Конспект урока "Омонимы"
Оценка 5

Конспект урока "Омонимы"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
2 кл
30.05.2017
Конспект урока "Омонимы"
Это урок русского языка во втором классе.Урок усвоения новых знаний:Целью данного урока служит познакомить детей со словами похожими по звучанию и написанию, но обозначающими разное значение (омонимы). Планируемые результаты: учащися научатся различать слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению.Тема: Омонимы Цель: познакомится со словами похожими по звучанию и написанию, но обозначающими разное значение (омонимы). Тип урока: урок введения нового знания. Оборудование: .Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина «Русский язык», 2 класс, 2 часть, страница 25. Ход урока Организационный момент. Создание эмоционального настроя. -Посмотрите друг на друга, улыбнитесь . Пусть такое же хорошее настроение у вас будет в течение всего урока. - Проверьте готовность к уроку, посмотрите готово ли ваше рабочее место, сядьте за парту правильно, выпрямите спинки, ручки положите на парту, глазки поднимаем и смотрим на меня, ушки внимательно слушают. - Откройте тетради, положите их правильно, напишите число, Классная работа. Вспомним правила посадки. Руки? – на месте! Ноги? – на месте! Локти? – у края! Спина? – прямая! Чистописание. Спиши с доски следующие буквосочетания: Нн жж кк мм сс рр - Прочитайте медленно скороговорку. Постепенно увеличивайте темп. Прочитайте скороговорку быстро. Жужжит жужелица, Жужжит, кружится. – Найдите слова с двойными согласными. – Спишите. Подчеркните двойные согласные. 1. Словарная работа. – Узнайте слово по описанию или загадке и запишите его, обозначая ударение и подчеркивая безударную гласную. Над бабушкиной избушкой Висит хлеба краюшка, Собаки лают, а достать не могут. (Месяц.) Без рук, без ног, а ворота отрывает. (Ветер.) Старый дед, ему сто лет, Мост намостил во всю реку, А пришла молода - Весь мост размела. (Мороз, весна.) Автомобиль – по – другому … (машина). Плетеное изделие, служащее для хранения, переноски вещей. (Корзина). Первый месяц года. (Январь.) Какой месяц год кончает? (Декабрь.) Что от яблони недалеко падает? (Яблоко.) Подготовка к объяснению нового материала. Создание проблемной ситуации. - Прежде чем назвать тему урока, я прошу Вас нарисовать [лук]. Возьмите карандаши и нарисуйте схематически картинку. А теперь поднимите свои рисунки. Все ли иллюстрации одинаковы? (ответы детей). -Почему так получилось, почему у вас разные рисунки? Я же сказала только одно слово? (ответы детей) -Я произношу слово ЛУК, вы слышите только одно слово, и на доске вы видите только одно слово ЛУК. Давайте посмотрим, вот рисунок … и рисунок … .Два разных рисунка. -А как же называются слова, похожие по звучанию и написанию, но обозначающие разные значения? Вот это мы с вами сегодня и выясним. -А какую мы с Вами поставим цель урока? (познакомится со словами похожими по звучанию и написанию, но обозначающими разное значение.) Объяснение нового материала. - Вам, ребята, встречались близнецы? Вы, наверное, помните, как трудно их различить. Есть близнецы и в языке, это слова, которые очень похожи друг на друга, но имеют разные значения. Такие вот одинаковые слова, которые обозначают разные, не связанные между собой вещи, называются омонимами. В греческом языке это слово имеет значение "одинаковое имя". Это и есть близнецы- внешне одинаковые, а изнутри- по значению- разные. Такие, например, как известное слово "лук": "лук"- это растение, "лук"- это и оружие для стрельбы. -Расскажите теперь, а какие значения есть у слова "ключ". (ответы учащихся). - Во- первых, это ключ, который подходит к замку, т.е орудие для запирания и отпирания замка ' ( картинка). А есть и другое слово "ключ"- источник, родник (картинка), то есть ключ, который бьёт из земли. -А теперь поработаем по учебнику. Что вы можете сказать про слово "коса"? (коса – девичья прическа, коса – орудие труда для срезания травы). - Омонимы могут возникнуть и из иностранных слов. Что такое "кран"? (ответы учащихся). Кран огромный башенный, который строит дома,- из немецкого. А кран, который открывает воду, пришёл к нам из голландского языка. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. -Прочитайте предложение: Наконец, мы нашли старый замок. -Что необходимо сделать, чтобы смысл предложений стал ясен? (В слове необходимо поставить ударение) Вывод: иногда различать слова-омонимы помогает ударение или слова в предложение -А сейчас для того чтобы проверить поняли ли вы тему урока мы с вами поработаем в парах. Каждой паре я дам слова вам нужно рассказать друг другу какие значения имеют эти слова. Упр.33 с.25 - Прочитайте пары слов. - Чтобы хорошо различать такие слова, подберем к каждому слову – признак. Лук (какой?) …, коса (какая?) … - Составьте предложения с каждой парой слов. (Я ем горький лук. Папа смастерил Мише хороший лук. Расти, коса, до пояса! Коси, коса, пока роса!) Наш уважаемый профессор Самоваров сообщает вам что-то важное о таких словах. - Как называются слова типа ключ, коса, лук? (Омонимы.) Упр.34 с.25. В работе над словами помогут рисунки – вам будет легче представить предмет, о котором идет речь. - Расскажите о слове бык. (Этот слово омоним, т.