Конспект урока окружающего мира на тему "Наш край" 4 кл
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
23.07.2019
На уроке применяется технология групповой работы учащихся по теме "Наш край". Использован местный краеведческий материал, который знакомит с Московской областью: её достопримечательностями, животным и растительным миром, экологическими проблемами. В результате команды представляют мини-проекты по определенной теме и собирают пазл карты Московской области.
Конспект урока Наш край 4 кл.docx
№
слайда
1
вводный
Этап урока
Само
определение
к
деятельности,
мотивация
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Адаптационный этап
Урок ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
4 класс
Учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир».
Часть 1. М., Просвещение, 2016 год.
На фоне песни «Наш край» (сл. А.Пришельца,
муз. Д.Кабалевского), мелодию которой на
кларнете исполняет учащийся класса, учитель
читает стихотворение А.Коблевой.
Слушают учителя, участвуют в диалоге;
Демонстрируют готовность к уроку;
Готовят рабочее место;
Слушают мелодию и стихи.
Люблю мой край…
Как странно этот слышать:
Ведь каждый человек свой любит край!
Но небо здесь синее,
Солнце выше,
И в цвет сирени здесь окрашен май!
Люблю мой край!
Я много мест видала,
И можно хоть полмира обойти,
Но ближе и милей родного края,
Я думаю, мне больше не найти!
почему наше
Ребята, как вы думаете,
заседание клуба «Юные исследователи» мы
начали таким образом?
Отвечают на вопрос.
– Потому что говорить будем о родном крае.
2. Основной этап Постановка
учебной
задачи через
подводящий
диалог
Да, совершенно верно. Мы начинаем изучение нового
раздела.
Откройте, пожалуйста, ваши учебники на стр.135 и
прочтите название этого раздела.
Дети открывают учебники на данной
странице и читают:
Родной край – часть большой
страны».
А что означает слово «КРАЙ»?
Вот какие объяснения значения слова «край» даны в
толковом словаре Владимира Даля.
2
Значение
слова
«край»
1. Конечная линия, предельная часть чеголибо.
(край одежды, на краю обрыва, налить стакан до краёв)
2. Страна, область (тёплые края, в наших краях).
3. В России: крупная административнотерриториальная
единица (Приморский край).
Какие определения для нас подходят? (2)
Давайте попробуем подобрать синонимы к слову КРАЙ,
которые относились бы к нашей теме (страна, земля,
сторона, место, область, местность)
Слово многозначное. (Край стола,
родной край, в краю чудес)
Лексическая работа.
2
Страна, земля, сторона, место,
область, местность.
3
Тема
урока +
эпиграф
Определение
темы урока,
целе
полагание
Так как же мы с вами обозначим тему
нашего урока?
Наш край
(На доску вывешивается тема урока «Наш край».
Эпиграф: Что может быть милей
Бесценного родного края? Н. ЯЗЫКОВ.) Какую учебную задачу в связи с этим мы с
вами перед собой поставим?
Что бы вы хотели узнать о родном крае?
Что будем делать для достижения этой
цели?
Какой он наш край? Как живут и чем занимаются люди?
Что окружает нас?
Вот об этом мы и будем сегодня говорить на уроке.
На некоторые вопросы мы ответим сегодня, а на другие –
на следующих уроках.
Узнать больше о родном крае.
Предлагают темы для обсуждения.
Каждая
сообщение
направлению по плану,
дополнительную литературу.
группа подготовит
определённому
по
используя Актуализа
ция
опорных
знаний
4
Карта РФ
(па)
Ребята,
давайте познакомимся с политико
административной картой России на стр.136137 учебника.
Изучите условные обозначения.
Что расскажет карта?
Что расскажут условные обозначения?
Найдите на карте самые крупные
республики, края, округа. Покажите их на
карте.
Россия: республики – 21; края – 9; области – 46; города
федерального значения – 2; автономная область – 1;
автономные округа – 4.
