потому не сохранилось.  Дворец царя Чендрагупты был построен из дерева и до наших дней сохранились лишь остатки  каменных колонн. Первые памятники индийской архитектуры появляются предположительно во II т. до н. э. В доист.  период строятся первые города, при создании которых жители Индии руководствовались  планировочной схемой. В это время в строительстве используется обожженный  кирпич, улицы вымащиваются и уже существует городская система канализации. Храм Шивы – одно из знаменитых строений Индии.                       Большая ступа в Санчи – один из архитектурных комплексов Индии. Она находится в местечке Санчи, вблизи города Бхопал.  Эта каменная полусфера символизирует небо у нас над головой. На вершине купола установлен макет горы Меру — такой же священной, как и наше Мировое Древо. Через все здание храма, сверху  донизу, проходит стержень — ось мира, на которой нанизаны круглые диски, постепенно  уменьшающиеся от нижних к верхним. Это три мира, известных всем народам: нижний — подземный,  средний — тот, в котором мы живем, и верхний — обитель богов.  Вокруг этого рукотворного неба возвышается стена. В ее углах, означающих четыре стороны света  — север, восток, юг и запад, установлены столбы, украшенные резьбой и скульптурами. Впрочем,  самые искусные фигуры созданы на воротах, ведущих к храму. И чего, и кого здесь только нет!  Кажется, что создания, обитающие во всех частях света, и во всех мирах явились сюда, чтобы  поприветствовать людей, входящих в храм! Фигуры больших слонов держат на себе столбы ворот.  Над ними — львы и слоны поменьше среди удивительных животных: невиданно огромных змей,  человекоптиц, летающих хищников и многих других диковинных созданий.  Чайтья в Карли В I в. до н. э. в культовой архитектуре Индии широко распространились пещерные  храмы — чайтьи. Эта техника получила преимущественное развитие в районах, где  вздымающиеся горные плато резко обрываются, создавая ступенчатые стены из твердого камня протяженностью в несколько сотен километров. Перед пещерой возвышались две  колонны, их увенчивали капители, подобные маурийским. Важнейшей деталью фасада  чайтьи является огромное подковообразное окно, которое служит основным источником света в храме. В молитвенный зал ведут три входа, от которых начинаются коридоры,  символизирующие путь Будды. Центральный коридор отделен от боковых рядами колонн со  скульптурными капителями. В этом архитектурном пространстве, оживленном скульптурой,  создается необычный эффект игры света и тени, преображающий интерьер. В дальнем конце  2 молитвенного зала возвышается ступа — наиболее конкретный и мощный из символов буддизма,  означающий победу Будды над иллюзией, т.е. его нирвану.  Наружный фасад чайтьи в Карли украшают скульптурные рельефы с мужскими и  женскими фигурами. Возможно, здесь изображены дарители, на средства которых  был построен храм. В трактовке мужских фигур мужественность сочетается с  необычной мягкостью. У них могучий разворот плеч и тонкая талия, однако  пропорции тела, мягкость и плавность форм близки к женским. Скульптуры женщин уподоблены  традиционному для Индии изображению богини плодородия. Эта традиция оказала влияние на  формирование идеала не только женской, но и мужской красоты, которая стала воплощением  внутренней энергии и жизненной силы человека. Пары, изображенные на фасаде чайтьи, олицетворяют и два идеала красоты, и два начала в природе — мужское и женское. Их соединение рождает все  живое на земле. Капители колонн храма в Карли. Поток мягкого света в пещере рассеивается и придает воздушную легкость всем  очертаниям. Этот удивительный эффект сказочно преображает внутренний  интерьер пещеры, заставляя верить в бесконечность пространства. Колонны  храма в Карли выглядят очень мощными и монументальными. Их основания  имеют вид глиняного сосуда для воды, а на капителях колонн разместились  группы аллегорических человеческих фигур, сидящих на спинах  коленопреклоненных слонов. Примером архитектуры Гуптов можно считать храм Парашурамешвара в  Бхубанешваре, возведенный в VIII в. Его святилище (деул) имеет форму башни, к  которой примыкает невысокое прямоугольное помещение для молившихся  (джагамохан). К другому типу храмов относится известный храм Махабодхи в Бодхгайе. Время его постройки ориентировочно относят к II–III вв. Перестроен храм был уже в XIII в. При Гуптах большие буддийские общины еще могли создавать монастыри и пещерные храмы.  