Конспект урока на тему "Множества точек на координатной прямой" (алгебра, 7 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 29.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока разработан с применением "мурманской методики", которая заключается в следующем: материал структурирован по карточкам, имеющим цветовую маркировку. Каждая карточка содержит небольшое теоретическое объяснение и практические задания. Ученик читает теоретическое объяснение, далее, руководствуясь им, выполняет задание, после чего обменивается карточками с кем-либо из одноклассников так, чтобы взять карточку другого цвета. Урок по данному конспекту может использоваться при закреплении материала по теме "Множества точек на координатной прямой".
Иконка файла материала Конспект урока по алгебре в 7 классе с применением мурманской методики.docx
Конспект урока по алгебре в 7 классе по теме «Множества точек на координатной прямой» с использованием мурманской методики Учебник «Алгебра. 7 класс». Авторы: Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др. Место и роль урока в изучаемой теме: урок закрепления нового материала Цели урока: – деятельностная: выработка способности усвоения нового способа деятельности. – образовательная: актуализация знаний об отображении рациональных чисел на координатной  прямой, получение знаний о видах числовых промежутков, выработка умения определять вид  числового промежутка и соотносить его с математической записью соответствующего  неравенства. – развивающая: развитие навыка анализа информации, её обобщения, формирование умения  самостоятельной работы с учебными пособиями. – воспитательная: формирование внимательности, ответственности.Технологическая карта урока Деятельность учащихся Приветствие,  проверка своей  готовности к  уроку 1. Выполнение  заданий – устно  и письменно 2. Обоснование  полученного  ответа 3. Самоконтроль 4. Ответ на  вопросы учителя № Название этапа Содержание этапа Деятельность учителя 1. 2. 3. урока Организационны й момент Актуализация  знаний по данной теме,  полученных из  курса  математики 6  класса Самостоятельна я работа с  карточками и  выполнение  заданий Приветствие, проверка  готовности к уроку 1. Фиксировать  затруднения детей.  2. При их наличии провести опрос в качестве  повторения (как  располагаются числа на  координатной прямой; как  называются числа,  расположенные левее нуля,  правее нуля, как  сравниваются числа разных  знаков, одного знака) 1. Ознакомить детей с  правилами работы на этом  этапе урока:  самостоятельная  проработка материала,  выполнение заданий  второй части карточки.  2. Сообщить о правилах  дальнейшей работы с  карточками, т.е. «цветовых комбинациях», и записать  1. Определить, какое число  находится правее на  координатной прямой: а). 3 или – 5 б). – 5,1 или – 1,5 1 3  или 3 в). 2 г). – 3,5 или 0 2. Отметить на  координатной прямой точки  A (– 2), B (– 0,5), C (0,5), D  (1,3), M (2). Выписать точку, соответствующую  наибольшему числу,  наименьшему числу. Ученики получают карточки пяти цветов – красного (К),  жёлтого (Ж), зелёного (З),  голубого (Г) и оранжевого  (О). Часть информации на  всех карточках дублируется. Каждый ученик изучает  информацию на карточке,  потом выполняет  представленные там задания.   Форма работы Результаты УУД:  – саморегуляция Фронтальн ая УУД: – осознание уровня своих  знаний, соотнесение  изученного с пока не  известным; – умение выражать свои  мысли, слушать других; – поиск и выделение  необходимой информации. Образовательные: – актуализация знаний о  правилах отображения точек  на координатной прямой и  записи координаты точки. УУД: – поиск и выделение  необходимой информации; – выбор критериев для  сравнения; – подведение под понятие,  вывод следствий; – саморегуляция. Образовательные: – актуализация и закрепление  знаний о видах числовых  Индивидуа льная  Изучение  информации на  карточках и  выполнение  заданийих на доске: К – Ж      Ж – З      З – Г К – З       Ж – Г      З – О К – Г       Ж – О     Г – О К – О Контролировать порядок  обмена партнёрами и  выполнение заданий  второй части карточки. Участие в  диалоге и  выполнение  новых заданий. 