Конспект урока на тему: "Наши помощники-органы чувств", 2 класс, окружающий мир

  • Разработки уроков
  • doc
  • 09.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Формировать понятие «органы чувств» и показать их значение для организма.Положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира; - показать роль и специфику разных органов чувств; -способствовать развитию умения самостоятельно работать с источниками информации, анализировать, делать выводы и умозаключения; - способствовать развитию интереса в познании самого себя, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления; Создать условия для формирования у детей бережного отношения к органам чувств и уважительного отношения к людям-инвалидам.
Иконка файла материала Урок Органы чувств.doc
МОУ «Новоуколовская средняя общеобразовательная школа» Урок окружающего мира во 2 классе Тема "Наши помощники­органы чувств"                        Подготовила                                                 учитель начальных классов                                                           МОУ «Новоуколовская средняя                                                       общеобразовательная школа»                                                         Аксёнова Галина ВалентиновнаТема урока. Наши помощники – органы чувств.  Тип урока: урок­исследование. Цель:  формировать   понятие   «органы   чувств»   и   показать   их   значение   для организма. Задачи: ­положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира; ­ показать роль и специфику разных органов чувств; ­способствовать   развитию   умения   самостоятельно   работать   с   источниками информации, анализировать, делать выводы и умозаключения;  ­ способствовать  развитию    интереса в познании самого себя, оперативной памяти,   наглядно­образного мышления;     ­ Создать условия для формирования у детей бережного отношения к органам чувств и уважительного отношения к людям­инвалидам;   произвольного   внимания,   вербального, Личностные УУД: ­  проявлять   способность   к   самооценке   на   основе   критерия   успешности учебной деятельности  ­ответственно относиться к собственному здоровью  Регулятивные УУД: ­ определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя; ­   планировать   свои   действия   в   соответствии   с   поставленной   задачей   с помощью учителя; ­   вносить   необходимые   коррективы   в   действие   после   его   завершения   на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Познавательные УУД: ­   использовать   различные   способы   обработки,   анализа   и   представления информации; ­ строить монологическую речь в устной форме ­сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. ­группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков,       по заданным критериям. Коммуникативные УУД: ­слушать и понимать речь других;   ­совместно   договариваться   о   правилах   поведения   общения   в   группе   и следовать им. Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки для работы в группах, листы самооценки, рисунки для рефлексии.Предполагаемая  деятельность  учащихся Дети выполняют  указания учителя Разгадывают кроссворд Этапы урока Деятельность   учителя I. Организационн ый этап II.Этап актуализации субъектного опыта учащихся  Психологический настрой. Дети сидят с закрытыми глазами,  последнее слово фразы – хором. ­ На уроке наши глаза внимательно  смотрят и всё…(видят) ­ Уши внимательно слушают и всё … (слышат) ­ Голова хорошо… (думает) ­ У нас прекрасное настроение  Сегодня у нас необычный урок. Урок­ исследование. Нам помогут стремление  к знаниям и взаимовыручка. Возьмите  друг друга за руки и пожелайте друг  другу удачи. ­На прошлом уроке мы узнали, что такое организм и что его образуют различные органы.   Давайте   вспомним,   как   они называются.   