Конспект урока на тему "Кислород" (9 класс, химия)
Оценка 4.6

Конспект урока на тему "Кислород" (9 класс, химия)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
химия
9 кл
31.01.2018
Конспект урока на тему "Кислород" (9 класс, химия)
Рассмотрим, как можно реализовать деятельностный подход в обучении на примере одного из уроков химии в 9 классе Это урок -путешествие. Учащимся раздается маршрутный лист , в котором указаны станции, которые они должны пройти. На каждой станции учащиеся актуализируют знания о кислороде как элементе, веществе, нахождении в природе, значении. Для получения информации используется учебник, сообщения учащихся, демонстрационные опыты.
конспект урока Кислород.docx
Основная цель образования, в соответствии с требованиями ФГОС, состоит в развитии личности  школьников посредством формирования у них универсальных учебных действий, создания условий  для развития творческих способностей и приобретения опыта деятельности. Для достижения указанной цели целесообразно использовать системно ­ деятельностный  подход –   метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в  процессе собственной учебно­познавательной деятельности. Рассмотрим, как можно реализовать деятельностный подход в обучении на примере одного из уроков  химии в 9 классе Разработка урока по химии в 9-м классе по теме "Кислород" Цели урока: Образовательные:      актуализировать знания учащихся о положении элемента кислорода в ПСХЭ Д.И. Менделеева; познакомить учащихся с историей открытия кислорода; дать понятие о кислороде как о химическом элементе и простом веществе: нахождение в  природе, химические свойства кислорода: взаимодействие с простыми веществами (металлами и  неметаллами), сложными веществами; применение кислорода. актуализировать понятия: горение и медленное окисление, дыхание и фотосинтез; дать понятие о способах получения кислорода и биологическом значении кислорода. ввести понятие «катализатор»  Развивающие:    развивать речь учащихся, память; развивать логическое мышление, умение анализировать, делать выводы; развивать общеучебные компетенции: умение слушать, делать записи, применять полученные  знания в практической деятельности. Воспитательные:    формировать естественно­научное мировоззрение учащихся; воспитывать положительное отношение к предмету; поддерживать интерес к науке «химия». Тип урока: урок сообщения новых знаний (урок – путешествие) Формы и методы работы на уроке: фронтальный, объяснительно – иллюстративный, наглядный,  эксперимент, работа с дидактическим материалом, ИКТ Оборудование:       ТСО – компьютер, проектор, экран. ПСХЭ Д. И. Менделеева; Прибор для получения кислорода разложением перманганата калия и собирания кислорода  способом вытеснения воды ­1 шт. Прибор для получения кислорода каталитическим разложением пероксида водорода и  собирания кислорода способом вытеснения воздуха – 1шт. Спиртовка, спички, лучинка. Дидактический материал к уроку – маршрут урока – план урока для учащихся (Приложение 1) Реактивы: перманганат калия, пероксид водорода, оксид марганца (IV), уголек древесный,  известковая вода, сера. «Кислород, как бог ­ вездесущий, всемогущий, невидимый» (Овидий) Ход урока I. Организационный момент.   Подготовка учащихся к уроку. Приветствие. Отсутствующие.  II. Мотивация познавательной деятельности ­ Ребята, я сейчас прочитаю вам стихотворение, а вы внимательно его прослушайте и назовите тему урока. Сегодня мы с вами, ребята, поговорим О том, чем мы дышим, И какой газ невидим. Но разве можно б было, дети, Без газа этого прожить на свете? Жизнь без него тяжелой бы была Вернее, не было бы ее никогда! Да и вода состоит из него, А без воды на земле – ничего. Итак, урок о …… …… …… кислороде, А он единственный в своем роде. Цель ставлю перед вами я: О кислороде вам рассказать И верно ­ опыты показать! Итак, ребята, как вы уже сказали тема урока «Кислород: химический элемент и простое вещество». Как вы думаете, а что можно узнать на уроке о кислороде? Сообщение темы и целей урока. Учитель: Сегодня мы совершим путешествие по удивительной стране «Кислород», побываем на  многих станциях, узнаем много интересного об этом элементе и веществе. Перед нами сегодня стоят следующие цели:  Сообщение нового материала по плану:  1) Станция «Менделеевская» Актуализация понятия «Положение элемента кислорода в ПСХЭ Д.И. Менделеева» – фронтальная  беседа с классом + индивидуальная работа учащихся с ПСХЭ Д.И. Менделеева + работа на доске +  работа учащихся в тетради по актуализации понятия.  