к. называет два разных предмета – опору для моста и животное. - Как нам убедиться, что действительно, слово бык – омоним? (По толковому словарю.) Итак, мы проверяем свое предположение по толковому словарю С.Ожегова. Физминутка -Постараемся найти и объяснить омонимы в стихотворениях. Фронтальная работа: 1)Суслик выскочил из норки И спросил у рыжей норки: -Где вы были? -У лисички! -Что вы ели там? -Лисички! 2) Отрываясь от Земли На большой ракете, Взяли горсточку земли На память о планете. 3) Нам работа нипочем, Отворили дверь ключом. Во дворе родник проснулся, Из под камня бьет ключом. Загадки об омонимах 1)В ней и крот и лис жить хочет, Мышка свой хранит запас, А она зачем-то ночью К нам в курятник забралась. (норка) Всяк рыбак о ней судачит С рыбаками у костра, В домино же это значит, Что закончилась игра. (рыба) В них листочки спят на ветке, Чтоб весной раскрыться вновь, И они же в человеке Чистят и фильтруют кровь. (почки) У мужчин их нет ни разу, А у женщин часто две, Но порой и больше – сразу На ногах и голове. (шпильки) На полу она – о, ужас! – Дамы молят им помочь, А, включив компьютер, тут же Подружиться с ней не прочь. (мышка) В магазине мама купит, Сварит бабушка компот, Сто раз в день боксер отлупит, Доктор в кулаке сожмет. (груша) Приговор он всякой вещи, У которой есть изъян. Для мужчин же и для женщин Он не горе, а семья. (брак) Есть она у пылесоса, У дверного есть звонка, И она же – гвоздик острый И застежка кошелька. (кнопка) V. Итог урока. Рефлексия. – С каким новым термином вы познакомились сегодня на уроке? – Что такое омонимы? Приведите примеры. Итак, сегодня мы с вами убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы умели пользоваться этим богатством в своей устной и письменной речи. -Закончите следующие предложения: Сегодня на уроке я: Удивился… Понял… Узнал… Научился…
2 кл. Рус.яз. Ур.74.docx
2 класс.   Русский язык.    Урок  74.                          Дата: 31.01 Тема: Омонимы Цель: познакомится со словами похожими по звучанию и написанию, но обозначающими разное значение (омонимы). Тип урока: урок введения нового знания. Оборудование: .Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина «Русский язык», 2 класс, 2 часть, страница 25. Ход урока Организационный момент. Создание эмоционального настроя. -Посмотрите друг на друга, улыбнитесь . Пусть такое же хорошее настроение у вас будет в течение всего урока. - Проверьте готовность к уроку, посмотрите готово ли ваше рабочее место, сядьте за парту правильно, выпрямите спинки, ручки положите на парту, глазки поднимаем и смотрим на меня, ушки внимательно слушают. - Откройте тетради, положите их правильно, напишите число, Классная работа. Вспомним правила посадки. Руки? – на месте! Ноги? – на месте! Локти? – у края! Спина? – прямая! Чистописание. Спиши с доски следующие буквосочетания: Нн жж кк мм сс рр - Прочитайте медленно скороговорку. Постепенно увеличивайте темп. Прочитайте скороговорку быстро. Жужжит жужелица, Жужжит, кружится. – Найдите слова с двойными согласными. – Спишите. Подчеркните двойные согласные. 1 1. Словарная работа. – Узнайте слово по описанию или загадке и запишите его, обозначая ударение и подчеркивая безударную гласную. Над бабушкиной избушкой Висит хлеба краюшка, Собаки лают, а достать не могут. (Месяц.) Без рук, без ног, а ворота отрывает. (Ветер.) Старый дед, ему сто лет, Мост намостил во всю реку, А пришла молода - Весь мост размела. (Мороз, весна.) Автомобиль – по – другому … (машина). Плетеное изделие, служащее для хранения, переноски вещей. (Корзина). Первый месяц года. (Январь.) Какой месяц год кончает? (Декабрь.) Что от яблони недалеко падает? (Яблоко.) Подготовка к объяснению нового материала. Создание проблемной ситуации. - Прежде чем назвать тему урока, я прошу Вас нарисовать [лук]. Возьмите карандаши и нарисуйте схематически картинку. А теперь поднимите свои рисунки. Все ли иллюстрации одинаковы? (ответы детей). -Почему так получилось, почему у вас разные рисунки? Я же сказала только одно слово? (ответы детей) -Я произношу слово ЛУК, вы слышите только одно слово, и на доске вы видите только одно слово ЛУК. Давайте посмотрим, вот рисунок … и рисунок … .