Где в основном находятся эти большие
по территории края, республики, округа?
А что вы можете сказать о Восточно
Европейской равнине?
Работают с картой в учебнике и картой на
доске.
Рассказывают об особенностях условных
обозначений.
На ней показаны границы краёв и
областей.
Границы выделены с
помощью
линии.
Территории субъектов РФ закрашены
определённым цветом, указаны их
названия. Можно увидеть их столицы.
пунктирной
края,
Показывают на карте России самые
крупные республики,
округа,
называют их.
(Якутия),
Хабаровский край, Красноярский край,
Чукотский Автономный округ.
Республика Саха
Они находятся на ЗападноСибирской
равнине
СреднеСибирском
плоскогорье.
и
На ней расположено очень много
небольших по площади областей и
республик.
Ещё можно сказать, что Восточно Есть очень маленькие субъекты, тогда на карте даже нет
места, чтобы написать их названия. В таких случаях на
карте ставится цифра, а внизу даётся расшифровка, что
обозначает эта цифра.
Покажите на карте территорию нашего
края – Московской области. Назовите
главный город.
На географической карте Московскую область можно
найти в бассейне рек Оки и Волги, Клязьмы и Москвы.
Местонахождение Подмосковья – центральная часть
ВосточноЕвропейской равнины.
Можем ли мы показать другие города
Московской области?
Можно ли выделить ещё территории
внутри области (районы)?
5
Карта
МО
(соседи)
Посмотрите на карту Московской
области.
Кто наши соседи?
На севере и северозападе область граничит с Тверской.
На востоке и северовостоке соседствует с Владимирской.
Преодолев южные границы Подмосковья, можно попасть в
Тульскую область, а западные – в Смоленскую. Юго
западнее Московской области находится Калужская, а
юговосточнее – Рязанская. На севере Подмосковье
Европейская равнина густо населена.
Посмотрите,
как много здесь
населённых пунктов, городов.
Показывают на карте России Московскую
область, её столицу.
Местонахождение Подмосковья –
центральная
Восточно
Европейской равнины.
часть
Нет, масштаб карты не позволяет.
Это мелкие объекты.
Смоленская область,
Ярославская,
Рязанская, Тульская, Калужская.
Тверская,
Владимирская, граничит с Ярославской областью.
В каком тепловом поясе находится МО?
6
Карта
России
Тепловой пояс (умеренный) – карта
тепловых поясов. Ярко выражены 4
времени года.
В какой природной зоне находится наш
край?
Зона лесов карта природных зон.
Освоение
нового
материала.
Поиск
решения
проблемы.
7
пункты
плана
Итак, объектом нашего изучения будет
наш край.
Ребята, посмотрите внимательно на данный план и
всё ли предложенные положения нам
скажите,
подходят?
1. Историческая справка.
2. Экономика (добыча полезных ископаемых, отрасли
производства, сельское хозяйство).
3. Природа родного края (растения, животные).
4. Охрана окружающей среды.
5. Достопримечательности родного края.
6. Моря и океаны, которые омывают Московскую область.
7. Названия горных хребтов на территории нашей области.
8
группы
Итак, у нас сформированы 5 групп:
1я группа «ИСТОРИКИ» расскажет нам об истории
Местонахождение
Климатические условия
Природа
человека
Экология
Достопримечательности
Хозяйственная деятельность
Не подходят:
Моря и океаны, которые омывают
Московскую область.
(Область находится в центре
материка)
горных
Названия
территории нашей области.
(Преобладает равнинная поверхность)
хребтов
на 1. Природоведы
2. Экологи
3. Экскурсоводы
4. Промышленники
5. Историки
Выполняют физкультурную разминку
(проводят учащиеся – члены спортивно
оздоровительного центра)
развития МО.
2я группа «ЭКСКУРСОВОДЫ» узнает и расскажет о
достопримечательностях Московской области.
3я группа «ПРОМЫШЛЕННИКИ» познакомит нас с
развитием отраслей производства и сельского хозяйства.
