Конспект урока обществознания по тема: «Общение». (8 класс)
Оценка 5

Конспект урока обществознания по тема: «Общение». (8 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
обществознание
8 кл
13.10.2017
Конспект урока обществознания по тема: «Общение». (8 класс)
Конспект урока по обществознанию 8 класс по теме "Общение". Учебник А. И. Кравченко. Рассмотрены виды и формы общения. Рассмотрено что такое общение, какую роль играет в жизни человека. В конце урока дети отвечают на проблемный вопрос: « Может ли человеку в современном обществе что-либо ( TV, компьютер) заменить общение?»Конспект урока по обществознанию 8 класс по теме "Общение". Учебник А. И. Кравченко.
урок по обществознанию 8 класс.docx
МКОК «Роговская ООШ» Мантуровского района Костромской области Учитель: Борисова Александра Владимировна Урок обществознания в 8 классе. Тема: «Общение». Цель урока: разъяснить сущность понятия  «общения», его видов и форм,  познакомить с элементами культуры общения, развивать умение вести дискуссию,  владеть основами культуры диалога. Задачи урока: Образовательная:  Разъяснить учащимся цели общения, показать его виды и формы. Сформировать представление об общении людей и его роли в их жизни. Разъяснить  сущность следующих понятий: общение, вербальное и невербальное общение,  служебное, повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное общение.  Рассказать учащимся об элементарных приемах общения, как делового, бытового,  так и других форм общения.  Воспитательная:  Воспитывать уважительное отношение к собеседнику; соблюдение культуры общения, и ее составляющие элементы, такие как умение, выслушивать и  понимать, вежливо и корректно вести себя и высказывать свою точку зрения.  Побудить задуматься над собственным стилем общения.  Развивающая:  Включить учащихся в работу на всех этапах урока, способствовать  развитию у них коммуникативных умений.  Оборудование: Учебник А. И. Кравченко Обществознание 8 класс, доска, мел, план­ конспект, листы с пустыми таблицами для каждого учащегося, листы для работы на уроке на пару.  Основные   понятия:  общение,   вербальное   и   невербальное   общение,   служебное, повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное общение. I. Организационный момент.  Приветствие. II. Изучение нового материала. Ход урока.  Игра “На острове” Закройте глаза и опустите голову. Сейчас вы совершите путешествие в одно  незнакомое, но чудесное место. По какой­то неизвестной причине (ваш дядя умер,  оставив вам в наследство свой остров). Ваш дядя был очень богат. Когда вы  пролетаете над островом, готовясь вступать во владение им, вы не верите своим глазам. На острове много домов, зелени, гавань с яхтой и пляжем. Здесь круглый год  стоит теплая погода. Из письма дяди вы узнаете, что здесь вы сможете провести остаток жизни, не  испытывая ни в чем нужды. Но есть одно условие ­ вы никогда никого, не должны  приглашать на этот остров. Вы можете заказать им все что пожелаете, и они  выполнят вашу просьбу. ­ Как бы вы поступили в этом случае, принимая во внимание то, что вы не имеете  права изменять условия завещания? Почему? ­  Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? ­ Да, верно тема урока «Общение». ­ Сегодня мы ответим на вопросы: ­ Что такое общение? ­ Какие виды и формы общения существуют? ­ Поговорим о правилах и способах общения. Разбираем понятие «общество». ­ Давайте разберемся в том, что же именно все­таки общение и в чем заключается его суть? Как вы думаете? ­   Общение  ­  социально­психологический   процесс   взаимодействия   двух     и   более людей. Запишите.  Учебник стр.55. В зависимости от средства передачи информации различают 2 вида общения    Схема на доске                                                 В и д ы   о б щ е н и я                                                                                          Неречевое                                        Речевое  Вербальная коммуникация                                   Невербальная коммуникация                Осуществляется посредством                                  Визуальные виды общения­ речи, т.