Конспект урока: "Непроизносимые согласные в корне слова" ( 2 класс, русский язык)
Оценка 4.8

Конспект урока: "Непроизносимые согласные в корне слова" ( 2 класс, русский язык)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
2 кл
01.08.2018
Конспект урока: "Непроизносимые согласные в корне  слова" ( 2 класс, русский язык)
Конспект урока русского языка "Непроизносимые согласные в корне слова" для учащихся 2 класса, учебник по русскому языку Н.В. Нечаевой 2 класс. Данный урок учить детей переносить известные способы проверки согласных на новые случаи, в частности, на проверку непроизносимых согласных в корнях слов. Развивает умения отвечать на вопросы, обобщать и делать выводы; умения использовать словарный запас и устойчивые выражения для достижения поставленной цели, орфографическую зоркость, внимание, память, логическое мышление. Воспитывает настойчивость, упорство, дисциплинированность, интерес к предмету.Конспект урока
непроизносимые согласные в корне.docx
Тема: Непроизносимые согласные в корне слова Цель: формирование представления о непроизносимых согласных в корне слова и способах проверки данной орфограммы. Задачи: ­ Учить детей переносить известные способы проверки согласных на новые случаи, в частности, на проверку непроизносимых согласных в корнях слов. ­ Развивать умения отвечать на вопросы, обобщать и делать выводы; умения использовать словарный запас и устойчивые выражения для достижения поставленной цели, орфографическую зоркость, внимание, память, логическое мышление. ­ Воспитывать настойчивость, упорство, дисциплинированность, интерес к предмету. Оборудование: мультимедиапроектор, учебник по русскому языку Н.В. Нечаевой 2 класс, карточки со словарными словами, карточка-помощница, алгоритм проверки парной согласной, карточки с заданиями. Планируемые результаты: Личностные: проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Предметные: проверяет слова с непроизносимыми согласными; подбирает родственные слова; делит слова на группы по видам орфограмм; умеет пользоваться орфографическим словарём; Регулятивные: определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства; умеет организовывать своё рабочее место и работу. Коммуникативные: оформляет свою мысль в устной и письменной речи; обосновывает высказанное суждение; умеет задавать уточняющие вопросы Этапы урока I. Организационный момент Ход урока: Деятельность учителя Деятельность учеников слайд 1 На части не делится солнце лучистое И вечную землю нельзя поделить, Приветствуют учителя и одноклассников Но искорку счастья луча золотистого Ты можешь, ты в силах друзьям подарить. - Ребята, давайте улыбнёмся друг другу. Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. А хорошее настроение, говорят, всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Постараемся проверить в это замечательное правило на сегодняшнем уроке. Слайд 2 Сегодня снова на пути Открытия нас ждут. А знанья, дружба, память, ум К победе приведут! II. Актуализация ранее - Минутка чистописания. слайд 3 изученного - Спишите буквы по образцу - Сформулируйте задание, которое можно выполнить с данными буквами. - Что это за запись? - Сформулируйте задание, которое можно выполнить с этими звуковыми записями. - Давайте выполним задание, которое предложил… - Разделим слова на группы. - Какие слова запишем в первую группу? - Что нужно сделать, чтобы правильно записать эти слова? - Какие слова запишем во вторую группу? - Что нужно сделать, чтобы правильно записать эти слова? - Что общего у этих букв? - Назвать парные согласные по глухости- звонкости. - Назвать буквы, которые обозначают глухие звуки. - Назвать буквы, которые обозначают звонкие звуки. - Какая буква может быть лишней? Транскрипция, т.е. то, что мы слышим. -Записать слова Работа в парах. - Договоритесь в паре: какие слова будете выписывать, кто с парным согласным, кто с безударным гласным. Расскажите правило друг другу в парах. Если правильно рассказал правило, поставить на полях + У доски работают два человека Проверить, поставить ++ буквами. - Разделить на группы. -Посмотреть есть ли лишнее слово. - Записать а алфавитном порядке - С безударной гласной в корне слова. - Подобрать проверочное слово. (правило) - С парной согласной в корне слова. - Подобрать проверочное слово. (правило) III.