Конспект урока на тему "Научные методы изучения природы. Эксперимент. Физическая теория"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 16.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На уроке учащиеся знакомятся с научными методами изучения природы(экспериментальный метод, теоретический метод). Путем рассуждений ученики вместе с учителем выстраивают логическую цепочку получения знаний от наблюдения до физической теории. В качестве повторения изученного материала на прошлом уроке, учащиеся выполняют карточку(задания в конспекте)
Иконка файла материала Класс 7 урок 3.doc
Класс: 7 Урок №3 Дата__________ Тема: Научные методы изучения природы. Эксперимент. Физическая теория Цели: обучающие: развивающие: познакомить учащихся с научными методами изучения природы, с порядком и особенностью логических мышлений при изучении природных явлений; формировать экспериментальные навыки учащихся, совершенствовать умения работать с научно-популярной, художественной и учебной литературой, которую можно будет использовать при подготовке к урокам физики; воспитательные: бережное отношение к имуществу, ВТ и учебным пособиям. Оборудование: компьютеры, проектор, дидактический материал, видео Ход урока Этапы урока, их продолжительность Организация….. 1. Организационный момент 2.Постановка цели урока 3. Повторение - повторение (три человека у доски – карточка №1) Укажите, что относится к понятию «физическое тело», «вещество», «физическое явление»: свинец, свист, прыжок, лопата, буран, спирт, испарение, чайник, ртуть, мед, воздух, ножницы, кипение воды, спичка, золото, дождевая капля. лопата чайник ножницы спичка дождевая капля свинец спирт ртуть мед воздух золото - карточка с места карточка №2 свист прыжок буран испарение кипение воды 1. Слово физика обозначает _____________ 2. Цель физики______________________ 3. Великие ученые, благодаря которым физика состоялась как наука_________________________ 4. Физические термины (перечисли три) _____________ вопросы с места - что такое астрономия; отвечают на Деятельность учителя приветствие, проверка присутствующих , заполнение журнала формирует цели вместе с учащимися, сообщает план урока Что делают ученики настраиваются на активную работу принимает участие в постановке целей урока 1 2 10 наблюдает, направляет работают у доски, с места- что означает слово астрономия; - что такое небесные тела; - что способствовало развитию астрономии; - какие разделы включает астрономия астрофизика – физические явления во Вселенной космогония – происхождение и развитие небесных тел астрономия - что вы знаете о нашей галактике 4. Объяснение нового материала - Что произойдет с мячом, который подбросили вверх? - Что произойдет, если к магниту поднести гвоздь? - Что произойдет, если воду вынести на мороз? - Куда падает споткнувшийся человек? - Куда исчезает лужа с асфальта? ОТКУДА ВЫ ЭТО ЗНАЕТЕ? - видели много раз, так бывает всегда - сами пробовали так делать Откуда мы это знаем? Откуда вообще появились знания? Многие из них добыты людьми из собственных повседневных наблюдений. Однако в физике, как и в некоторых других науках (например, в биологии, химии), знания добывают не Опыты (или только из наблюдений, но и из опытов. эксперименты) отличаются от простых наблюдений тем, что их проводят с определенной целью, по заранее обдуманному плану и во время проведения опыта обычно выполняют специальные измерения. Например, наблюдая падение мяча, мы можем лишь заметить, что он падает вертикально вниз. А чтобы изучить, как изменяется скорость тела в процессе падения, надо поставить специальные опыты. Легенда рассказывает, что итальянский ученый Г. Галилей (1564—1642), чтобы изучить, как происходит свободное падение тел, поднимался на знаменитую наклонную башню и сбрасывал оттуда разные шары . Наблюдая за их падением и выполняя при этом необходимые измерения (например, определяя время падения), он установил законы падения тел. К этому времени относятся опыты, которые он ставил, бросая различные тела с наклонной Пизанской башни, чтобы проверить, падают ли они в соответствии с учением Аристотеля - тяжелые быстрее, чем легкие. Ответ получился отрицательный. опыт видео (Кригер Артур) Цепочка получения знаний Наблюдение – Гипотеза – Опыт или эксперимент - (предположение) - сбор фактов (наблюдение в разное время, в разных условиях, сравнение); - установление связей и закономерностей. - доказательство верности теории - появление новых приборов (телескоп, термометр, громоотвод) - Физическая теория (объяснение явлений). Система знаний, объясняющая физические явления в их взаимосвязи, называется физической теорией. Ни один факт неподтвержденный опытом не является вопросы оценивает 20 слайд 14 записывают определения в тетрадь рассказ задает вопросы смотрят, отвечают на вопросы слайд 17теорией. Опыт Франклина Методы получения знаний Экспериментальные теоретические наблюдения опыт измерения гипотеза идея моделирование слайд 16 записывают в тетрадь Идея / Словарь Даля ж. лат. понятие о вещи; умопонятие, представленье, воображенье предмета; умственное изображенье. | Мысль, выдумка, изобретенье, вымысел; | намеренье, замысел. Идеология ... 5. Физминутка Упражнение «Пружинки» Цель: на расслабление мышц ног. Представьте, что мы поставили ноги на пружинки. Эти пружинки выскакивают из пола и отталкивают носки наших ног так, что стопы отрываются от пола и поднимаются кверху, а пятки продолжают упираться в пол. Снова прижимаем стопы к полу. Крепче! Сильнее! Ох, как тяжело! Ноги напряжены. Перестали нажимать на пружинки. Ноги расслабились! Как приятно! Отдыхаем… слушайте и делайте, как я. Вдох – выдох! Вдох – выдох! (3 раза). Комплекс упражнений гимнастики для глаз Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз. Крепко зажмурить глаза (досчитать до3), открыть их и посмотреть вдаль (досчитать до5). Повторить 4-5 раз. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки – на счет 1-4, потом перенести взор вдаль – на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать зрачками слева направо. Затем справа налево. Повторить 3 раза в каждую сторону. Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза. 6. Закрепление Вопросы: 1. Каким образом мы получаем знания о явлениях природы? 2. Чем отличаются опыты от наблюдений? 3. Методы получения знаний? 4. Цепочка получения знаний 2 контролирует ответы 6 отвечают на вопросыИтог урока Что нового узнали на уроке? Дом задание, рекомендации по выполнению параграф 7-8-9, конспект 2 2 коллективная оценка качества выполненной работы записывают в дневник выставление оценок в дневник, журнал Приложение: тексты всех заданий, новый учебный материал, раздаточный дидактический материал, решенные задачи….. Аналитическая часть – заполняется после урока. ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________