4я группа «ПРИРОДОВЕДЫ» узнает и расскажет о
растительном и животном мире.
5я группа «ЭКОЛОГИ» познакомит нас с экологическими
проблемами региона, о природоохранной деятельности
человека.
Но … Чтобы дальше нам шагать – нужно тело нам размять.
По Московской земле шагаем
И её мы изучаем. (Ходьба на месте)
Вот поля. Вот леса. (Взмахи руками вправо и влево)
Слышим птичьи голоса. (Поднимаем голову вверх)
Свежий воздух мы вдыхаем (Глубокий вдох)
И душою отдыхаем. (Выдох)
Нагулялись, надышались (Ходьба на месте)
По домам все разбежались (Бег на месте, садимся за
парты).
Физкульт
минутка 9
Карта
МО
Самостоя
тельная
работа
в группах
(проектная
деятельнть)
Начинаем работу над проектом «Наш край – Московская
область» в группах. Желаю удачи.
Учащиеся работают в группах над
проектом.
Оформить часть карты МО по
обозначенному направлению.
Представить её.
Сделать вывод.
(Распределить обязанности в группе)
(Группа на листе пазла – часть МО
оформляет информацию по своему
направлению,
используя картинки,
фотографии, текст).
Учащиеся рассказывают об истории
родного края, гербе и флаге Московской
области,
событиях,
связанных с МО.
исторических
ЧТО ПРЕДСТОИТ СДЕЛАТЬ?
Учитель ведёт консультационную работу.
(Звучит минусовка песни «Наш край»)
(По мере готовности групп (по истечении отведённого
времени) идёт представление информации учащимися).
(В результате выступлений групп, на доске собирается
пазл – карта Московской области).
1я группа «ИСТОРИКИ»
Московская область образована 14 января 1929 года.
Население – более 7 миллионов человек. По числу жителей
МО превосходит Норвегию, Финляндию, Данию. Площадь
МО – 46 000 квадратных километров. Её территория
больше таких европейских государств, как Бельгия,
Швейцария, Нидерланды.
Главной фигурой герба является Георгий Победоносец –
символ и покровитель всего русского народа, хранитель
земли Русской. В этом образе воплотилась извечная тема
победы добра над злом, света над тьмой.
Золото символизирует знатность, могущество и богатство,
а также христианские добродетели: веру, справедливость,
милосердие, смирение.
Серебро символизирует благородство, откровенность, а также чистоту, невинность, правдивость.
Червлень (красный) символизирует храбрость, мужество,
самоотверженность, труд, жизнеутверждающую силу,
праздник, красоту.
Лазурь (синий, голубой) символизирует великодушие,
честность, славу, верность, безупречность, добродетели.
Пурпур символизирует достоинство,
могущество.
благочестие,
Корона указывает на статус Московской области как
субъекта Российской Федерации.
Флаг Московской области составлен на основе герба. Флаг
представляет из себя прямоугольное полотнище с
отношением ширины к длине 2:3 красного цвета с
двухсторонним изображением в верхнем ближнем к древку
углу основного элемента герба Московской области –
развернутого к древку святого Георгия Победоносца.
Население крупнейших городов:
Подольск 198,3 тыс. чел.;
Люберцы 166,3 тыс. чел.;
Коломна 153,4 тыс. чел.;
Мытищи 149,2 тыс. чел.
Московская область тесно связана с важнейшими
событиями истории России: это и Куликовская битва 1380
года, и война московских князей середины XV века, и
отечественная война 1812 года, и имена известных русских
военных и политических деятелей, таких как Сергий
Радонежский, Минин и Пожарский, Кутузов. В прежние времена в Коломне традиционно собирались
русские войска, направлявшиеся в военные походы против
татаромонгол. Это был самый богатый город после
Москвы.
Старейшим городом области считается Волоколамск
(впервые упоминается в 1135 году, он на 12 лет старше
Москвы).