4. Поиск партнёра  по цветовому  сигналу и  выполнение  новых заданий. Ученики ищут партнёра, чья  карточка другого цвета.  Каждый ученик  прорабатывает с партнёром  первую часть карточки  (объясняет ему). Затем  партнёр прорабатывает с  ним первую часть карточки.  Затем они обмениваются  карточками и выполняют  новое для себя задание 2  части. Групповая УУД: промежутков, правилах их  задания и отображения на  координатной прямой. – умение выражать свои  мысли, слушать других,  осознанное построение устной  речи; – контроль и коррекция своих  действий; – анализ информации,  систематизация знаний. Образовательные: – актуализация и закрепление  знаний о видах числовых  промежутков, правилах их  задания и отображения на  координатной прямой. УУД: – осознание качества и уровня  усвоения знаний; – саморегуляция; – умение слушать других  людей; – структурирование знаний. Образовательные: – обобщение и закрепление  знаний по изучаемой теме. 5. Обобщение  полученных  знаний. Учитель объявляет об  окончании работы, ученики  сдают карточки и тетради на проверку.  Учитель собирает тетради.  Участие во  фронтальной  работе, запись  таблицы в  тетради. фронтальн ая 6. Задание на дом Домашнее задание; № 438,  № 440, № 441. Учитель собирает тетради  на проверку, задаёт д/з Ученики сдают  тетради,  записывают д/з. 1. Содержание красных карточек: Часть 1Координатная прямая задаётся нулём (началом отсчёта), единичным отрезком и направлением, указывающим возрастание чисел. Чтобы  построить точку, соответствующую некоторому числу а, нужно от нуля отложить вправо или влево (зависит от того, положительное числа а или  отрицательное) отрезок, равный | а |.  Число а – это координата данной точки. Чаще говорят не «точка имеет координату 4», а просто «точка 4». Открытый луч Рассмотрим множество точек, имеющих координату, большую числа 3. Его можно задать неравенством x   > 3. Ему соответствуют все точки,  расположенные правее 3. Отобразим на координатной прямой данное множество точек: ! Множество точек (числовой промежуток), координаты которых строго больше (либо строго меньше) данного числа называется  открытым лучом.  !! Обратить внимание: сама точка 3 в этот числовой промежуток не входит, т.к. неравенство строгое (х обязательно больше 3, но не равен 3).  На координатной прямой точка 3 обозначена светлым кружочком, числовой промежуток заштрихован. Данный числовой промежуток обозначается следующим образом: x ∈ (3; + ∞). Читается: х принадлежит промежутку от 3 до плюс  бесконечности, само число 3 не входит. Пример: Допустим, требуется изобразить на координатной прямой числовой промежуток, соответствующий неравенству x < 4, и записать его обозначение. Поскольку неравенство строгое, то это – открытый луч, и сама точка 4 не входит в числовой промежуток:   Обозначается: х ∈ (– ∞; 4) Например, точка 1 входит в этот числовой промежуток: 1 ∈ (– ∞; 4). Точка 5 не входит в него: 5  (– ∞; 4) Часть 2 Задание № 1 Записать неравенство, соответствующее изображённому на рисунке числовому промежутку, и его обозначение:а).    б).     в).     .  Задание № 2 На координатной прямой изобразить открытый луч: а). все числа которого больше 2.    б). все числа которого меньше – 3,5.    в). все числа которого больше – 4,5 Задание № 3 Записать обозначение изображённого на рисунке открытого луча. Какие из чисел – 1;   0,5;  1 1 3 ;    3 ему принадлежат?   2. Содержание жёлтых карточек: Часть 1 Координатная прямая задаётся нулём (началом отсчёта), единичным отрезком и направлением, указывающим возрастание чисел. Чтобы  построить точку, соответствующую некоторому числу а, нужно от нуля отложить вправо или влево (зависит от того, положительное числа а или  отрицательное) отрезок, равный | а |.  