Постановка Слайд 5 учебной задачи, вызывающей проблемную ситуацию - Почему слово солнце не записали? Давайте попробуем записать это слово буквами. - В нём нет орфограмм безударной гласной и парной согласной. - У всех записано так? - Получились разные варианты написания данных слов. - Как же определить, какой из вариантов правильный? - Какое затруднение возникло при написании слова? -Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы узнать, какой вариант написания правильный? -Давайте попробуем изменить слово или подобрать однокоренное слово. - Значит, как правильно нужно записать слово «солнце»? - Почему, какой секрет корней мы знаем? - Что заметили? Какой сделаете вывод? «Сонце», а может быть кто-то запишет «солнце» Солнышко, солнечный - Солнце - Корень в родственных словах пишется одинаково, независимо от произношения. - В слове солнце звук [л] не произносится, в слове солнышко звук [л] слышится четко. - Когда произносим слово, звук не слышим, но он пишется. . - Какое затруднение возникло при написании слова? IV. Поиск решения проблемы - На какой вопрос мы должный найти ответ? – Чему мы должны научиться на уроке? слайд 6 Иногда согласные Играют с нами в прятки. Они не произносятся, Но пишутся в тетрадке! Что же делать? Как нам быть? Как проблему-то решить? - Попробуйте предположить: как будет называться данная орфограмма? (если звук безударный, то орфограмма называется «Безударный гласный в слове», если парный согласный по глухости – звонкости, то орфограмма называется «Парный согласный в слове», что здесь происходит со звуком?) - Соотнесение своей точки зрения с научной (работа по учебнику) - Узнать о новой орфограмме в корне слова – как она называется? - Если звук не слышится, как же определить писать его или нет. - Научиться применять полученные знания Высказывания детей - Произнесите слово солнце орфоэпически, т.е как слышим, а сейчас орфографически, как пишем. Слайд 7 Высказывания детей - В слове звук «пропадает», когда мы его произносим. Такие звуки в русском языке, вы правильно сказали, называются непроизносимыми. Подряд несколько согласных, их трудно произносить - Почему же согласный не произносится? Какие есть догадки? Высказывания детей - Что заметили в слове? -Русский язык плавный, певучий, он не любит, когда рядом оказывается больше двух согласных звуков. В таком случае один из согласных звуков выпадает, в чем мы с вами и убедились - Как вы думаете, почему нам нужно будет изучать эту тему? - Зачем её изучать? Выдвижение гипотезы (работа в группах) - Сейчас вы будете работать в группах с карточками- помощницами. Каждая группа получит набор слов. Изучив свои слова, вы должны попробовать найти ответы на вопросы: слайд 8 - Какие сочетания могут быть опасными? - Какой звук не произносится? - Всегда ли звук, который не произносится обозначается буквой? Ответы групп -А сейчас проверю, кто из вас самый внимательный? Прочитайте буквы, которые не произносятся? Где мы встречались с этими буквами (т,д,л,в) -Если согласный, который не произносится, когда-то пишется, когда-то нет, то какая возникает проблема? - И как же узнать, писать согласный или нет? -Как слышатся непроизносимые согласные во втором столбике? -Почему? -Где еще мы их видим? На минутке чистописания. Как узнать, писать согласный или нет? Подобрать проверочное слово. Четко и ясно. Потому, что они находятся перед гласными. На конце слова. -Чем правило правописания слов с Парный согласный в непроизносимыми согласными похоже на правило правописания парных согласных? Чем различаются? слайд 9 проверочном слове тоже должен быть перед гласным или сонорным. - Мы родственное слово должны так подобрать, чтоб «Л», и «Т», и «Д», и «В» в них верно написать. Отличается тем, что не м.б. на конце слова. - Составьте в группах алгоритм правописания непроизносимого согласного в корне слова. (рассыпанный алгоритм) приложение слайд 10 -Проверим, как работает алгоритм. Слайд 11 -Ко всем ли словам с непроизносимым согласным можно подобрать проверочные слова. Нет, не ко всем -Как же тогда быть при написании этих слов? - Значит, слова с непроизносимыми согласными тоже могут быть словарными. Их нужно запомнить. - В каком словаре мы можем посмотреть написание этих слов? Лестница, праздник, чувство - Какое слово в словаре встретим первым, вторым, третьим? - Давайте запишем их и постараемся запомнить. V. Физминутка Чувство, праздник, лестница Задание выполнили все по порядку, Теперь приглашаю всех на зарядку: Мелкие шажки: раз, два, три. Легкие прыжки: раз, два, три. Вот и вся зарядка: раз, два, три. Мягкая посадка: раз, два, три. VI. Первичное закрепление усвоенных знаний - Хлопните в ладоши, если услышите опасное сочетание: Трубка, стена, вестник, капустный, костный, лесник, тростник, участник, зарядка, земля, завистливый, соседка, яростный, устный. -Расскажите правило проверки непроизносимой согласной друг другу в парах. выполняют упражнения физминутки применяют изученное правило на практике - А теперь самостоятельно выполните упр. (работа по учебнику) проверяют и Проверка коллективно. - У кого правильно всё выполнено, поставьте +. - Какие возникали трудности при выполнении задания? - Какую задачу поставим на ближайшие уроки русского языка? VII. Рефлексия - Какие задачи стояли перед нами на уроке? - Как вы думаете, мы достигли своей цели? - Какая же орфограмма любит играть с людьми в прятки? - Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными? - Как бы вы оценили свою работу на уроке? - Поднимите руку, кто доволен собой. - Кто испытывал легкое затруднение? оценивают свою работу анализируют свою работу на  уроке - Кому было трудно выполнять задания? - Кого бы хотели похвалить за работу на уроке? VIII. Домашнее задание Выучить правило. записывают в дневники

