Конспект урока: "Непроизносимые согласные в корне слова" ( 2 класс, русский язык)
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
2 кл
01.08.2018
Конспект урока русского языка "Непроизносимые согласные в корне слова" для учащихся 2 класса, учебник по русскому языку Н.В. Нечаевой 2 класс.
Данный урок учить детей переносить известные способы проверки согласных на новые случаи, в частности, на проверку непроизносимых согласных в корнях слов. Развивает умения отвечать на вопросы, обобщать и делать выводы; умения использовать словарный запас и устойчивые выражения для достижения поставленной цели, орфографическую зоркость, внимание, память, логическое мышление. Воспитывает настойчивость, упорство, дисциплинированность, интерес к предмету.Конспект урока
непроизносимые согласные в корне.docx
Тема: Непроизносимые согласные в корне слова
Цель: формирование представления о непроизносимых согласных в корне слова и способах проверки данной
орфограммы.
Задачи:
Учить детей переносить известные способы проверки согласных на новые случаи, в частности, на
проверку непроизносимых согласных в корнях слов.
Развивать умения отвечать на вопросы, обобщать и делать выводы; умения использовать словарный запас
и устойчивые выражения для достижения поставленной цели, орфографическую зоркость, внимание,
память, логическое мышление.
Воспитывать настойчивость, упорство, дисциплинированность, интерес к предмету.
Оборудование: мультимедиапроектор, учебник по русскому языку Н.В. Нечаевой 2 класс, карточки со
словарными словами, карточка-помощница, алгоритм проверки парной согласной, карточки с заданиями.
Планируемые результаты:
Личностные: проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи.
Предметные: проверяет слова с непроизносимыми согласными; подбирает родственные слова; делит слова на
группы по видам орфограмм; умеет пользоваться орфографическим словарём;
Регулятивные: определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; умеет работать по
предложенному плану, используя необходимые средства; умеет организовывать своё рабочее место и работу.
Коммуникативные: оформляет свою мысль в устной и письменной речи; обосновывает высказанное суждение;
умеет задавать уточняющие вопросы Этапы урока
I.
Организационный
момент
Ход урока:
Деятельность учителя
Деятельность учеников
слайд 1 На части не делится солнце
лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Приветствуют учителя
и одноклассников
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям
подарить.
- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу. Улыбка
может согреть других своим теплом, показать ваше
дружелюбие и улучшить всем настроение. А
хорошее настроение, говорят, всегда помогает
справиться с любой задачей и добиться хороших
результатов.
Постараемся проверить в это замечательное
правило на сегодняшнем уроке.
Слайд 2 Сегодня снова на пути
Открытия нас ждут.
А знанья, дружба, память, ум К победе приведут!
II. Актуализация ранее
- Минутка чистописания. слайд 3
изученного
- Спишите буквы по образцу
- Сформулируйте задание, которое можно выполнить
с данными буквами.
- Что это за запись?
- Сформулируйте задание, которое можно выполнить
с этими звуковыми записями.
- Давайте выполним задание, которое предложил…
- Разделим слова на группы.
- Какие слова запишем в первую группу?
- Что нужно сделать, чтобы правильно записать эти
слова?
- Какие слова запишем во вторую группу?
- Что нужно сделать, чтобы правильно записать эти
слова?
- Что общего у этих
букв?
- Назвать парные
согласные по глухости-
звонкости.
- Назвать буквы,
которые обозначают
глухие звуки.
- Назвать буквы,
которые обозначают
звонкие звуки.
- Какая буква может
быть лишней?
Транскрипция, т.е. то,
что мы слышим.
-Записать слова Работа в парах.
- Договоритесь в паре: какие слова будете
выписывать, кто с парным согласным, кто с
безударным гласным. Расскажите правило друг
другу в парах. Если правильно рассказал правило,
поставить на полях +
У доски работают два человека
Проверить, поставить ++
буквами.
- Разделить на группы.
-Посмотреть есть ли
лишнее слово.
- Записать а
алфавитном порядке
- С безударной гласной
в корне слова.
- Подобрать
проверочное слово.
(правило)
- С парной согласной в
корне слова.
- Подобрать
проверочное слово.
(правило) III.Постановка
Слайд 5
учебной
задачи,
вызывающей
проблемную
ситуацию
- Почему слово солнце не записали?
Давайте попробуем записать это слово буквами.
- В нём нет орфограмм
безударной гласной и
парной согласной.
- У всех записано так?
- Получились разные варианты написания данных
слов.
- Как же определить, какой из вариантов
правильный?
- Какое затруднение возникло при написании слова?
-Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы узнать,
какой вариант написания правильный?
-Давайте попробуем изменить слово или подобрать
однокоренное слово.
- Значит, как правильно нужно записать слово
«солнце»?
- Почему, какой секрет корней мы знаем?
- Что заметили? Какой сделаете вывод?
«Сонце», а может быть
кто-то запишет
«солнце»
Солнышко, солнечный
- Солнце
- Корень в родственных
словах пишется
одинаково, независимо
от произношения.
- В слове солнце звук
[л] не произносится, в
слове солнышко звук
[л] слышится четко.
- Когда произносим
слово, звук не слышим,
но он пишется.
. - Какое затруднение возникло при написании слова?
IV. Поиск решения проблемы - На какой вопрос мы должный найти ответ?
– Чему мы должны научиться на уроке?
слайд 6
Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке!
Что же делать? Как нам быть?
Как проблему-то решить?
- Попробуйте предположить: как будет называться
данная орфограмма? (если звук безударный, то
орфограмма называется «Безударный гласный в
слове», если парный согласный по глухости –
звонкости, то орфограмма называется «Парный
согласный в слове», что здесь происходит со
звуком?)