Число а – это координата данной точки. Чаще говорят не «точка имеет координату 4», а просто «точка 4». Замкнутый луч Рассмотрим множество точек, имеющих координату, большую или равную числу 3. Его можно задать неравенством x ≥ 3. Ему соответствуют  все точки, расположенные правее 3, включая само это число. Отобразим на координатной прямой данное множество точек: ! Множество точек (числовой промежуток), координаты которых больше или равны (либо меньше или равны) данному числу,  называется    !! Обратить внимание: сама точка 3 в этот числовой промежуток также входит, т.к. неравенство нестрогое (х либо больше 3, либо равен 3). На  координатной прямой точка 3 обозначена тёмным кружочком, числовой промежуток заштрихован.  замкнутым лучом.Данный числовой промежуток обозначается следующим образом: x ∈ [3; + ∞). Читается: х принадлежит промежутку от 3 до плюс  бесконечности/  Например, точка 1 не входит в этот числовой промежуток: 1   [3; + ∞). Точка 5 входит в него: 5 ∈[3; + ∞) Часть 2 Задание № 1 Записать неравенство, соответствующее изображённому на рисунке числовому промежутку, и его обозначение: а).    б).     в).       Задание № 2 На координатной прямой изобразить замкнутый луч: а). все числа которого меньше либо равны 3,5.    б). все числа которого меньше либо равны – 1.    в). все числа которого больше либо равны 5,1 Задание № 3 Записать обозначение изображённого на рисунке замкнутого луча. Какие из чисел – 2;   – 1,1;  –1 3 ;    1 ему принадлежат?      3. Содержание зелёных карточек: Часть 1 Координатная прямая задаётся нулём (началом отсчёта), единичным отрезком и направлением, указывающим возрастание чисел. Чтобы  построить точку, соответствующую некоторому числу а, нужно от нуля отложить вправо или влево (зависит от того, положительное числа а или  отрицательное) отрезок, равный | а |.  Число а – это координата данной точки. Чаще говорят не «точка имеет координату 4», а просто «точка 4». ИнтервалРассмотрим множество точек, координаты которых строго больше – 2, но строго меньше 3. Его можно задать неравенством – 2 < x < 3. Ему  соответствуют все точки, расположенные правее – 2, но левее 3 не включая сами эти числа. Отобразим на координатной прямой данное  множество точек: ! Множество точек (числовой промежуток), координаты строго больше одного числа и строго меньше другого, называется  интервалом.  !! Обратить внимание: сами точки – 2 и 3 в этот числовой промежуток не входят, т.к. неравенство строгое (х обязательно больше – 2 и  обязательно меньше 3). На координатной прямой точки – 2 и 3 обозначены светлыми кружочками, числовой промежуток заштрихован. Данный числовой промежуток обозначается следующим образом: x ∈ (– 2; 3). Читается: х принадлежит промежутку от минус 2 до 3, – 2 и 3 в него не входят. Например, точки – 3 и 3 не входят в этот числовой промежуток: – 3   (– 2; 3). Точка 0 входит в него: 0 ∈ (–2; 3)  (– 2; 3), 3  Часть 2 Задание № 1 Записать неравенство, соответствующее изображённому на рисунке числовому промежутку, и его обозначение: а).    б).     в).       Задание № 2 На координатной прямой изобразить интервал: а). все числа которого больше нуля, но меньше 3,5.    б). все числа которого больше – 1, но меньше 1.    в). все числа которого меньше 5, но больше нуля. Задание № 3 Записать обозначение изображённого на рисунке интервала. Какие из чисел – 2;   – 0,9;  1 3 ;    3   ему принадлежат?4. Содержание голубых карточек: Часть 1 Координатная прямая задаётся нулём (началом отсчёта), единичным отрезком и направлением, указывающим возрастание чисел. Чтобы  построить точку, соответствующую некоторому числу а, нужно от нуля отложить вправо или влево (зависит от того, положительное числа а или  отрицательное) отрезок, равный | а |.  