Конспект урока обществознания в 5 классе на тему "Семья и семейные отношения"
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
обществознание
5 кл
03.05.2019
Конспект урока по обществознанию для учащихся 5 класса. Тема урока "Семья и семейные ценности". Урок разработан в соответствии с ФГОС основного общего образования. В конспекте представлены разные виды работы учащихся: индивидуальная работа, работа в группах, работа с тестом учебника, а также учащиеся по ходу урока заполняют рабочий лист.
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА НА АТТЕСТАЦИЮ.docx
Конспект открытого урока по обществознанию для учащихся 5 класса «А», от 17.10.2018
МБОУ «Камбарская средняя общеобразовательная школа № 2»
Учителя истории, обществознания, краеведения
Вяткиной Марии Александровны.
Тема урока: Семья и семейные отношения.
Тип урока: изучение нового материала.
Технология: развивающее обучение, обучение в сотрудничестве.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.
Цели урока: сформировать представление о том, какую роль семья играет в жизни каждого человека; объяснить,
зачем люди создают семью; охарактеризовать типы семей; показать отношение государства к семье; раскрыть значение
понятий семья, счастливая семья, семейные ценности.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся овладеют целостными представлениями о семье; научатся объяснять ключевые слова
понятия семья, поколение; научатся понимать побудительную роль мотивов в формировании семьи; проводить
сравнительный анализ семейного уклада; существовавшего в прошлом и современного; применять социальные и
нравственные нормы правила, анализируя и оценивая реальные ситуации; объяснять значение коммуникации в
межличностном общении;
Метапредметные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное
отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; определять последовательность
промежуточных целей учетом конечного результата; составлять план действий; осуществлять расширенный поиск
информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; Личностные: формирование отношения к семье как к одной из важнейших ценностей человека.
1. Организационный момент. (1 минута)
Приветствие учащихся и гостей. Настрой учащихся на работу.
2. Мотивационноцелевой этап. (3 минуты)
Ход урока.
Учитель: Ребята, обратите внимание на доску. На доске у нас изображена ромашка, пока мы видим, что она
пустая. Нам с вами необходимо заполнить ромашку.
СЧАСТЬЕ
РОДИТЕЛИ
СЕМЬЯ
ЛЮБОВЬ
ДОМ
ДЕТИ
Учитель: Пожалуйста, кто желает выйти к доске? (выходим к доске, отрываем один лепесток, переворачиваем и
зачитываем). Учитель: Ребята, как вы думаете, что объединяет родителей, детей, дом, любовь и счастье?
Собираем всю ромашку.
Учащиеся: Семья.
3. Этап овладения новыми знаниями. (20 минут)
Учитель: Ребята, как вы понимаете тема нашего урока «Семья и семейные отношения». (запишите тему урока в
рабочие листы).
Учитель: Наш урок мы начнём с притчи. Послушайте, пожалуйста.
«Однажды утром рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорош, и к полудню трое мужчин
готовы были вернуться домой. Но, когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полностью скрыла берег.
А в это же время буря не пощадила их маленький домик. Он загорелся, огонь сжег дотла их жильё и все имущество.
Когда рыбак с сыновьями выбрался на берег, его ждала плачущая жена, которая рассказала мужу и детям о
постигшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повел. Жена возмутилась: «Муж мы потеряли все, что у нас было, а тебе и
дела нет». Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом оказался, тем светом, который в тумане указал нам
дорогу к берегу»
Учитель: Итак, свет в окне…Какие чувства он у вас вызывает?
Учащиеся: Радость, тревога, счастье, боязнь.
Учитель: Когда то вы сами станете мамами и папами, и так же, как и ваши родители, ваши бабушки и дедушки
станете зажигать свет в своем доме. А как вы думаете, что нужно, чтобы в нашем современном обществе каждый
дом был наполнен светом – радостью и уверенностью, что тебя любят и ждут? Сегодня на уроке мы попробуем
ответить на этот вопрос. Что нам нужно узнать, чтобы ответить на этот вопрос?
