Конспект урока обществознания в 5 классе на тему "Семья и семейные отношения"
Оценка 4.8

Конспект урока обществознания в 5 классе на тему "Семья и семейные отношения"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
обществознание
5 кл
03.05.2019
Конспект урока обществознания в 5 классе на тему "Семья и семейные отношения"
Конспект урока по обществознанию для учащихся 5 класса. Тема урока "Семья и семейные ценности". Урок разработан в соответствии с ФГОС основного общего образования. В конспекте представлены разные виды работы учащихся: индивидуальная работа, работа в группах, работа с тестом учебника, а также учащиеся по ходу урока заполняют рабочий лист.
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА НА АТТЕСТАЦИЮ.docx
Конспект открытого урока по обществознанию для учащихся 5 класса «А», от 17.10.2018 МБОУ «Камбарская средняя общеобразовательная школа № 2» Учителя истории, обществознания, краеведения Вяткиной Марии Александровны. Тема урока: Семья и семейные отношения. Тип урока: изучение нового материала. Технология: развивающее обучение, обучение в сотрудничестве. Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая. Цели урока: сформировать представление о том, какую роль семья играет в жизни каждого человека; объяснить, зачем люди создают семью; охарактеризовать типы семей; показать отношение государства к семье; раскрыть значение понятий семья, счастливая семья, семейные ценности. Планируемые результаты: Предметные:   учащиеся   овладеют   целостными   представлениями   о   семье;   научатся   объяснять   ключевые   слова понятия семья,   поколение;   научатся   понимать   побудительную   роль   мотивов   в   формировании   семьи;   проводить сравнительный   анализ   семейного   уклада;   существовавшего   в   прошлом   и   современного;   применять   социальные   и нравственные   нормы   правила,   анализируя   и   оценивая   реальные   ситуации;   объяснять   значение   коммуникации   в межличностном общении; Метапредметные: самостоятельно   организовывать   учебное   взаимодействие   в   группе;   определять   собственное отношение   к   явлениям   современной   жизни;   формулировать   свою   точку   зрения;   определять   последовательность промежуточных   целей   учетом   конечного   результата;   составлять   план   действий;   осуществлять   расширенный   поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; Личностные: формирование отношения к семье как к одной из важнейших ценностей человека. 1. Организационный момент. (1 минута) Приветствие учащихся и гостей. Настрой учащихся на работу. 2. Мотивационно­целевой этап. (3 минуты) Ход урока. Учитель: ­ Ребята, обратите внимание на доску. На доске у нас изображена ромашка, пока мы видим, что она пустая. Нам с вами необходимо заполнить ромашку. СЧАСТЬЕ РОДИТЕЛИ СЕМЬЯ ЛЮБОВЬ ДОМ ДЕТИ Учитель: ­ Пожалуйста, кто желает выйти к доске? (выходим к доске, отрываем один лепесток, переворачиваем и  зачитываем). Учитель: ­ Ребята, как вы думаете, что объединяет родителей, детей, дом, любовь и счастье? Собираем всю ромашку. Учащиеся: Семья.  3. Этап овладения новыми знаниями. (20 минут) Учитель: ­ Ребята, как вы понимаете тема нашего урока «Семья и семейные отношения». (запишите тему урока в рабочие листы). Учитель: ­ Наш урок мы начнём с притчи. Послушайте, пожалуйста. «Однажды утром рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорош, и к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но, когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полностью скрыла берег. А в это же время буря не пощадила их маленький домик. Он загорелся, огонь сжег дотла их жильё и все имущество. Когда  рыбак  с сыновьями  выбрался  на  берег,  его  ждала   плачущая  жена, которая  рассказала  мужу  и детям  о постигшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повел. Жена возмутилась: «Муж мы потеряли все, что у нас было, а тебе и дела нет». Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом оказался, тем светом, который в тумане указал нам дорогу к берегу» Учитель: ­ Итак, свет в окне…Какие чувства он у вас вызывает? Учащиеся: Радость, тревога, счастье, боязнь. Учитель: Когда ­ то вы сами станете мамами и папами, и так же, как и ваши родители, ваши бабушки и дедушки станете зажигать свет в своем доме. А как вы думаете, что нужно, чтобы в нашем современном обществе каждый дом был наполнен светом – радостью и уверенностью, что тебя любят и ждут?  Сегодня на уроке мы попробуем ответить на этот вопрос. Что нам нужно узнать, чтобы ответить на этот вопрос? Учащиеся: ­ Что такое семья? Зачем человеку семья? Учитель: ­ Сегодня мы с вами будем работать в группах. План работы вы видите на экране. План. 1. Что такое семья? 2. Зачем нужна семья? 3. Создание семьи. 4. Права детей и обязанности родителей. 5. Виды семей. Учитель: Ребята для того, чтобы ответить на вопрос «Что такое семья?», мы вернёмся к нашей ромашке. Как вы  думаете, какими ещё ассоциациями к слову «семья» мы можем дополнить нашу ромашку? Учащиеся называют слова­ассоциации: родственники, связь, брат, сестра и т.д. Учитель: ­ А теперь попробуйте сформулировать понятие семьи. Давайте сравним, внимание на экран: «Семья – это социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови), связанная общим бытом, взаимной помощью, заботой и ответственностью.» Запишите в своих рабочих листах определение. Учитель: ­ Сейчас мы с вами переходим к работе в группах. Каждая группа будет работать сообща, у каждой группы есть своё задание. Первая группа должна определить и рассказать нам, зачем нужна семья, от имени детей, от имени родителей и от имени пожилых людей (бабушек и дедушек). Вторая группа: расскажет,  как образуются семьи. Третья группа:  права детей и обязанности родителей.  