Число а – это координата данной точки. Чаще говорят не «точка имеет координату 4», а просто «точка 4». Отрезок Рассмотрим множество точек, координаты которых больше либо равны – 2,5 и меньше либо равны 1. Его можно задать неравенством  – 2,5 ≤ x ≤ 1. Ему соответствуют все точки, расположенные правее – 2,5 и левее 1, включая сами эти числа. Отобразим на координатной  прямой данное множество точек: ! Множество точек (числовой промежуток), координаты больше либо равны одному числу и меньше либо равны другому, называется  отрезком.  !! Обратить внимание: сами точки – 2,5 и 1 в этот числовой промежуток входят, т.к. неравенство нестрогое (х больше или равен – 2,5 и меньше  или равен 1). На координатной прямой точки – 2,5 и 1 обозначены тёмными кружочками, числовой промежуток заштрихован. Данный числовой промежуток обозначается следующим образом: x ∈ [– 2,5;  3]. Читается: х принадлежит промежутку от минус 2,5 до 1. Например, точки – 3 и 4 не входят в этот числовой промежуток: – 3   [– 2,5;  1]. Точка 0 входит в него: 0 ∈ [–2,5; 1)  [– 2,5; 1],  4  Часть 2 Задание № 1 Записать неравенство, соответствующее изображённому на рисунке числовому промежутку, и его обозначение: а).    б).     в).Задание № 2 На координатной прямой изобразить отрезок: а). все числа которого больше либо равны 1, но меньше либо равны 2.    б). все числа которого больше либо равны – 2, но меньше либо равны 2.     в). все числа которого меньше либо равны 4, но больше либо равны нулю. Задание № 3 Записать обозначение изображённого на рисунке отрезка. Какие из чисел – 2;   –  1 5 ;  1,9;   2   ему принадлежат?   5. Содержание оранжевых карточек: Часть 1 Координатная прямая задаётся нулём (началом отсчёта), единичным отрезком и направлением, указывающим возрастание чисел. Чтобы  построить точку, соответствующую некоторому числу а, нужно от нуля отложить вправо или влево (зависит от того, положительное числа а или  отрицательное) отрезок, равный | а |.  Число а – это координата данной точки. Чаще говорят не «точка имеет координату 4», а просто «точка 4». Отрезок Рассмотрим множество точек, координаты которых строго больше – 1, но меньше либо равны 5. Его можно задать неравенством  – 1 < x ≤ 5. Ему соответствуют все точки, расположенные правее – 1 и левее 5 так, что – 1 не входит в числовой промежуток, а 5 входит.  Отобразим на координатной прямой данное множество точек: Может быть и другой вариант: дано множество точек, координаты которых больше либо равны – 1, но строго меньше 5. Его можно задать  неравенством – 1 ≤ x < 5. Ему соответствуют все точки, расположенные правее – 1 и левее 5 так, что – 1 входит в числовой промежуток, а  5 не входит.! Множество точек (числовой промежуток), координаты больше либо равны одному числу, но строго меньше другого (либо строго  больше одного числа, но меньше или равны другому), называется    !! Обратить внимание: точка, которая входит в числовой промежуток, обозначена тёмным кружочком; точка, которая не входит в числовой  промежуток – светлым; числовой промежуток заштрихован. Первый числовой промежуток обозначается следующим образом: x ∈ (– 1;  5]. Читается: х принадлежит промежутку от – 1 до 5, точка – 1 не  входит. Второй числовой промежуток обозначается так: : x ∈ [– 1;  5). Читается: х принадлежит промежутку от – 1 до 5, точка 5 не входит.  (– 1;  5]. Точка 0 входит в него: 0 ∈ (–1; 5]. Например, точки – 3 и – 1 не входят в первый числовой промежуток: – 3   полуинтервалом.   (– 1; 5],  1  Часть 2 Задание № 1 Записать неравенство, соответствующее изображённому на рисунке числовому промежутку, и его обозначение: а).    б).     в).       Задание № 2 На координатной прямой изобразить отрезок: а). все числа которого больше либо равны 0, но меньше 2.    б). все числа которого больше либо равны – 3, но меньше 3.    в). все числа которого  меньше либо равны 5, но больше либо равны – 2. Задание № 3 Записать обозначение изображённого на рисунке отрезка. Какие из чисел – 9;  –  1 5 ;  2;   2,5   ему принадлежат?