Учащиеся: Что такое семья? Зачем человеку семья? Учитель: Сегодня мы с вами будем работать в группах. План работы вы видите на экране.
План.
1. Что такое семья?
2. Зачем нужна семья?
3. Создание семьи.
4. Права детей и обязанности родителей.
5. Виды семей.
Учитель: Ребята для того, чтобы ответить на вопрос «Что такое семья?», мы вернёмся к нашей ромашке. Как вы
думаете, какими ещё ассоциациями к слову «семья» мы можем дополнить нашу ромашку?
Учащиеся называют словаассоциации: родственники, связь, брат, сестра и т.д.
Учитель: А теперь попробуйте сформулировать понятие семьи. Давайте сравним, внимание на экран: «Семья – это
социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови), связанная общим бытом, взаимной помощью,
заботой и ответственностью.» Запишите в своих рабочих листах определение.
Учитель: Сейчас мы с вами переходим к работе в группах. Каждая группа будет работать сообща, у каждой
группы есть своё задание. Первая группа должна определить и рассказать нам, зачем нужна семья, от имени детей, от
имени родителей и от имени пожилых людей (бабушек и дедушек). Вторая группа: расскажет, как образуются семьи.
Третья группа: права детей и обязанности родителей. Четвёртая группа: представит нашему вниманию виды семей.
Для этого у вас на партах имеется учебник, откройте § 3 и задания к нему на карточках. В течение 7 минут вы выполняете
задания. После отведённого времени я вам буду задавать вопросы, на которые вы должны дать чёткий и правильный ответ
по своей теме. Постараюсь спросить каждого. Итак, ребята, приступаем. Учащиеся в группах отвечают на поставленные вопросы.
Учитель: Мудрые люди говорят: «Любая дорога начинается с первых шагов, здание — с фундамента, а что
начинается с семьи? (человек становится человеком только в семье)». Послушаем первую группу.
Отвечает первая группа.
Учитель: Итак, подведём итог: семья нам всем необходима, чтобы продолжить свой род, воспитывать детей,
любить друг друга, вести совместное хозяйство, чувствовать себя счастливым.
«Любая дорога начинается с первых шагов, здание — с фундамента, а человек становится человеком только в
семье». Послушаем вторую группу.
Учитель: Всё верно, семьи могут образовываться поразному. Это может быть союз мужчины и женщины, их
Отвечает вторая группа.
связывает чувство взаимной любви, а может быть объединение одиноких родственников (бабушка и внуки, тёти и
племянники), тогда такую семью связывает желание помочь друг другу, заботиться о старших или о младших.
А государство в свою очередь заботиться о семьях и обеспечивает благополучие семей. Послушаем третью группу.
Отвечает третья группа.
Учитель: Верно, на защите семьи стоит государства, нормы государства по урегулированию семейных отношений
прописаны в Семейном кодексе РФ. Согласно этим нормам, родители обязаны заботиться и воспитывать своих детей, а
дети имеют право жить в семье, имеют право на заботу о себе.
Соответственно, все семьи разные, но можно найти черты, которые сделают семьи похожими. Заслушаем четвертую
группу.
Отвечает четвертая группа. Учитель: Семьи в основном двухпоколенные. В старину трёхпоколенные и даже черырёхпоколенные семьи были
весьма распространены, особенно в сельской местности. Неполная семья тоже имеет место быть в нашем сложном мире,
но это не значит, что такая семья хуже полной, в такой семье родитель отдаёт ребёнку любовь за двоих.
Учитель: Хорошо поработали. Ребята, оцените свою работу в группах. Теперь немного отдохнём. (1 минута)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Встаньте:
Кто похож на маму? – поднимите правую руку,
Кто похож на папу? – поднимите левую руку,
Кто похож сам на себя? – поднимите обе руки,
У кого есть сестрёнки? – хлопните в ладоши,
У кого есть братишки? – топните ногами,
У кого есть и сестрёнки, и братишки? – хлопайте в ладоши, топайте ногами,
Кто любит свою семью и дорожит ею? – похлопайте в ладоши.
