Это урок русского языка во втором классе.Урок усвоения новых знаний:Целью данного урока служит познакомить детей со словами похожими по звучанию и написанию, но обозначающими разное значение (омонимы). Планируемые результаты: учащися научатся различать слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению.Тема: Омонимы
Цель: познакомится со словами похожими по звучанию и написанию, но обозначающими разное значение (омонимы).
Тип урока: урок введения нового знания.
Оборудование: .Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина «Русский язык», 2 класс,
2 часть, страница 25.
Ход урока
Организационный момент.
Создание эмоционального настроя.
-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь . Пусть такое же хорошее настроение у вас будет в течение всего урока.
- Проверьте готовность к уроку, посмотрите готово ли ваше рабочее место, сядьте за парту правильно, выпрямите спинки, ручки положите на парту, глазки поднимаем и смотрим на меня, ушки внимательно слушают.
- Откройте тетради, положите их правильно, напишите число, Классная работа.
Вспомним правила посадки.
Руки? – на месте!
Ноги? – на месте!
Локти? – у края!
Спина? – прямая!
Чистописание. Спиши с доски следующие буквосочетания: Нн жж кк мм сс рр - Прочитайте медленно скороговорку. Постепенно увеличивайте темп. Прочитайте скороговорку быстро. Жужжит жужелица, Жужжит, кружится. – Найдите слова с двойными согласными. – Спишите. Подчеркните двойные согласные.
1. Словарная работа. – Узнайте слово по описанию или загадке и запишите его, обозначая ударение и подчеркивая безударную гласную. Над бабушкиной избушкой Висит хлеба краюшка, Собаки лают, а достать не могут. (Месяц.) Без рук, без ног, а ворота отрывает. (Ветер.) Старый дед, ему сто лет, Мост намостил во всю реку, А пришла молода - Весь мост размела. (Мороз, весна.) Автомобиль – по – другому … (машина). Плетеное изделие, служащее для хранения, переноски вещей. (Корзина). Первый месяц года. (Январь.) Какой месяц год кончает? (Декабрь.) Что от яблони недалеко падает? (Яблоко.)
Подготовка к объяснению нового материала. Создание проблемной ситуации.
- Прежде чем назвать тему урока, я прошу Вас нарисовать [лук]. Возьмите карандаши и нарисуйте схематически картинку. А теперь поднимите свои рисунки. Все ли иллюстрации одинаковы? (ответы детей).
-Почему так получилось, почему у вас разные рисунки? Я же сказала только одно слово? (ответы детей)
-Я произношу слово ЛУК, вы слышите только одно слово, и на доске вы видите только одно слово ЛУК. Давайте посмотрим, вот рисунок … и рисунок … .Два разных рисунка.
-А как же называются слова, похожие по звучанию и написанию, но обозначающие разные значения? Вот это мы с вами сегодня и выясним.
-А какую мы с Вами поставим цель урока? (познакомится со словами похожими по звучанию и написанию, но обозначающими разное значение.)
Объяснение нового материала.
- Вам, ребята, встречались близнецы? Вы, наверное, помните, как трудно их различить. Есть близнецы и в языке, это слова, которые очень похожи друг на друга, но имеют разные значения. Такие вот одинаковые слова, которые обозначают разные, не связанные между собой вещи, называются омонимами. В греческом языке это слово имеет значение "одинаковое имя". Это и есть близнецы- внешне одинаковые, а изнутри- по значению- разные. Такие, например, как известное слово "лук": "лук"- это растение, "лук"- это и оружие для стрельбы.
-Расскажите теперь, а какие значения есть у слова "ключ". (ответы учащихся).
- Во- первых, это ключ, который подходит к замку, т.е орудие для запирания и отпирания замка ' ( картинка). А есть и другое слово "ключ"- источник, родник (картинка), то есть ключ, который бьёт из земли.
-А теперь поработаем по учебнику. Что вы можете сказать про слово "коса"? (коса – девичья прическа, коса – орудие труда для срезания травы).
- Омонимы могут возникнуть и из иностранных слов. Что такое "кран"? (ответы учащихся). Кран огромный башенный, который строит дома,- из немецкого.
А кран, который открывает воду, пришёл к нам из голландского языка.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
-Прочитайте предложение: Наконец, мы нашли старый замок.
-Что необходимо сделать, чтобы смысл предложений стал ясен?
(В слове необходимо поставить ударение)
Вывод: иногда различать слова-омонимы помогает ударение или слова в предложение
-А сейчас для того чтобы проверить поняли ли вы тему урока мы с вами поработаем в парах. Каждой паре я дам слова вам нужно рассказать друг другу какие значения имеют эти слова.
Упр.33 с.25
- Прочитайте пары слов.
- Чтобы хорошо различать такие слова, подберем к каждому слову – признак.
Лук (какой?) …, коса (какая?) …
- Составьте предложения с каждой парой слов.
(Я ем горький лук. Папа смастерил Мише хороший лук. Расти, коса, до пояса! Коси, коса, пока роса!)
Наш уважаемый профессор Самоваров сообщает вам что-то важное о таких словах.
- Как называются слова типа ключ, коса, лук? (Омонимы.)