Назовите положение элемента кислорода в ПСХЭ Д.И. Менделеева     Порядковый номер Массовое число Номер периода Номер группы Напишите схему строения атома кислорода – 1 ученик чертит схему строения на доске.  Назовите элементы, которые входят в VI А группу. Учитель: Элементы этой подгруппы: кислород, сера, селен, теллур имеют общее название  «халькогены», что означает в переводе с греческого «рождающие руды». А ведь и в самом деле основные руды, используемые в металлургической промышленности,  представляют собой соединения родоначальников подгруппы кислорода – оксиды: а) Красный железняк (гематит) – Fe2O3 б) Бурый железняк (лимонит) ­ 2Fe2O3 ∙ 3 Н2О в) Магнитный железняк (магнетит) – Fe3O4 и серы: г) Железный колчедан (пирит) – FeS2 д) Медный колчедан­ CuFeS3 е) Цинковая обманка – ZnS ж) Свинцовый блеск ­ PbS Мы с вами уже изучали некоторые руды, в состав которых входят эти элементы (при изучении темы  «Железо») 2) Станция «Историческая» ­ история открытия кислорода. Рассказ ученика  «Кислород открыли и впервые получили почти одновременно два выдающихся химика XVIII века –  швед Карл Шееле путем нагревания селитры и англичанин Джозеф Пристли. Джозеф Пристли нагревал красный оксида ртути (II) в солнечных лучах, сфокусированных линзой.  Пристли собрал полученный газ над ртутью, внес в него слабо горящую свечу, тлеющую лучинку и  нагретую железную проволоку. Свеча в полученном газе загоралась ярко, лучинка вспыхивала,  проволока начинала светиться. Шееле получил кислород раньше, чем Пристли, но результаты опытов Пристли стали известны сразу  же, а труды Шееле значительно позже. Пристли изучал «связанный воздух» или углекислый газ и обнаружил то, что в присутствии зеленых  веток этот газ после пребывания на свету становился пригодным для горения и дыхания. Классический опыт Пристли, во время которого умирающие мыши оживали после внесения под  колпак зеленых веток, ученые смогли объяснить лишь после создания учения о фотосинтезе. Истинную природу кислорода, его роль в химических реакциях и название элементу дал великий  французский химик Антуан Лавуазье: oxygenium ­ т.е. «рождающий кислоты», или «кислород». В 1775 году Антуан Лавуазье установил, что кислород – это составная часть воздуха», как  химический элемент кислород содержится во многих веществах, находящихся в природе.  3) Станция «Природа» (Приложение ) Учитель:  На этой станции мы с вами познакомимся с нахождением этого удивительного и очень важного для всех нас элемента и вещества –кислород в природе  Чтение стихотворения «Кислород» учащимся. Из атомов мир создавала Природа, Два атома легких взяла водорода, Прибавила атом один кислорода­  И получилась частичка воды, Море воды, океаны и льды…  Стал кислород Чуть не всюду начинкой С кремнием он обернулся песчинкой. В воздух попал кислород. Как ни странно, Из голубой глубины океана. И на земле появились растения, Жизнь появилась: Дыхание, горение… Первые птицы и первые звери, первые люди, что жили в пещере… Огонь добывали при помощи трения, Хоть и не знали причины горения. Роль кислорода на нашей Земле  Понял великий Лавуазье. Самостоятельная работа ­  по учебнику с.122 найти информацию о нахождении кислорода в природе и заполнить схему Кислород в  природе Кислород – самый распространенный химический элемент на нашей планете. Он входит в состав воды ­ 88,9%, в состав многочисленных минералов – 49,6% (в составе земной коры). Как простое вещество кислород входит в состав атмосферы  Как химический элемент кислород образует две аллотропных модификации – кислород с  молекулярной формулой О2 и озон с молекулярной формулой – О3, которые резко отличаются друг от друга по свойствам. Беседа о загрязнении атмосферы:  21 % ­ по объему. ≈ ­ Знаете ли вы, что…  Загрязняют атмосферу транспорт, промышленные предприятия, тепловые электростанции.   В состав выхлопных газов автомобилей входят оксиды C, N, S, от каждой тысячи автомобилей за день в воздух поступает более 3000 кг оксида углерода (П) – очень токсичного вещества.   ТЭЦ средней мощности, работающие на угле, только за один час сжигают более 80 тонн угля и выбрасывают в атмосферу примерно 5 тонн SO2 и 16­17 тонн золы.  Современный пассажирский самолет при полете в течение 9 ч расходует 50­75 т кислорода.  Один легковой автомобиль за 1000 км пробега расходует столько кислорода, сколько человеку необходимо за год.  В сутки автомобиль способен выбросить до 20 кг вредных выхлопных газов, в составе которых  канцерогенные вещества.  