4. Этап закрепления пройденного материала. (10 минут)
Учитель: Присаживаемся. Продолжаем урок. Теперь, когда мы с вами всё знаем о семье. Каждая группа
представит, что она является семьёй. Возьмите задание из конверта № 2. Прочитайте. Вам нужно разыграть вашу
ситуацию и представить классу. Для первой группы: «Папа на работе получил премию 15000 рублей. Каждый в семье
рассчитывает на эти деньги. Мама мечтает купить новая стиральная машина. Дочь присмотрела новый телефон. Сын
хочет, чтобы деньги пошли на покупку нового ноутбука, а папа мечтает о новых зимних шинах. Помогите семье
определить, куда потратить премию». Для второй группы: «В семье проживают папа, мама, дочь, сын и бабушка. Бабушка заболела и за ней нужен постоянный уход. Именно сегодня вечером у всей семьи есть планы: мама до позднего вечера
работает, папу попросили друзья отвезти их в другой город, сын идёт на соревнования по футболу, а дочь идёт на
концерт, который ждала почти год. Как быть? Кто останется с бабушкой?». Для третьей группы: «Маме на работе
выделили семейную путёвку, рассчитанную на двух человек. Помогите папе, маме, дочери и сыну определить, кто поедет
отдыхать». Для четвертой группы: постройте «Дом счастья».
Учитель: Все готовы. Заслушиваем выступление наших групп. Сделайте вывод, ответив на вопрос: «Какой должна
На работу 5 минут. Учащиеся в группах выполняют работу.
быть настоящая счастливая семья?»
Учащиеся: Любовь, взаимопонимание, взаимоподдержка, взаимопомощь, умение слышать и слушать друг друга,
уважение, забота, доброта.
Учитель: Чтобы каждый дом в нашем обществе был наполнен светом, в семьях родители и дети должны понимать
друг друга, уважать друг друга, ценить друг друга, любить, прощать, заботиться друг о друге… и тогда и дети, и
родители, и бабушки, и дедушки будут знать, что дом их семьи наполнен светом и теплом, что в этом доме все любят и
всех ждут.
5. Этап рефлексии. (4 минуты)
Учитель: — Подведем итоги нашей работы. Предлагаю вам продолжить следующие фразы.
Сегодня на уроке:
Мне показалось важным …
Было интересно …
Было трудно …
Учащиеся заполняют рефлексию. Учитель: В завершении нашего урока, я бы хотела прочитать вам эти строки.
Дом, как известно всем давно –
Это не стены, не окна,
Это не стулья со столом
Это не дом.
Дом – это то, куда готов
Ты возвращаться вновь и вновь
Яростным, добрым, нежным, злым
Еле живым.
Дом это тот, где вас поймут, тот, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом –
Это твой дом.
Организация домашнего задания. (1 минута)
6.
Учитель: Ребята, дома вам нужно подобрать 3 пословицы о семье, нарисовать рисунок «Моя семья».
Учитель: Спасибо за урок. Можно идти отдыхать.
Конспект урока обществознания в 5 классе на тему "Семья и семейные отношения"
Конспект урока обществознания в 5 классе на тему "Семья и семейные отношения"
Конспект урока обществознания в 5 классе на тему "Семья и семейные отношения"
Конспект урока обществознания в 5 классе на тему "Семья и семейные отношения"
Конспект урока обществознания в 5 классе на тему "Семья и семейные отношения"
Конспект урока обществознания в 5 классе на тему "Семья и семейные отношения"
Конспект урока обществознания в 5 классе на тему "Семья и семейные отношения"
Конспект урока обществознания в 5 классе на тему "Семья и семейные отношения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.