- Соотнесение своей точки зрения с научной (работа
по учебнику)
- Узнать о новой
орфограмме в корне
слова – как она
называется?
- Если звук не
слышится, как же
определить писать его
или нет.
- Научиться применять
полученные знания
Высказывания детей - Произнесите слово солнце орфоэпически, т.е как
слышим, а сейчас орфографически, как
пишем. Слайд 7
Высказывания детей
- В слове звук «пропадает», когда мы его
произносим. Такие звуки в русском языке, вы
правильно сказали, называются непроизносимыми.
Подряд несколько
согласных, их трудно
произносить
- Почему же согласный не произносится? Какие есть
догадки?
Высказывания детей
- Что заметили в слове?
-Русский язык плавный, певучий, он не любит, когда
рядом оказывается больше двух согласных звуков. В
таком случае один из согласных звуков выпадает, в
чем мы с вами и убедились
- Как вы думаете, почему нам нужно будет изучать
эту тему? - Зачем её изучать?
Выдвижение гипотезы (работа в группах)
- Сейчас вы будете работать в группах с карточками-
помощницами. Каждая группа получит набор слов.
Изучив свои слова, вы должны попробовать найти
ответы на вопросы:
слайд 8 - Какие сочетания могут быть опасными?
- Какой звук не произносится?
- Всегда ли звук, который не произносится
обозначается буквой?
Ответы групп
-А сейчас проверю, кто из вас самый внимательный?
Прочитайте буквы, которые не произносятся? Где
мы встречались с этими буквами (т,д,л,в)
-Если согласный, который не произносится, когда-то
пишется, когда-то нет, то какая возникает
проблема?
- И как же узнать, писать согласный или нет?
-Как слышатся непроизносимые согласные во
втором столбике?
-Почему?
-Где еще мы их видим?
На минутке
чистописания.
Как узнать, писать
согласный или нет?
Подобрать
проверочное слово.
Четко и ясно.
Потому, что они
находятся перед
гласными.
На конце слова.
-Чем правило правописания слов с
Парный согласный в непроизносимыми согласными похоже на правило
правописания парных согласных? Чем различаются?
слайд 9
проверочном слове
тоже должен быть
перед гласным или
сонорным.
- Мы родственное слово должны так подобрать, чтоб
«Л», и «Т», и «Д», и «В» в них верно написать.
Отличается тем, что не
м.б. на конце слова.
- Составьте в группах алгоритм правописания
непроизносимого согласного в корне слова.
(рассыпанный алгоритм) приложение слайд 10
-Проверим, как работает алгоритм. Слайд 11
-Ко всем ли словам с непроизносимым согласным
можно подобрать проверочные слова.
Нет, не ко всем
-Как же тогда быть при написании этих слов?
- Значит, слова с непроизносимыми согласными
тоже могут быть словарными.
Их нужно запомнить.
- В каком словаре мы можем посмотреть написание
этих слов?
Лестница, праздник,
чувство
- Какое слово в словаре встретим первым, вторым,
третьим?
- Давайте запишем их и постараемся запомнить. V. Физминутка
Чувство, праздник, лестница
Задание выполнили все по порядку,
Теперь приглашаю всех на зарядку:
Мелкие шажки: раз, два, три.
Легкие прыжки: раз, два, три.
Вот и вся зарядка: раз, два, три.
Мягкая посадка: раз, два, три.
VI. Первичное закрепление
усвоенных знаний
- Хлопните в ладоши, если услышите опасное
сочетание:
Трубка, стена, вестник, капустный, костный, лесник,
тростник, участник, зарядка, земля, завистливый,
соседка, яростный, устный.
-Расскажите правило проверки непроизносимой
согласной друг другу в парах.
выполняют
упражнения
физминутки
применяют изученное
правило на практике
- А теперь самостоятельно выполните упр. (работа по
учебнику)
проверяют и Проверка коллективно.
- У кого правильно всё выполнено, поставьте +.
- Какие возникали трудности при выполнении
задания?
- Какую задачу поставим на ближайшие уроки
русского языка?
VII. Рефлексия
- Какие задачи стояли перед нами на уроке?
- Как вы думаете, мы достигли своей цели?
- Какая же орфограмма любит играть с людьми в
прятки?
- Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в
написании слов с непроизносимыми согласными?
- Как бы вы оценили свою работу на уроке?
- Поднимите руку, кто доволен собой.
- Кто испытывал легкое затруднение?
оценивают свою
работу
анализируют свою работу на
уроке - Кому было трудно выполнять задания?
- Кого бы хотели похвалить за работу на уроке?
VIII. Домашнее задание
Выучить правило.
записывают в дневники
Конспект урока: "Непроизносимые согласные в корне слова" ( 2 класс, русский язык)
Конспект урока: "Непроизносимые согласные в корне слова" ( 2 класс, русский язык)
Конспект урока: "Непроизносимые согласные в корне слова" ( 2 класс, русский язык)
Конспект урока: "Непроизносимые согласные в корне слова" ( 2 класс, русский язык)
Конспект урока: "Непроизносимые согласные в корне слова" ( 2 класс, русский язык)
Конспект урока: "Непроизносимые согласные в корне слова" ( 2 класс, русский язык)
Конспект урока: "Непроизносимые согласные в корне слова" ( 2 класс, русский язык)
Конспект урока: "Непроизносимые согласные в корне слова" ( 2 класс, русский язык)
Конспект урока: "Непроизносимые согласные в корне слова" ( 2 класс, русский язык)
Конспект урока: "Непроизносимые согласные в корне слова" ( 2 класс, русский язык)
Конспект урока: "Непроизносимые согласные в корне слова" ( 2 класс, русский язык)
Конспект урока: "Непроизносимые согласные в корне слова" ( 2 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.