Конспект урока на тему: "Понятие про глобальные проблемы человечества (сырьевая и энергетическая)."
Оценка 5
Разработки уроков
doc
география
10 кл
15.05.2018
образовательная – обобщить и систематизировать знания о глобальных проблемах человечества, их сущности, причинах возникновения и путей решения каждой из этих проблем;
развивающая – развить умение характеризовать глобальные проблемы человечества.
воспитательная – воспитать понимание важности изучения географии, любознательность и краеведческий подход.
Оборудование: политическая карта мира, учебник, справочники, атласы и т.д
Тип урока: изучение новых знаний.
Форма урока: стандартная.
10 класс Проблеммы человечества - копия.doc
Конспект урока по географии 10 класс
Дата _______
Тема урока: Понятие про глобальные проблемы человечества (сырьевая и
энергетическая).
Цель:
образовательная – обобщить и систематизировать знания о глобальных
проблемах человечества, их сущности, причинах возникновения и путей
решения каждой из этих проблем;
развивающая – развить умение характеризовать глобальные проблемы
человечества.
воспитательная – воспитать понимание важности изучения географии,
любознательность и краеведческий подход.
Оборудование: политическая карта мира, учебник, справочники, атласы и т.д
Тип урока: изучение новых знаний.
Форма урока: стандартная.
Ход урока
І. Организационный момент.
Приветствие учеников. Проверка на партах оборудования и учебных
материалов.
II. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной
деятельности.
Глобальная продовольственная проблема – едва ли не древнейшая из всех
глобальных проблем человечества.
Глобальные проблемы охватывают весь мир, все человечество, создают
угрозу для его настоящего и будущего, требуют для их решения
объединенных усилий, совместных действий всех государств, образуют
треугольник: население – социальное и экономическое развитие –
окружающая среда.
Мы не унаследовали землю от наших предков, Мы взяли ее взаймы у
наших потомков. Каковы формы и факторы воздействия на окружающую
среду? В какой мере решение проблемы окружающей среды зависит от
каждого жителя нашей планеты?
III. Изучение нового материала.
Глобальными проблемами называют проблемы, которые касаются
всего человечества, всех стран, народов и социальных слоев и приводят к
значительным экономическим и социальным потерям, а в случае их решения
могут угрожать существованию человеческой цивилизации; для их решения необходимо сотрудничество в общепланетарном масштабе, совместные
действия правительств и народов.
Причины глобальных проблем:
Глобальные проблемы возникли в результате объективного развития
общества и существуют изза противоречий между человечеством,
средой и обществом;
Техническое могущество цивилизации превзошло достигнутый уровень
общественной организации и грозит уничтожить все живое;
Побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей, их
нравственные ценности весьма далеки от идеалов;
Рис. 1 Глобальные проблемы человечества
Пути решения: Новое политическое мышление это веление времени. Оно
должно проявлять себя во всех сферах деятельности людей.
Привить людям новые нравственноэтические ценности;
Сплотиться всему человечеству;
Совершить невиданные по масштабам и глубине преобразования во всем
мире; ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Таблица 1
Причины
возникновения
Сырьевая и
энергетическая
Пути решения
проблема
Рост объема производств полезных
ископаемых;
Исчерпаемость минеральных ресурсов;
Рост нужд в энергии населения производства.
Ресурсосохраняемые технологии;
Использование отходов;
Поиск новых месторождений;
Переход к альтернативным источникам
энергии.
Энергосырьевая проблема
Суть проблемы – противоречие между все возрастающими
потребностями человечества в ресурсах и уменьшением их запасов (в первую
очередь это относится к исчерпаемым невозобновляемым ресурсам).
Обеспеченность тем или иным видом ресурсов характеризуется показателем
ресурсообеспеченности,
представляющим собой соотношение между
величиной разведанных запасов ресурсов и масштабами их использования.
Причем обеспеченность минеральными ресурсами как правило выражается
количеством лет, на которые хватит разведанных запасов при их современном
использовании, а обеспеченность земельными, лесными, водными ресурсами
определяется их запасами в расчете на душу населения.
Минеральные ресурсы
Имеющееся минеральное сырье и его использование как глобальная
проблема приобрела в настоящее время новое звучание. За последние 30 лет
человечество израсходовало столько же минерального сырья, сколько за всю
историю своего существования! Потребности в нем ежегодно возрастают во
всех странах. К 2000 г. потребность в меди (принимая уровень 1970 г. за
100%) возросла в 4,8 раза; бокситах и цинке – в 4,2; никеле – в 4,7; нефти – в
5,2; газа – в 4,5 и угле – в 5 раз.
Извлечение из недр полезных ископаемых возрастает в мире в
геометрической прогрессии. Например, за четверть века (с 1961 по 1985 г.)
нефти и природного газа было потреблено примерно 80 % общего объема их
использования за всю историю рода человеческого. Половина каменного угля
и железной руды, добытых за последние 100 лет, была использована после
1960 г. Тем не менее в начале XXI в. нельзя ожидать абсолютной нехватки
сырья, как того опасались в 1900 – 1970 гг., поскольку за последние 20—30 лет разведанные мировые запасы большинства видов минерального сырья
значительно выросли.