Под Волоколамском был совершён боевой подвиг 28
гвардейцев из дивизии генерала Панфилова.
В окрестностях города расположен музей и мемориал «28
героевпанфиловцев».
Город Кубинка известен такими важными для страны
объектами, как Московский институт радиоэлектроники
космических войск и часть воздушнодесантных войск.
Главной достопримечательностью города служит
Центральный музей бронетанковых вооружений и техники
Министерства обороны России. Он является одним из
крупнейших в мире. Его экспонаты бронетехника
различных исторических периодов и видов. Этот музей
своеобразный городок, на улицах которого и находятся
танки, бронетранспортеры и т.д.
С именем знаменитой лётчицы времён Великой
Отечественной войны Ниной Максимовной Распоповой
связан город Мытищи.
2я группа «ЭКСКУРСОВОДЫ»
Московская область богата памятниками архитектуры,
истории и культуры. Здесь расположены 49 музеев:
рассказывают
Учащиеся
о
достопримечательностях Московской
области
памятники
архитектуры, народные промыслы).
(усадьбы, краеведческие, мемориальные, художественные, историко
архитектурные.
Подмосковье родина многих народных промыслов:
Гжель, Сергиев Посад, Павловский Посад.
Всемирную славу получила деревянная игрушка
богородских и кудринских резчиков, лаковая миниатюрная
роспись села Федоскино,
Гжельский фарфор,
декоративные металлические подносы села Жостово, а так
же произведения мастеров ювелиров, изделия резчиков по
кости и превосходные образцы кружевоплетения и
вышивки.
Подмосковье бережно хранит память о выдающихся
деятелях русской культуры. Здесь черпали творческое
вдохновение многие художники слова, чародеи музыки,
мастера кисти и резца. На земле Московской жили и
творили Пушкин и Лермонтов, Герцен и Чехов, Лев
Толстой и Горький, Чайковский, Поленов и Васнецов ... И
сегодня это обетованный край писателей, художников,
композиторов.
3я группа «ПРОМЫШЛЕННИКИ»
На территории Подмосковья разрабатываются 22
месторождения строительных камней, которые составляют
карбонатные породы, в основном известняки, 23
месторождения глины и суглинков для производства
кирпича.
Издавна славится московский край своими известняками.
Московская область один из наиболее индустриальных
регионов
развитым
Центральной России
с
Учащиеся рассказывают о наиболее
крупных промышленных предприятиях, о
развитых отраслях промышленности. сельскохозяйственным производством.
Современный облик столичной области определяют
крупные промышленные центры Подольск, Орехово
Зуево, Люберцы, Мытищи, Дмитров. Хорошо развиты
тяжелая и легкая индустрия, в частности, химическая и
нефтехимическая промышленность, черная и цветная
металлургия, машиностроение и металлообработка, а
также
лесная,
целлюлознобумажная
деревообрабатывающая
промышленность.
Московская область одна из ведущих в стране по
производству товаров народного потребления.
текстильная,
и
пищевая,
Всем известны вагоны метро Мытищинского завода
«Метровагонмаш»
4я группа «ПРИРОДОВЕДЫ»
(используют Красную книгу МО)
Территория области расположена в лесной зоне, и только
южная половина СеребряноПрудского района в
лесостепной зоне,
Подмосковье край лесов. Они занимают треть его
территории (40%). В них водятся лоси, кабаны, олени,
лисицы, горностаи, рыси, куницы...
В подмосковных лесах много всевозможных птиц.
Учащиеся рассказывают о растительном и
животном мире родного края, о Красной
книге МО, о национальных парках и
заповедниках.
Загадывают загадки одноклассникам.
Оформляют коллаж «Обитатели леса». Животный мир: 60 видов млекопитающих, 18 видов
пресмыкающихся и земноводных, 40 видов рыб, около 300
видов птиц.
