Учащиеся с помощью проблемной ситуации знакомятся с единецей измерения угла. Величину угла измеряют также, как и другую величину - с помощью мерки. Учащиеся самостоятельно приходят к выводу, что чем меньше единица измерения, тем больше величина угла. Так же на этапе закрепления и повторения учащиеся вспоминают в ходе работы как найти, какую часть одно число составляет от другого.Конспект урока по математике для 4 класса по программе Л.Г. Петерсон
Цели деятельности
Тип, вид урока
Универсальные учебные действия
Класс
Разработчик
УРОК 99
ИЗМЕРЕНИЕ УГЛОВ
Педагогическая: формирование первоначальных представлений о геометрических фигурах (углах) и
способах их измерения.
Ученическая: в результате освоения данного модуля овладеют обобщенным способом
представления геометрических фигур (углов) и операционным способом их измерения, научатся
сравнивать углы разными способами
Открытие новых знаний
Личностные: самоопределение, смыслообразование.
Регулятивные: определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя;
составлять план действий при отработке способа; сверять свои действия с целью и при
необходимости исправлять ошибки; осуществлять выбор критериев оценки в диалоге с учителем и
одноклассниками.
Познавательные: выполнять анализ, задания с большей долей самостоятельности; самостоятельно
конструировать новый способ действия.
Коммуникативные: слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними;
подтверждать аргументы фактами; прогнозировать последствия коллективных решений;
организовывать учебное взаимодействие в группе
4 «А»
Сенина Елена Николаевна
1Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Ход урока
УУД,
формирующиеся на
данном этапе
I. Орг.момент
I. Актуализация
опорных знаний,
постановка учебных
задач.
Добрый день, ребята. Подровнялись все,
а теперь присаживайтесь.
Все ли готовы к уроку?
Замечательно, а теперь открываем
тетрадочки и записываем дату и классная
работа.
Нумерация
многозначных чисел.
– Разбейте числа на классы и прочитайте
их:
1654385 19800000 28534406
30006000 9050000 600000001
– Что обозначает каждая цифра в записи
данных чисел.
– Расположите их в порядке убывания.
– Сравните числа:
6280 … 6028; 24196 … 27215
14278 … 14728; 503001 … 503100
Приветствуют учителя, проверяют
готовность к уроку, записывают дату и
вид работы.
600 000 001; 30 006 000; 28 534 406;
19 800 000; 9 050 000; 1 654 385.
6280 > 6028 24196 < 27215
14278 < 14728 503001 < 503100
Устные вычисления. (слайд 2,3)
– Решите данные примеры устно:
900 : 3 + 72 : 6
Выполняют устные вычисления.
312;
188;
Познавательные: анализ,
синтез, сравнение,
обобщение, аналогия,
классификация;
извлечение необходимой
информации из текстов;
подведение под понятие;
целеполагание.
Регулятивные:
выполнение пробного
учебного действия;
фиксирование
индивидуальных
затруднений в пробном
учебном действии; волевая
саморегуляция в ситуации
2400 : 2 – 96 : 8
51 : 17 + 72 : 18
90 : 15 – 60 : 12
39 ∙ 1 – 51 : 3
88 : 22 + 76 : 19
400 : 100 + 540 : 9
800 : 200 + 600 : 300
7;
1;
22;
8;
64;
6.
– Запишите результаты, расположив их
в порядке возрастания:
На какие группы можно разбить данный
ряд чисел? Обоснуйте свое мнение.
Величины. Единицы измерения.
(слайд 4)
– Заполните схему.
312, 188, 7, 1, 22, 8, 64, 6
1, 6, 7, 8, 22, 64, 188, 312.
Однозначные, двузначные, трехзначные
числа.
Заполняют схему.
затруднения.
Коммуникативные:
выражение своих мыслей с
достаточной полнотой и
точностью; аргументация
своего мнения и позиции в
коммуникации;
использование критериев
для обоснования своего
суждения
– В каких единицах измеряется каждая из
величин?
– Можно ли какуюлибо из величин
измерять любыми мерками? Обоснуйте
свой ответ.(нет).
Масса: г, кг, ц, т.
Длина: мм, см, дм, м, км.
Объем: мм3, см3, дм3, м3.
Площадь: см2, дм2, м2.
Время: с, мин, ч, сутки.
– Рассмотрите чертеж. Что можете
Это угол.
3III. Открытие новых
знаний.
сказать? (слайд 5)
– Выразите величину данного угла.
Проблема!
Можно ли для этого использовать
известные нам единицы измерения?
Постановка учебной задачи.
Найти мерку для измерения величины
угла
Измерение углов. Работа по учебнику
(с. 9 – в «рамочке»).
Так как же можно измерять величину?
Работа по учебнику (задание 2, с. 9).
– Какими мерками вы измеряли углы?
Как изменяется мера угла с уменьшением
единицы измерения?
затрудняются.
Величину угла измеряют так же, как и
любую другую величину.
Открытие!
с помощью мерки.
Учащиеся выражают величину угла
разными мерками – углами разной
величины.
Открытие!
В ы в о д : чем меньше единица
измерения, тем больше величина угла
А что же будет происходить с мерой угла
с увеличением единицы измерения?
она будет уменьшаться.
Работа по учебнику (задание 4, с. 10).
Угол АОВ равен пяти мерками е1, а угол
DEF равен восьми меркам е2. Какой из
этих углов больше и насколько?
мы не можем определить, так как для
измерения угла использовались
различные мерки.
Познавательные: анализ,
синтез, сравнение,
обобщение, аналогия,
классификация;
использование знаково
символических средств;
выполнение действий по
алгоритму.
