Предпосылки петровскихреформ. «Великое посольство». Борьба за выход кБалтике. Северная война. Создание регулярной армии и флота. «Регулярное» государство Петра I. Государственные преобразования. Утверждение абсолютизма. Провозглашение империи. Церковная ре-
форма. Борьба за наследие Петра. Просвещенный абсолютизм в России. Правление Екатерины II. Расширение дворянских привилегий. «Жалованная грамота дворянству».
власть и общество.docx
Максимова Диана Васильевна
Власть и общество (10 класс)
План:
1. Предпосылки и задачи модернизации России.
2. Внешнеполитические события и реформа армии и флота.
3. «Регулярное государство» Петра
4. Эпоха дворцовых переворотов: борьба за наследство Петра.
5. «Просвещенный абсолютизм»: российский вариант.
Проверка домашнего задания: исторический диктант.
1. Годы правления Федора Алексеевича (16761682)
2. С именем какого царя связана отмена местничества (Федор Алексеевич)
3. Этот документ определял круг знатных фамилий, которые имели право на местничество
(Государев родословец).
4. Благодаря какому политическому деятелю был заключен «вечный мир с Речью
Посполитой» (Голицыну).
5. Походы русского войска и запорожских казаков в период русско – турецкой войны за
интересы в Украине (Чигиринские походы).
6. Учитель Федора Алексеевича (Симеон Полоцкий).
7. Мирный договор, по которому Турция отказалась от притязаний на Западную Украину.
8. При каком правителе была открыта славяно – греко – латинская академия (Софья
Алексеевна).
9. В результате какого события Иван 5 был объявлен первым царем, а Петр 2? ( стрелецкий
бунт 1682).
10. Дата воцарения династии Романовых (1613)
1. Предпосылки и задачи модернизации России.
Петр родился 30 мая 1672 года. Старшие братья Федор и Иван. Петр – здоровый, подвижный.
Первый учитель – дьяк Николай Зотов. Петр общался с Немецкой слободой. В Преображенском
построил крепость Пресбург. Петр создал два потешных полка – Семеновский и
Преображенский.
Август 1689 Петр получил известие о готовящемся в пользу Софьи перевороте, в ходе
которого Петра якобы хотели убить. Петр уехал в ТроицеСергиеву лавру. Софья встревожилась
бегством Петра. Петр вступил в Москву , а Софью заточил в Новодевичий монастырь Стрельцы
были арестованы. Формально правили 2 брата, но Иван изза болезненности не принимал участие
в государственных делах.
Задание 1.Используя текст учебника с. 217 218, выпишите предпосылки преобразований.
отставание России в социально – экономическом, военном и культурном плане от европейских
стран;
осознание необходимости реформ с использованием европейского опыта.
слабость русской армии во время Крымских походов Голицына и Азовских походов (1695,
1696 гг.).
2.Внешнеполитические события и реформа армии и флота. Начало правления: решение внешнеполитических проблем – южные рубежи ( выход к Черному
морю) и выход к Балтийскому морю.
Южное направление – Азовские походы: ВЗЯТИЕ КРЕПОСТИ Азов, закрывавшей России
выход из дона в Азовское море. Во время второго похода Азов был взят, но победа была
временной.
Борьба за Балтику борьба со Швецией. Швеция была очень сильна в то время. Северная война
– 17201721 гг.
Неудачи в южном направлении привели к организации Великого посольства (16971698 гг).
Состав 250 человек.
Официальная цель: организация единого союза европейских христианских государств против
Крымского ханства и Турции. Задачи также – знакомство с жизнью и порядками европейских
стран. Работал плотником на голландских верфях. ВЫ вене узнал о стрелецком заговоре,
которые во главе с Софьей хотели свергнуть Петра. Последовала жестокая расправа над
стрельцами.
Итог Великого посольства: антитурецкий союз не был создан, но Петр утвердился в намерении
бороться со Швецией.
Задание 2. Используя учебник Буганова с. 20 – 30, выпишите причины Северной войны и
основные события войны.
Причины: стремление Швеции к господству на Балтике, необходимость получения в Европу
через Балтику, угроза экспансии мировых морских держав.
«Нарвская конфузия» поражение русских у шведской крепости Нарва. Петр приказал
переплавить колокола в пушки.
Взятие крепостей : Орешек (Петр переименовал в Шлиссельбург – «ключ – город»), Нарва
(1704), Тарту (1704).
27 мая 1793 – основание Санкт –Петербурга
Победы: у д. Лесная (сент 1708) – МАТЬ Полтавской баталии, под Полтавой (27 июня 1709)
Александр Меньшиков ( фаворит Петра).
