Конспект урока "Общение и речь"Слово и его лексическое значение
Оценка 4.9

Конспект урока "Общение и речь"Слово и его лексическое значение

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
04.03.2018
Конспект урока "Общение и речь"Слово и его лексическое значение
Проводится работа над развитием речи учащихся, прорабатываютя понятия: лексика, лексикология. Организована небольшая творческая работа - кроссворд. Учащиеся учатся различать лексическое значение слова и грамматическое значение слова. Работа ведется на материале словарей и фольклора. Урок по желанию легко редактируется и корректируется.конспект урока русского языка
Урок4.doc
УРОК. СЛОВО И ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КЛАСС: 5 Цели:   сообщить,   что   такое   лексика,   что   изучает   лексикология; информировать   учащихся   о   важности   расширения   словарного   запаса;   учить различать лексическое и грамматическое значения слов; пользоваться толковым словарем. Ход урока I. Проверка домашнего задания. II. Словарно­орфографическая работа. Лексика от греч. lexikos – ‘относящийся к слову’. Лексикон, лексический запас (к // ч). III. Беседа по теме урока. С о о б щ е н и е   у ч и т е л я. –  «Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной. Но этого   мало.   Он   назвал   всякое   действие   и   состояние.   Он   определил   словами свойства и качества всего, что его окружает.  Словарь   отражает   все   изменения,   происходящие   в   мире.   Какое   же   это необъятное и неисчерпаемое море – человеческая речь!» (С. Я. Маршак.) Все слова языка являются словарным составом языка, или лексикой. Слов в русском языке очень много. Основной лексический состав языка представлен   в   словаре   современного   русского   литературного   языка, составленном Академией наук СССР (17 томов). Все слова языка поместить в словаре невозможно. Подумайте, почему? Каждый человек, узнавая как можно больше новых слов, обогащает свой словарный запас, расширяет знания в различных областях науки и жизни. В   каждом   слове   заключен   определенный   смысл,   это   и   есть   лексическое значение слова. Узнать и понять лексическое значение слова помогает толковый словарь. Демонстрируются   «Толковый   словарь   живого   великорусского   языка» В. И. Даля,   «Словарь   русского   языка»   С.   И.   Ожегова,   «Школьный   толковый словарь русского языка» М. С. Лапатухина, Е. В. Скорлуповской, Г. П. Снетова. Толковый словарь подскажет не только лексическое значение слова, но и правильное   его   написание,   подскажет   отдельные морфологические   признаки   слова.   В   статье   толкового   словаря   приводятся   произношение, примеры   употребления   данного   слова.   Все   слова   размещены   в   алфавитном порядке.   Такой   словарь   будет   для   вас   «помощником»   и   справочником   при выполнении домашних и классных заданий. IV. Работа со словами. – Найдем значение слова лексикон (с. 304 учебника). Учитель   пояснит,   как   грамотно   пользоваться   словарем   данного   вида. Статью учащиеся выпишут в тетради. •  Задание. Раскройте лексическое значение слов, самостоятельно составив статью толкования. Доброта, ­ы, ж. Отзывчивость, душевное отношение к людям. Каникулы, … Конкурс, … Обелиск, … – Назовите слова, которые имеют следующие лексические значения: 1. Разговор между двумя или несколькими лицами. (Диалог.) 2. Очень мелкий дождь. (Изморось.) 3. а) То, что дополняет, служит добавлением к чему­либо.     б) Второстепенный член предложения. (Дополнение.) – Определите грамматическое значение отгаданных в предыдущем задании слов: диалог, изморось, дополнение. – Какие два значения может иметь слово? –  Заполните   сетку   кроссворда,   вписывая   слова,   лексические   значения которых даны ниже. П о   г о р и з о н т а л и: 1. Плотная пленка на поверхности остывшего молока.   4.   Карандаши   разных   цветов   в   одной   коробке.   5.   Водное   растение, знаменитый цветок египтян. (Пенка, набор, лотос.) П о  в е р т и к а л и: 1. Коробочка, футляр для хранения ручек, карандашей. 2.   Сигнал   тревоги   в   случае   какого­либо   бедствия,   подаваемый   ударами колокола. 3. Надпись на почтовом конверте, указывающая место назначения и получателя. (Пенал, набат, адрес.) VIII. Выполнение упражнений 319–323. IX. Работа со словарем. Познакомьтесь с пословицами из Толкового словаря живого великорусского языка В. И. Даля.  – Как вы понимаете их смысл? 1.   Сказанное   слово   –   серебряное,   несказанное   –   золотое.   2. Слово   пуще стрелы ранит. 3. Бритва скребет, а слово режет4. – Какие пословицы о словах знаете вы? X. Отгадайте загадки.  – Что в загадках помогает узнать ответ? 1. На стеблях белеют чашки, а в них нитки да рубашки. (Хлопок.) 2. Утром открывается, весь  день ходит, ночью на колючку  закрывается.  (Глаз.)  3. Его рубашка лучшая, вся она колючая, кто в руки возьмет, тот беды наживет. (Ёж.) XI. Работа со словарем. – Значения каких слов вы хотели бы найти в толковом словаре? XII. Тренировочные упражнения. Выполнение упражнений 324–327. Домашнее задание: упражнение 328.

Конспект урока "Общение и речь"Слово и его лексическое значение

Конспект урока "Общение и речь"Слово и его лексическое значение

Конспект урока "Общение и речь"Слово и его лексическое значение

Конспект урока "Общение и речь"Слово и его лексическое значение

Конспект урока "Общение и речь"Слово и его лексическое значение

Конспект урока "Общение и речь"Слово и его лексическое значение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018