Конспект урока "Однозначные и многозначные слова"
Оценка 5

Конспект урока "Однозначные и многозначные слова"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
04.03.2018
Конспект урока "Однозначные и многозначные слова"
Проводится работа над развитием речи учащихся, прорабатываютя понятия: однозначные слова, многозначные слова. Организована небольшая исследовательская работа с текстами Харитонова, Коренца, Горького. В системе ведется словарно - орфографическая работа. Закрепление ведется по упражнениям из учебника. Урок по желанию легко редактируется и корректируется.
Уроки5.doc
УРОКИ.ОДНОЗНАЧНЫЕ И МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА КЛАСС: 5 Цели: сообщить о многозначных и однозначных словах; учить определять, в каком   лексическом   значении   употреблено   многозначное   слово;   продолжить работу по приобретению навыков пользования толковым словарем. Ход урока I. Проверка домашнего задания. II. Словарно­орфографическая работа. Камп ния  Камп нияаа комп нияаа аа , ­и, ж. 1. Совокупность военных операций, война. (Разговор шел о   финской   кампании.)  2.   Мероприятие   для   осуществления   первоочередной политической   или   хозяйственной   задачи.  (Избирательная   кампания. Уборочная кампания.)   (не смешивать с  камп нияаа ),  ­и, ж. 1. Общество, группа лиц, проводящих вместе время или чем­либо объединенных. (Они держались своей компанией.)  2.   Торговое   или   промышленное   объединение   предпринимателей. (Нефтяная компания.) Комп нияаа III. Сообщение темы урока.  1. Работа по материалам учебника, с. 136–137. 2. Выполнение упражнений 329, 331 (устно). IV. Самостоятельная работа. – Определите, есть ли в данном тексте многозначное слово. 1. Собираться с тобой нам в дорогу пустяк,   Закинем за пояс дорожный рюкзак. 2. Если хочешь ты найти друзей,  Собирайся с нами в путь скорей,  Собирайся с нами в дальний путь,  Только песню не забудь!  В дорогу! В дорогу!  (Дорога, путь.) В. Харитонов 3. К вечеру температура снизилась. Самолет снизился и пошел на посадку. Ученик снизил успеваемость. (Снизил.) – О каком столе идет речь в каждом случае? 1. Берегите книгу вы, тетрадь, садитесь вы за стол.  (С. Маршак.)  2. Стол накроешь, посуду помоешь – сядешь, посидишь.  (С. Михалков.)  3. Почти все девушки   уже   жили   на   одной   большой   квартире,   имели   общий   стол.  (Н. Чернышевский.)  4.   Петр   Данилыч   жил   по­русски,   попросту:   стол   у   него незатейливый, крестьянский: любил простоквашу, баранину, жирные с наваром щи. (В. Шишков.) 5. Анна Ивановна работает в адресном столе, на ее письменном столе много документов. Значение слова  стол: 1. Предмет, на котором пишут  (письменный стол), обедают (обеденный стол), готовят (кухонный стол); 2. Питание (заплатил за стол, т. е. заплатил за питание, диетический стол); 3. Отдел в учреждении (адресный стол, паспортный стол, стол находок). V. Выполнение упражнений 332, 333. VI. Определение лексического значения слов и словосочетаний (устно). – Установите по данным предложениям, какие значения имеет слово голова. 1. От бессонницы у него заболела голова. 2. Голова у него работает хорошо, любую задачу решает быстро. 3. Он в неравном бою сложил свою голову. 4. Фермер продал государству сто голов рогатого скота. Стихи о голове Голова всему венец – В ней начало и конец, Без нее, сыны и дочки, Не прочтете вы ни строчки. Составлять в уме слова Вам поможет голова. Объяснит вам без запинки В книжке разные картинки. Вам подскажет голова, Сколько будет дважды два. Жить с хорошей головой, Что с богатой кладовой: Словно в речке отраженья, В ней хранятся сбереженья – Запах леса, Шум прибоя, Звезды, небо голубое, Основы математики И правила грамматики. Ю. Коринец – Как понимают значение слова однажды. А к т е р   и   С а т и н – персонажи пьесы «На дне» А. М. Горького. Актер (высовывая голову с печи – Сатину). Однажды тебя совсем убьют до смерти. Сатин. А ты – болван. Актер. Почему? Сатин. Потому что – дважды убить нельзя. Актер (помолчав). Не понимаю… Почему нельзя? (Актер понимает слово  однажды  в значении «когда­нибудь», а Сатин в значении – «один раз».) – Объясните значение словосочетаний. Сердечный человек, сердечный прием, сердечная мышца; глухой старик, глухой   голос,   глухой   согласный,   глухой   переулок;   высокий   рост,   высокая температура, высокие цены, высокое напряжение, высокая оценка. – Определите значение слова разбить в предложениях. Миша разбил себе нос. Туристы разбили палатку. Разбили врага наголову. Лесоводы разбили участок. – О какой каше идет речь? Живет на свете Саша. Во рту у Саши каша – Не рисовая каша, Не гречневая каша, Не манка, не овсянка На сладком молоке. … Когда он вслух читает,  Поймешь едва­едва: И звуки он глотает И целые слова. С. Михалков VII. Выполнение упражнений 334, 335. Домашнее задание: упражнение 336.

Конспект урока "Однозначные и многозначные слова"

Конспект урока "Однозначные и многозначные слова"

Конспект урока "Однозначные и многозначные слова"

Конспект урока "Однозначные и многозначные слова"

Конспект урока "Однозначные и многозначные слова"

Конспект урока "Однозначные и многозначные слова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018