Четвёртая группа:  представит нашему вниманию  виды семей. Для этого у вас на партах имеется учебник, откройте § 3 и задания к нему на карточках. В течение 7 минут вы выполняете задания. После отведённого времени я вам буду задавать вопросы, на которые вы должны дать чёткий и правильный ответ по своей теме. Постараюсь спросить каждого. Итак, ребята, приступаем. Учащиеся в группах отвечают на поставленные вопросы. Учитель: ­  Мудрые люди говорят: «Любая дорога начинается с первых шагов, здание — с фундамента, а что начинается с семьи? (человек становится человеком только в семье)». Послушаем первую группу. Отвечает первая группа. Учитель: ­ Итак, подведём итог: семья нам всем необходима, чтобы продолжить свой род, воспитывать детей, любить друг друга, вести совместное хозяйство, чувствовать себя счастливым.  «Любая дорога начинается с первых шагов, здание — с фундамента, а человек становится человеком только в семье». Послушаем вторую группу. Учитель: ­ Всё верно, семьи могут образовываться по­разному. Это может быть союз мужчины и женщины, их Отвечает вторая группа. связывает  чувство   взаимной   любви,  а  может  быть     объединение   одиноких   родственников  (бабушка   и  внуки,  тёти  и племянники), тогда такую семью связывает желание помочь друг другу, заботиться о старших или о младших.  А государство в свою очередь заботиться о семьях и обеспечивает благополучие семей. Послушаем третью группу. Отвечает третья группа. Учитель: ­ Верно, на защите семьи стоит государства, нормы государства по урегулированию семейных отношений прописаны в Семейном кодексе РФ. Согласно этим нормам, родители обязаны заботиться и воспитывать своих детей, а дети имеют право жить в семье, имеют право на заботу о себе.  Соответственно, все семьи разные, но можно найти черты, которые сделают семьи похожими. Заслушаем четвертую группу. Отвечает четвертая группа. Учитель: ­ Семьи в основном двухпоколенные. В старину трёхпоколенные и даже черырёхпоколенные семьи были весьма распространены, особенно в сельской местности. Неполная семья тоже имеет место быть в нашем сложном мире, но это не значит, что такая семья хуже полной, в такой семье родитель отдаёт ребёнку любовь за двоих. Учитель: ­ Хорошо поработали. Ребята, оцените свою работу в группах. Теперь немного отдохнём. (1 минута) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Встаньте: Кто похож на маму? – поднимите правую руку, Кто похож на папу? – поднимите левую руку,  Кто похож сам на себя? – поднимите обе руки, У кого есть сестрёнки? – хлопните в ладоши, У кого есть братишки? – топните ногами, У кого есть и сестрёнки, и братишки? – хлопайте в ладоши, топайте ногами, Кто любит свою семью и дорожит ею? – похлопайте в ладоши. 4. Этап закрепления пройденного материала. (10 минут) Учитель:   ­   Присаживаемся.   Продолжаем   урок.   Теперь,   когда   мы   с   вами   всё   знаем   о   семье.   Каждая   группа представит,   что   она   является   семьёй.   Возьмите   задание   из   конверта   №   2.   Прочитайте.   Вам   нужно   разыграть   вашу ситуацию и представить классу. Для первой группы: «Папа на работе получил премию 15000 рублей. Каждый в семье рассчитывает на эти деньги. Мама мечтает купить новая стиральная машина. Дочь присмотрела новый телефон. Сын хочет,   чтобы   деньги   пошли   на   покупку   нового   ноутбука,   а   папа   мечтает   о   новых   зимних   шинах.   Помогите   семье определить, куда потратить премию». Для второй группы: «В семье проживают папа, мама, дочь, сын и бабушка. Бабушка заболела и за ней нужен постоянный уход. Именно сегодня вечером у всей семьи есть планы: мама до позднего вечера работает, папу попросили друзья отвезти их в другой город, сын идёт на соревнования по футболу, а дочь идёт на концерт, который ждала почти год. Как быть? Кто останется с бабушкой?». Для третьей группы: «Маме на работе выделили семейную путёвку, рассчитанную на двух человек.  Помогите папе, маме, дочери и сыну определить, кто поедет отдыхать». Для четвертой группы: постройте «Дом счастья».  Учитель: ­ Все готовы. Заслушиваем выступление наших групп. Сделайте вывод, ответив на вопрос: «Какой должна На работу 5 минут. Учащиеся в группах выполняют работу. быть настоящая счастливая семья?» Учащиеся: ­ Любовь, взаимопонимание, взаимоподдержка, взаимопомощь, умение слышать и слушать друг друга, уважение, забота, доброта. Учитель: ­ Чтобы каждый дом в нашем обществе был наполнен светом, в семьях родители и дети должны понимать друг друга, уважать  друг  друга, ценить  друг друга, любить, прощать,  заботиться друг о  друге…  и тогда  и дети,  и родители, и бабушки, и дедушки будут знать, что дом их семьи наполнен светом и теплом, что в этом доме все любят и всех ждут. 5. Этап рефлексии. (4 минуты) Учитель: — Подведем итоги нашей работы. Предлагаю вам продолжить следующие фразы. Сегодня на уроке: Мне показалось важным … Было интересно … Было трудно … Учащиеся заполняют рефлексию. Учитель: ­ В завершении нашего урока, я бы хотела прочитать вам эти строки. Дом, как известно всем давно – Это не стены, не окна, Это не стулья со столом Это не дом. Дом – это то, куда готов Ты возвращаться вновь и вновь Яростным, добрым, нежным, злым Еле живым. Дом это тот, где вас поймут, тот, где надеются и ждут, Где ты забудешь о плохом – Это твой дом. Организация домашнего задания. (1 минута) 6. Учитель: ­ Ребята, дома вам нужно подобрать 3 пословицы о семье, нарисовать рисунок «Моя семья». Учитель: ­ Спасибо за урок. Можно идти отдыхать.

