Конспект урока «Обособление уточняющих членов предложения»
Оценка 4.9

Конспект урока «Обособление уточняющих членов предложения»

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
8 кл
12.11.2018
Конспект урока «Обособление уточняющих членов предложения»
Урок проведен в 8 классе. Его цель - познакомить учащихся с уточняющими членами предложения, показать их роль в предложении. Тип урока: получение новых знаний. На уроке решались следующие задачи: Образовательная: отработать умение находить уточняющие члены в предложении. Развивающая: развитие речи, внимания, навыков обнаружения уточняющих членов в устной речи и в тексте. Воспитательная: воспитание интереса к языку. Методические приемы: тренировочные упражнения, проверочная работа.Файл - текстовый документ
urok. Дуплякина Л.А.doc
Конспект урока «Обособление уточняющих членов предложения»                                                              Дуплякина Л.А. Класс: 8. Цель: Познакомить учащихся с уточняющими членами предложения, показать их роль в предложении. Тип урока:  получение новых знаний. Задачи урока:  Образовательная: отработать умение находить уточняющие члены в  предложении. Развивающая: развитие речи, внимания,  навыков обнаружения уточняющих членов в устной речи и в тексте. Воспитательная: воспитание интереса к языку. Методические приемы:  тренировочные упражнения, проверочная работа. Оборудование: медиапроектор, ноутбук, презентация. 1. Оргмомент. 2. Этап актуализации знаний.  План урока: А) фронтальный опрос  Б)  творческое задание (слайды 2,3) В) Роль интонации в предложениях с уточняющими членами. (слайд 4) 3. 4. Проверочная работа (слайд 8) 5. Рефлексия. 6. Домашнее задание (разноуровневое) .  Ход урока. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Людмила Алексеевна. Надеюсь,  сегодня мы продуктивно поработаем и оставим друг о друге  самые добрые воспоминания! Итак, руки –на месте? Ноги – на месте? Локти – у края? Спинка – прямая? I. Актуализация. 1. Буквенный диктант. 1 На слух записать первые буквы слов грамматических основ: Храпит у костра усталый охотник. Рассветает. Первым очнулся Шурик.  Отлично отдохнул! (хорошо) 2. Цели урока. Хорошо – ключевое слово на сегодняшнем уроке. Сегодня мы должны: ­ познакомиться и хорошо изучить новую тему; ­ хорошо и активно работать на уроке; ­ показать хорошие знания в конце урока. Слайд 3 II. Введение в тему. Загадка: Сколько человек сидело в лодке? В лодке разместились Аня, сестра, соседская девочка и ее маленький  братишка. Сколько человек сидело в лодке?  Почему трудно правильно сосчитать? 3. Знакомство с термином «уточнение». Слайд 4.  Объяснение нового материала. ­ Как вы понимаете значение слова «уточняющие»? ­Рассмотрим значение слова «уточняющие», используя словарь. Уточнить – сделать точнее.                                    С. Ожегов. Уточнить – конкретизировать,  детализировать, поставить точку над «i».                                    Словарь синонимов русского языка. Уточнение – сужение объема понятия, его ограничение.                                                                        Д. Розенталь. Вспоминаем, что обособление – значит  выделение, в том числе и  пунктуационное. «Уточняющие» ­ те, которые делают точнее, понятнее,  конкретнее, подробнее. 2 У уточняющих членов предложения должен быть объект для уточнения. Он  называется близким по звучанию, но абсолютно противоположным по  значению словом «уточняемые». ­Чем отличаются лексически и грамматически слова «уточняющий» и  «уточняемый»? Прочитайте предложение так, чтобы мы поняли, что в нем есть уточняющее  слово, уточняющее приложение. Итак,  сегодня на уроке мы должны научиться не только видеть  уточняющие члены предложения в тексте, но и правильно такие предложения  произносить, правильно обособлять их на письме. 4. Формулируют тему сегодняшнего урока. Какова тема нашего урока? III. Знакомство с теоретическим материалом.  Слайд 5.    |   когда именно?   1. [  когда?,  2. [где?,|где именно?|,…].  |,…]. 3. [как?, |как именно?|,…]. 1. Около дома, на скамейке, сидели дети. 2. Каждое утро, в шесть часов, я отправлялся на работу. 3. Она наивно, по­детски, вытерла пальцами глаза. Слайд 6. Запятые в предложениях с уточняющими членами предложения.  Уточняющие обстоятельства места.  Уточняющие обстоятельства времени.  Уточняющие обстоятельства образа действия.  