Конспект урока "Обращение и знаки препинания при нем"
Оценка 4.9

Конспект урока "Обращение и знаки препинания при нем"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
8 кл
23.02.2018
Конспект урока "Обращение и знаки препинания при нем"
Данный урок поможет повторить сведения об обращении, полученные школьниками в предшествующие годы обучения; формировать умения находить обращение в предложении; употреблять его с учетом речевой ситуации; правильно ставить знаки препинания при обращении; произносить обращения со звательной интонацией; развивать коммуникативную культуру учащихся.
обращение.doc
Тема урока: Обращение и знаки препинания при нём. Цели:  1. Повторить   сведения   об   обращении,   полученные   школьниками   в   предшествующие   годы обучения. 2. Формировать   умения   находить   обращение   в   предложении;   употреблять   его   с   учётом речевой   ситуации;   правильно   ставить   знаки   препинания   при   обращении;   произносить обращения со звательной интонацией. 3. Развивать коммуникативную культуру учащихся. Оборудование: учебник, карточка, ноутбук, мультимедиапроектор, тест, презентация. Ход урока I. Оргмомент.  1. Слово учителя  В своей речи мы часто обращаемся с просьбой или высказыванием к конкретному лицу. Для обозначения   конкретного   адресата,   способного   выполнить   побуждение   или   ответить   на вопрос, мы используем обращения. Сегодняшний урок мы посвятим продолжению изучения обращения (слайд 1) (В течение урока заполняем результаты работы в таблицу.) Задание Оценка  Тест №1 №2 №3 Упр. 360 №4 №5 Отметка за урок II. Учитель: Давайте вспомним, что такое обращение? Привести пример. (Обращение ­ это существительное, одно или с зависимыми словами, называющее того,  кому адресована речь. (Саша, у тебя сегодня сколько уроков?) ­ Индивидуальное задание: Тестирование. (4 ученика по очереди выполняют на ноутбуке  задания) I вариант  1. Не трещите морозы в заповедном бору. 2. К утру мороз крепчал. 3. Вылезайте муравьи после зимней стужи. 4. Муравьи санитары леса. 5. Догорай костёр дотла. II вариант  1. Что ты рано осень в гости к нам пришла. 2. Подкралась осень незаметно. 3. Песню эту пронесём друзья по свету. 4. Друзья познаются в беде. 5. Прощай любимый город. ­ Задание для всего класса: (на карточке №1) Найдите предложения, где есть обращения, (знаки препинания не расставлены), расставьте  знаки препинания. 1. Берёзка зелёные косы развесила с тонких ветвей (Вс. Рождественский). 2. Сыпь ты черёмуха снегом пойте вы птахи в лесу (С. Есенин). 3. Сыплет черёмуха снегом зелень в цвету и росе (С. Есенин). 1 4. О Русь малиновое поле и синь упавшая в реку люблю до радости до боли твою озёрную  тоску (С. Есенин). 5. Я покинул родимый дом голубую оставил Русь (С. Есенин). 6. О тонкая берёзка что загляделась в пруд? (С. Есенин.) Ответы: 2, 4, 6 ­ Какие пунктограммы встретились в работе? (обращение, сложное предложение,  обособленные определения, однородные члены предложения). 2. Способ выражения обращения:  ­ Чем выражается обращение? (Обращения   обычно   выражено   именами   существительными   одушевлёнными,   реже прилагательными или причастиями в значении существительных. Например: Хорошая, любимая, родная, мы друг от друга далеко живём (Щип.) Учитель:  (слайд   2)  В   роли   обращений   чаще   всего   выступают   собственные   имена   и существительные, называющие лиц по родству, по общественному положению, по профессии: Вот, Любушка, Митя проститься пришёл: он едет к матушке своей (Остр.) Личные местоимения 2 лица ТЫ и ВЫ чаще входят в состав особого оборота, выступающего в роли обращения и заключающего в себе качественную оценку лица: Что вы такой герцогиней смотрите, красавица вы моя? В   языке   художественной   литературы,   особенно   в   поэтических   текстах,   используются обращения к неодушевлённым предметам. Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия (Пушкин). ­   Задание:   Запишите   номера   предложений   в   таблицу   в   зависимости   от   значения обращений в них (знаки не расставлены) (на карточке №2): (слайд 3) Собственное Название лица Название лица по общественному имя по родству Название лица по профессии Название лица по возрасту 1 4 3 5 положению 2 Предложения:  1. Сергей Сергеевич, это вы ли? 2. Государь мой премилостивый! Я до тех пор не намерен в Покровское, пока не вышлите  вы мне псаря Парамошку с повинною. 3. Пошёл, кучер! 4. Я и не отговариваюсь, тётушка. 5. Ты что же, молодчик, оброка не платишь? Проверим (слайд 4) 3. Грамматическая форма: (слайд 5) Учитель:  Обращение   имеет   форму   именительного   падежа   и   произносится   с   особой звательной интонацией.  В   разговорной   речи   существуют   особые   формы   обращения:   так   называемый   усечённый именительный падеж существительного. Маш, дай ручку. Петь, а Петь, приходи пораньше. 