Более всего знамениты буддийские пещеры в Аджанте.  1. Фасад пещерного буддийского храма в Аджанте. Пещера № 19 Создание первых относят к II в. до н. э., а время постройки последних – 642 г. Всего в Аджанте насчитывается 29 пещер (все они пронумерованы), из них 5 храмов и 24 монастыря. Самые поздние сооружения отличаются изящной золоченой отделкой,  роскошным декором, обилием стенописи и скульптур. На фасаде пещеры № 19, созданной около 500 г., изобилуют рельефные фигуры,  обрамление окон имеет килевидную форму. Колонны в пещере завершены широкими  капителями со сложными рельефными композициями. На монолите ступы – рельефное изображение Будды. Потолок храма словно иссечен глубокими  бороздами, создающими в помещении контрастные светотени. Освещение здесь также играет  огромную роль.   2. Центральный неф с монолитной ступой. Пещера № 26 3 Тадж­Махал. Здание строилось 22 года, на строительство собрали со всей страны больше  двадцати тысяч человек. Главный архитектор, ширазский Устад Иса Кхан  получил неограниченные полномочия, и он их оправдал. Храм Кайласанатха в Эллоре является непревзойденным шедевром и одним из  самых впечатляющих архитектурных сооружений. Это монолитный комплекс,  высеченный из единой скалы огромных размеров. Храм строился на протяжении 150  лет, в его сооружении участвовало 7 тысяч человек. Храм Кайласанатха поистине  грандиозен. Он занимает площадь в два раза превышающую площадь Парфенона в  Афинах, по высоте превосходит его в полтора раза. При его строительстве было  выдолблено 200 тысяч тонн горной породы. Храм посвящен богу Шиве, он представляет гору Кайласа — обитель Шивы в Гималаях. Прямоугольный двор храма, опоясанный изнутри рядами ниш со  статуями божеств, включает выделенное шикхарой (пирамидальным завершением) главное святилище  и многоколонный зал для молящихся. Искусство пластики раннего средневековья достигло вершины в этом великолепном комплексе с монументальными статуями и рельефами, отмеченными острым  драматизмом образов и динамикой сложных композиций.    2. Изобразительное искусство.  ­ скульптура;        В Древней Индии существовало несколько школ скульптуры, из которых наиболее крупными  были гандхарская, матхурская и школа Амаравати. Большинство сохранившихся скульптур так же  носило религиозный характер. Скульптурное искусство достигло такой высоты, что существовал ряд  специальный руководств по правила их создания.       В I—IV вв. в художественной культуре Индии произошли значительные перемены. В  изобразительном искусстве появились антропоморфные изображения Будды, т.е.  Учителя стали изображать в образе человека, а не в виде символов, как это было  раньше. Буддийское искусство не оставляет сумрачного ощущения отрешенности от жизни,  наоборот, оно очень жизнелюбиво и полнокровно. Оно призывает наслаждаться жизнью  во всех ее проявлениях. Даже смерть, согласно учению буддизма, не трагедия, а увлекательное  путешествие, новое рождение с новыми впечатлениями. В целом буддийское искусство направлено на дематериализацию камня. Оно никогда не замыкалось в  сфере религиозных переживаний, высоко ставило миссию человека в этом мире и его близость богам,  ценило юмор, имея глубокую жизненную основу. К I–II вв. до н. э. относится один из самых замечательных памятников древнеиндийской  скульптуры. Это изображение Шивы в храме Гудималлам (штат Мадрас). Шива – божество  созидательных сил природы, олицетворявшее творческое начало Вселенной. В учении  брахманизма о мироздании Шива считался разрушителем мира, Брахма – творцом, а Вишну – охранителем созданного. 1. Статуя Шивы из храма Гудималлам Он улыбается, и вся его поза говорит о едва сдерживаемом движении. В руках у него  небольшой барашек. Пьедесталом для скульптуры служит изваяние чудовищного якши.  Статуя Шивы высечена из камня и отполирована с ювелирной тщательностью. В начале нашей эры власть почти во всей Северной Индии захватили племена кушанов из Средней  Азии. В долине Инда к тому времени осело много греков из Бактрии. При кушанах заметно возросло  влияние греческой культуры на индийское искусство. 