образовательная – обобщить и систематизировать знания о глобальных проблемах человечества, их сущности, причинах возникновения и путей решения каждой из этих проблем;
развивающая – развить умение характеризовать глобальные проблемы человечества.
воспитательная – воспитать понимание важности изучения географии, любознательность и краеведческий подход.
Оборудование: политическая карта мира, учебник, справочники, атласы и т.д
Тип урока: изучение новых знаний.
Форма урока: стандартная.
Конспект урока по географии 10 класс
Дата _______
Тема урока: Понятие про глобальные проблемы человечества (сырьевая и
энергетическая).
Цель:
образовательная – обобщить и систематизировать знания о глобальных
проблемах человечества, их сущности, причинах возникновения и путей
решения каждой из этих проблем;
развивающая – развить умение характеризовать глобальные проблемы
человечества.
воспитательная – воспитать понимание важности изучения географии,
любознательность и краеведческий подход.
Оборудование: политическая карта мира, учебник, справочники, атласы и т.д
Тип урока: изучение новых знаний.
Форма урока: стандартная.
Ход урока
І. Организационный момент.
Приветствие учеников. Проверка на партах оборудования и учебных
материалов.
II. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной
деятельности.
Глобальная продовольственная проблема – едва ли не древнейшая из всех
глобальных проблем человечества.
Глобальные проблемы охватывают весь мир, все человечество, создают
угрозу для его настоящего и будущего, требуют для их решения
объединенных усилий, совместных действий всех государств, образуют
треугольник: население – социальное и экономическое развитие –
окружающая среда.
Мы не унаследовали землю от наших предков, Мы взяли ее взаймы у
наших потомков. Каковы формы и факторы воздействия на окружающую
среду? В какой мере решение проблемы окружающей среды зависит от
каждого жителя нашей планеты?
III. Изучение нового материала.
Глобальными проблемами называют проблемы, которые касаются
всего человечества, всех стран, народов и социальных слоев и приводят к
значительным экономическим и социальным потерям, а в случае их решения
могут угрожать существованию человеческой цивилизации; для их решениянеобходимо сотрудничество в общепланетарном масштабе, совместные
действия правительств и народов.
Причины глобальных проблем:
Глобальные проблемы возникли в результате объективного развития
общества и существуют изза противоречий между человечеством,
средой и обществом;
Техническое могущество цивилизации превзошло достигнутый уровень
общественной организации и грозит уничтожить все живое;
Побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей, их
нравственные ценности весьма далеки от идеалов;
Рис. 1 Глобальные проблемы человечества
Пути решения: Новое политическое мышление это веление времени. Оно
должно проявлять себя во всех сферах деятельности людей.
Привить людям новые нравственноэтические ценности;
Сплотиться всему человечеству;
Совершить невиданные по масштабам и глубине преобразования во всем
мире;ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Таблица 1
Причины
возникновения
Сырьевая и
энергетическая
Пути решения
проблема
Рост объема производств полезных
ископаемых;
Исчерпаемость минеральных ресурсов;
Рост нужд в энергии населения производства.
Ресурсосохраняемые технологии;
Использование отходов;
Поиск новых месторождений;
Переход к альтернативным источникам
энергии.
Энергосырьевая проблема
Суть проблемы – противоречие между все возрастающими
потребностями человечества в ресурсах и уменьшением их запасов (в первую
очередь это относится к исчерпаемым невозобновляемым ресурсам).
Обеспеченность тем или иным видом ресурсов характеризуется показателем
ресурсообеспеченности,
представляющим собой соотношение между
величиной разведанных запасов ресурсов и масштабами их использования.
Причем обеспеченность минеральными ресурсами как правило выражается
количеством лет, на которые хватит разведанных запасов при их современном
использовании, а обеспеченность земельными, лесными, водными ресурсами
определяется их запасами в расчете на душу населения.
Минеральные ресурсы
Имеющееся минеральное сырье и его использование как глобальная
проблема приобрела в настоящее время новое звучание. За последние 30 лет
человечество израсходовало столько же минерального сырья, сколько за всю
историю своего существования! Потребности в нем ежегодно возрастают во
всех странах. К 2000 г. потребность в меди (принимая уровень 1970 г. за
100%) возросла в 4,8 раза; бокситах и цинке – в 4,2; никеле – в 4,7; нефти – в
5,2; газа – в 4,5 и угле – в 5 раз.
Извлечение из недр полезных ископаемых возрастает в мире в
геометрической прогрессии. Например, за четверть века (с 1961 по 1985 г.)
нефти и природного газа было потреблено примерно 80 % общего объема их
использования за всю историю рода человеческого. Половина каменного угля
и железной руды, добытых за последние 100 лет, была использована после
1960 г. Тем не менее в начале XXI в. нельзя ожидать абсолютной нехватки
сырья, как того опасались в 1900 – 1970 гг., поскольку за последние 20—30лет разведанные мировые запасы большинства видов минерального сырья
значительно выросли.
