Конспект урока «Обособление уточняющих членов предложения»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 12.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок проведен в 8 классе. Его цель - познакомить учащихся с уточняющими членами предложения, показать их роль в предложении. Тип урока: получение новых знаний. На уроке решались следующие задачи: Образовательная: отработать умение находить уточняющие члены в предложении. Развивающая: развитие речи, внимания, навыков обнаружения уточняющих членов в устной речи и в тексте. Воспитательная: воспитание интереса к языку. Методические приемы: тренировочные упражнения, проверочная работа.Файл - текстовый документ
Иконка файла материала urok. Дуплякина Л.А.doc
Конспект урока «Обособление уточняющих членов предложения»                                                              Дуплякина Л.А. Класс: 8. Цель: Познакомить учащихся с уточняющими членами предложения, показать их роль в предложении. Тип урока:  получение новых знаний. Задачи урока:  Образовательная: отработать умение находить уточняющие члены в  предложении. Развивающая: развитие речи, внимания,  навыков обнаружения уточняющих членов в устной речи и в тексте. Воспитательная: воспитание интереса к языку. Методические приемы:  тренировочные упражнения, проверочная работа. Оборудование: медиапроектор, ноутбук, презентация. 1. Оргмомент. 2. Этап актуализации знаний.  План урока: А) фронтальный опрос  Б)  творческое задание (слайды 2,3) В) Роль интонации в предложениях с уточняющими членами. (слайд 4) 3. 4. Проверочная работа (слайд 8) 5. Рефлексия. 6. Домашнее задание (разноуровневое) .  Ход урока. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Людмила Алексеевна. Надеюсь,  сегодня мы продуктивно поработаем и оставим друг о друге  самые добрые воспоминания! Итак, руки –на месте? Ноги – на месте? Локти – у края? Спинка – прямая? I. Актуализация. 1. Буквенный диктант. 1На слух записать первые буквы слов грамматических основ: Храпит у костра усталый охотник. Рассветает. Первым очнулся Шурик.  Отлично отдохнул! (хорошо) 2. Цели урока. Хорошо – ключевое слово на сегодняшнем уроке. Сегодня мы должны: ­ познакомиться и хорошо изучить новую тему; ­ хорошо и активно работать на уроке; ­ показать хорошие знания в конце урока. Слайд 3 II. Введение в тему. Загадка: Сколько человек сидело в лодке? В лодке разместились Аня, сестра, соседская девочка и ее маленький  братишка. Сколько человек сидело в лодке?  Почему трудно правильно сосчитать? 3. Знакомство с термином «уточнение». Слайд 4.  Объяснение нового материала. ­ Как вы понимаете значение слова «уточняющие»? ­Рассмотрим значение слова «уточняющие», используя словарь. Уточнить – сделать точнее.                                    С. Ожегов. Уточнить – конкретизировать,  детализировать, поставить точку над «i».                                    Словарь синонимов русского языка. Уточнение – сужение объема понятия, его ограничение.                                                                        Д. Розенталь. Вспоминаем, что обособление – значит  выделение, в том числе и  пунктуационное. «Уточняющие» ­ те, которые делают точнее, понятнее,  конкретнее, подробнее. 2У уточняющих членов предложения должен быть объект для уточнения. Он  называется близким по звучанию, но абсолютно противоположным по  значению словом «уточняемые». ­Чем отличаются лексически и грамматически слова «уточняющий» и  «уточняемый»? Прочитайте предложение так, чтобы мы поняли, что в нем есть уточняющее  слово, уточняющее приложение. Итак,  сегодня на уроке мы должны научиться не только видеть  уточняющие члены предложения в тексте, но и правильно такие предложения  произносить, правильно обособлять их на письме. 4. Формулируют тему сегодняшнего урока. Какова тема нашего урока? III. Знакомство с теоретическим материалом.  Слайд 5.    |   когда именно?   1. [  когда?,  2. [где?,|где именно?