Упр.34 с.25.
В работе над словами помогут рисунки – вам будет легче представить предмет, о котором идет речь.
- Расскажите о слове бык. (Этот слово омоним, т.к. называет два разных предмета – опору для моста и животное.
- Как нам убедиться, что действительно, слово бык – омоним? (По толковому словарю.)
Итак, мы проверяем свое предположение по толковому словарю С.Ожегова.
Физминутка
-Постараемся найти и объяснить омонимы в стихотворениях.
Фронтальная работа:
1)Суслик выскочил из норки
И спросил у рыжей норки:
-Где вы были?
-У лисички!
-Что вы ели там?
-Лисички!
2) Отрываясь от Земли
На большой ракете,
Взяли горсточку земли
На память о планете.
3) Нам работа нипочем,
Отворили дверь ключом.
Во дворе родник проснулся,
Из под камня бьет ключом.
Загадки об омонимах
1)В ней и крот и лис жить хочет,
Мышка свой хранит запас,
А она зачем-то ночью
К нам в курятник забралась.
(норка)
Всяк рыбак о ней судачит
С рыбаками у костра,
В домино же это значит,
Что закончилась игра.
(рыба)
В них листочки спят на ветке,
Чтоб весной раскрыться вновь,
И они же в человеке
Чистят и фильтруют кровь.
(почки)
У мужчин их нет ни разу,
А у женщин часто две,
Но порой и больше – сразу
На ногах и голове.
(шпильки)
На полу она – о, ужас! –
Дамы молят им помочь,
А, включив компьютер, тут же
Подружиться с ней не прочь.
(мышка)
В магазине мама купит,
Сварит бабушка компот,
Сто раз в день боксер отлупит,
Доктор в кулаке сожмет.
(груша)
Приговор он всякой вещи,
У которой есть изъян.
Для мужчин же и для женщин
Он не горе, а семья.
(брак)
Есть она у пылесоса,
У дверного есть звонка,
И она же – гвоздик острый
И застежка кошелька.
(кнопка)
V. Итог урока. Рефлексия.
– С каким новым термином вы познакомились сегодня на уроке?
– Что такое омонимы?
Приведите примеры.
Итак, сегодня мы с вами убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы умели пользоваться этим богатством в своей устной и письменной речи.
-Закончите следующие предложения:
Сегодня на уроке я:
Удивился…
Понял…
Узнал…
Научился…
2 кл. Рус.яз. Ур.74.docx
2 класс. Русский язык. Урок 74. Дата: 31.01
Тема: Омонимы
Цель: познакомится со словами похожими по звучанию и написанию,
но обозначающими разное значение (омонимы).
Тип урока: урок введения нового знания.
Оборудование: .Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина «Русский язык», 2 класс,
2 часть, страница 25.
Ход урока
Организационный момент.
Создание эмоционального настроя.
-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь . Пусть такое же хорошее
настроение у вас будет в течение всего урока.
- Проверьте готовность к уроку, посмотрите готово ли ваше рабочее
место, сядьте за парту правильно, выпрямите спинки, ручки положите
на парту, глазки поднимаем и смотрим на меня, ушки внимательно
слушают.
- Откройте тетради, положите их правильно, напишите число, Классная
работа.
Вспомним правила посадки.
Руки? – на месте!
Ноги? – на месте!
Локти? – у края!
Спина? – прямая!
Чистописание.
Спиши с доски следующие буквосочетания:
Нн жж кк мм сс рр
- Прочитайте медленно скороговорку. Постепенно увеличивайте темп.
Прочитайте скороговорку быстро.
Жужжит жужелица,
Жужжит, кружится.
– Найдите слова с двойными согласными.
– Спишите. Подчеркните двойные согласные.
1 1. Словарная работа.
– Узнайте слово по описанию или загадке и запишите его, обозначая
ударение и подчеркивая безударную гласную.
Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшка,
Собаки лают, а достать не могут. (Месяц.)
Без рук, без ног, а ворота отрывает. (Ветер.)
Старый дед, ему сто лет,
Мост намостил во всю реку,
А пришла молода -
Весь мост размела. (Мороз, весна.)
Автомобиль – по – другому … (машина).
Плетеное изделие, служащее для хранения, переноски вещей.
(Корзина). Первый месяц года.
(Январь.)
Какой месяц год кончает? (Декабрь.)
Что от яблони недалеко падает? (Яблоко.)
Подготовка к объяснению нового материала. Создание
проблемной ситуации.
- Прежде чем назвать тему урока, я прошу Вас нарисовать [лук].
Возьмите карандаши и нарисуйте схематически картинку. А теперь
поднимите свои рисунки. Все ли иллюстрации одинаковы? (ответы
детей).
-Почему так получилось, почему у вас разные рисунки? Я же сказала
только одно слово? (ответы детей)
-Я произношу слово ЛУК, вы слышите только одно слово, и на доске вы
видите только одно слово ЛУК. Давайте посмотрим, вот рисунок … и
рисунок … .Два разных рисунка.
-А как же называются слова, похожие по звучанию и написанию, но
обозначающие разные значения? Вот это мы с вами сегодня и выясним.
