Конспект урока на тему "Соединения алюминия"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Эта разработка урока предназаначена для проведения урока химии в 9-ом классе. Используя материалы презентации и видеоурока, учитель знакомит обучающихся с алюминием и его соединениями. В процессе урока обучающиеся узнают о многообразии соединений алюминия и их области применения в технике и бытуконспект урока "Соединения алюминия"
Иконка файла материала конспект урока по химии -Соединения алюминия- .docx
Тема: Соединения алюминия. Применения алюминия и его соединений. Класс: 9 Продолжительность по времени: 40 мин. Дата:  Цель: Образовательная ­Обеспечить в ходе урока усвоения знаний о соединениях алюминия: оксидах  и гидроксидах. ­ Продолжить формирование умений составлять уравнения реакций с  участием амфотерных соединений. ­ Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного  применения школьниками комплекса знаний и способов деятельности. ­ Организовать проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся. ­ Способствовать воспитанию бережного отношения к химическим реактивам. ­ Способствовать формированию умений и навыков работы школьников с  помощью глобальной сети Интернет.                  Развивающая ­ Развитие у школьников умение выделять главное, существенное в изучаемом  материале, обобщать сами факты, логически развивать свои мысли. ­ Развитие у учащихся умения делать выводы о связи химии с жизнью,  иллюстрировать ответы конкретными примерами. ­ Развивать умения и навыки работы с учебником, тетрадью, дополнительной  литературой. ­ Развитие практических умений и навыков работы с химическими реактивами и оборудованием. ­ Развивать познавательный интерес у школьников при изучении данной темы  через лабораторную работу.                    Воспитывающая ­ Показать связь изучаемого материала с жизнью.­ Показать практическую значимость знаний о соединениях алюминия. Тип урока: комбинированный. Вид урока: урок беседа. Дидактические этапы: 1. Орг. Момент (2­3 мин.). 2. повторение пройденного материала (7­10 мин.). 3. актуализация знаний (1­2 мин.). 4. изучение нового материала ( 20­25 мин.). 5 закрепление нового материала (5­7 мин.). 6. домашнее задание (3­4 ми.). Методы обучения: Общие – объяснительно – иллюстративный; Частные – словесно – наглядно – практический; Конкретные – беседа, рассказ, объяснение, лабораторная работа. Обеспечение на уроке: (на столе учащихся) 1. коллекция соединений алюминия. 2. Реактивы (Al2(SO4)3, NaOH, HCl. 3. Оборудование (пробирки).1. Организационный момент. Ход урока. Инструкция по применению лекарственного препарата «Алмагель»  для  медицинского применения. Зачитать: показания к применению, состав, фармакотерапевтическая группа. Какие соединения алюминия вам еще известны? Тема урока: Соединения алюминия. Применения алюминия и его соединений. 2. Повторение пройденного материала. А) Положение алюминия в Периодической системы химических элементов,  строение атома, физические свойства.    ? На столе физические тела (предметы), что их всех объединяет?    ! Рецензия учащихся (оценка устного ответа). Б) Химические свойства алюминия.     ?Почему алюминиевую посуду не используют в наше время? Алюминиевую посуду называют посудой бедняков, так как этот металл  способствует развитию старческого атеросклероза. При приготовлении пищи  в такой посуде алюминий частично переходит в организм, где и  накапливается. А в XIX веке на императорских приемах алюминиевая посуда  была самой престижной. В такой посуде нельзя хранить кислую капусту,  кислое молоко блюда из картофеля. Длительное воздействие кислот и  щелочей разрушает оксидную пленку на алюминии, и металл проникает в  пищу. Не стоит увлекаться блюдами, запеченными в фольге, не рекомендуется хранить в ней продукты. Содержание алюминия в организме человека массой  70 кг составляет 61 мг. Он находится во всех органах и тканях. Но больше  всего его в печени, легких, костях и головном мозге. Алюминий принимает  участие в построении эпителиальной и соединительной тканей и участвует в  процессе регенерации костной ткани. Он активизирует действие  пищеварительных ферментов и участвует в обмене фосфора.  Алюминий  практически содержится во всех продуктах питания. Но в основном  источниками содержания алюминия являются продукты растительного  происхождения, в них алюминия в 50­100 раз больше чем в продуктахживотного происхождения. Больше всего алюминия содержится в овсянке,  горохе, пшенице, рисе, картофеле, авокадо. А в хлебе его много, потому что  при выпечке используется алюминиевая посуда  Алюминий влияет на здоровье человека. При приготовлении пищи в такой  посуде содержание алюминия в пищевых продуктах увеличивается вдвое, т.к.  частички алюминия «соскребаются» со стенок кастрюли и постепенно в  организм поступает немалое количество алюминия.  Внимание! Опасность!  Избыток алюминия приводит к нарушению минерального обмена. В больших  концентрациях алюминий отрицательно действует на нервную систему и  может вызвать судороги, снижение или потерю памяти, способствует  развитию старческого атеросклероза, у детей замедляется развитие,  поражается желудок, кишечник. В этом случае помогут крапива, хвощ  полевой, препараты, содержащие янтарную кислоту. ! Рецензия учащихся (оценка устного ответа).   