е. при помощи слов и звуков                       мимика, пантомимика, покрас­  Речь – универсальное средство                                 нение. коммуникации.                                                            Акустическая система –                                                                                             диапозон, смех, плач. Тактильная система –                                                                                                     Пожатие руки, объятия. Человек   нуждается   в   общении   с   другим   человеком   с   момента   своего   рождения; учеными установлено, что с 1,5­2­месячного возраста развитие ребенка происходит прежде   всего   в   общении   со   взрослыми.   Недостаток   такого   общения   может   в дальнейшем привести к серьезным отклонениям в развитии. Также общение важно в любом возрасте, особенно в пору юности, недаром у многих народов самым тяжким наказанием является одиночное заключение. В общении, также, большую роль играют жесты, например, в России, когда ученик готов ответить, он поднимает руку, а в Европе,  указательный палец правой руки.  Или   другой   пример,   в   США   «ноль»   ­   образованный   большим   и   указательным пальцем,   говорит,   что   «все   хорошо»,   «все   о’кей».   В   Японии   этот   жест   означает деньги. А в Португалии, считается вообще неприличным. В процессе общения, многие люди кивают головами, у многих народов ­ это знак согласия, а вот у болгар ­ наоборот, ­ несогласие. Задание. Из предложенного списка – улыбаюсь, целую, отталкиваю, отвечаю на вопросы, разговариваю, киваю головой, краснею, жму руку, смотрю в глаза, открыто говорю о том, чего хочу от собеседника, прошу о помощи, делаю хмурое лицо, высоко поднимаю брови, знакомлюсь, не скрываю свою злость, сохраняю нейтральное выражение лица, кричу на собеседника – выбери навыки вербального и невербального общения.       Навыки вербального общения Навыки невербального общения                                                                                 Давайте зачитаем, что вы выбрали. ­ Давайте познакомимся с формами общения. Схему перечертите в тетради. Обращение   внимания   учеников,   на   таблицу   должно   сопровождаться   беседой, относительно каждого типа общения и параллельно необходимо записать эту схему                                                   повседневное     деловое                                      убеждающее                              Общение межкультурное                      ритуальное        Деловое  ­ выражается  в форме приказов, советов, просьб. Люди воздействуют друг на друга с целью решения определенной проблемы.       В деловом общении внешности, отводиться большое значение. Особую роль играют: физический   облик   человека,   его   голос,   мимика,   жесты,   оформление   внешности, манера поведения, украшения прическа. Это общение связано с соблюдением каких­ либо формальностей, правил, установленных администрацией, а также каким­либо официальным лицом. ­ В какой среде осуществляется деловое общение?  + В рабочей. ­ В каких формах оно осуществляется?  + Приказы, указы, указания, советы и т.д.  Приведите примеры. + Отношения между руководителем и подчиненным на предприятии. Повседневное   ­  осуществляется   между   родственниками,   близкими   людьми   при решении семейных, бытовых проблем.   информацией, которая помогает им расслабиться, отдохнуть, пофантазировать. Юмор ­ непременный спутник такого общения  ­ В какой среде осуществляется повседневное общение? + Дома, в среде друзей, в быту. ­  В каких формах? + Решение бытовых задач, каждодневных проблем. Убеждающее   ­  влияние   друг   на   друга   с   целью   изменения   поведения   людей. Директор фирмы может убеждать сотрудников в необходимости изменить режим труда и т. д. Но такое общение может быть и в неофициальной обстановке, например, когда   родители   разговаривают   с   детьми   и   пытаются   повлиять   на   взгляды   или действия. Защищающий кандидатскую диссертацию пытается убедить членов ученого совета   и   т.   д.   Такой   тип   общения   может   превратиться   в   способ   манипуляции поведением   ­ В какой среде осуществляется  убеждающее общение?  + В любой.    