За период с 1950 по 1985 г. запасы бокситов увеличились более чем в 100
раз; марганца и хрома – в 45; кобальта и платинидов – в 15; никеля – в 13;
нефти, газа, меди, свинца, железной руды, фосфоритов, калийных солей,
алмазов – в 5 – 8 раз. Однако некоторые виды минерального сырья уже сейчас
дефицитны, так как их ресурсная база ограниченна. По данным,
опубликованным в 1992 г., продолжительность обеспечения мировых
потребностей известными запасами полезных ископаемых (при потреблении
на уровне 1992 г.) выглядит следующим образом: железо – 63 года, алюминий
– свыше 60 – 70 лет, титан – свыше 300 лет, хром – свыше 50 лет, ванадий –
свыше 300 лет, марганец – 170 лет, платана – 90 лет, молибден – 90 лет, медь
– 60 лет, кобальт – 25 лет, никель – 100 лет, тантал – 45 лет, вольфрам – 40
лет. По последним данным, дефицитными становятся золото, олово, свинец,
вольфрам.
В сложной системе мирового хозяйства и международного разделения
труда развивающиеся страны выступают как производители и экспортеры
минеральных ресурсов. Развитые страны являются основными их
потребителями, основными производителями продукции и отходов,
загрязняющих окружающую среду. В США проживает 4,85% населения мира,
при этом здесь потребляется треть мировых ресурсов, создается треть
мировой продукции и половина всех выбросов в атмосферу.
Пути решения проблемы обеспеченности минеральными
ресурсами:
создание и использование ресурсосберегающих промышленных
технологий;
полное извлечение полезных ископаемых из недр Земли (например,
коэффициент извлечения нефти при современных способах добычи –
0,25 – 0,45);
использование вторичного сырья;
Энергетические ресурсы
Начиная с овладения огнем, человек в своей жизнедеятельности
постоянно использовал и другие, кроме пищи, источники энергии, его
энергетическая мощь постоянно возрастала.
Если при собирательстве и первобытном рыболовстве он затрачивал на
питание мощность в 140 Вт, то при подсечноогневом земледелии и
первобытном скотоводстве – уже 250 – 300 Вт, а при традиционном
земледелии и скотоводстве – около 500 Вт. Но самый быстрый рост мощностичеловеческого хозяйства начался после второй технологической
(промышленной) революции XVIII в., когда были разработаны методы
применения энергии ископаемого топлива (в первую очередь каменного угля и
нефти) в различных технологиях. Затем была повышена эффективность
традиционных источников энергии: воды, ветра и солнца. Наконец, в XX в.
началось использование ядерной энергии. В целом энерговооруженность
человека возросла в тысячи раз, возникла энергетическая цивилизация –
цивилизация большой социоприродной энергетики.
В XX в. мощность, используемая человеком на отопление, освещение,
транспорт, промышленное и сельскохозяйственное производство, обработку и
передачу информации и т.п., достигла в среднем 2 – 3 кВт/чел.
В настоящее время свои энергетические потребности человечество
удовлетворяет в основном за счет углеродсодержащих видов топлива
(каменного угля, нефти, газа, дров, сланцев, торфа) и урана. С 1973 по 1998 г.
глобальное потребление этих энергоносителей возросло в 5 раз.
Воздействие систем производства, передачи и использования энергии на
окружающую среду проявляется в таких процессах и явлениях, как:
1) изъятие территорий для добычи топлива,
размещения
электростанций и линий электропередачи и захоронения отходов;
2) загрязнение
атмосферы и литосферы продуктами
сгорания
(выбросы в атмосферу, шлаки, радиоактивные отходы и т.п.);
3) тепловое (термическое) загрязнение – сброс тепловой энергии
электростанции в окружающую среду и повышение температуры среды;
4) электромагнитное загрязнение – создание электрических, магнитных
и электромагнитных полей, создающих угрозу для человека и биосферы ;
5) радиоактивное загрязнение;
6) затопление полезных территорий (в случае гидроэлектростанций);
7) воздействие на климат
8) воздействие на флору и фауну;
9) наведенная сейсмичностъ – возникновение землетрясений при
создании энергоустановок, в первую очередь гидроэлектростанций.
IV. Закрепление изученного материала.
Проблемное задание.
1. Приведите примеры «за» и «против» ядерного оружия.
2. Приведите примеры наиболее экологически опасных районов
мира и покажите их на карте.
V. Итог урока.VI. Домашнее задание. Изучить конспект. Создать презентацию на
тему: «Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях,
обусловленных террористическими актами».