Два разных рисунка. -А как же называются слова, похожие по звучанию и написанию, но обозначающие разные значения? Вот это мы с вами сегодня и выясним. -А какую мы с Вами поставим цель урока? (познакомится со словами похожими по звучанию и написанию, но обозначающими разное значение.) Объяснение нового материала. - Вам, ребята, встречались близнецы? Вы, наверное, помните, как трудно их различить. Есть близнецы и в языке, это слова, которые очень похожи друг на друга, но имеют разные значения. Такие вот одинаковые слова, которые обозначают разные, не связанные между собой вещи, называются омонимами. В греческом языке это слово 2 имеет значение "одинаковое имя". Это и есть близнецы- внешне одинаковые, а изнутри- по значению- разные. Такие, например, как известное слово "лук": "лук"- это растение, "лук"- это и оружие для стрельбы. -Расскажите теперь, а какие значения есть у слова "ключ". (ответы учащихся). - Во- первых, это ключ, который подходит к замку, т.е орудие для запирания и отпирания замка ' ( картинка). А есть и другое слово "ключ"- источник, родник (картинка), то есть ключ, который бьёт из земли. -А теперь поработаем по учебнику. Что вы можете сказать про слово "коса"? (коса – девичья прическа, коса – орудие труда для срезания травы). - Омонимы могут возникнуть и из иностранных слов. Что такое "кран"? (ответы учащихся). Кран огромный башенный, который строит дома,- из немецкого. А кран, который открывает воду, пришёл к нам из голландского языка. слове поставить необходимо Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. -Прочитайте предложение: Наконец, мы нашли старый замок. -Что необходимо сделать, чтобы смысл предложений стал ясен? (В ударение) Вывод: иногда различать слова-омонимы помогает ударение или слова в предложение -А сейчас для того чтобы проверить поняли ли вы тему урока мы с вами поработаем в парах. Каждой паре я дам слова вам нужно рассказать друг другу какие значения имеют эти слова. Упр.33 с.25 - Прочитайте пары слов. - Чтобы хорошо различать такие слова, подберем к каждому слову – признак. Лук (какой?) …, коса (какая?) … - Составьте предложения с каждой парой слов. 3 (Я ем горький лук. Папа смастерил Мише хороший лук. Расти, коса, до пояса! Коси, коса, пока роса!) Наш уважаемый профессор Самоваров сообщает вам что-то важное о таких словах. - Как называются слова типа ключ, коса, лук? (Омонимы.) Упр.34 с.25. В работе над словами помогут рисунки – вам будет легче представить предмет, о котором идет речь. - Расскажите о слове бык. (Этот слово омоним, т.к. называет два разных предмета – опору для моста и животное. - Как нам убедиться, что действительно, слово бык – омоним? (По толковому словарю.) Итак, мы проверяем свое предположение по толковому словарю С.Ожегова. Физминутка -Постараемся найти и объяснить омонимы в стихотворениях. Фронтальная работа: 1)Суслик выскочил из норки И спросил у рыжей норки: -Где вы были? -У лисички! -Что вы ели там? -Лисички! 2) Отрываясь от Земли На большой ракете, Взяли горсточку земли На память о планете. 3) Нам работа нипочем, Отворили дверь ключом. Во дворе родник проснулся, Из под камня бьет ключом. Загадки об омонимах 4 1)В ней и крот и лис жить хочет, Мышка свой хранит запас, А она зачем-то ночью К нам в курятник забралась. (норка) Всяк рыбак о ней судачит С рыбаками у костра, В домино же это значит, Что закончилась игра. (рыба) В них листочки спят на ветке, Чтоб весной раскрыться вновь, И они же в человеке Чистят и фильтруют кровь. (почки) У мужчин их нет ни разу, А у женщин часто две, Но порой и больше – сразу На ногах и голове. (шпильки) На полу она – о, ужас! – Дамы молят им помочь, А, включив компьютер, тут же Подружиться с ней не прочь. (мышка) В магазине мама купит, Сварит бабушка компот, Сто раз в день боксер отлупит, Доктор в кулаке сожмет. (груша) Приговор он всякой вещи, У которой есть изъян. Для мужчин же и для женщин Он не горе, а семья. (брак) Есть она у пылесоса, У дверного есть звонка, И она же – гвоздик острый И застежка кошелька. (кнопка) 5 V. Итог урока. Рефлексия. – С каким новым термином вы познакомились сегодня на уроке? – Что такое омонимы? Приведите примеры. Итак, сегодня мы с вами убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы умели пользоваться этим богатством в своей устной и письменной речи. -Закончите следующие предложения: Сегодня на уроке я: Удивился… Понял… Узнал… Научился… 6

Конспект урока "Омонимы"

Конспект урока "Омонимы"

Конспект урока "Омонимы"

Конспект урока "Омонимы"

Конспект урока "Омонимы"

Конспект урока "Омонимы"

Конспект урока "Омонимы"

Конспект урока "Омонимы"

Конспект урока "Омонимы"

Конспект урока "Омонимы"

Конспект урока "Омонимы"

Конспект урока "Омонимы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2017