В) Задача №7. Вычислите объем водорода ( н. у.), который может быть получен при  растворении в едком натре 270 мг сплава алюминия, содержащего 5% меди.  Выход водорода примите равным 85% от теоретически возможного. ! Рецензия учащихся (оценка умений решать задачи). Пока учащиеся готовятся у доски к устному ответу, остальные ребята решают тест. Г) Тест. 1.Электронная формула атома алюминия: 1 вариант. А) 1s22s22p63s23p1          Б) 1s22s22p63s1       В)  1s22s22p63s23p2         Г) 1s22s22p6 2. Вид химической связи в простом веществе алюминия: А) ионная    Б) ковалентная полярная     В) ковалентная неполярная     Г)  металлическая. 3.Радиус атомов элементов 3­го периода с увеличением заряда ядра от  щелочного металла к галогену:А) изменяется периодически Б) не изменяется В) увеличивается Г) уменьшается. 4. С разбавленной серной кислотой не взаимодействует: А) алюминий     Б) барий     В) железо     Г) ртуть. 5.Ряд, в котором все вещества реагируют с магнием: А) S, H2O, NaOH       Б) Cl2,O2,HCl                 В) Li, H2 SO4, KOH       Г) CuO,  Cu(OH)2, H3PO4 1.Электронная формула атома натрия: 2 вариант. А) 1s22s22p63s23p2          Б) 1s22s22p63s1       В)  1s22s22p1         Г) 1s22s22p5 2. Вид химической связи в простом веществе кальция: А) ионная    Б) ковалентная полярная     В) ковалентная неполярная     Г)  металлическая. 3.Простое вещество с наиболее ярко выраженными металлическими  свойствами: А) алюминий Б) кремний В) магний Г) натрий. 4. С соляной кислотой не взаимодействует: А) железо     Б) кальций     В) медь     Г) цинк. 5.Ряд, в котором все вещества реагируют с кальцием: А) CO2, H2,HCl       Б) Cl2,H2O,   H2 SO4           В) NaOH, H2 O, HCl       Г) S, H2  SO4 , SO3.! Взаимопроверка. Ответы: 1 вариант 1а, 2г, 3г, 4г, 5б.                 2 вариант 1б, 2г, 3г, 4в, 5б. 3) Актуализация знаний. В природе алюминий встречается только в виде соединений и по  распространенности в земной коре занимает 1 место среди металлов и третье  – среди всех элементов (после кислорода и кремния). Общее содержание  алюминия в земной коре составляет около 9 % (по массе). Укажем важнейшее природные соединения алюминия. Природные соединения алюминия. Каолинит                              Боксит                   Корунд        Нефелин              Полевой шпат Al2O3*2SiO2*2H2O            Al2O3*nH2O              Al2O3                  Na2O*Al2O3*2SiO2         или орто­   Важнейшая составная           Алюминиевая руда                                                      клаз. часть глины.                                                                                                        K2O*Al2O3*6SiO2 Боксит – горная порода, из которой получают алюминий. Глинозем встречается в природе в кристаллическом виде, образуя минерал  корунд. По твердости корунд занимает второе место после алмаза.  Прозрачные кристаллы корунда, окрашенные в красный или синий цвет,  представляют собой драгоценные камни – рубин и сапфир. 4) Изучение нового материала. А) Рассказать по плану о соединении – гидроксид алюминия. Гидроксид алюминия. 1) Молекулярная формула. Al (OH)3 гидроксид алюминия. Ионная связь, ионная кристаллическая  решетка.2) Получение. 3) Физические свойства. Белое кристаллическое вещество, практически не растворяющееся в воде. 4) Химические свойства. Al(OH)3 –амфотерное вещество. Дать определение амфотерные вещества. Доказать, что гидроксид алюминия амфотерное вещество. 5) Применение. Используется в химической промышленности, сварки стальных изделий,  изготовление часов и точечных приборов. ! Рецензия учителя (оценка устного ответа). Экспериментальная задача: Доказать, что Al(OH)3 – амфотерное  вещество. Светофор – оценивание выполнения заданий с помощью цветовых  сигналов (красный – я умею сам, желтый – я умею, но не уверен, синий –  нужна помощь). Выполняется лабораторная работа по изучению амфотерности гидроксида  алюминия. ! Рецензия учащихся (оценка умений решать экспериментальные задачи). Б) Рассказать по плану о соединении – оксид алюминия. Оксид алюминия. 1) Молекулярная формула. Al2O3 – оксид алюминия, называемое также глиноземом, в природе  встречается образуя минерал корунд. Ионная связь, ионная кристаллическая  решетка. 2) Получение. 3) Физические свойства.Твердое, тугоплавкое вещество (tпл.­2050), белого цвета. 4) Химические свойства. Al2O3­ амфотерное вещество. Дать определение амфотерным веществам. Докажем, что оксид алюминия – амфотерное вещество. Оксид алюминия химически пассивен, реакции идут при нагревании. 5)Применение. Как абразивный (шлифовочный) материал, в точных приборах и лазерах, для  камней в часах. ! Рецензия учителя (оценка устного ответа). 5) Закрепление нового материала. ­ О каких соединениях мы с вами сегодня говорили? ­К какому классу оксидов и гидроксидов можно отнести оксид алюминия и  гидроксид алюминия? ­ Дать понятие, какие вещества называются амфотерными? 6) Домашнее задание. §16, упр 6 с. 115. 1. Составьте текст рекламы алюминия или изделий из него. 2. Составьте цепочку превращений с алюминием и осуществите ее.