Подмосковье богато водоемами. От тихих, прозрачных
заповедных лесных озер до рукотворных морей
водохранилищ, таких, как Истринское, Можайское,
Учинское, Рузское и Клязьминское, и от маленьких
речушек, этих голубых капилляров земли, собирающих
влагу с окрестных полей и лесов, до такого крупного
водного бассейна, каким является Москварека.
Более 350 крупных озёр. Важнейшими из них являются:
Тростенское, Нерское, Круглое на Московской
возвышенности и Черное, Великое, Святое, Дубовое
расположены среди верховых и переходных болот
Мещерской низменности.
Озеро Глубокое в Звенигородском районе находится в
центре
ледникового
происхождения. Это озеро является единственным хорошо
сохранившимся ледниковым озером Подмосковья.
заболоченной
равнины
На территории Московской области находятся:
1."ПриокскоТеррасный" государственный биосферный
заповедник. Находится он вблизи города Серпухов в
дельте реки Ока. Он входит даже во Всемирную сеть
биосферных заповедников. 2.Национальный парк "Завидово",который создан для
сохранения лесных массивов и водноболотных площадей.
Этот парк является также большим охотничьим угодьем.
Здесь водятся лоси, волки, зайцы, кабаны, лисицы, косули,
глухари, тетерева, серые куропатки.
3.Национальный парк "Лосиный остров". Это самый
первый национальный парк в России. Он сохранился ещё
со времён Ивана Грозного, тогда он назывался "Государева
заповедная роща". Водятся здесь бобры, кабаны, лоси и
многие хищные птицы, а также растут редкие в
Московской области растения.
С 1998 года раз в 10 лет выпускается Красная книга
Московской области. В издании 2008 года описано 718
видов живых организмов.
Из 16 видов, занесенных в Красную книгу и известных в
пределах области, пять видов отнесены к категории "О",
то есть, их следует считать исчезнувшими: ковыль
Залесского,
ятрышник
обожженный, пыльцеголовник красный.
ятрышник шлемоносный,
На грани исчезновения каулиния тончайшая, Венерин
башмачок настоящий, полушник озёрный, полушник
щетинистый, рябчик русский, ковыль красивейший,
ковыль опушеннолистный. Отгадывают загадки.
К редким видам области относятся ковыль перистый,
кизильник алаунский, водяной орех плавающий.
Помимо перечисленных видов нуждаются в особой охране
ещё около 200 видов растений.
К редким и исчезающим относятся бурозубки, почти все
виды летучих мышей, слепыш, норка европейская, выдра,
рысь, выхухоль.
Среди пресмыкающихся редкими стали безногая ящерица
веретеница и неядовитая змея медянка.
Большой тушканчик,
единично встречающийся в
Зарайском и СеребряноПрудском районах региона,
находится под угрозой исчезновения изза сплошной
распашки земель, застройки.
Большой редкостью стали крупные хищники: бурый
медведь, волк и рысь. Они иногда заходят из соседних,
преимущественно Тверской и Ярославской областей.
А теперь поиграем:
(Учащиеся отгадывают загадки,
выбирают из
размещённых на доске изображений животных
подходящее и помещают его на ватман с
изображением берёзы – собираем коллаж «Обитатели леса».)
Отгадайте загадки:
Сердитый недотрога живёт в глуши лесной.
Иголок очень много, а нитки ни одной. (ЁЖ)
Его слепым зовут всегда, но это вовсе не беда;
Он под землёй построил дом
И всей семьёй живёт там в нём. (КРОТ)
На овчарку он похож,
Что ни зуб – то острый нож.
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (ВОЛК)
Не голос – громкая труба, большая верхняя губа.
На нём – громадные рога, ему природа дорога.
В лесу крупнее зверя не нашлось.
Раз он – сохатый, значит (ЛОСЬ)
Бык в лесу живёт лохматый
Рогом острым чешет дуб.
Головастый, бородатый
Сильный, быстроногий … (ЗУБР)
Там, где сосен сильный запах, В чаще леса в тишине,
Положив на брюхо лапу,
Сплю я только на спине. (БАРСУК)
Какое животное могло бы о себе так сказать?