Разрушается озоновый слой Беседа об охране воздуха 4) Станция «Химическая лаборатория» (Приложение ) Учитель: На этой станции мы побываем с вами в химической лаборатории и узнаем, а также и  повторим сведения о том, как же можно получить такое замечательное вещество – кислород в нашем  химическом кабинете. В 8 классе при изучении темы «Простые вещества» мы говорили о кислороде и способах его  получения и собирания. Мы получали кислород из перманганата калия. Сегодня мы это вспомним, а  также узнаем много нового. Способы получения кислорода и собирания в лаборатории –демонстрационные  опыты Опыт № 1. Разложение пероксида водорода в присутствии оксида марганца (IV) и собирание  кислорода способом вытеснения воздуха. MnО2 – катализатор – т.е. вещество, которое увеличивает скорость протекания химической реакции  (записать определение в тетрадях). Опыт № 2. Разложение перманганата калия и собирание кислорода способом вытеснения воды –  актуализация понятия. Вывод – формулируют учащиеся по опорным вопросам:     Агрегатное состояние кислорода… Цвет… Запах Растворимость в воде… Плотность по отношению к воздуху…  Способы собирания кислорода… Кислород – это газ без цвета, запаха, малорастворимый в воде, чуть тяжелее воздуха. Кислород можно собирать способом вытеснения воды т.к. кислород в воде малорастворим и  способом вытеснения воздуха, т.к. кислород чуть тяжелее воздуха (Мr(возд) = 29) < Мr (O2) = 32) Получение кислорода в промышленности – актуализация понятия – работа с рис.90, стр.91, О.С.  Габриелян, М., Дрофа, 2007 г, «Перегонка воздуха»  А вот как описаны свойства жидкого воздуха в повести писателя – фантаста А.Беляева «Продавец  воздуха». «Мистер Бейли открыл шестую дверь, и я увидел изумительное зрелище. Перед нами  был огромный подземный грот. Десятки ламп освещали большое озеро, вода которого отличалась необычайно красивым голубым цветом. Казалось, как будто в эту подземную пещеру  упал кусок голубого неба. ­ Жидкий воздух, ­ сказал Бейли. Я был поражен. До сих пор мне приходилось видеть жидкий воздух только в небольших сосудах  нашей лаборатории».  Сжижается газ, если его охладить до температуры ­183С0 при н.у. Если снизить температуру до  ­218,8 С 0, то жидкий кислород превратится в красивые синие кристаллы. Учитель: Кислород в промышленности получают перегонкой жидкого воздуха. При охлаждении и сжатии воздуха при помощи компрессора:   первым испаряется азот,  ºι (кип. ж. N2) = ­196 ºC вторым испаряется аргон  ºι (кип. ж. Аr) = ­186 ºC третьим испаряется кислород  ºι (кип. ж. О2) = ­183 ºC  5) Станция «Химические превращения» ­ химические свойства кислорода ­ демонстрационные  опыты + составление таблицы учащимися в тетради с написанием уравнений реакций на доске одним  из учащихся + названия продуктов реакций, рассмотреть реакции с точки зрения ОВР  + значение кислорода  ( Приложение ) Химические свойства кислорода Значение кислорода ­2 + Q ­2+ Q ­2 + Q 0 = C +4О2 ­2+ Q 0 = S+4О2 0 = Fe3 +2,+3О4 0 = 2Al2+3О3 1. С простыми веществами С0 + О2 S0 + О2 3Fe0 + 2О2 4Al0 + 3О2 2. Со сложными  веществами C­4H4 +1 + 2О2 2 + Q 2H2 2Н2 +1S­2 + 3О2 +1О­2+ Q 0 = C+4О2 ­2 + 2Н2 +1О­ 0 = 2S+4О2 ­2+  1. Реакции горения – это такие реакции, которые сопровождаются  выделением тепла и света. 2. Реакции окисления – это такие реакции, которые протекают с  участием кислорода:     Горение Медленное окисление­переваривание пищи Дыхание­ газообмен в легких и тканях Фотосинтез (задание по рядам  на с.124­125 найти объяснение этим понятиям) 6) Станция «Практическая» ­ применение кислорода в практической деятельности человека –  работа учащихся с текстом учебника, стр.127 – 128 + работа учащихся в тетрадях по составлению  схемы «Применение кислорода»  III. Закрепление – работа учащихся по осмыслению полученных знаний  Продолжите предложения:  1. Соединения, состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород (оксиды) 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Фамилия английского ученого, получившего кислород разложением оксида ртути (II)  (Пристли) Орган растения, где образуется кислород (лист) Вещество, ускоряющее химическую реакцию (катализатор) Процесс образования кислорода на свету (фотосинтез) Реакция окисления, которая сопровождается выделением тепла и света (горение) Вещество, в состав которого входит элемент кислород (песок) Самое распространенное вещество на Земле, в состав которого входит кислород (вода) Закончите схему уравнения реакций и расставьте коэффициенты: Fe  + O2 = ……                   Напишите уравнения реакций в соответствии со схемой: Fe   Fe→ 2O3  3                →  FeCl IV. Рефлексия. Вот и закончилось наше путешествие по маршрутам. Вернемся к теме сегодняшнего урока. Ребята, что сегодня вы узнали о кислороде как химическом элементе и простом веществе. Какую цель мы сегодня ставили, путешествуя по маршрутной карте? Удалось ли нам ее решить. К  какому выводу мы пришли?  