4 Кушаны, приняв индийскую культуру и буддизм, стали активно способствовать развитию  каменной скульптуры на буддийские сюжеты. Местные греки помогали справиться с  обработкой камня и принимали участие в создании изваяний. Так, в I в. в Гандхаре появились антропоморфные статуи Будды, хотя до этого он изображался только в виде символов,  например, как Колесо закона. 2. Статуя Бодхисатвы из Гандхары ­ росписи;           Наиболее известным памятником древнеиндийской живописи являются стенные росписи в  пещерах Аджанты. В этом буддийском комплексе состоящим из 29 пещер живопись покрывает стены и потолки внутренних помещений. Здесь разнообразные сюжеты из жизни Будды, мифологические  темы, сцены из повседневной жизни, дворцовая тематика. Все рисунки отлично сохранились, т.к.  индийцы хорошо знали секреты стойких красок, искусство укрепления грунта. Выбор цвета зависел от сюжета и персонажей. Боги и цари, например, всегда изображались белыми.  На картинах множество городов и их жителей, чудесные виды природы и удивительные памятники  архитектуры. Авторы этих великолепных произведений искусства не пропагандируют отвлеченные идеи буддизма,  они в красках повествуют о жизни в Индии в эпоху правления Гуптов, о реальных событиях,  связанных с буддийскими преданиями, изобилующими сценами из народной жизни. Живопись Аджанты насквозь пронизана духом любви к человеку, природе, к своей стране.  Стенопись Аджанты относится к IV­VII вв. Живопись сохранилась лишь в шестнадцати пещерах.  Здесь расписывались потолки, стены, и даже колонны.  Росписи пещер сложны по содержанию, в композициях много персонажей, но нет и намёка на  передачу перспективы, объёмы фигур чуть намечены. Линия, цвет и ритм составляют основу всего  живописного ансамбля.. Краски на росписях как будто светятся в темноте. Возникает ощущение, что  земное и небесное гармонично соединились в этом храме.  Танцовщица, молящая раджу о пощаде. Фрагмент стенописи  Другая сцена рассказывает о мифологических небесных танцовщицах и  певицах (апсарах), летящих в небесах среди облаков вместе с царем неба  Индрой. Чарующая грация апсар, ритм их движений, даже чувство  упоения мелодией флейты – все сумел мастерски передать древний  живописец. Ее одежды украшены сверкающими драгоценностями, чудесно переливающимися на темном фоне. В  стенописи пещерных храмов Аджанты доминирует не пейзаж, а фигуры людей. Фон всегда насыщен  изображениями индийцев. Эта же особенность отличает и скульптурные рельефы, созданные во  времена Гуптов. В тридцати пещерных храмах Аджанты были нарисованы сотни сцен и тысячи  персонажей. До настоящего времени роспись сохранилась только в некоторых  пещерах.  Выезд раджи Махаджанаки. Фрагмент стенописи В сцене выезда из города раджи Махаджанаки на слоне видна пышная процессия,  оживленно двигающаяся через городские ворота. Вокруг раджи свита, воины, а  впереди – танцовщицы. Одним из самых жизненных изображений в этой сцене  является фигура танцовщицы, упавшей ниц перед троном. Танцовщица с мольбой и немым отчаянием протягивает руки к разгневанному князю, держащему в руке обнаженный меч. Аджанта. Потолок над фигурой  5 Наскальная живопись Аджанты обычно рассматривается как фрески, но этот термин здесь не совсем  приемлем, так как настоящие фрески рисуются по влажной штукатурке, в то время как настенные  росписи Аджанты были созданы на сухом покрытии. Стены предварительно покрывались слоем глины  или грязи, смешанной с шерстью или соломой, затем — слоем гипса. Это покрытие было достаточно  стойким, учитывая неблагоприятные климатические условия; но оно портилось местами, и за время,  прошедшее с прошлого века, когда были сделаны первые копии, росписи еще больше разрушились.  Зато сами цвета остались изумительно свежими. Эти картины изначально писались яркими красками,  и они до сих пор сохраняют чистоту и контрастность оттенков. Художники работали, вероятно, в  темных гротах, используя наружный свет, отражающийся от зеркал, сделанных из  отполированного металла. ­ книжная миниатюра. Огромную роль в развитии могольской школы миниатюры, установившейся во  второй половине XVI в. при дворе Великих Моголов, сыграли придворные  мастерские миниатюрной живописи, которым покровительствовал Акбар. Здесь бок о бок трудились персидские и индийские мастера, и, как сообщает Абу­л­Фазл,  историк времени Акбара, из семнадцати наиболее  мастеров тринадцать были индийцами. Это было самое  синкретизма индийской и персидской миниатюры.  