4. История обращения в русском языке: (слайд 6) 2 Вспомним А.С.Пушкина: Приплыла к нему рыбка, спросила: "Чего тебе надобно, старче?" ­ Что это за форма "старче"? В обращении мы используем именительный падеж. А слово "старче"  в  устаревшем   падеже  (в  древнерусском   языке   было  7  падежей)   русского   языка, который назывался звательным и употреблялся при обращении. ­ Задание: Подчеркните древние формы обращений (на карточке №3).(Слайд 7) Молитва: Отче наш, Иже еси на небесех, да святится Имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Народная разбойничья песня: Не шуми, мати, зелёная дубравушка, Не мешай мне, доброму молодцу, думу думати. Проверка (на восклицательный знак нажать). 5. Обращения распространённые и нераспространённые (Слайд 8)  Нераспространённые обращения выражены одним словом: Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас (Лермонтов). Распространённые обращения включают в себя пояснительные слова: Эй, славяне, что с Кубани, с Дона, с Волги, с Иртыша, занимай высоты в бане, закрепляйся не  спеша! (Твардовский). Задание: упр. 360. 1) Милая мама! Я беспокоюсь о твоём здоровье. 2) Дорогой Кирилл Геннадиевич! Ученики нашего класса сердечно поздравляют Вас с шестидесятилетием. 3) Дорогая Даша, я очень по тебе соскучилась. 4) Уважаемая Елена Ивановна. Прошу разрешить ученикам VIII класса заниматься по субботам в гимнастическом зале.  6. Роль обращений в языке (слайд 9) В устной речи обращения служат для привлечения внимания собеседника и одновременно для выражения отношения говорящего к собеседнику.  Провожающие, просим вас освободить вагоны. В письменной речи обращения служат для выражения отношения пишущего к адресату: Милый Миша, здравствуй. 7. Использование обращений в поэтической речи (слайд 10) В   поэтических   текстах   нередко   в   качестве   обращений   используются   неодушевлённые предметы. Такая стилистическая фигура речи называется риторическим обращением. Главная задачей   риторического   обращения   является   стремление   выразить   отношение   к   тому   или иному   лицу   либо   предмету,   дать   ему   характеристику,   усилить   выразительность   речи. Риторические обращения не требуют ответа. 8. Место в предложении (слайд 11) Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения. Обращение не является членом предложения. ­ Задание: Перестройте предложение, чтобы оно соответствовало схеме (задание №4 на  карточке) (слайд 12). Милые внуки мои, родилась я под Киевом, в тихой деревне.  3 Проверка (нажать на восклицательный знак). 9. Интонация (слайд 13) Обращение произносится со звательной интонацией, то есть с усиленным ударением. 10. Знаки препинания при обращении (слайды 14, 15) Правило Обращение выделяется запятыми Если обращение стоит в начале предложения и произносится с  восклицательной интонацией, после него ставится  восклицательный знак, а идущее дальше предложение начинается  с прописной буквы. Пример Наташа, иди сюда!  Вперёд тебе наука, друг. Соседушка, мой свет!  Пожалуйста, покушай. Если обращение разбито на части, выделяется запятыми каждая  часть. Отколе, умная, бредёшь  ты голова? Частица О, стоящая перед обращением, не отделяется от него  никаким знаком. О небо, над нами синей!  Так вот судьба твоих  сынов, о Рим, о громкая  держава. Однородные обращения, соединённые союзом И или ДА запятой  не разделяются. Здравствуй, солнце да  утро весёлое! Частицы А и ДА, стоящие перед обращением, запятой от них не  отделяются, а перед ними запятая ставится. Петька, да Петька же,  куда ты запропастился? ­ Задание: Спишите предложения, расставив знаки препинания: (слайд 16)(проверка на  восклицательный знак) 1. Соседка, перестань срамиться! 2. Гражданин! Спасите раненого бойца. 3. О барабанщики предместий, когда же среди гулких плит ваш голос ярости и мести  вновь над Парижем прогремит? 4. Голубчик ты мой, сделай это для меня. 5. Федя, а Федя, дай карандаш! 6. Подведение итога урока  4  Что нового об обращении мы узнали?  Какие задания вызвали у вас затруднения?  Домашнее задание: (на выбор) ­ составить предложения 5­6 с обращениями; ­ упр. 361 ­ § 32 5

Конспект урока "Обращение и знаки препинания при нем"

Конспект урока "Обращение и знаки препинания при нем"

Конспект урока "Обращение и знаки препинания при нем"

Конспект урока "Обращение и знаки препинания при нем"

Конспект урока "Обращение и знаки препинания при нем"

Конспект урока "Обращение и знаки препинания при нем"

Конспект урока "Обращение и знаки препинания при нем"

Конспект урока "Обращение и знаки препинания при нем"

Конспект урока "Обращение и знаки препинания при нем"

Конспект урока "Обращение и знаки препинания при нем"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2018