|,…].  |,…]. 3. [как?, |как именно?|,…]. 1. Около дома, на скамейке, сидели дети. 2. Каждое утро, в шесть часов, я отправлялся на работу. 3. Она наивно, по­детски, вытерла пальцами глаза. Слайд 6. Запятые в предложениях с уточняющими членами предложения.  Уточняющие обстоятельства места.  Уточняющие обстоятельства времени.  Уточняющие обстоятельства образа действия.  Уточняющие определения со значением цвета, размера и пр. 3 Уточняющее приложения с союзом или (= то есть).  Уточняющее сказуемое. Слайд 7. Работа в парах. Выразительно прочитайте предложения, расставьте  недостающие знаки препинания, объясните их постановку.  Далеко  в лесу  раздавались удары топора.  Поздно вечером  часов в одиннадцать  я вышел в сад.  Он наивно  по­детски  вытер пальцами  глаза. (Л.Толстой.)  Длинная  в несколько верст  тень ложилась от гор на степи.  (Л.Толстой.)  Это был Александр Тимофеевич  или попросту Саша  гость,  приехавший из Москвы. (А.Чехов.)  Озеро было широкое  более пятисот метров. Посмотрите на слайд, исправьте ошибки, если они у вас есть. Оцените  свою работу. «5»­ ошибок нет. «4» ­ допущена 1 ошибка, «3» ­  допущено две ошибки. Слайд 6. Самопроверка Скажите, какие же  уточняющие члены предложения обособляются?  Сделайте вывод. Слайд 8. Слайд 9. Уточняющие дополнения с предлогами кроме, помимо, исключая и др.  Я ничего не слышал, кроме шума леса.  Наряду с изучением английского языка, он занимался ещё и  французским.  Мы, помимо судовых работ, занимались ещё погрузкой угля.  (М.Г.) 4 За исключением отдельных учеников, все в нашем классе учатся  хорошо. Слайд 10. Сравните: 1. Кроме меня в классе оставалось еще несколько человек.(включение  остальных) 2. Кроме меня, в классе никого не было.(исключение остальных) Вывод:  дополнения с предлогами кроме, помимо, вместо  и др.   обычно  обособляются, если имеют значение выделения, исключения.   Слайд 11.  Вчера    на хуторе     произошло нечто странное.    Вдруг   за поворотом     появился грузовик.    Около полудня   на левом берегу реки     решили устроить здесь привал.   мы заметили избушку и   В начале лета в     России отмечают день рождения А.С.Пушкина. Слайд 12.  Физкультминутка Слайд 13­27. Игра. Разбиваемся на команды. При правильном ответе  ­  жетон! Слайд 28. Подведем итоги! 1. Для чего служат в предложении уточняющие члены? Они уточняют, конкретизируют, ограничивают понятия. 2. Какие члены предложения бывают уточняющими? Все. 3.Какие союзы и слова часто употребляются при обособленных  уточняющих членах?   (или, то есть, кроме, помимо, наряду, за исключением и др.)                           54. Каково место уточняющего члена в предложении? Обычно после уточняемого слова. 5. Могут ли уточняющие члены и уточняемые слова быть разными  членами предложения?  Да, могут. Слайд 30. В предложениях с уточняющими членами очень важна интонация. Если  уточняющей интонации нет, возможно двоякое понимание смысла  предложения. Загадка: Сколько человек сидело в лодке? В лодке разместились Аня, сестра, соседская девочка и ее маленький  братишка. Слайд 31. Домашнее задание. Рефлексия.  ­ Все ли понятно было на уроке?  ­ Какие трудности вы испытывали? Самооценка работы на уроке.  Домашнее   задание.  Оцените   свою   работу   на   уроке   по   следующим критериям:  а) мне было легко, я выполнил все задания правильно;  Вы выполняете дома задание: выписать из худ.текста 5­7 предложений с  уточняющими членами предложения.  б) мне понятен материал урока, но я иногда допускала ошибки; помощь товарища мне бы не помешала;  Дома   выполняете   упр.   345   (находят   в   тексте   обособленные   члены предложения, расставляют знаки препинания). в) пока мне трудно справиться с заданиями, мне нужна помощь. Вы   будете   работать   с   упр.340   (обособленные   члены   предложения   уже выделены,   нужно   лишь   определить,   какими   членами   предложения   они являются). 67