знаменитый талантливых настоящее время В начале своей деятельности мастерские занимались  иллюстрированием рукописей, которые в большом  переписывались при могольском дворе. Это были самые  произведения: исторические и научные сочинения,  количестве различные многотомные поэмы и сборники стихов, знаменитые индийские эпические поэмы «Махабхарата» и  «Рамаяна», специально переведенные для этого с санскрита на персидский язык, и многое другое.  Главная особенность могольской миниатюры, переживавшей при первых императорах свой расцвет, — все нараставшая тенденция к передаче реального облика людей, предметов, природы. Художники  пытались отойти от свойственной персидской живописи условности, изысканности и декоративности  и посредством полутонов и светотени передать объемность формы, естественный цвет изображаемого объекта.  И одним из интереснейших достижений, передавшихся в последствии и джайпурской  ─  передать сходство,  школе живописи стал «могольский портрет». Основная его цель  характерные особенности лица, а при возможности и психологическую характеристику  персонажа.  При групповых портретах наблюдается занимательная особенность. Ноги и руки  прописываются в профиль, а торс и голова в три четверти. Во­первых, это позволяло экономить  время. Во­вторых, не было потребности в полной детализации и доведения позы до реалистичности.  Например, дворцовые сцены где шах расположен в центре, а группы придворных ориентированы слева и справа от шаха, разворот торса и головы налево и направо, образует как бы коридор устремленного  на шаха внимания и почтения, что автоматически передается смотрящему, и образует собой  перспективу.  Дворцовые сцены ­ популярнейший сюжет индийских миниатюр.  3. Музыка и театр.        Табла. Важнейшее место среди музыкальных инструментов Древней Индии принадлежало ударным и  струнным. Мастера создавали металлические тарелки, гонги, барабаны. Барабаны обтягивали кожей  или пергаментом, которые предварительно обрабатывали специальными отварами из риса и трав.  Благодаря такой выделке достигалось мягкое и насыщенное звучание.   Наиболее выразителен по  6 тембру парный барабан табла, по форме напоминающий современные литавры; звук из него  извлекается ударами рук (кистью и пальцами). Другой вид барабана ­ гхатам. Это  инструмент в виде глиняного горшка, обтянутого кожей; на нём играют ладонью,  пальцами и даже ногтями. Подобная техника позволяет извлекать из простых  инструментов очень разнообразные звуки. Самые популярные струнные шипковые ­ вина и ситар. За нежный и богатый  оттенками тембр вину называют царицей струнных. У этого инструмента два  круглых резонатора: один, деревянный, ­ у основания, а другой, сделанный из  выдолбленной тыквы, ­ возле грифа. Второй резонатор создаёт эффект объёмного  звучания. Ситар по устройству напоминает вину. Кроме шипковых в Индии  существовали и смычковые струнные. Прежде всего это саранги ­ прямоугольный инструмент,  верхняя часть которого обтянута кожей. Саранги устроен довольно сложно. Помимо трёхчетырёх  основных, игровых струн у него есть ешё и дополнительные, резонирующие струны (двадцать пять ­  тридцать), расположенные под игровыми. Смычок не касается резонирующих струн, но во время  музииирования они также колеблются, что придаёт звучанию специфическую окраску. Индийские  музыканты даже сравнивают звуки, издаваемы саранги, с человеческим голосом. Вина. Ситар. Саранги Из духовых инструментов были распространены флейта, шанкха (труба в виде раковины) и шринга (металлический рог). Интересно, что почти все древние инструменты  сохранились до наших дней, и современные индийские музыканты играют на них, точно  следуя традициям. Слово "сангита", во многих индийских языках означающее "музыка", буквально  переводится как "сведение воедино и выражение всего". Сводимое воедино "все" — это  тело, разум и дух. В идеале индийский музыкант стремится ощутить бесконечное и  разделить свое ощущение со слушателем. С древнейших времен цель всех духовных исканий в Индии  заключается в отождествлении и слиянии личности с вечностью, абсолютом. Этот подход лежит в  основе музыки, как и большинства других традиционных индийских искусств.  