Я в наших лесах – лучший строитель, такой уютной
хатки как у меня ни у кого нет. (БОБР)
Я – самое трусливое животное в лесу. У меня
длинные уши, короткий хвост. (ЗАЯЦРУСАК)
А я прекрасно прыгаю и лазаю по деревьям.
(БЕЛКА)
Я рыжая хищница. (ЛИСА)
Я тоже хищник. Только охочусь всегда ночью, очень
хорошо вижу, бесшумно летаю. (СОВА, ФИЛИН)
Моё любимое лакомство – жёлуди, люблю ягоды,
орехи, но иногда во мне просыпается страшный
хищник. (КАБАН)
5я группа «ЭКОЛОГИ»
Учащиеся озвучивают проблемы экологии
Московской области,
знакомят с наиболее экологически благоприятными
городами МО.
Природные условия для жизни населения благоприятные.
Экологическая ситуация одна из наиболее острых в
стране, обусловлена высоким уровнем промышленного
загрязнения атмосферы и вод, утратой продуктивных
земель, занятых под строительство.
Основными факторами экологического риска в пределах
области являются:
высокая концентрация сложных и неблагополучных
(в экологическом плане) промышленных объектов;
густая сеть транспортных магистралей;
интенсивное сельскохозяйственное производство;
интенсивные горнодобывающие работы в ряде
районов;
наличие опасных природных процессов на отдельных
территориях.
Районы с высокой степенью риска по загрязнению
природной среды от промышленных объектов
расположены в таких промышленных центрах, как
Люберцы, Электросталь, Ногинск, Щелково, Воскресенск,
Кашира, Подольск, ОреховоЗуево, Клин.
Наиболее сильное воздействие на природную среду
объекты сельского хозяйства оказывают в районах,
расположенных вблизи крупных промышленных
производств, а также к востоку, юговостоку и югу от
г.Москвы. выявлено
области
территории
На
236
несанкционированных свалок твёрдобытовых отходов и
промышленных отходов в лесах, оврагах, брошенных
карьерах, придорожных кюветах. Официальных полигонов
для захоронения промышленных отходов в области нет, за
исключением спецполигона в СергиевомПосаде.
Наиболее остро стоит проблема утилизации, переработки
уничтожения и захоронения токсичных отходов.
Самые чистые города Подмосковья находятся в северо
западных и западных районах области.
Рейтинг лучших городов Подмосковья по экологической
обстановке по данным на 2015 г. возглавляет Одинцово.
Экологическое благополучие Одинцово заключено в
обилии находящихся неподалеку лесных массивов, где
расположено большое количество санаториев.
На втором месте в списке «Лучшие города Подмосковья
по экологической обстановке» находится Королев. Это
крупный научнопроизводственный центр области, чистоту
атмосферы которого поддерживают многочисленные
парки, скверы и зеленые насаждения.
Третьим стоит Домодедово. Этот населенный пункт
окружен со всех сторон лесопарковой зоной, очищающей воздух.
3. Итоги урока. Рефлексия.
Итоги
урока.
Рефлексия.
Итак, достигли мы с вами цели урока?
Что интересного узнали о родном крае?
Отвечают на вопросы.
Продолжите предложение: «ТЕПЕРЬ Я
ЗНАЮ, ЧТО…»
Где могут пригодиться в жизни новые знания?
А сейчас я предлагаю написать вам
синквейн на тему «НАШ КРАЙ» и оценить
свою работу в группе.
У вас на столах лежат листочки трёх цветов, на которых
вы будете писать текст. Выберите:
жёлтый листочек, если вы остались довольны собой,
своей работой;
зелёный – если не всё получалось, были небольшие
затруднения;
красный – если вы недовольны своей работой.
Напоминаю правила написания синквейна.
1я строка – название «Наш край»
2я строка – 2 имени прилагательных
3я строка 3 глагола
Продолжают предложение.
