Конспект урока на тему: "Понятие про глобальные проблемы человечества (сырьевая и энергетическая)."

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

образовательная – обобщить и систематизировать знания о глобальных проблемах человечества, их сущности, причинах возникновения и путей решения каждой из этих проблем; развивающая – развить умение характеризовать глобальные проблемы человечества. воспитательная – воспитать понимание важности изучения географии, любознательность и краеведческий подход. Оборудование: политическая карта мира, учебник, справочники, атласы и т.д Тип урока: изучение новых знаний. Форма урока: стандартная.
Иконка файла материала 10 класс Проблеммы человечества - копия.doc
Конспект урока по географии 10 класс Дата _______ Тема урока:  Понятие про глобальные проблемы человечества  (сырьевая и энергетическая). Цель: образовательная – обобщить и систематизировать знания о глобальных проблемах человечества, их сущности, причинах возникновения и путей решения каждой из этих проблем; развивающая – развить умение характеризовать глобальные проблемы человечества. воспитательная – воспитать понимание важности изучения географии, любознательность и краеведческий подход. Оборудование: политическая карта мира, учебник, справочники, атласы и т.д Тип урока: изучение новых знаний. Форма урока: стандартная.  Ход урока І. Организационный момент. Приветствие   учеников.   Проверка   на   партах   оборудования   и   учебных материалов. II. Сообщение   темы,   цели,   задач   урока   и   мотивация   учебной деятельности. Глобальная продовольственная проблема – едва ли не древнейшая из всех глобальных проблем человечества.  Глобальные проблемы охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу   для   его   настоящего   и   будущего,   требуют   для   их   решения объединенных   усилий,   совместных   действий   всех   государств,   образуют треугольник:   население   –   социальное   и   экономическое   развитие   – окружающая среда.  Мы не унаследовали землю от наших предков, Мы взяли ее взаймы у наших   потомков.   Каковы   формы   и   факторы   воздействия   на   окружающую среду?   В   какой   мере   решение   проблемы   окружающей   среды   зависит   от каждого жителя нашей планеты? III. Изучение нового материала.  Глобальными  проблемами  называют   проблемы,   которые   касаются всего человечества, всех стран, народов и социальных слоев и приводят к значительным экономическим и социальным потерям, а в случае их решения могут угрожать существованию человеческой цивилизации; для их решениянеобходимо   сотрудничество   в   общепланетарном   масштабе,   совместные действия правительств и народов. Причины глобальных проблем:  Глобальные   проблемы   возникли   в   результате   объективного   развития общества   и   существуют   из­за   противоречий   между   человечеством, средой и обществом;  Техническое могущество цивилизации превзошло достигнутый уровень общественной организации и грозит уничтожить все живое;  Побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей, их нравственные ценности весьма далеки от идеалов; Рис. 1 Глобальные проблемы человечества Пути   решения: Новое   политическое   мышление   это   веление   времени.   Оно должно проявлять себя во всех сферах деятельности людей.  Привить людям новые нравственно­этические ценности;  Сплотиться всему человечеству;  Совершить невиданные по масштабам и глубине преобразования во всем мире;ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Таблица 1 Причины возникновения Сырьевая и энергетическая Пути решения  проблема Рост   объема   производств   полезных ископаемых; Исчерпаемость минеральных ресурсов; Рост нужд в энергии населения  производства. Ресурсосохраняемые технологии; Использование отходов; Поиск новых месторождений; Переход   к   альтернативным   источникам энергии. Энерго­сырьевая проблема Суть   проблемы –   противоречие   между   все   возрастающими потребностями человечества в ресурсах и уменьшением их запасов (в первую очередь   это   относится   к   исчерпаемым   невозобновляемым   ресурсам). Обеспеченность тем или иным видом ресурсов характеризуется показателем ресурсообеспеченности,   представляющим   собой   соотношение   между величиной   разведанных   запасов   ресурсов   и   масштабами   их   использования. Причем   обеспеченность   минеральными   ресурсами   как   правило   выражается количеством лет, на которые хватит разведанных запасов при их современном использовании, а обеспеченность земельными, лесными, водными ресурсами определяется их запасами в расчете на душу населения. Минеральные ресурсы Имеющееся   минеральное   сырье   и   его   использование   как   глобальная проблема приобрела в настоящее время новое звучание. За последние 30 лет человечество израсходовало столько же минерального сырья, сколько за всю историю своего существования! Потребности в нем ежегодно возрастают во всех странах. К 2000 г. потребность в меди (принимая уровень 1970 г. за 100%) возросла в 4,8 раза; бокситах и цинке – в 4,2; никеле – в 4,7; нефти – в 5,2; газа – в 4,5 и угле – в 5 раз. Извлечение   из   недр   полезных   ископаемых   возрастает   в   мире   в геометрической прогрессии. Например, за четверть века (с 1961 по 1985 г.) нефти и природного газа было потреблено примерно 80 % общего объема их использования за всю историю рода человеческого. Половина каменного угля и железной руды, добытых за последние 100 лет, была использована после 1960 г. Тем не менее в начале XXI в. нельзя ожидать абсолютной нехватки сырья, как того опасались в 1900 – 1970 гг., поскольку за последние 20—30лет   разведанные   мировые   запасы   большинства   видов   минерального   сырья значительно выросли. За период с 1950 по 1985 г. запасы бокситов увеличились более чем в 100 раз; марганца и хрома – в 45; кобальта и платинидов – в 15; никеля – в 13; нефти,   газа,   меди,   свинца,   железной   руды,   фосфоритов,   калийных   солей, алмазов – в 5 – 8 раз. Однако некоторые виды минерального сырья уже сейчас дефицитны,   так   как   их   ресурсная   база   ограниченна.   По   данным, опубликованным   в   1992   г.,   продолжительность   обеспечения   мировых потребностей известными запасами полезных ископаемых (при потреблении на уровне 1992 г.) выглядит следующим образом: железо – 63 года, алюминий – свыше 60 – 70 лет, титан – свыше 300 лет, хром – свыше 50 лет, ванадий – свыше 300 лет, марганец – 170 лет, платана – 90 лет, молибден – 90 лет, медь – 60 лет, кобальт – 25 лет, никель – 100 лет, тантал – 45 лет, вольфрам – 40 лет. По последним данным, дефицитными становятся золото, олово, свинец, вольфрам. В сложной системе мирового хозяйства и международного разделения труда   развивающиеся   страны   выступают   как   производители   и   экспортеры минеральных   ресурсов.   Развитые   страны   являются   основными   их потребителями,   основными   производителями   продукции   и   отходов, загрязняющих окружающую среду. В США проживает 4,85% населения мира, при   этом   здесь   потребляется   треть   мировых   ресурсов,   создается   треть мировой продукции и половина всех выбросов в атмосферу. Пути   решения   проблемы   обеспеченности   минеральными ресурсами:  создание   и   использование   ресурсосберегающих   промышленных технологий;  полное   извлечение   полезных   ископаемых   из   недр   Земли   (например, коэффициент извлечения нефти при современных способах добычи – 0,25 – 0,45);  использование вторичного сырья; Энергетические ресурсы Начиная   с   овладения   огнем,   человек   в   своей   жизнедеятельности постоянно   использовал   и   другие,   кроме   пищи,   источники   энергии,   его энергетическая мощь постоянно возрастала. Если при собирательстве и первобытном рыболовстве он затрачивал на питание   мощность   в   140   Вт,   то   при   подсечно­огневом   земледелии   и первобытном   скотоводстве   –   уже   250   –   300   Вт,   а   при   традиционном земледелии и скотоводстве – около 500 Вт. Но самый быстрый рост мощностичеловеческого   хозяйства   начался   после   второй   технологической (промышленной)   революции   XVIII   в.,   когда   были   разработаны   методы применения энергии ископаемого топлива (в первую очередь каменного угля и нефти)   в   различных   технологиях.   Затем   была   повышена   эффективность традиционных источников энергии: воды, ветра и солнца. Наконец, в XX в. началось   использование   ядерной   энергии.   В   целом   энерговооруженность человека   возросла   в   тысячи   раз,   возникла   энергетическая   цивилизация   – цивилизация большой социоприродной энергетики. В XX в. мощность, используемая человеком на отопление, освещение, транспорт, промышленное и сельскохозяйственное производство, обработку и передачу информации и т.п., достигла в среднем 2 – 3 кВт/чел. В   настоящее   время   свои   энергетические   потребности   человечество удовлетворяет   в   основном   за   счет   углеродсодержащих   видов   топлива (каменного угля, нефти, газа, дров, сланцев, торфа) и урана. С 1973 по 1998 г. глобальное потребление этих энергоносителей возросло в 5 раз. Воздействие систем производства, передачи и использования энергии на окружающую среду проявляется в таких процессах и явлениях, как: 1) изъятие   территорий для   добычи   топлива,   размещения электростанций и линий электропередачи и захоронения отходов; 2) загрязнение   атмосферы и литосферы продуктами   сгорания (выбросы в атмосферу, шлаки, радиоактивные отходы и т.п.); 3) тепловое   (термическое)   загрязнение  – сброс   тепловой   энергии электростанции в окружающую среду и повышение температуры среды; 4) электромагнитное загрязнение – создание электрических, магнитных и электромагнитных полей, создающих угрозу для человека и биосферы ; 5) радиоактивное загрязнение; 6) затопление полезных территорий (в случае гидроэлектростанций); 7) воздействие на климат 8) воздействие на флору и фауну; 9) наведенная   сейсмичностъ  – возникновение   землетрясений   при создании энергоустановок, в первую очередь гидроэлектростанций. IV. Закрепление изученного материала.  Проблемное задание. 1. Приведите примеры «за»  и «против» ядерного оружия. 2. Приведите   примеры   наиболее   экологически   опасных   районов мира и покажите их на карте. V. Итог урока.VI.   Домашнее   задание.  Изучить   конспект.   Создать   презентацию   на тему:   «Защита   населения   и   территорий   в   чрезвычайных   ситуациях, обусловленных террористическими актами».