Регулятивные: контроль,
оценка; волевая
саморегуляция в ситуации
затруднения.
Коммуникативные:
использование критериев
для обоснования своего
суждения/
4Физкультминутка
Вы наверное уже устали, давайте с вами
немного отдохнём.
выполняют упражнения.
IV. Повторение и
закрепление
пройденного
материала.
Решение задач. Работа по учебнику
(задание 8, с. 11).
– Проанализируйте каждую схему.
– Что можете сказать?
– Как найти, какую часть одно число
составляет от другого?
Работа по учебнику (задание 11, с. 12).
Блицтурнир.
а) Почтальону Печкину надо разнести 20
писем, но он разнёс только а писем.
Какую часть всех писем он разнёс?
б) Роки нажарил b сырных лепёшек. За
ужином съели 8 лепёшек. Какую часть
лепёшек съели за ужином?
в) ВиниПух с Пятачком пришли в гости
к Кролику. У Кролика было с горшочков с
мёдом. Вини съел n горшочков, а Пятачок
– m горшочков. Какую часть мёда съели
Вини и Пятачок вместе?
г) У Красной Шапочки было х цветов. 7 из
Чтобы найти часть, которую одно число
составляет от другого, надо первое
число разделить на второе.
а)
– правильная дробь;
б)
– неправильная дробь.
П р о в е р к а по образцу на доске:
а) а : 20;
б) 8 : b;
в) (m + n) : c;
г) (х – 7 – 7) : х;
Личностные: осознание
ответственности за общее
дело; следование в
поведении моральным
нормам
и этическим требованиям.
Познавательные: анализ,
синтез, сравнение,
обобщение, аналогия,
классификация;
использование знаково
символических средств;
выполнение действий по
алгоритму; осознанное и
произвольное построение
речевого высказывания;
доказательство.
Коммуникативные:
выражение своих мыслей с
достаточной полнотой
и точностью;
формулирование и
аргументация
своего мнения в
коммуникации; учет
разных мнений,
координирование в
5них она подарила маме, ещё 7 цветов –
бабушке, а остальные поставила в вазу.
Какую часть всех цветов поставила она в
вазу?
д)К Кошке пришло 10 гостей, а пили
молоко только у гостей. Какая часть всех
гостей не пила молоко?
Какую часть одно число составляет
от другого.
Работа по учебнику (задание 9, с.
11).
Найдите, какую часть одно число
составляет от другого, и сделайте
рисунки.
Сравните задания в каждом столбике.
Что в них общего и чем они отличаются?
а) 2 от 3 в) 5 от 9 д) 3 от 6 ж) 2 от 8
б)3 от 2 г) 9 от 5 е) 6 от 3 з) 8 от 2
(1 и 2 столбик у доски. Остальные
самостоятельно).
сотрудничестве разных
позиций.
д) (10 – у) : 10.
По образцу:
а) 2 от 3 2 : 3
б) 3 от 2
Остальные задания выполняют
аналогично по вариантам:
I в а р и а н т – в), г;
II в а р и а н т – д), е);
III в а р и а н т – ж), з).
Взаимопроверка.
а) 1 дм = 100 мм,
дм;
6Единицы измерения величин. Работа
по учебнику (задание 12, с. 12).
какую часть дециметра составляют: 7
мм, 9 см?
Какую часть квадратного метра
составляют: 3 дм2 , 8 см2 ?
Какую часть суток составляют: 5 ч, 29
мин, 41 с, 2 ч8 мин 16 с?
Какую часть от 2 тонн составляют: 7 ц,
56 кг, 9 ц 17 кг?
1 дм = 10 см,
дм.
б) 1м2 = 100 дм2,
м2;
1 м2 = 10 000 см2,
м2.
в) 1 сут. = 24 ч,
сут.;
1 сут. = 1440 мин,
сут.;
1 сут. = 86 400 с,
2 ч 8 мин 16 с = 7200 + 480 +16 =
сут;
= 7696 с,
сут.
г) 2 т = 20 ц,
т;
2 т = 2000 кг,
т;
9 ц 17 кг = 917 кг,
т.
Письменные вычисления.
Работа по учебнику (задание 13, с. 12).
9560 ∙ 590 = 5 640 400
35 200 ∙ 708 = 24 921 600
О
Л
7 Как называется знак древнеегипетской
письменности?
Расшифруйте его название, расположив
ответы примеров в порядке возрастания и
сопоставив им соответствующие буквы.
67 409 ∙ 4070 = 274 354 630
8403 ∙ 5016 = 42 149 448
46 666 662 : 6 = 7 777 777
66 666 000 : 75 = 888 880
2 953 560 : 326 = 9060
8 215 200 : 8400 = 978
Ф
И
Г
Р
Е
И
978, 9060, 888 880, 5 640 400,
7 777 777, 24 921 600, 42 149 448,
274 354 630.
О т в е т : ИЕРОГЛИФ
Какой у вас получился ответ?
V. Рефлексия учебной
деятельности
на уроке
– Что вы узнали нового сегодня на уроке?
Расскажите.
– Какое значение имеет сделанное
открытие? Прокомментируйте.
– Какими мерками вы пользовались?
– К какому выводу пришли? Объясните.
Личностные: самооценка
на основе критерия
успешности; адекватное
понимание причин
успеха/неуспеха в учебной
деятельности.
Познавательные:
рефлексия способов и
условий действия;
контроль и оценка
процессов и результатов
деятельности.
Коммуникативные:
8VI. Домашнее задание
Выполнить задания: 5, с. 10; 10, с. 11
выражение своих мыслей с
достаточной полнотой
и точностью;
формулирование и
аргументация своего
мнения в коммуникации.
9