Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по теме «Защита Отечества»
Оценка 4.9

Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по теме «Защита Отечества»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
воспитательная работа
4 кл
27.03.2017
Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по теме «Защита Отечества»
Пояснительная записка к авторскому медиапродукту: презентации из 30 слайдов; программа создания презентаций Microsoft PowerPoint, текстовый редактор Microsoft Word. Цель: активизировать познавательные интересы, способность работать в условиях поиска, умение выдвигать и обсуждать предположения Задачи: Образовательные – создавать условия для работы с вербальной и невербальной информацией разного типа; Развивающие – развивать умения анализировать, устанавливать связи и зависимости, классифицировать, сравнивать, обобщать рассматриваемые объекты, делать выводы, аргументировать свои умозаключения; Воспитательные – воспитывать желание и умение проявлять самостоятельность, инициативу, волевое усилие при преодолении трудностей. Воспитывать умение планировать и организовывать свою деятельность, владеть элементарными правилами учебного сотрудничества
Публикация является частью публикации:
конспект урока Божко.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2  им. А. А. Араканцева г. Семикаракорска» Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе «Защита Отечества»                                                                                            г. Семикаракорск   2013 Подготовила:  учитель начальных классов  Божко Анна Анатольевна Тема урока: «Защита Отечества» Цель урока: создание условий для формирования информационной и коммуникативной компетенций как социально значимых Задачи урока:  Обучающая:  познакомить с отношением православных людей к  воинскому долгу, узнать о жизни русских воинов, ставших святыми.  Развивающая: усвоить, какие действия допустимы для православного воина на войне, какие – нет;                           формировать у учащихся универсальные учебные  действия:                  личностные: самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация;                 познавательные: работа с информацией, работа с учебными моделями,      выполнение логических операций;                регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;               коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества Воспитательная: осознать, что христианское отношение к врагам не отменяет священной обязанности защищать Церковь, Родину и семью.  Оборудование: мультимедийная установка, ноутбуки, презентация к уроку, учебник Андрея Кураева "Основы православной  культуры" для 4 и 5 классов Тип урока: открытие новых знаний Формы работы учащихся: репродуктивный, частично­поисковый Ключевые понятия урока: защита Родины, справедливая война, несправедливая война План урока: Приемы и методы Время (мин.) Самоопределение к деятельности. Минутка релаксации Словесный метод Наглядный метод Практический метод Словесный метод: беседа, постановка задач     Наглядный метод: показ иллюстративного материала, работа с  книгой, ситуация выбора.   Практический метод: работа под  руководством педагога, работа с раздаточным материалом,  графическая систематизация материала. Словесные методы: беседа, разъяснение, рассуждение, дискуссия,  словесная оценка и коррекция, анализ текста. Частично­поисковый  метод: участие детей в коллективном поиске, решение поставленной  задачи совместно с педагогом, решение проблемных ситуаций.    Исследовательский (Творческий) метод: самостоятельная  деятельность учащихся.  Объяснительно­иллюстративный метод: восприятие и усвоение  готовой информации, использование ИКТ.    Словесный  метод Словесный метод: словесная оценка 2 3 5 20 12 3 Этап урока Организация учебного процесса «Мозговой штурм» Объявление  темы урока. Постановка целей  Актуализация знаний.   Изучение нового материала № I II III    IV V Закрепление. Рефлексия Итог урока.  Оценка деятельности учащихся на уроке.  VI                                                                              Ход урока: I. Организационный момент: Самоопределение к деятельности ­ Мы собрались, чтобы вновь поделиться друг с другом теплотой, добротой. Упражнение – энергизатор “Передай энергию” Ученики стоят в кругу, держась за руки и сконцентрировавшись. Учитель посылает серию импульсов в обе стороны круга, сжав руки стоящих   рядом.   Ученики   передают   импульсы   по   кругу   как   электрический   ток,   сжимая   руки   стоящих   рядом   учеников   и “энергетизируя” класс.  ­ Мы отправляемся в мир православной культуры (дети проходят на свои места).  