Конспект урока: "Непроизносимые согласные в корне слова" ( 2 класс, русский язык)

Конспект урока: "Непроизносимые согласные в корне  слова" ( 2 класс, русский язык)

Конспект урока: "Непроизносимые согласные в корне слова" ( 2 класс, русский язык)

Конспект урока: "Непроизносимые согласные в корне  слова" ( 2 класс, русский язык)

Конспект урока: "Непроизносимые согласные в корне слова" ( 2 класс, русский язык)

Конспект урока: "Непроизносимые согласные в корне  слова" ( 2 класс, русский язык)

Конспект урока: "Непроизносимые согласные в корне слова" ( 2 класс, русский язык)

Конспект урока: "Непроизносимые согласные в корне  слова" ( 2 класс, русский язык)

Конспект урока: "Непроизносимые согласные в корне слова" ( 2 класс, русский язык)

Конспект урока: "Непроизносимые согласные в корне  слова" ( 2 класс, русский язык)

Конспект урока: "Непроизносимые согласные в корне слова" ( 2 класс, русский язык)

Конспект урока: "Непроизносимые согласные в корне  слова" ( 2 класс, русский язык)

Конспект урока: "Непроизносимые согласные в корне слова" ( 2 класс, русский язык)

Конспект урока: "Непроизносимые согласные в корне  слова" ( 2 класс, русский язык)

Конспект урока: "Непроизносимые согласные в корне слова" ( 2 класс, русский язык)

Конспект урока: "Непроизносимые согласные в корне  слова" ( 2 класс, русский язык)

Конспект урока: "Непроизносимые согласные в корне слова" ( 2 класс, русский язык)

Конспект урока: "Непроизносимые согласные в корне  слова" ( 2 класс, русский язык)

Конспект урока: "Непроизносимые согласные в корне слова" ( 2 класс, русский язык)

Конспект урока: "Непроизносимые согласные в корне  слова" ( 2 класс, русский язык)

Конспект урока: "Непроизносимые согласные в корне слова" ( 2 класс, русский язык)

Конспект урока: "Непроизносимые согласные в корне  слова" ( 2 класс, русский язык)

Конспект урока: "Непроизносимые согласные в корне слова" ( 2 класс, русский язык)

Конспект урока: "Непроизносимые согласные в корне  слова" ( 2 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.08.2018