Победы русского флота: у мыса Гангут 1714), у острова Гренгам (1720).
Итоги войны: Ништадский мир 1721 г.: Победа России. Россия получала территории
Прибалтики (Лифляндию, Курляндию. Ингерманландию), выход к Балтийскому морю, Россия
должна была выплатить Швеции денежную компенсацию и возвратить Финляндию.
Военная реформа
Задание 3. С. 219 – в чем заключалась военная реформа?
введение рекрутской повинности в отношении податных сословий – формирование массовой
регулярной армии
начало подготовки военных кадров (школа навигатских наук, артиллерийская школа,
медицинская школа)
новые воинские уставы:
перевооружение армии (ружья со штыком, мортиры, гранаты)
создан военноморской флот
3.«Регулярное государство» Петра
Реформы:
местное самоуправление – в 1699 г. была создана московская ратуша – особое ведомство
городов. Городами ведали бурмистры из купечества и городского населения. Результат –
подчинение городов центральному органу власти. Это выл удар по приказам, т.к. средства
стекались в ратушу, минуя приказы. Позже ратуша была переименована в Главный магистрат. Губернская реформа – причина – содержание регулярного войска после войны. Страна
делилась на 8 губерний, губернии делились на провинции. Губернии должны были содержать
полки.
Сенат (1711) – на основе Боярской думы – высший орган гос. Управления. Сенат обладал
законодательной инициативой и самостоятельностью.
фискалы. Генерал – прокурор (1722) – средство надзора за Сенатом.
коллегии (2718 – 1721) слабость петровской системы управления – отсутствие
промежуточных звеньев между Сенатом и губернскими администрациями. Итог – реформа по
созданию коллегий. Использовалась шведская модель с учетом российских особенностей.
Коллегии: индел, воинская и адмиралтейская, финансовая, штатсколлегия (расходы), берг –
коллегия (промышленность и торговля), юстиц – коллегия.
Коллегии подчинялись Сенату, а им подчинялись воеводы провинций
Священный Синод (1721) – монастыри и священнослужители лишены права собирать доходы с
недвижимости в свою пользу. Св. Синод светское государственное учреждение по управлению
делами церкви.
Указ о наследии престола (1722) –Петр отступил от традиционного перехода власти к прямым
наследникам. Теперь монарх своей волей назначал преемника, но сам Петр этого не сделал, т.к.
внезапно умер.
1721 – провозглашение России империей
Это государственно – административные реформы!!!
Задание 4. Составить схему «Органы власти и управления в результате реформ Петра.
(методичка с. 285)
Домашнее задание: найти социальные и экономические реформы Петра. Задание 1.Используя текст учебника с. 217 218, выпишите предпосылки преобразований.
Задание 2. Используя учебник Буганова с. 20 – 30, выпишите причины Северной войны и
основные события войны.
Задание 3. С. 219 – в чем заключалась военная реформа?
Задание 4. Составить схему «Органы власти и управления в результате реформ Петра.
Задание 1.Используя текст учебника с. 217 218, выпишите предпосылки преобразований.
Задание 2. Используя учебник Буганова с. 20 – 30, выпишите причины Северной войны и
основные события войны.
Задание 3. С. 219 – в чем заключалась военная реформа?
Задание 4. Составить схему «Органы власти и управления в результате реформ Петра.
Задание 1.Используя текст учебника с. 217 218, выпишите предпосылки преобразований.
Задание 2. Используя учебник Буганова с. 20 – 30, выпишите причины Северной войны и
основные события войны.
Задание 3. С. 219 – в чем заключалась военная реформа?
Задание 4. Составить схему «Органы власти и управления в результате реформ Петра.
Задание 1.Используя текст учебника с. 217 218, выпишите предпосылки преобразований.
Задание 2. Используя учебник Буганова с. 20 – 30, выпишите причины Северной войны и
основные события войны.
Задание 3. С. 219 – в чем заключалась военная реформа?
Задание 4. Составить схему «Органы власти и управления в результате реформ Петра.
Задание 1.Используя текст учебника с. 217 218, выпишите предпосылки преобразований.
Задание 2. Используя учебник Буганова с. 20 – 30, выпишите причины Северной войны и
основные события войны.
Задание 3. С. 219 – в чем заключалась военная реформа?
Задание 4. Составить схему «Органы власти и управления в результате реформ Петра.
Конспект урока на тему "Власть и общество"
Конспект урока на тему "Власть и общество"
Конспект урока на тему "Власть и общество"
Конспект урока на тему "Власть и общество"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.