Минутка релаксации: слушание «Песня о Родине» («минусовка») Слайды 2 ­ 10 – по щелчку ­ Что вам сейчас представилось? (ответы детей) ­ Это все можно назвать одним словом – Родина. ­ Подберите к слову «родина» синонимы . ­ Родина, Отчизна, Отечество, Россия, Русь. II. «Мозговой штурм»: Слайд 11   Работа в парах (учащиеся получают  карточки с заданием по рядам) Приложение 1   ­ Составьте пословицы, попробуйте определить тему, на которую они подобраны.   Проверка выполнения задания (зачитывание получившихся пословиц).  ­ Предположите, как звучит тема сегодняшнего урока. (Ответы учащихся) III. Объявление темы и цели урока: Слайд 12 по щелчку ­Тема урока «Защита Отечества».  ­ Конституция Российской Федерации Статьей 59 определяет обязанность защищать Отечество и нести военную службу. Долг и  обязанность защищать Отечество распространяется  на любого гражданина России. Ведь участвовать в защите Отечества можно и  трудясь на оборонном предприятии, и работая в госпитале, и  изобретая новую военную технику, и оказывая сопротивление врагу на  захваченной территории. Военная служба – это: ­ участие в боевых действиях и выполнение задач в условиях вооруженных конфликтов; ­ несение боевого дежурства; ­ участие в учениях и походах кораблей; ­ выполнение приказов, отданных командиром; ­ оказание помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина,  охране правопорядка  и обеспечению общественной безопасности; ­ участие в ликвидации стихийных бедствий, аварий и катастроф. ­ На уроке каждый из вас узнает что­то новое для себя о славных защитниках нашего Отечества. Постарайтесь быть внимательными на уроке, работать дружно, помогать друг другу. Желаю успеха каждому из вас! IV. Актуализация знаний. Работа над новой темой: ­ Давайте вспомним уроки окружающего мира, на которых мы изучали историю нашей Родины. Эти уроки были для вас как окошки, через которые вы заглядывали в историю своей Родины, знакомились с событиями далеких и не  очень далеких времен. Сегодня вспомним  эти путешествия.  Слайды 13 – 17  ­ по щелчку:  ­ Вспомните исторические события, фамилии известных воинов ­ полководцев, связанные с датами:  1240г. – иллюстрация  (князь Александр в Невской битве одержал победу над шведами)  1242г. – иллюстрация (битва на Чудском озере, Ледовое побоище)  1380г. – иллюстрация (Куликовская битва)  1812г. – иллюстрация (Отечественная война 1812 года)  1941г. – иллюстрация (Великая Отечественная война) ­ Уже в древности богатые славянские земли не раз подвергались нападениям врагов. Славяне храбро защищали свою родную землю, объединяясь, чтобы противостоять многочисленным и опасным врагам. На Руси всегда жили люди, о которых шла добрая молва по Земле русской. Славились они своими добрыми делами, мужеством, удалью, благородством, сражались с врагами за русскую землю.  Слайды 18 ­ 19­ по щелчку:   ­ Это были славные князья, воеводы, богатыри (картина Васнецова «Богатыри»), великие полководцы.  В народе их любили, уважали, шли за ними на бой, слагали песни, сказки, былины, легенды об их жизни.  ­ О Михаиле Илларионовиче Кутузове нам расскажет... Слайд 20­ по щелчку:  Сообщение о Михаиле Илларионовиче Кутузове Из литературы я узнала, что будущий полководец отлично учился. Он знал несколько языков, математику, литературу, военную историю.   Получив   офицерский   чин,   Кутузов   стал   командиром   роты   в   полку,   которым   командовал   Александр   Васильевич Суворов. Кутузов видел, как Суворов бережет солдат. Он понял, что сила армии в солдате, и всю жизнь берег и ценил русских воинов. Суворов ценил и любил Кутузова.  «Умен, умен, хитер, хитер,­ никто его не обманет»,­ говорил он о Кутузове.  В начале войны 1812 года Михаилу Илларионовичу было уже 67 лет. Под его предводительством неустрашимая русская армия сокрушила наполеоновских захватчиков во время Отечественной войны 1812 года. Девиз полководца был таким: «Одна и главнейшая цель всех наших действий есть истребление врага до последней черты возможности». Русские войска преследовали противников до самого Парижа.  В память о победе русского народа в Отечественной войне 1812 года в Москве был сооружен храм Христа Спасителя.  Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин сказал: «Слава Кутузова неразрывно соединена со славою России». Слайд 21: по щелчку ­Какими качествами должен обладать защитник?              ( храбрый, надёжный, мужественный, решительный, смелый) ­ Русские люди всегда отличались смелостью, отвагой, боевым умением дать отпор захватчикам. Слайд 22: по щелчку ­  Найдите толкование к каждому слову.  Смелость                                                       решительность, бесстрашие.  