У   вас   лежит   небольшой кроссворд,   послушайте   загадки   и заполните   его.   Открывается   кроссворд (Слайд1) 1.У зверушки на макушке, А у нас – выше глаз. (Ухо)  2.На ночь два оконца  Сами закрываются, А с восходом солнца  Сами открываются. (Глаза) 3.Мы в нее зимой и летом  С головы до ног одеты,  Даже на ночь снять не можем,  Потому что это… (Кожа) 4.Меж двух  озер стоит утес, В нем две пещеры – это…(Нос) 5. Первым пробовать привык Угощенья все ….(Язык) ­Что общего у этих частей? ­Можем ли мы их назвать одним  словом? II.  Формулировани е темы и целей   урока ­ Так кто же они, наши помощники, без  которых нам не обойтись в окружающем мире? ­ Как и почему их так называют, нам и  предстоит узнать сегодня на уроке. Определяют и  формулируют тему и  цель урока с помощью  учителя Формируемые УУД Личностные  УУД:  воспитание  любви к  предмету,   развитие  мотивов учебной деятельности и  формирование  личностного  смысла учения. Регулятивные  УУД: волевая  саморегуляция Познававательн ые УУД: ­Сравнивать  предметы,  объекты:  находить общее и различие.  ­Понимать  информацию,  представленную  в виде текста Регулятивные елеполагание. Коммуникативн ые: постановка  вопросов. ПознавательныеIII. Открытие  детьми нового  знания Чтобы ответить на эти вопросы, нам  предстоит провести исследование. ­Кто такие исследователи?       Работа со словарём. Исследователь ­ человек,  занимающийся научными  исследованиями. ­Мы тоже можем назвать себя  исследователями. ­Кто будет предметом нашего  исследования?    ­Верно, предметом нашего исследования будет человек, вернее, его организм (вы,  наверное, уже слышали это слово).  Глаза, рот, уши, нос – это всё части  организма, его органы. ­Представьте, что мы в научной  лаборатории. Позвольте мне быть её  научным руководителем, а вы – четыре  группы молодых учёных. В каждой есть  мой помощник – лаборант. Чтобы  исследование прошло успешно, нужно  соблюдать правила работы в группе. Повторим правила работы в группе. ­Итак, приступим. Каждый   из   вас,   сидя   за   партой,   видит обстановку в классе, слышит мой голос, знает   как   писать   ручкой,   чувствует, удобно   ли   сидеть   на   стуле.   Нервная система   человека   постоянно   получает сигналы   от   внешнего   мира   с   помощью специальных “датчиков”. Каких? (на   доске   Мозг   –   зрение   –   слух   – обоняние – осязание – вкус) Всеми   органами   человека   руководит головной   мозг.   Именно   он   является “главным   начальником”   в   нашем организме.   Определённый   участок головного мозга регулирует работу того или иного органа чувств. Каждая   группа   сегодня   активно проведёт   своё   исследование,   выявит предмет в коробке с помощью органов чувств и докажет почему так считает, а не иначе. 1­я группа — слух; 2­я — обоняние; 3­ я — осязание; 4­я — вкус.                Каждая   группа   проводит   свое ­Люди, которые сами  изучают, исследуют  что­то новое. Работа со словарём Исследователь ­  человек, занимающийся научными  исследованиями.­ Человек Повторяют правила  Правила работы  вгруппе.(Памятка) 1.Умей выслушать  собеседника, не  перебивай. 2. Не согласен –  объясни, почему. 3. Доказывай своё  мнение спокойно,  вежливо. 4. Говори только по  делу. 5. Работайте дружно,  помогайте друг другу. : самостоятельно е выделение­ формулирование  целей урока. Регулятивные  УУД: ­ планировать  свои действия в  соответствии с  поставленной  задачей с  помощью  учителя; ­ вносить  необходимые  коррективы в  действие после  его завершения  на основе его  оценки и учёта  характера  сделанных  ошибок Коммуникативн ые УУД: ­слушать и  понимать речь  других;   ­совместно  договариваться о правилах  поведения  общения в группе и следовать им Слушают задание для  своей группы и  работают в группе Наблюдают,  Регулятивные: формирование  уменияоценивать  действия в  соответствии с  поставленной  задачей. Познавательные : построение  логической цепи  рассуждения. Коммуникативн ые: умение  слушать и  понимать других, умение строить  речевое  высказывание,  умение  совместно  договариваться о правилах  общения и  поведения в  группе. Личностные  УУД:  укрепление  здоровья  младших  школьников         IV. Физминутка  для глаз  V.