1. 2. 3. Что нового вы узнали сегодня на уроке? В чем испытывали затруднения? Что понравилось на уроке? А сейчас, когда вы будете выходить из кабинета, приклейте, пожалуйста, к доске одну из карточек с  изображением молекулы кислорода. Зеленая карточка будет означать, что урок вам понравился и был  полезен для вас . Желтая – урок понравился, но материал урока был бесполезен для вас. Красная  карточка – урок вам не понравился.  Я получила огромное  удовольствие путешествуя и работая с вами сегодня.  Спасибо вам за урок! V. Домашнее задание: § 21 №№ 1,2 (письменно) Творческое задание  ­ составить кроссворд УМК и литература 1. 2. 3. О.С.Габриелян «Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений, базовый уровень» М.: «Дрофа», 2007 год. Габриелян О.С. «Химия – 9». Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа,  2007 О.С. Габриелян, Химия 9 кл. «Настольная книга учителя». – М.: Дрофа, 2006 4. 5. 6. 7. 8. 9. Химия «Поурочные планы по учебнику О.С.Габриеляна», автор­составитель В.Г.Денисова. –  Волгоград: Учитель, 2005. В.С.Полосин, Школьный эксперимент по неорганической химии,1972 CD «Химия элементов» Энциклопедический словарь юного химика, М. «Педагогика»,1982 Школьная энциклопедия, Химия, М., «Дрофа», 2000 Хрестоматия по неорганической химии, М., «Просвещение», 1985 А.А. Штемплер, Загадки, ребусы, кроссворды, М. «Просвещение» 2000 10. 11.  В.В. Никитина, учитель химии МБОУ СОШ № 20 г. Норильск ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Тема урока «Кислород» Урок ­ путешествие  Маршрутный лист 1) Станция «Менделеевская»  Назовите положение элемента кислорода в ПСХЭ Д.И. Менделеева»  Порядковый номер  Массовое число  Номер периода  Номер группы  Напишите схему строения атома кислорода   Назовите элементы, которые входят в VI А группу  Халькогены – это… 2) Станция «Историческая»   швед Карл Шееле …    французский химик Антуан Лавуазье: oxygenium ­  т.е. «рождающий кислоты», или   англичанин Джозеф Пристли … «кислород». .. 3) Станция «Природа» Прочитайте по § 25 распространение кислорода в природе и заполните схему Кислород в  природе 4) Станция «Химическая лаборатория» Сформулируйте вывод  по опорным словам:  Агрегатное состояние кислорода…  Цвет…  Запах   Растворимость в воде…                                                                                                              32  Плотность по отношению к воздуху… (D возд.   (О2 )   =     −  )                                                                                                                                                                            29  Способы собирания кислорода…  Катализаторы  ­ это  вещества, которые  увеличивают скорость протекания химической  реакции (записать  в тетрадях) 5) Станция «Химические превращения»  Закончите  уравнения реакций:   Рассмотрите значение кислорода Химические свойства кислорода Значение кислорода 1. С простыми веществами 1. Реакции горения –это  С0 + О2  0 =  … S0 + О2 0 =  … 2. Со сложными веществами C­4H4 +1  +  2О2 0  =  C+4О2 ­2 + … 2H2 +1S­2  +  3О2 0    =  2S+4О2 ­2+ …   2.Реакции окисления ­ это такие реакции,  которые протекают с участием кислорода: Горение   Медленное окисление­ переваривание  пищи  Дыхание­ газообмен в легких и тканях  Фотосинтез  6) Станция  «Практическая» ­ прочитайте текст учебника, стр. стр.127 –128, составьте схему  применения  кислорода в практической деятельности человека.                  О2  7)   Закончить предложения: 1.Соединенения, состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород  ­ 2.Фамилия английского ученого, получившего кислород разложением оксида ртути (II)  ­ 3.Орган растения, где образуется кислород ­ 4.Вещество, ускоряющее химическую реакцию ­ 5.Процесс образования кислорода  на свету ­ 6. Реакция окисления, которая сопровождается выделением тепла и света ­ 7. Вещество, в состав которого входит элемент кислород ­ 8.Самое распространенное вещество на Земле, в состав которого входит кислород ­ IV.Домашнее задание: § 21 №№ 1­2 (письменно), составить кроссворд