Героизм                                         проявление храбрости, самопожертвование.  Подвиг                                                  героический поступок Слайд 23: по щелчку ­ Есть народная мудрость: «Худой мир лучше доброй ссоры» или «Худой мир лучше доброй войны». Как вы понимаете эти слова? ­ Нужно всеми средствами и силами стараться предотвратить войну. ­ Как вы думаете, что является «профилактическими» мерами против войны? Как можно предотвратить войну? Слайд 24: по щелчку ­ Одна из мер, предотвращающих войну, как и при любой ссоре – это переговоры. И наше правительство, которое несет  ответственность за состояние страны, чтобы создать дружественные связи, старается заключать различные мирные договоры с  другими странами. И Русская Православная Церковь также проводит международные встречи. И не только с представителями других церквей, но и с  правителями стран. Такая деятельность относится к миротворческой. ­ Наша страна – мирное государство, которое допускает военные действия только при нападении на территорию нашей страны. Или  как помощь страдающим от захватчиков соседям и друзьям, если они попросят. А те, кто развязывает войну, по сути своей  грабители. Ведь цель любой захватнической войны – отнять у других народов их землю, богатства, свободу, честь, жизнь. Слайд 25 ­ пустой по щелчку ­Как вы считаете, а может война быть справедливой? (ответы учащихся) ­ Узнаем из учебника, что значит с христианской точки зрения справедливая война? Чтение второго абзаца стр. 89 учебника ­ Если надо защитить свою Родину, семью и веру, православный человек берется за оружие. ­ С уроков литературы и окружающего мира вы помните, что Московский князь Дмитрий поехал перед битвой в подмосковный  Троицкий монастырь, основанный святым Сергием Радонежским (рассматривание иллюстраций в учебнике на стр. 89) Сергий стал уговаривать князя избежать кровопролития. Князь ответил, что все возможности исчерпаны. Путей к миру больше нет.  И тогда святой Сергий тихо шепнул ему: «Ступай с Богом! Ты победишь». И благословил Пересвета и Ослябю ­ двух бывших  воинов, ставших уже монахами в его монастыре ­ вернуться в боевые ряды. Пересвет и Ослябя в трудную для Родины минуту из  монастыря снова вышли на поле боя – это было поле Куликово. Именно как монахи они хорошо знали слова Христа: «Нет больше  той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих» («душа» в значении «жизнь»). Воин­христианин верит, что его душа  бессмертна, поэтому не боится смертельно угрозы, исполняя свой воинский долг. ­ Но даже на войне христианский воин не должен превращаться в машину для убийства. Даже на войне надо остаться человеком.  Нельзя добивать раненых. Нельзя трогать безоружных. Нельзя грабить местных жителей. Если враг сдается или если война закончена – надо к недавнему недругу отнестись уже просто как к человеку. Законы милосердия и справедливости должны прийти на смену  законам войны. ­  Православные воины умели воевать и умели достойно возвращаться с войны.  Легендарный богатырь Илья Муромец, одержав победы во многих поединках, стал монахом.  Князь Александр Невский ­ великий воин. Он одерживал победы и над шведскими, и над немецкими рыцарями, когда те вторгались в пределы Руси. Но еще князь Александр ­ великий миротворец. Когда русские княжества были завоеваны монгольской Ордой, в  любую минуту отряды завоевателей могли вновь обрушиться на русские города. Князь Александр с помощью переговоров несколько десятилетий удерживал Русь и Орду от столкновений.  Сообщение ученицы: Много на своем веку потрудился Александр Невский на пользу Отечеству. Он соблюдал в Русской земле мир, не давал ходу  раздорам и усобицам, упорно бился с иноземными  врагами на западе и всегда их побивал, неусыпно оберегал родную землю от татар на востоке. В его прекрасное тело Бог вложил  великую душу, одарил его сердцем милосердным. Народ русский не переставал  вспоминать о нем как о своем ангеле­хранителе, и русская церковь причла его к лику святых. До сих пор воздается ему на Руси и  всегда воздаваться будет и честь, и слава, и вечная, добрая память.  Слайд 26: по щелчку ­ В храмах вы сможете увидеть икону с изображением лика А.Невского.  В истории Российской Империи было три императора с  именем Александр – все они получали свои имена в честь святого князя Невского.  V. Закрепление  ­ Давайте подведем итог. ­ Какая война считается справедливой?  (оборонительная) ­ Продолжите предложения:   Слайд 27: по щелчку ­ Цель справедливой войны: …(защитить свою семью, Родину и её святыни) ­ Цель несправедливой войны: … (захватить чужие земли, навязать свою веру) ­ Православный человек вправе взяться за оружие, … (если  надо защитить свою Родину, семью и веру) ­ Христианский воин на войне должен оставаться … (человеком) ­ На войне должны действовать законы …  (милосердия и справедливости) ­ В чём они заключаются?  