Закрепление  учебного  материала. сравнивают, анализируют, проверяют,  корректируют Один представитель от  каждой группы  рассказывает о  проводимом  исследовании, а вывод  смотрят на экране исследование: «обонянию» предлагается исследовать   флакончик   с ваткой, смоченной в цитрусовом масле.  «Слуху» —   послушать,   как   звучит таинственная коробка, понять, что в ней перекатывается;  «Осязанию» —   на   ощупь   определить, что находится в непрозрачном мешке;  «Вкусу»   —   попробовать   с помощью одноразовых   соломинок   апельсиновый сок из непрозрачного стакана, закрытого бумажной крышкой.     исследовании «обоняние», «осязание»,        Ребята, а сейчас оцените свою работу в  группах. На столах лежат листы  контроля. Если все правильно, ставьте  (+). Есть ошибки (–)  Что   может   рассказать   о   своём «слух»,   «вкус». группа        Наступило время оказать помощь  глазам. Слова напутствия прочитает моя помощница (называю имя ученицы). Напоминаю, что каждое упражнение  выполняется 10 раз в порядке,  указанном на схеме­тренажере. Мы трудились, мы  трудились, Наши глазки  утомились. Их порадуют сейчас Упражнения для глаз.     помогая «Вот   так   же,   как   и мы   сейчас   дружно работали,   сотрудничают   наши   органы чувств, нам   жить в окружающем мире.  Среди нас живут, учатся   ребята   и   взрослые   с ограниченными   возможностями,   у   нарушения   или которых   есть заболевания   органов   чувств.   Они являются   инвалидами.   Как   нужно относиться к таким людям?  наша   бережно   и уважительно относиться к таким людям, помогать им.    обязанность Ответы детей Один ученик читает  стихотворение: Есть   пять   помощников на службе у тебя, Не замечая, используешь, шутя: Глаза   даны   тебе,   чтоб   ихсильный   шум. Чтобы   они   нам   всегда   помогали познавать,   и   любоваться   окружающим миром, хорошо работали, к ним нужно относиться бережно. Для органов чувств вредны   простудные   заболевания, курение,   Поэтому закаляйте   свой   организм,   избегайте вредных   привычек,   ведите   только здоровый образ жизни. А сейчас вы должны составить памятки, как сохранить органы чувств здоровыми. 1группа:  Что   нужно   делать,   чтобы надолго сберечь своё зрение? 2группа: Как нужно беречь свой слух? 3группа:     Как   надо   беречь   свой   орган вкуса? 4группа: Как сохранить обоняние? «Как Разработка памятки  сохранить органы   чувств здоровыми». Работа   детей   в группах    запах видеть, А   уши   служат,   чтобы слышать, Язык во рту, чтоб вкус понять, А   носик­ различать. Руки   –   чтоб   ласкать, трудиться, Воды   из   кружечки напиться. И   ни   к   чему   твоя тревога, Они   всегда   тебе помогут. Работают в группах. – Что   нужно   делать, чтобы   надолго   сберечь своё зрение? Читать   и   писать   при хорошем освещении  Свет   должен   падать слева  Читать   и   писать   на расстоянии 30­35 см  Нельзя читать лёжа и в транспорте  Телевизор   смотреть   1­ 1,5   часа   и   на расстоянии 2­3 метров  Не   сидеть   долго   за компьютером  Нельзя   тереть   глаза руками  Делать   зарядку   для глаз  Глазам нужен отдых  Не   стесняйтесь   носить очки, это необходимо – Как   нужно   беречь свой слух? Содержать   уши   в если     Коммуникативн ые: умение  слушать и  понимать других, умение строить  речевое  высказывание,  умение  совместно  договариваться о правилах  общения и  поведения в  группе.