Уточняющие определения со значением цвета, размера и пр. 3  Уточняющее приложения с союзом или (= то есть).  Уточняющее сказуемое. Слайд 7. Работа в парах. Выразительно прочитайте предложения, расставьте  недостающие знаки препинания, объясните их постановку.  Далеко  в лесу  раздавались удары топора.  Поздно вечером  часов в одиннадцать  я вышел в сад.  Он наивно  по­детски  вытер пальцами  глаза. (Л.Толстой.)  Длинная  в несколько верст  тень ложилась от гор на степи.  (Л.Толстой.)  Это был Александр Тимофеевич  или попросту Саша  гость,  приехавший из Москвы. (А.Чехов.)  Озеро было широкое  более пятисот метров. Посмотрите на слайд, исправьте ошибки, если они у вас есть. Оцените  свою работу. «5»­ ошибок нет. «4» ­ допущена 1 ошибка, «3» ­  допущено две ошибки. Слайд 6. Самопроверка Скажите, какие же  уточняющие члены предложения обособляются?  Сделайте вывод. Слайд 8. Слайд 9. Уточняющие дополнения с предлогами кроме, помимо, исключая и др.  Я ничего не слышал, кроме шума леса.  Наряду с изучением английского языка, он занимался ещё и  французским.  Мы, помимо судовых работ, занимались ещё погрузкой угля.  (М.Г.) 4  За исключением отдельных учеников, все в нашем классе учатся  хорошо. Слайд 10. Сравните: 1. Кроме меня в классе оставалось еще несколько человек.(включение  остальных) 2. Кроме меня, в классе никого не было.(исключение остальных) Вывод:  дополнения с предлогами кроме, помимо, вместо  и др.   обычно  обособляются, если имеют значение выделения, исключения.   Слайд 11.  Вчера    на хуторе     произошло нечто странное.    Вдруг   за поворотом     появился грузовик.    Около полудня   на левом берегу реки     решили устроить здесь привал.   мы заметили избушку и   В начале лета в     России отмечают день рождения А.С.Пушкина. Слайд 12.  Физкультминутка Слайд 13­27. Игра. Разбиваемся на команды. При правильном ответе  ­  жетон! Слайд 28. Подведем итоги! 1. Для чего служат в предложении уточняющие члены? Они уточняют, конкретизируют, ограничивают понятия. 2. Какие члены предложения бывают уточняющими? Все. 3.Какие союзы и слова часто употребляются при обособленных  уточняющих членах?   (или, то есть, кроме, помимо, наряду, за исключением и др.)                           5 4. Каково место уточняющего члена в предложении? Обычно после уточняемого слова. 5. Могут ли уточняющие члены и уточняемые слова быть разными  членами предложения?  Да, могут. Слайд 30. В предложениях с уточняющими членами очень важна интонация. Если  уточняющей интонации нет, возможно двоякое понимание смысла  предложения. Загадка: Сколько человек сидело в лодке? В лодке разместились Аня, сестра, соседская девочка и ее маленький  братишка. Слайд 31. Домашнее задание. Рефлексия.  ­ Все ли понятно было на уроке?  ­ Какие трудности вы испытывали? Самооценка работы на уроке.  Домашнее   задание.  Оцените   свою   работу   на   уроке   по   следующим критериям:  а) мне было легко, я выполнил все задания правильно;  Вы выполняете дома задание: выписать из худ.текста 5­7 предложений с  уточняющими членами предложения.  б) мне понятен материал урока, но я иногда допускала ошибки; помощь товарища мне бы не помешала;  Дома   выполняете   упр.   345   (находят   в   тексте   обособленные   члены предложения, расставляют знаки препинания). в) пока мне трудно справиться с заданиями, мне нужна помощь. Вы   будете   работать   с   упр.340   (обособленные   члены   предложения   уже выделены,   нужно   лишь   определить,   какими   членами   предложения   они являются). 6 7

Конспект урока «Обособление уточняющих членов предложения»

Конспект урока «Обособление уточняющих членов предложения»

Конспект урока «Обособление уточняющих членов предложения»

Конспект урока «Обособление уточняющих членов предложения»

Конспект урока «Обособление уточняющих членов предложения»

Конспект урока «Обособление уточняющих членов предложения»

Конспект урока «Обособление уточняющих членов предложения»

Конспект урока «Обособление уточняющих членов предложения»

Конспект урока «Обособление уточняющих членов предложения»

Конспект урока «Обособление уточняющих членов предложения»

Конспект урока «Обособление уточняющих членов предложения»

Конспект урока «Обособление уточняющих членов предложения»

Конспект урока «Обособление уточняющих членов предложения»

Конспект урока «Обособление уточняющих членов предложения»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2018