1. Нельзя добивать раненых.  2. Нельзя трогать безоружных.  3. Нельзя грабить местных жителей.  4. Если враг сдается или если война закончена ­ надо к недавнему недругу отнестись уже просто как к человеку. Слайд 28 ­ пустой по щелчку Тренажер (работа в ноутбуках)  ­ Закончите предложение: Помимо оружия одерживать победу в войне людям помогает … (ненависть, желание наказать врагов, единство и соборность). Солдатам на войне помогает … (любовь близких, жестокость, злоба). Святые люди всегда помогали воинам в битве с врагом … (молитвой, наветами, заговорами). Контроль (работа в ноутбуках)  ­ Выберите  правильные ответы на вопросы: Когда война может быть оправдана?  Когда целью войны становится завоевание новых территорий для государства.  Когда целью войны выступает желание защитить и спасти своих близких и свою Родину.  Когда целью войны является обогащение воюющих. Чем различаются справедливая и несправедливая войны?  Справедливая война несёт прибыль своему народу, а   несправедливая та, от которой одни убытки.  Справедливая война та, в которой мы побеждаем, а несправедливая та, в которой кто­то побеждает нас.  Справедливая война – это защита своей Родины и близких. Несправедливая та война, во время которой люди хотят обогатиться. Как вы понимаете слова великого русского полководца Александра Невского: «Кто на русскую землю с мечом придет, от меча и погибнет!»?  Русским только дай повод, сразу начнут войну.  Воевать надо всегда, так как только мечом можно убедить другого человека в своей правоте.  Если кто­то с войной придет на русскую землю, русские сумеют за себя постоять. Что никогда нельзя делать при помощи оружия?  Навязывать другим людям свою веру.  Защищать свою Родину.  Защищать свою жизнь.  Во время различных войн известны случаи, когда на поле боя выходили безоружные монахи, держа в руках святые иконы, и противники уходили с поля битвы без сражения. Чем были движимы эти монахи?  Любовью к своему Отечеству, верой в Бога и в его всемогущество  Желанием привести врага в замешательство, обмануть, отвлечь и потом напасть с оружием  Желанием прославиться VI. Итог урока:  Кроссворд «Победа» (на доске) ­Разгадайте кроссворд. Из предложенных ниже слов, характеризующих человека, выберите черты, подходящие защитнику Отечества. Расположите эти слова в сетке кроссворда и прочитайте выделенное слово, главное слово для защитника Отечества и каждого из  нас.  ТРУСОСТЬ, ПАТРИОТИЗМ, РЕШИТЕЛЬНОСТЬ, СЛАБОСТЬ, БДИТЕЛЬНОСТЬ, СМЕЛОСТЬ, НАХОДЧИВОСТЬ, БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ,  ХРАБРОСТЬ, САМООТВЕРЖЕННОСТЬ, МУЖЕСТВО ­ Молодцы! Победа! Это слово стало символом жизни в далёком сорок пятом для тех, кто к ней шёл. 68­й год наша страна отмечает День Победы как великий праздник русского народа. Через тяжёлые бои и короткие минуты отдыха шли рядовые и генералы к ней. Нам, не испытавшим тех тяжёлых лет, не понять до конца всех тягот и боли фронта военных лет. Из книг и фильмов, рассказов взрослых  вы узнаете о героях, людях, которые и не знали, что они герои. Их имена навечно должны быть вписаны в историю нашей страны, нашей Родины. (фотогалерея участников войны на доске) Домашнее задание: ­ Я думаю, многим из вас сегодня захочется написать сочинение ­ рассуждение на тему «Почему каждый мужчина должен служить в армии?»  и принести на следующий урок.    Слайд 29: по щелчку ­ Выберите правильные для себя ответы из данных слов                                                 Я:  Могу  Не должен простить обиду защитить мою сестренку, брата мою семью Должен вступиться за отомстить за себя Родину ­ Сегодня мы вспомнили защитников нашего Отечества, которые не просто защищали землю русскую с оружием в руках, но и  защищали её силой духа, любовью к своей земле. Не щадя себя и отдавая себя для других, православные воины спасали Родину.  Именно так, по христианским заповедям, не жалея своей жизни для защиты ближнего, семьи, страны, они смогли защитить Россию,  смогли отстоять нашу Родину, черпая силы в святой духовности русского воинства. Будем помнить об этом всегда! ­ Спасибо всем за урок!     Слайд 30 Список литературы 1. С.Алексеев. Книга для чтения по истории нашей Родины. ­ М.: Просвещение, 1991. 2. С.Алексеев. Сто рассказов из русской истории. ­ М.: Юридическая литература,1991. 3. В.Борисенков. Бессмертные подвиги молодежи. ­ М.: Знание,1959 4. Н.Борисов. Они повторили подвиг Сусанина. ­ М.: Просвещение,1987 5. В.Володин, Л.Левченко. Недаром помнит вся Россия.