Конспект урока на тему "Москва Златоглавая"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 21.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: МОСКВА ЗЛАТОГЛАВАЯ Цели: 1. Формирование у учащихся образа Московского Кремля и Красной площади как уникального комплекса архитектурных и исторических памятников времён Московского государства. 2. Ознакомить учащихся с личностью Ивана Грозного, его деятельностью Урок проводится по общеобразовательной программе "Школа 2100" для 3 класса
Иконка файла материала Москва.doc
РАЗДЕЛ III. ВРЕМЕНА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА. XIV–XVII ВЕКА Тема: МОСКВА ЗЛАТОГЛАВАЯ Цели:  Формирование   у   учащихся   образа   Московского   Кремля   и   Красной   площади   как   уникального   комплекса архитектурных и исторических памятников времён Московского государства.   Ознакомить учащихся с личностью Ивана Грозного, его деятельностью.  Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов Ι . Актуализация  знаний и  постановка  учебной  проблемы. ­Посмотрите, у нас сегодня в нашем классе присутствуют гости. А кто мы с вами? Давайте   перенесемся   во   времена   Московского   государства   и   Древней   Руси. Вспомните, кого   называли гостем и жителем в древнем городе? ­Чем занимались Жители?  ­Чем занимались гости? _откуда пошло слово город? ­Чем отличался древнерусский город от современного? ­Какое здание было самым важным в городе? ­что такое храм? ­Что такое кремль? Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать   информацию из   схем,   иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию   в   виде схемы. 3. Выявлять   сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа  объектов делать выводы. 5. Обобщать и–  Вы  слышали когда­нибудь  выражение «Кремль – сердце Москвы,  Москва – сердце России»? (Да.)  классифицировать по  признакам. –  Посмотрите на карту России: по всем дорогам – автомобильным, железным, водным,   воздушным   –   перевозится   огромное   количество   необходимых   людям товаров   и   продуктов.   Разве   все   эти   «питательные   вещества»   проходят   через Москву (а в Москве – через Кремль), как кровь через сердце в человеческом организме? (Нет.) На доске появляется запись:  «Кремль – сердце России», но товары и продукты России через Кремль не проходят.  –  Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? (Получается, что о далёком прошлом нам никто рассказать не может?)  – Какой возникает вопрос? (Что имеют в виду люди, когда говорят, что Кремль – сердце Москвы, а Москва – сердце России?)  Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Почему Кремль называют сердцем России?  Проблема   урока   записывается   на   доску.   К   ней   необходимо   постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока. – Составим план урока. План (примерный)  Учитель   вместе   с   детьми   составляет   план   на   основе   второго   столбца таблицы. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить ответы на  вопросы в иллюстрации. Коммуникативные  УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать  других. 2. Строить речевое  высказывание в  соответствии с  поставленными  задачами. 3. Оформлять свои  мысли в устной форме. 4. Умение работать в  паре и в группах. – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали?– Кто из вас был в Московском Кремле? Какие у вас остались впечатления от посещения Кремля? Можете ли вы предположить, почему Московский Кремль называют сердцем России? Ученики   высказывают   свои   мнения.   Возможно,   среди   них   встретятся   и такие:  – Кремль очень красивый.  – В Кремле много музеев.  – Кремль находится в столице нашего государства, а столица – самый главный город России, как сердце – самый главный орган человека.  – Москва начала строиться с Кремля, это самое древнее место в Москве… От проблемы  урока провести стрелки,  под которыми ключевыми  словами записать основные версии.  1. Работа в учебнике. 1. Стены и башни Московского Кремля.   –  Сегодня   мы   будем   создавать   свой   макет   Москвы   и   проверять   ваши предположения.   Вспомните   (посмотрите   по   словарю),   что   обозначает   слово «кремль»? (Кремль – крепость, укрепление.) С чего мы начнём строить макет московской крепости – Кремля? (Со стен и башен.) Ученики прикрепляют по периметру доски рисунки, открытки, иллюстрации с изображениями   стен   и   башен   Кремля,   дополняя   изоряд   строчками   из стихотворений и песен, в которых упоминаются стены и башни Московского Кремля.   –  Ваши   рисунки   показывают,   какие   стены   и   башни   Кремля   можно   увидеть сегодня. Но они не всегда были такими. Первые стены были деревянными, во Личностные результаты  1. Развиваем умения  выказывать своё  отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией. 3. Формируем  мотивацию к обучению и . Совместное  ΙΙ открытие знаний.  Поиск решения  проблемы.целенаправленной  познавательной  деятельности.   времена Московского государства – из белого камня. Как вы думаете, почему стены   несколько   раз   перестраивали?   (Ученики   могут   вспомнить   о   набегах, пожарах.)    – Чем заново возведённые стены отличаются от предыдущих? (Они становятся всё более прочными.)  –Можно   ли   сказать,   что   стены   современного   Московского   Кремля   защищают город? (Нет.)    – А почему тогда все люди, приезжающие в Москву, стремятся увидеть Кремль? (Потому что он древний, красивый, нарядный.) Ученики   с   помощью   учителя   приходят   к   выводу,   что   государи   Руси заботились не только об  укреплении, но и об украшении городов. Московский Кремль – памятник истории и культуры России.   – Обратимся к основному вопросу урока, записанному на доске. Чьи версии уже подтвердились?  Напротив подтвердившихся версий ставим знак «+».  2. Жилые постройки Кремля и окрестностей. – С какого времени Москва является столицей Руси? (С XIV века.)  –  Чем   столица   государства   отличается   от   других   городов?   (В  ней   находится правитель – государь всея Руси, который издаёт законы для всего государства.)  – Где в столице жил правитель? Куда шли люди, чтобы с ним встретиться? (Люди шли в Кремль, там находился дворец правителя.)  –  Кто   ещё   жил   в   городах?   Чьи   дома   можно   было   увидеть   в   Кремле,   его окрестностях? (Чтобы ответить на эти вопросы, нужно вспомнить материал по теме 6.)Ученики   с   помощью   учителя   приходят   к   выводу,   что   Москва   –   столица России,   в   которой   находился   правитель   государства   (а   сейчас   –   глава государства, президент). Именно в Кремль, к правителю, издавна приходили люди за помощью, из Московского Кремля расходились по всему государству законы и важные распоряжения.  – Обратимся к основному вопросу урока, записанному на доске. Чьи версии уже подтвердились?  3. Купола и колокола Москвы. –  Чем   ещё   поражала   Москва   своих   жителей   и   гостей?   Какие достопримечательности часто упоминаются в песнях о Москве? Почему Москву называют «златоглавая»? – Обратимся к основному вопросу урока, записанному на доске. Чьи версии уже подтвердились?  – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? ΙΙΙ .  Самостоятельное  применение  знаний.   Работа в группах. –  Вернёмся   к   тому,   с   чего   мы   начали   урок,   –   к   рассуждению,   для   чего человеческому   организму   нужно   сердце.   Можете   ли   вы   теперь   доказать,   что Москва – сердце России?  Ученики совещаются в группах, и представители от групп выражают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что Кремль находится в Москве –> Москва – столица России –> в Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на  основе работы с  материалом учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствиис поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию.   сердце»,   «я   люблю   столице   находятся   органы   власти,   которые   издают   законы   для   всего государства. Цепочка может быть иной. Важно, чтобы прозвучал вывод, что Москва – политический центр России. – А что имеют в виду люди, когда говорят друг другу «сердечный друг», «ты – моё   (В этом случае люди говорят о сердце не как об органе человеческого тела, а как о душе, о том, что им наиболее дорого.)  – Как теперь вы объясните фразу «Кремль – сердце России»?  Ученики вместе с учителем формулируют вывод по проблеме:  Кремль – сердце Москвы, так как он является древнейшей и красивейшей её частью. Москва – сердце России: её культурный, исторический, политический центр. сердцем»   и   всем   т.д.? Работа в учебнике. –  Откройте учебники. Выберите любой вопрос после текста, обсудите ответ в парах. –  Иван Грозный считал свою власть неограниченной, данной ему от Бога: «Мы своих   холопов   (т.е.   рабов,   которыми   царь   считал   всех   своих   подданных,   от боярина до крестьянина) вольны казнить и миловать»; –  неограниченная   власть   царя   опиралась   на   лично   преданных   ему   слуг   – опричников,   которые,   поступая   на   службу,   отказывались   от   отца   и   матери   и давали клятву выполнять любое приказание царя; – у жителей государства отсутствовала возможность защитить свои права, так как высшим судьёй в государстве был сам царь и всех остальных судей назначал он же.Однако вполне возможно и не вдаваться в эти сложные проблемы, а сделать главный вывод: у московских царей была огромная власть над подданными, и использование этой власти могло привести к страшным бедам для жителей России.  Вопросы к ученику (формирование алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? Работа в рабочей тетради. Выполнение задания № 1, 2  Н  (самостоятельно), задание № 1, 2  П  (работа в парах). Вопросы к ученику (формирование алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью VΙ . Домашнее  задание. Обязательное задание для всех: выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме   12,   выбрав   из   тех,   которые   не   были   сделаны   в   классе.   Учитель   может предложить желающим ученикам прочитать тему целиком, выполнить, а также выбрать  творческое   задание  (задание   5   после   текста)   –   пользуясь   дополнительной литературой,   составить   краткое   описание   деятельности   одного   из   царей Московского   государства.   Было   его   правление   справедливым   или   нет,V. Итог урока. способствовало ли оно процветанию государства? (Написать своё мнение.) – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что­нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили? – Что нового узнали? – Что показалось особенно интересным сегодня на уроке?