В программу  древнеиндийских празднеств, посвященных божествам, обязательно включались театрализованные  представления. Так, главным событием на празднике в честь бога­громовержца Индры было  вынесение знамени виновника торжества. Роль этого знамени «исполняло» дерево, которое приносили из леса и украшали, после чего торжественно топили в реке, так как считалось, что сей ритуал  придаст силы воде и земле. В церемонии участвовали борцы, канатоходцы, фокусники, музыканты,  которым дали название «ната». Впоследствии так же стали называть всех профессиональных актеров.        Несмотря на то, что народный театр в Индии появился еще задолго до нашей эры, его  представления и по сей день пользуются в стране огромной популярностью. Наиболее известный вид  такого театра на Севере страны – музыкально­танцевальная драма, так называемая лила. Центральные персонажи – добрые и злые демоны, духи, животные. Артисты появляются перед  публикой в ярких, красочных костюмах и масках. Декорации отсутствуют. Все приготовления, смена  костюмов, грима происходят прямо на глазах у зрителей.       На юге страны появилась иная форма – так называемый мистерический театр. Спектакли  индийского юга связаны, прежде всего, с искусством храмовых сказителей – чакиаров. Они сперва  читали стихи на классическом языке древности – санскрите, а затем переводили их на диалекты,  понятные местным жителям, используя при этом, главным образом, мимику и жесты. III. Вывод. Древнеиндийская культура оказала большое воздействие на культуру других стран. Уже с глубокой древности ее традиции переплетались с традициями Востока. В период Хараппской  цивилизации установились культурные и торговые отношения с Месопотамией, Ираном, Средней  Азией. Чуть позже появились культурные и экономические контакты с Египтом, Юго­Восточной  Азией, Дальним Востоком. Особенно тесными были связи с Ираном: влияние индийской культуры  сказалось на архитектуре этой страны, Иран много позаимствовал из древнеиндийской науки.  7 Древнеиндийская культура оказала большое влияние на культуру Шри­Ланки и Юго­Восточной Азии; письменности этих регионов сложились на основе индийской, в местные языки вошло много  индийских слов.  В современной Индии с почтением относятся к культурному наследию. Для этой страны характерна  живучесть древних традиций и не удивительно, что многие достижения древнеиндийской цивилизации вошли в общекультурный фонд индийцев. Они стали неотъемлемым компонентом и мировой  цивилизации, а сама Индия остается одной из самых любимых и загадочных стран в мире, “страной  мудрецов” .  IV. Дом. задание. Гл. 20., ст.212 – 225. Вопросы и задания. 8

Конспект урока на тему "Художественная культура Индии" (10 класс, МХК)

Конспект урока на тему "Художественная культура Индии" (10 класс, МХК)

Конспект урока на тему "Художественная культура Индии" (10 класс, МХК)

Конспект урока на тему "Художественная культура Индии" (10 класс, МХК)

Конспект урока на тему "Художественная культура Индии" (10 класс, МХК)

Конспект урока на тему "Художественная культура Индии" (10 класс, МХК)

Конспект урока на тему "Художественная культура Индии" (10 класс, МХК)

Конспект урока на тему "Художественная культура Индии" (10 класс, МХК)

Конспект урока на тему "Художественная культура Индии" (10 класс, МХК)

Конспект урока на тему "Художественная культура Индии" (10 класс, МХК)

Конспект урока на тему "Художественная культура Индии" (10 класс, МХК)

Конспект урока на тему "Художественная культура Индии" (10 класс, МХК)

Конспект урока на тему "Художественная культура Индии" (10 класс, МХК)

Конспект урока на тему "Художественная культура Индии" (10 класс, МХК)

Конспект урока на тему "Художественная культура Индии" (10 класс, МХК)

Конспект урока на тему "Художественная культура Индии" (10 класс, МХК)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2018