­ М.: Молодая гвардия, 1987 6. С.Григорьев. Рассказы о Кутузове. ­ Н.:1990 7. История Отечества. Справочник школьника. ­ М.: Слово, 1996 8. Школьная энцеклопедия «История Росии XX век». ­ М.: Олма­Пресс образование,2003  9. А.  В. Кураев. Основы православной культуры. Учебное пособие  для общеобразовательных учреждений. М. : Просвещение, 2010  10. В. Д. Сиповский. Родная старина. Отечественная история в рассказах и картинках с рисунками в тексте. Н. Нов. 1993.  11. А. Петрушевский. Рассказы про старое время на Руси от начала Русской земли до Петра Великого. – Ярославль: ТОО «ЛИЯ», 1994.  12. О. Н. Тихомиров. Битва на Неве. – М.: Издательский центрдетской книги, 1993.   13.  Полководцы и флотоводцы России: справочник. Составитель В. В. Шевченко. – М.: Новый учебник, 2010.                                                                                                             Приложение 1 Задание: ­ Составьте пословицы, попробуйте определить тему, на которую они подобраны. 1 ряд: 1. Кто Родине верен,…                                                   в бою не зевай.     2. Русскую заповедь знай, …                                         легко в бою. 3. Тяжело в учении,…                                                    тот в бою примерен. Задание: ­ Составьте пословицы, попробуйте определить тему, на которую они подобраны. 2 ряд: 1. С другом по братски,…                                                на который ты поставлен. 2. После драки …                                                             кулаками не машут. 3. Важен тот пост,…                                                        с врагом по ­ солдатски. 3 ряд: Задание: ­ Составьте пословицы, попробуйте определить тему, на которую они подобраны. 1. За правое дело…                                                          что птица без крыльев. 2. Бой красен мужеством,…                                           а товарищ дружеством.  3. Командир без воли,…                                                 стой смело.

Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по теме «Защита Отечества»

Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по теме «Защита Отечества»

Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по теме «Защита Отечества»

Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по теме «Защита Отечества»

Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по теме «Защита Отечества»

Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по теме «Защита Отечества»

Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по теме «Защита Отечества»

Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по теме «Защита Отечества»

Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по теме «Защита Отечества»

Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по теме «Защита Отечества»

Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по теме «Защита Отечества»

Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по теме «Защита Отечества»

Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по теме «Защита Отечества»

Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по теме «Защита Отечества»

Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по теме «Защита Отечества»

Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по теме «Защита Отечества»

Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по теме «Защита Отечества»

Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по теме «Защита Отечества»

Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по теме «Защита Отечества»

Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по теме «Защита Отечества»

Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по теме «Защита Отечества»

Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по теме «Защита Отечества»

Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по теме «Защита Отечества»

Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по теме «Защита Отечества»

Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по теме «Защита Отечества»

Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по теме «Защита Отечества»

Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по теме «Защита Отечества»

Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по теме «Защита Отечества»

Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по теме «Защита Отечества»

Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по теме «Защита Отечества»

Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по теме «Защита Отечества»

Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по теме «Защита Отечества»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2017