Конспект урока обществознания в 5 классе на тему "Семья и семейные отношения"

Конспект урока обществознания в 5 классе на тему "Семья и семейные отношения"

Конспект урока обществознания в 5 классе на тему "Семья и семейные отношения"

Конспект урока обществознания в 5 классе на тему "Семья и семейные отношения"

Конспект урока обществознания в 5 классе на тему "Семья и семейные отношения"

Конспект урока обществознания в 5 классе на тему "Семья и семейные отношения"

Конспект урока обществознания в 5 классе на тему "Семья и семейные отношения"

Конспект урока обществознания в 5 классе на тему "Семья и семейные отношения"

Конспект урока обществознания в 5 классе на тему "Семья и семейные отношения"

Конспект урока обществознания в 5 классе на тему "Семья и семейные отношения"

Конспект урока обществознания в 5 классе на тему "Семья и семейные отношения"

Конспект урока обществознания в 5 классе на тему "Семья и семейные отношения"

Конспект урока обществознания в 5 классе на тему "Семья и семейные отношения"

Конспект урока обществознания в 5 классе на тему "Семья и семейные отношения"

Конспект урока обществознания в 5 классе на тему "Семья и семейные отношения"

Конспект урока обществознания в 5 классе на тему "Семья и семейные отношения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2019