Мальцева Ж.Г.
Интегрированный урок обучения грамоте и письма
1 класс (Школа 2100)
Тема: Согласные звуки [ф], [ф']. Строчная буква ф.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Прошу вас повернуться и поздороваться с нашими гостями. Садитесь те ребята, чье полное имя начинается на гласный звук, на согласный звук.
2. Постановка темы и цели урока.
Я попрошу Настю помочь мне начать урок (Фролова А. в фартуке с фонариком и фотоаппаратом).
Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока обучения грамоте и письма?
Какую цель вы можете для себя поставить?
Кроме этого мы будем продолжать учиться слушать друг друга, работать в парах и группах, развивать правильную грамотную речь.
3. Характеристика звука.
Итак, звук [ф]. Придумайте слова:
· начинающиеся с этого звука.
· Заканчивающиеся этим звуком
· Звук в середине слова
· 2 слога, 1 слог ударный
· одушевленные предметы на [ф]
Вспомните несколько названных слов и дайте характеристику звуку. Есть ли у него пара?
Звук [ф] на письме обозначается буквой ф.
Ф фырчит – какая скука!
Я служу глухому звуку!
Буква В, моя сестренка,
Звук обозначает звонкий.
Назовите соседей буквы ф.
4. Образ буквы.
На что буква похожа? Сделайте модель буквы из проволоки. Работайте в парах, помогая друг другу.
Попрошу вас встать. А вы можете изобразить букву ф?
Федя ходит руки в боки, значит, выучил уроки.
5. Образ филина.
Послушайте внимательно (запись голоса филина). 1 слайд
Кто это?
Живет в лесу, ухает, как разбойник,
люди его боятся, а он людей боится.
Филин, в книгу залетев, превратился буквой Ф. 2 слайд
Что вы знаете о филине?
Филин – самая крупная сова.
3 слайд
Прочитайте стихотворение на карточках.
Филин серый, филин старый,
А глаза горят, как фары.
Только ночью страшен филин,
А при свете он бессилен.
Филин в чаще: ух да ух!
У зайчишки замер дух.
Бедный заинька не спал,
Под кустом всю ночь дрожал.
Что вы узнали о филине? Он питается еще мышами, хомяками, лягушками. Вспомните уроки окружающего мира, к какой группе птиц он относится?
А у нас в Сивинском районе есть филин? Есть и включен в Красную книгу Среднего Урала.
6. Написание буквы Ф. 4 слайд
Печатная и письменная ф похожи? В чем отличие? На какую письменную букву похожа ф? Запись буквы в прописи. Обведите самую красивую букву. Для тех, кто быстрее закончит, найти предметы на столе, в названии которого есть [ф].
5 слайд
(конфета, футболка, фотография класса, книга, сумка, телефон, варежки, мяч, шарф)
Запись строки с соединениями.
7. Работа с Азбукой.
Прочитайте слова в столбиках. Найдите:
· предмет для укладывания прически
· синоним к слову сердится, показывает недовольство
· приспособление для передачи звуков по проводам
· слова 1 столбика – есть непонятные слова? (фауна)
Как узнать, что обозначает слово?
- узнать у родителей
- спросить у учителя
- обратиться к учебнику или словарю, энциклопедии
Недаром говорят: нет сокровища лучше знания.
1 парта ищет значение слова в толковом словаре, остальные в учебнике. Филин – это представитель флоры или фауны? Задание в прописи – соедини линиями.
8. Работа в группах.
Сейчас я предлагаю вам поработать в группах.
1 группа – напишите по 2 представителя флоры и фауны так, чтобы в словах был звук [ф].
(фауна – филин, форель, фазан, фламинго, дельфин, флора – фиалка, флоксы, фикус)
2 группа – цор – раздели предметы на 2 группы
3 группа – вы фантазеры. Из слов жираф, дельфин (представителей фауны), форточка, февраль составьте предложение с необычным, фантастическим содержанием.
4 группа – многие растения и животные на Земле исчезают. Как сберечь флору и фауну Земли?
9. Итог урока. Рефлексия.
Итак, какие звуки и какая буква были у нас на уроке главными? Придумайте предложение, чтобы в нем все слова начинались со звука [ф].
Что нового вы узнали? Оцените свою работу на уроке. В дневнике найдите 20 февраля урок обучения грамоте и раскрасьте знак. Сегодня прекрасными фантазерами были -
(отметить индивидуальные достижения)
Домашнее задание на выбор:
· найти дома предметы со звуком [ф]
· нарисовать такой рисунок, чтобы все картинки на нем начинались со звука [ф]
· узнать что-нибудь интересное о филине
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.