Оценивают свою работу с помощью
разноцветных листочков.
Пишут на заготовках (берёзовые листочки
жёлтого, зелёного и красного цвета)
синквейн и прикрепляют его на дерево,
нарисованное на ватмане. Минусовк
а
песни
«Наш
край»
4я строка – короткое предложение по теме синквейна
(пословица, афоризм)
5я строка – синоним теме синквейна (ассоциация)
(Звучит минусовка песни «Наш край»)
Мы живём в таком крае, который невозможно не любить.
Вы видите на доске изображение дерева – берёзы –
символа России.
Как дерево не может жить без корней, так и мы должны
знать и беречь свои корни, которые уходят вглубь истории.
От вас зависит, каким будет наш край, который мы
должны не только знать, но и беречь и делать всё от нас
зависящее для его процветания!
Кто готов озвучить свои работы?
Те, кто не успел познакомить нас со своими работами,
сделают это на следующем уроке.
На перемене прикрепите свои листочки на дерево.
Домашнее
задание
Составить кроссворд по полученной информации (2
вопроса по каждому направлению.)
Всем спасибо за работу. Молодцы. С удовольствием
ставлю всем «отлично».
Учащиеся зачитывают синквейны и
приклеивают их на ветви берёзы,
изображённой на ватмане на доске. Учащиеся самостоятельно выполняют
тест с дальнейшей самопроверкой по
эталону.
Закрепление.
Самостоя
тельная
работа
(тест)
Тест «Я знаю родной край».
1. Мой край расположен на материке:
А) Африка; б) Евразия; в) Австралия
2. Где расположена Московская область?
А) на ЗападноСибирской равнине;
Б) на ВосточноЕвропейской равнине;
В) на СреднеСибирском плоскогорье.
3. Территория моего края расположена:
А) в тропическом поясе;
Б) в полярном поясе;
В) в умеренном поясе.
4. Поверхность Московской области: А) равнинная; б) гористая; в) холмистая равнина.
5. Соседи Московской области:
А) Воронежская,
Б) Ленинградская,
В) Ярославская.
6. По территории Московской области протекают треки:
А) Амур; б) Волга; в) Ока
7. Занесены в Красную книгу Московской области:
А) суслики б) волки в) выхухоль
Ключ: 1б; 2б; 3в; 4а; 5в; 6в; 7в.
Конспект урока окружающего мира на тему "Наш край" 4 кл
Конспект урока окружающего мира на тему "Наш край" 4 кл
Конспект урока окружающего мира на тему "Наш край" 4 кл
Конспект урока окружающего мира на тему "Наш край" 4 кл
Конспект урока окружающего мира на тему "Наш край" 4 кл
Конспект урока окружающего мира на тему "Наш край" 4 кл
Конспект урока окружающего мира на тему "Наш край" 4 кл
Конспект урока окружающего мира на тему "Наш край" 4 кл
Конспект урока окружающего мира на тему "Наш край" 4 кл
Конспект урока окружающего мира на тему "Наш край" 4 кл
Конспект урока окружающего мира на тему "Наш край" 4 кл
Конспект урока окружающего мира на тему "Наш край" 4 кл
Конспект урока окружающего мира на тему "Наш край" 4 кл
Конспект урока окружающего мира на тему "Наш край" 4 кл
Конспект урока окружающего мира на тему "Наш край" 4 кл
Конспект урока окружающего мира на тему "Наш край" 4 кл
Конспект урока окружающего мира на тему "Наш край" 4 кл
Конспект урока окружающего мира на тему "Наш край" 4 кл
Конспект урока окружающего мира на тему "Наш край" 4 кл
Конспект урока окружающего мира на тему "Наш край" 4 кл
Конспект урока окружающего мира на тему "Наш край" 4 кл
Конспект урока окружающего мира на тему "Наш край" 4 кл
Конспект урока окружающего мира на тему "Наш край" 4 кл
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.