Такое   общение,   также   может   быть   развлекательным   или   досуговым.   Обмен других     людей. мужчина   пропускает   даму   вперед,   или   мужчина   с   мужчиной ­ В каких формах? + Влиянием слова. ­ Ритуальное ­  выполнение предписанного поведения. ­ В какой среде осуществляется ритуальное общение? + В любой. ­ В каких формах? + Соблюдение, например, правил этикета. ­ Ритуальное общение также может быть речевое и неречевое. ­ Как, по вашему мнению, осуществляется ритуальное речевое общение? +   Обязательное   утреннее   или   при   встрече   приветствие,   или   как   говорят,   «ради приличия спросить, как дела?» ­ А как осуществляется ритуальное неречевое общение? +   Например,   здороваются рукопожатием. ­ Частью ритуального общения выступают умение правильно вести себя за столом, говорить   по   очереди,   не   перебивая,   выказывать   интерес   к   мнению   собеседника, следовать договоренностям, обещаниям и т. д.  ­  А какие ритуальные нормы   необходимо соблюдать в письменном общении? + Например, личные и деловые письма начинают с вежливого обращения и т. д. ­  Ребята, а что вы можете сказать о межкультурном, межэтническом общении в современном обществе? ­   Так   как   мы   живем   в   достаточно   многокультурном,   многонациональном государстве, то очень важно знать  культурные особенности других народов, для   избегания   конфликтов   и   для   наилучшего   и   интересного   общения   с нашими соседями. Рядом с нами проживает около 100 национальностей и ряд различных вероисповеданий. Ведь многим известен факт, о том, что бывают случаи, когда что­то хорошо в одной культуре, национальности, религии, то плохо в другой. ­ Т. е. каждый из типов имеет место быть в современном обществе, и играет в нем достаточно важную роль. Любой человек оценивает себя глазами других людей. От общения зависят наши  успехи, настроение, удачи. ­Вспомните с кем вы общались сегодня утром? ­ Изменилось ли ваше настроение? ­ Если да, то в какую сторону? Учащимся предлагается упражнение по определению настроения. ­  Цветные карточки, отображающие настроение учащиеся складывают в коробочку. Учитель объясняет значение цветов. 1)красный ­ психологическое значение этого цвета­ возбуждение, активность, вера в  собственные силы, уверенность в себе. 2)желтый ­ соответствует чувству свободного развития, желтый цвет предпочитают  люди стремящиеся к саморазвитию. 3)зеленый ­ выражает стабильность, твердость, постоянство. Зеленый цвет  успокаивает нервную систему. 4)коричневый ­ скромность, практичность, печаль. 5)черный ­ противоположность всему позитивному, абсолютное отрицание. Человек,  предпочитающий черный стремится скрыть свой внутренний мир.    ­В каждом сообществе людей есть своего рода Кодекс правил общения. 1) Правила общения по телефону 2) Правила общения по sms 3) Правила общения и работы в группе 4)  Правила ведения спора Эти правила у вас написаны на листочках познакомьтесь с ним. А теперь зачитайте  их. В общении существует понятие установки. В « Ревизоре» есть тому подтверждении. Послушайте.  «Городничий. Позвольте мне предложить вам переехать со мною на другую квартиру. Хлестаков. Нет, не хочу! Я знаю, что значит на другую квартиру:  то есть в тюрьму!  Да какое вы имеете право? Да как вы смеете? Да вот я…Я служу в Петербурге.  (Бодрится.) Я, я, я… Городничий (в сторону). О, господи ты боже, какой сердитый! Все узнал, все  рассказали, проклятые глупцы! Городничий (вытянувшись и дрожа всем телом). Помилуйте, не губите! Жена, дети  маленькие…не сделайте несчастным человека.  Хлестаков. Нет, я не хочу! Вот еще! Мне какое дело? От того, что у вас семья и дети, я  должен идти в тюрьму, вот прекрасно!...Нет, благодарю покорно, не хочу». ­Здесь мы с вами увидели психологическое явление, которое специалисты называют  «установка». У Хлестакова и Городничего при встрече выявляются свои установки.  Т.