За период с 1950 по 1985 г. запасы бокситов увеличились более чем в 100
раз; марганца и хрома – в 45; кобальта и платинидов – в 15; никеля – в 13;
нефти, газа, меди, свинца, железной руды, фосфоритов, калийных солей,
алмазов – в 5 – 8 раз. Однако некоторые виды минерального сырья уже сейчас
дефицитны, так как их ресурсная база ограниченна. По данным,
опубликованным в 1992 г., продолжительность обеспечения мировых
потребностей известными запасами полезных ископаемых (при потреблении
на уровне 1992 г.) выглядит следующим образом: железо – 63 года, алюминий
– свыше 60 – 70 лет, титан – свыше 300 лет, хром – свыше 50 лет, ванадий –
свыше 300 лет, марганец – 170 лет, платана – 90 лет, молибден – 90 лет, медь
– 60 лет, кобальт – 25 лет, никель – 100 лет, тантал – 45 лет, вольфрам – 40
лет. По последним данным, дефицитными становятся золото, олово, свинец,
вольфрам.
В сложной системе мирового хозяйства и международного разделения
труда развивающиеся страны выступают как производители и экспортеры
минеральных ресурсов. Развитые страны являются основными их
потребителями, основными производителями продукции и отходов,
загрязняющих окружающую среду. В США проживает 4,85% населения мира,
при этом здесь потребляется треть мировых ресурсов, создается треть
мировой продукции и половина всех выбросов в атмосферу.
Пути решения проблемы обеспеченности минеральными
ресурсами:
создание и использование ресурсосберегающих промышленных
технологий;
полное извлечение полезных ископаемых из недр Земли (например,
коэффициент извлечения нефти при современных способах добычи –
0,25 – 0,45);
использование вторичного сырья;
Энергетические ресурсы
Начиная с овладения огнем, человек в своей жизнедеятельности
постоянно использовал и другие, кроме пищи, источники энергии, его
энергетическая мощь постоянно возрастала.
Если при собирательстве и первобытном рыболовстве он затрачивал на
питание мощность в 140 Вт, то при подсечноогневом земледелии и
первобытном скотоводстве – уже 250 – 300 Вт, а при традиционном
земледелии и скотоводстве – около 500 Вт. Но самый быстрый рост мощности человеческого хозяйства начался после второй технологической
(промышленной) революции XVIII в., когда были разработаны методы
применения энергии ископаемого топлива (в первую очередь каменного угля и
нефти) в различных технологиях. Затем была повышена эффективность
традиционных источников энергии: воды, ветра и солнца. Наконец, в XX в.
началось использование ядерной энергии. В целом энерговооруженность
человека возросла в тысячи раз, возникла энергетическая цивилизация –
цивилизация большой социоприродной энергетики.
В XX в. мощность, используемая человеком на отопление, освещение,
транспорт, промышленное и сельскохозяйственное производство, обработку и
передачу информации и т.п., достигла в среднем 2 – 3 кВт/чел.
В настоящее время свои энергетические потребности человечество
удовлетворяет в основном за счет углеродсодержащих видов топлива
(каменного угля, нефти, газа, дров, сланцев, торфа) и урана. С 1973 по 1998 г.
глобальное потребление этих энергоносителей возросло в 5 раз.
Воздействие систем производства, передачи и использования энергии на
окружающую среду проявляется в таких процессах и явлениях, как:
1) изъятие территорий для добычи топлива,
размещения
электростанций и линий электропередачи и захоронения отходов;
2) загрязнение
атмосферы и литосферы продуктами
сгорания
(выбросы в атмосферу, шлаки, радиоактивные отходы и т.п.);
3) тепловое (термическое) загрязнение – сброс тепловой энергии
электростанции в окружающую среду и повышение температуры среды;
4) электромагнитное загрязнение – создание электрических, магнитных
и электромагнитных полей, создающих угрозу для человека и биосферы ;
5) радиоактивное загрязнение;
6) затопление полезных территорий (в случае гидроэлектростанций);
7) воздействие на климат
8) воздействие на флору и фауну;
9) наведенная сейсмичностъ – возникновение землетрясений при
создании энергоустановок, в первую очередь гидроэлектростанций.
IV. Закрепление изученного материала.
Проблемное задание.
1. Приведите примеры «за» и «против» ядерного оружия.
2. Приведите примеры наиболее экологически опасных районов
мира и покажите их на карте.
V. Итог урока. VI. Домашнее задание. Изучить конспект. Создать презентацию на
тему: «Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях,
обусловленных террористическими актами».
Конспект урока на тему: "Понятие про глобальные проблемы человечества (сырьевая и энергетическая)."
Конспект урока на тему: "Понятие про глобальные проблемы человечества (сырьевая и энергетическая)."
Конспект урока на тему: "Понятие про глобальные проблемы человечества (сырьевая и энергетическая)."
Конспект урока на тему: "Понятие про глобальные проблемы человечества (сырьевая и энергетическая)."
Конспект урока на тему: "Понятие про глобальные проблемы человечества (сырьевая и энергетическая)."
Конспект урока на тему: "Понятие про глобальные проблемы человечества (сырьевая и энергетическая)."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.