-А какую мы с Вами поставим цель урока? (познакомится со словами
похожими по звучанию и написанию, но обозначающими разное
значение.)
Объяснение нового материала.
- Вам, ребята, встречались близнецы? Вы, наверное, помните, как
трудно их различить. Есть близнецы и в языке, это слова, которые
очень похожи друг на друга, но имеют разные значения. Такие вот
одинаковые слова, которые обозначают разные, не связанные между
собой вещи, называются омонимами. В греческом языке это слово
2 имеет значение "одинаковое имя". Это и есть близнецы- внешне
одинаковые, а изнутри- по значению- разные. Такие, например, как
известное слово "лук": "лук"- это растение, "лук"- это и оружие для
стрельбы.
-Расскажите теперь, а какие значения есть у слова "ключ". (ответы
учащихся).
- Во- первых, это ключ, который подходит к замку, т.е орудие для
запирания и отпирания замка ' ( картинка). А есть и другое слово
"ключ"- источник, родник (картинка), то есть ключ, который бьёт из
земли.
-А теперь поработаем по учебнику. Что вы можете сказать про слово
"коса"? (коса – девичья прическа, коса – орудие труда для срезания
травы).
- Омонимы могут возникнуть и из иностранных слов. Что такое "кран"?
(ответы учащихся). Кран огромный башенный, который строит дома,- из
немецкого.
А кран, который открывает воду, пришёл к нам из голландского языка.
слове
поставить
необходимо
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
-Прочитайте предложение: Наконец, мы нашли старый замок.
-Что необходимо сделать, чтобы смысл предложений стал ясен?
(В
ударение)
Вывод: иногда различать слова-омонимы помогает ударение или слова
в предложение
-А сейчас для того чтобы проверить поняли ли вы тему урока мы с вами
поработаем в парах. Каждой паре я дам слова вам нужно рассказать
друг другу какие значения имеют эти слова.
Упр.33 с.25
- Прочитайте пары слов.
- Чтобы хорошо различать такие слова, подберем к каждому слову –
признак.
Лук (какой?) …, коса (какая?) …
- Составьте предложения с каждой парой слов.
3 (Я ем горький лук. Папа смастерил Мише хороший лук. Расти, коса, до
пояса! Коси, коса, пока роса!)
Наш уважаемый профессор Самоваров сообщает вам что-то важное о
таких словах.
- Как называются слова типа ключ, коса, лук? (Омонимы.)
Упр.34 с.25.
В работе над словами помогут рисунки – вам будет легче представить
предмет, о котором идет речь.
- Расскажите о слове бык. (Этот слово омоним, т.к. называет два разных
предмета – опору для моста и животное.
- Как нам убедиться, что действительно, слово бык – омоним? (По
толковому словарю.)
Итак, мы проверяем свое предположение по толковому словарю
С.Ожегова.
Физминутка
-Постараемся найти и объяснить омонимы в стихотворениях.
Фронтальная работа:
1)Суслик выскочил из норки
И спросил у рыжей норки:
-Где вы были?
-У лисички!
-Что вы ели там?
-Лисички!
2) Отрываясь от Земли
На большой ракете,
Взяли горсточку земли
На память о планете.
3) Нам работа нипочем,
Отворили дверь ключом.
Во дворе родник проснулся,
Из под камня бьет ключом.
Загадки об омонимах
4 1)В ней и крот и лис жить хочет,
Мышка свой хранит запас,
А она зачем-то ночью
К нам в курятник забралась.
(норка)
Всяк рыбак о ней судачит
С рыбаками у костра,
В домино же это значит,
Что закончилась игра.
(рыба)
В них листочки спят на ветке,
Чтоб весной раскрыться вновь,
И они же в человеке
Чистят и фильтруют кровь.
(почки)
У мужчин их нет ни разу,
А у женщин часто две,
Но порой и больше – сразу
На ногах и голове.
(шпильки)
На полу она – о, ужас! –
Дамы молят им помочь,
А, включив компьютер, тут же
Подружиться с ней не прочь.
(мышка)
В магазине мама купит,
Сварит бабушка компот,
Сто раз в день боксер отлупит,
Доктор в кулаке сожмет.
(груша)
Приговор он всякой вещи,
У которой есть изъян.
Для мужчин же и для женщин
Он не горе, а семья.
(брак)
Есть она у пылесоса,
У дверного есть звонка,
И она же – гвоздик острый
И застежка кошелька.
(кнопка)
5 V. Итог урока. Рефлексия.
– С каким новым термином вы познакомились сегодня на уроке?
– Что такое омонимы?
Приведите примеры.
Итак, сегодня мы с вами убедились, как богат и разнообразен русский
язык. Мне хотелось бы, чтобы вы умели пользоваться этим богатством в
своей устной и письменной речи.
-Закончите следующие предложения:
Сегодня на уроке я:
Удивился…
Понял…
Узнал…
Научился…
6
Конспект урока "Омонимы"
Конспект урока "Омонимы"
Конспект урока "Омонимы"
Конспект урока "Омонимы"
Конспект урока "Омонимы"
Конспект урока "Омонимы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.