На уроке учащиеся знакомятся с научными методами изучения природы(экспериментальный метод, теоретический метод). Путем рассуждений ученики вместе с учителем выстраивают логическую цепочку получения знаний от наблюдения до физической теории. В качестве повторения изученного материала на прошлом уроке, учащиеся выполняют карточку(задания в конспекте)
Класс: 7
Урок №3
Дата__________
Тема: Научные методы изучения природы. Эксперимент. Физическая теория
Цели:
обучающие:
развивающие:
познакомить учащихся с научными методами изучения природы, с порядком и особенностью
логических мышлений при изучении природных явлений;
формировать экспериментальные навыки учащихся, совершенствовать умения
работать с научно-популярной, художественной и учебной литературой, которую можно будет
использовать при подготовке к урокам физики;
воспитательные:
бережное отношение к имуществу, ВТ и учебным пособиям.
Оборудование: компьютеры, проектор, дидактический материал, видео
Ход урока
Этапы урока, их продолжительность
Организация…..
1. Организационный момент
2.Постановка цели урока
3. Повторение
- повторение (три человека у доски – карточка №1)
Укажите, что относится к понятию «физическое тело»,
«вещество», «физическое явление»: свинец, свист,
прыжок, лопата, буран, спирт, испарение, чайник,
ртуть, мед, воздух, ножницы, кипение воды, спичка,
золото, дождевая капля.
лопата
чайник
ножницы
спичка
дождевая капля
свинец
спирт
ртуть
мед
воздух
золото
- карточка с места
карточка №2
свист
прыжок
буран
испарение
кипение воды
1. Слово физика обозначает _____________
2. Цель физики______________________
3. Великие ученые, благодаря которым физика состоялась
как наука_________________________
4. Физические термины (перечисли три) _____________
вопросы с места
- что такое астрономия;
отвечают на
Деятельность
учителя
приветствие,
проверка
присутствующих
, заполнение
журнала
формирует цели
вместе с
учащимися,
сообщает план
урока
Что делают
ученики
настраиваются
на активную
работу
принимает
участие в
постановке
целей урока
1
2
10
наблюдает,
направляет
работают у
доски, с места- что означает слово астрономия;
- что такое небесные тела;
- что способствовало развитию астрономии;
- какие разделы включает астрономия
астрофизика – физические явления во Вселенной
космогония – происхождение и развитие небесных тел
астрономия
- что вы знаете о нашей галактике
4. Объяснение нового материала
- Что произойдет с мячом, который подбросили вверх?
- Что произойдет, если к магниту поднести гвоздь?
- Что произойдет, если воду вынести на мороз?
- Куда падает споткнувшийся человек?
- Куда исчезает лужа с асфальта?
ОТКУДА ВЫ ЭТО ЗНАЕТЕ?
- видели много раз, так бывает всегда
- сами пробовали так делать
Откуда мы это знаем? Откуда вообще появились знания?
Многие из них добыты людьми из собственных повседневных
наблюдений. Однако в физике, как и в некоторых других
науках (например, в биологии, химии), знания добывают не
Опыты (или
только из наблюдений, но и из опытов.
эксперименты) отличаются от простых наблюдений тем,
что их проводят с определенной целью, по заранее
обдуманному плану и во время проведения опыта
обычно выполняют специальные измерения.
Например, наблюдая падение мяча, мы можем лишь заметить,
что он падает вертикально вниз. А чтобы изучить, как
изменяется скорость тела в процессе падения, надо
поставить специальные опыты. Легенда рассказывает, что
итальянский ученый Г. Галилей (1564—1642), чтобы изучить,
как происходит свободное падение тел, поднимался на
знаменитую наклонную башню и сбрасывал оттуда разные
шары . Наблюдая за их падением и выполняя при этом
необходимые измерения (например, определяя время
падения), он установил законы падения тел.
К этому времени относятся опыты, которые он ставил, бросая
различные тела с наклонной Пизанской башни, чтобы
проверить, падают ли они в соответствии с учением
Аристотеля - тяжелые быстрее, чем легкие. Ответ получился
отрицательный.
опыт видео (Кригер Артур)
Цепочка получения знаний
Наблюдение – Гипотеза – Опыт или эксперимент -
(предположение)
- сбор фактов
(наблюдение в разное
время, в разных условиях,
сравнение);
- установление связей
и закономерностей.
- доказательство
верности теории
- появление новых
приборов (телескоп,
термометр, громоотвод)
- Физическая теория (объяснение явлений).
Система знаний, объясняющая физические явления в их
взаимосвязи, называется физической теорией.
Ни один факт неподтвержденный опытом не является
вопросы
оценивает
20
слайд 14
записывают
определения в
тетрадь
рассказ
задает вопросы
смотрят,
отвечают на
вопросы
слайд 17теорией.
Опыт Франклина
Методы получения знаний
Экспериментальные
теоретические
наблюдения
опыт
измерения
гипотеза
идея
моделирование
слайд 16
записывают в
тетрадь
Идея / Словарь Даля
ж. лат. понятие о вещи; умопонятие, представленье,
воображенье предмета; умственное изображенье. | Мысль,
выдумка, изобретенье, вымысел; | намеренье, замысел.
Идеология ...
5. Физминутка
Упражнение «Пружинки»
Цель: на расслабление мышц ног.
Представьте, что мы поставили ноги на пружинки. Эти
пружинки выскакивают из пола и отталкивают носки наших
ног так, что стопы отрываются от пола и поднимаются кверху,
а пятки продолжают упираться в пол. Снова прижимаем
стопы к полу. Крепче! Сильнее! Ох, как тяжело! Ноги
напряжены. Перестали нажимать на пружинки. Ноги
расслабились! Как приятно! Отдыхаем… слушайте и делайте,
как я. Вдох – выдох! Вдох – выдох! (3 раза).
Комплекс упражнений гимнастики для глаз
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно,
медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
Крепко зажмурить глаза (досчитать до3), открыть их и
посмотреть вдаль (досчитать до5). Повторить 4-5 раз.
Посмотреть на указательный палец вытянутой руки – на счет
1-4, потом перенести взор вдаль – на счет 1-6. Повторить 4-5
раз.
Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать зрачками
слева направо. Затем справа налево. Повторить 3 раза в
каждую сторону.
Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот.
Повторить 3 раза.
6. Закрепление
Вопросы:
1. Каким образом мы получаем знания о явлениях природы?
2. Чем отличаются опыты от наблюдений?
3. Методы получения знаний?
4. Цепочка получения знаний
2
контролирует
ответы
6
отвечают на
вопросыИтог урока
Что нового узнали на уроке?
Дом задание, рекомендации по выполнению
параграф 7-8-9, конспект
2
2
коллективная
оценка
качества
выполненной
работы
записывают в
дневник
выставление
оценок в
дневник,
журнал
Приложение: тексты всех заданий, новый учебный материал, раздаточный дидактический
материал, решенные задачи…..
Аналитическая часть – заполняется после урока.
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________