е., их представления о том, что должно произойти. Городничий ждал приезда  ревизора, он уверен, что разговаривает с ревизором и боится за свою карьеру,  стремится смягчить его. А Хлестаков знал, что он задолжал в гостинице, и его  поэтому ждут неприятности, даже арест. Именно поэтому Городничий не сомневается в силе Хлестакова­ревизора , а Хлестаков в намерениях Городничего  арестовать его. И истолковывают реплики друг друга на фоне собственных  установок. Таким образом, установка может помешать началу разговора или привести к конфликту. Это мы и увидели в Гоголевском ревизоре. ­Таким образом,  можно сказать что нет такого человека, с которым нельзя было бы  найти точки соприкосновения. Для того чтобы с кем­то поладить, подружиться надо  приложить усилия, преодолеть ошибки в оценке людей, с которыми общаешься. Иногда общение сравнивают с танцем. Для его успешного исполнения важно вовремя  отступить, пропустив партнера. В общение следует вступать без предвзятости М.Горький советовал: «Никогда не подходите к человеку, думая, что в нем больше плохого, чем хорошего». А писатель М.М. Рощин сказал о культуре общения: «Попробуйте не наступать, а  уступать; не захватывать, а отдать; не спрятать, а поделиться; не орать, а выслушать;  не разорвать, а склеить». Я предлагаю вам запомнить правила общения: 1. Не оправдывайте себя! (Меня не понимают, меня не ценят) 2. Не снимайте с себя ответственности! 3. Будьте искренни! 4. Будьте справедливы! 5. Радуйтесь успехам людей, которые вас окружают! 6. Будьте естественны в общении! 7. Анализируйте свои отношения с людьми, смотрите в них как в зеркало! ­ Подумайте и перечислите основные составляющие успешного общения. ­ Учащиеся от парты выходят к доске и прикрепляют лепестки ромашки к доске (в  центре смайл желтого цвета) Примерные слова:  расположенность к другим людям, чувство юмора,  искренность, справедливость,  ответственность, терпение, доверие, умение владеть собой, умение слушать и т.д. III. Закрепление. ­  А сейчас поприветствуйте соседа по парте: Скажите «привет» ­ какой это вид общения? Пожмите руки ­ какой это вид общения? Помашите рукой – какой это вид общения? Скажите «как дела» ­ какой это вид общения? Учитель читает стихотворение. Останься честен, говоря с толпой, Будь прям и тверд с врагами и друзьями. Пусть все в свой час считаются с тобой Наполни смыслом каждое мгновенье, Часов и дней неумолимый бег, Тогда весь мир ты примешь во владенье, Тогда, мой сын, ты будешь Человек!                                                             (Р. Киплинг) IV. Подведение итогов. В заключении хотелось бы сказать, что каждый из нас человек и несмотря ни на какие свои амбиции всегда нужно проявлять культуру поведения и общения, уважать  своего собеседника.  Общение играет большую роль в формировании личности. Какую форму бы оно не  принимало, общение должно основываться в системе культурных норм, диктуемых  обществом.    Выставляются оценки по активности работы учащихся на уроке. V.  Рефлексия Был ли для вас урок поучительным? Узнали ли вы что­нибудь новое?  Пригодиться ли вам данное знание в жизни? И понравился ли вам данный урок?  Учащиеся высказывают свои мнения  VI. Домашнее задание. Ответить на проблемный вопрос: « Может ли человеку в современном обществе что­ либо ( TV, компьютер) заменить общение?» Спасибо за работу, до свидания.

Конспект урока обществознания по тема: «Общение». (8 класс)

Конспект урока обществознания по тема: «Общение». (8 класс)

Конспект урока обществознания по тема: «Общение». (8 класс)

Конспект урока обществознания по тема: «Общение». (8 класс)

Конспект урока обществознания по тема: «Общение». (8 класс)

Конспект урока обществознания по тема: «Общение». (8 класс)

Конспект урока обществознания по тема: «Общение». (8 класс)

Конспект урока обществознания по тема: «Общение». (8 класс)

Конспект урока обществознания по тема: «Общение». (8 класс)

Конспект урока обществознания по тема: «Общение». (8 класс)

Конспект урока обществознания по тема: «Общение». (8 класс)

Конспект урока обществознания по тема: «Общение». (8 класс)

Конспект урока обществознания по тема: «Общение». (8 класс)

Конспект урока обществознания по тема: «Общение». (8 класс)

Конспект урока обществознания по тема: «Общение». (8 класс)

Конспект урока обществознания по тема: «Общение». (8 класс)

Конспект урока обществознания по тема: «Общение». (8 класс)

Конспект урока обществознания по тема: «Общение». (8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.10.2017