Конспект урока на тему "Кислород" (9 класс, химия)

Конспект урока на тему "Кислород" (9 класс, химия)

Конспект урока на тему "Кислород" (9 класс, химия)

Конспект урока на тему "Кислород" (9 класс, химия)

Конспект урока на тему "Кислород" (9 класс, химия)

Конспект урока на тему "Кислород" (9 класс, химия)

Конспект урока на тему "Кислород" (9 класс, химия)

Конспект урока на тему "Кислород" (9 класс, химия)

Конспект урока на тему "Кислород" (9 класс, химия)

Конспект урока на тему "Кислород" (9 класс, химия)

Конспект урока на тему "Кислород" (9 класс, химия)

Конспект урока на тему "Кислород" (9 класс, химия)

Конспект урока на тему "Кислород" (9 класс, химия)

Конспект урока на тему "Кислород" (9 класс, химия)

Конспект урока на тему "Кислород" (9 класс, химия)

Конспект урока на тему "Кислород" (9 класс, химия)

Конспект урока на тему "Кислород" (9 класс, химия)

Конспект урока на тему "Кислород" (9 класс, химия)

Конспект урока на тему "Кислород" (9 класс, химия)

Конспект урока на тему "Кислород" (9 класс, химия)

Конспект урока на тему "Кислород" (9 класс, химия)

Конспект урока на тему "Кислород" (9 класс, химия)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.