чистоте  Нельзя ковырять острыми   предметами, так   как   можно повредить   барабанную перепонку   и   потерять слух  Сильный   шум   портит слух  Нельзя   часто   слушать громкую   музыку   в наушниках  Нужно   давать   отдых слуху, быть в тишине  – Как надо беречь свой орган вкуса? После   приёма   пищи прополоскать рот  Не брать в рот острые предметы,   чтобы   не поранить язык  Нельзя   есть   горячую пищу,   чтобы   не повредить   вкусовые сосочки  Систематически очищать   язык   от налёта, чтобы избежать попадания   инфекции   в организм – Как   обоняние? Нужно   беречь   себя   от простуды  Содержать   нос   в чистоте  Если   есть   насморк,   то необходимо его лечить  Закаляться  Не   засовывать   в   нос мелкие предметы  Пользоваться   личным носовым платком  сохранить Ребята, а сейчас оцените свою работу в  группах.  ( на том же листе контроля)  Солнце спит, небо спит, ­  Даже ветер не шумит.  Рано утром солнце встало,  Всем лучи свои послало –  Оценивают свою работу кладут голову на руки встают руки вверх с  разведенными пальцами ЛичностныеУУД:  укрепление  здоровья  младших  школьников махи руками из  стороны в сторону с  наклонами туловища  барабанят пальцами по  столу постепенно садятся и  кладут голову на руки. Дети дорисовывают  человеку органы чувств и оценивают свою  работу Отвечают на вопросы  учителя Вдруг повеял ветерок ­ Небо тучей  заволок ­ (круговые движения руками  влево, затем вправо)  Дождь по крышам застучал. Барабанит дождь по крыше –  Солнце клонится всё ниже.  Вот и спряталось за тучи, Ни один не виден лучик ­  Посмотрите на картинки в рабочей  тетради на с. 22. Что необычного в этих  картинках? – Что нужно сделать, чтобы человечек  смог почувствовать, что перед ним  находится?  – Дорисуйте человечку необходимые  органы чувств. – В конце задания на странице слева  нарисуйте кружок и обозначьте цветом,  как, на ваш взгляд, вы справились с  заданием.   (самооценка) Ребята,   сделайте   вывод   после   нашего урока: ­Какие органы чувств  есть у человека? ­Может ли человек полно воспринимать окружающий мир, если у него нарушен какой­нибудь орган? ­Благодаря   чему   мы   можем   видеть, слышать, чувствовать, нюхать? VI. Минутка  здоровья. Работа в  рабочей  тетради №1. Задание в паре.  VII.Этап подведения итога урока Регулятивные онтроль,  коррекция,  выделение и  осознание того,  что уже усвоено  и что еще  подлежит  усвоению. Личностные: моопределение. Познавательные : анализ и синтез  объектов с целью выделения  признаков. Коммуникативн ые: формировани е умения с  достаточной  полнотой  выражать свои  мысли. Отвечают на вопросы. Поднимают картинку. ­ О чём было интересно узнать? ­ Что понравилось больше всего? ­   Ребята,   у   вас   на   столе   лежат   3 картинки:   солнце,   солнце   с   тучкой   и тучка.   Поднимите,   пожалуйста,   такую картинку, какое у вас сейчас настроение после   нашего   урока.     Посмотрите, ребята,   как   много   в   нашем   классе солнышек,   наш   класс   весь   осветился солнечным сиянием. Значит, настроениеVIII.Этап рефлексии после урока у вас осталось хорошее, и наш урок удался. ­Выберите себе задание по душе: 1) расскажите родителям об органах  чувств и о технике безопасности с ними; 2) нарисуйте органы чувств; 3) расскажите случаи, когда вы узнали  предметы в темноте не дотрагиваясь до  них    IX. Этап информации   о домашнем задании Познавательные : рефлексия. Личностные:  смыслообразован ие. Личностные: смыслообразован ие. Регулятивные tp://nsportal.ru/na chalnaya­ shkola/okruzhayus hchii­ mir/konspekt­ uroka­po­ okruzhayushchem u­miru­6 ­  # управление  своей  деятельностью. Используемые источники: Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс [Текст]: учебник для учащихся  общеобразовательных учреждений: в2 ч. Ч. 1 / Н.Ф.Виноградова.­5­е изд., дораб.­ М.: