Конспект урока "Основные направления эволюции". (9 класс, биология)
Оценка 4.8

Конспект урока "Основные направления эволюции". (9 класс, биология)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
биология
9 кл
01.02.2017
Конспект урока "Основные направления эволюции". (9 класс, биология)
Конспект урока предназначен для изучения основных процессов эволюции в 9 классе, УМК И.Н. Пономаревой. Урок знакомит с основными направлениями эволюции: ароморфозами, идиоадаптацией, дегенерацией. В ходе урока запланирована самостоятельная работа с учебником. Закрепление организовано в виде теста, при выполнении которого у учащихся должны иметься знания об основных биологических процессах и особенностях жизнедеятельности живых организмов.
основные напавления эволюции.docx
Урок биологии в 9 классе «____» ___________ 20___ г. Основные направления эволюции. Цель. Сформировать понятие о главных направлениях эволюции, показать соотношение путей эволюции. Задачи. 1) познакомить учащихся с основными типами эволюционных изменений, сформировать знания о главных направлениях эволюции и их показателях, конкретизировать примерами проявление биологического прогресса и регресса, охарактеризовать причины вымирания видов и условия сохранения видов, подчеркивая особую роль человека в этих процессах. 2) Продолжить развитие интеллектуальных умений через решение биологических задач, требующих логического мышления; продолжить формирование умений анализировать, обобщать, работать с различными источниками информации, умений устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, логически мыслить , оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме. 3) Воспитание бережного отношения ко всему живому, культуры труда, навыков общения и взаимоуважения. Ход урока. Изучение нового материала. 1. Биологический прогресс и регресс. Эволюционный процесс на Земле создает огромное разнообразие видов и надвидовых групп. Все они в этом процессе приобретают специальные приспособления к условиям существования. Изменение условий окружающей среды часто приводят к исчезновению у видов одних и появлению других свойств, обеспечивающих лучшее приспособление к жизни, а следовательно, большую выживаемость, увеличение размножения организмов и их более широкое распространение. Стр. 153. Прочитать биологический прогресс и регресс, выполнить следующие задание: Заполнить таблицу. Направление эволюции Примеры (по три примера) «Биологический прогресс – процветание, определяемое относительно высокими темпами эволюции, при которых приспособленность организмов возрастает. Объективным показателем биологического прогресса является увеличение численности, ведущее к расселению и расширению ареала» (И. Шмальгаузен) «Биологический регресс – снижение приспособленности организма. Организм отстает в темпах эволюции от изменений во внешней среде и в особенности от темпов эволюции и распространения экологически близких форм. Численность вида уменьшается. Вид или группа видов идет навстречу вымиранию» (И. Шмальгаузен) Деятельность человека является мощным фактором биологического прогресса одних видов, нередко вредных для него: появление насекомых, устойчивых к ядохимикатам, болезнетворных микробов, устойчивых к действию лекарств, бурное развитие сине-зеленых водорослей в сточных водах. При посевах человек вторгается в живую природу, уничтожает на больших площадях множество диких популяций, заменяя их искусственными, т.е. ведет к вымиранию диких видов. 2. Главные направления эволюции. Стр. 153 - 155 Сравнительная характеристика главных направлений органической эволюции. Главные направления органической эволюции Ароморфоз Идиоадаптация Общая дегенерация Краткая характеристика Примеры Из всех рассмотренных путей достижения биологического прогресса наиболее редки ароморфозы, поднимающие ту или иную систематическую группу на качественно новый, более высокий уровень развития. Ароморфозы можно рассматривать как переломные пункты развития жизни. Для групп, подвергнувшихся соответствующим морфофизиологическим преобразованиям, открываются новые возможности в освоении внешней среды. За каждым ароморфозом следует множество идиоадаптаций, которые обеспечивают более полное использование всех имеющихся ресурсов и освоение новых местообитаний. Есть систематические группы, которые развиваются по пути общей дегенерации. Этот путь эволюции может осуществляться при попадании организмов в постоянную, сравнительно однородную среду, например при паразитическом образе жизни. При общем упрощении организации у паразитов возникают специфические приспособления к условиям жизни внутри хозяина. У паразитических червей появляются присоски, крючки, получают значительное развитие органы размножения. Это соответствует эволюционной теории, согласно которому эволюция заключается в выживании наиболее приспособленных, а не более высокоорганизованных. Закрепление. 1) Установите соответствие между направлениями эволюции и их характеристиками. Направление эволюции 1. биологический прогресс 2. биологический регресс Характеристика А) уменьшение числа подчиненных систематических групп Б) расширение ареала В) сокращение ареала Г) активное размножение, ведущее к увеличению численности особей Д) уменьшение численности Е) активация процесса видообразования А Б В Г Д Е 2) Установите соответствие между организмами и направлениями эволюции, по которым в настоящее время происходит развитие этих организмов. Характеристика А) страус эму Б) серая крыса В) домовая мышь Г) синезеленые водоросли Д) орел беркут Е) уссурийский тигр Направление эволюции 1. биологический прогресс 2. биологический регресс А Б В Г Д Е 3) Выберите из перечня: 1) ароморфозы; 2) идиоадаптации; 3) дегенерации. А) появление фотосинтеза, Б) возникновение четырехкамерного сердца у птиц, В) появление покровительственной окраски у животных, Г) исчезновение кишечника у ряда паразитических червей, Д) возникновение плода у покрытосеменных растений, Е) исчезновение корней у ряда растений – паразитов, Ж) возникновение у покрытосеменных растений приспособленности к опылению ветром, З) формирование плоской формы тела у камбалы. И) наличие перьев, облегченных костей и киля у птиц является примером, К) появление цветка как органа размножения, Л) утрата глаз и головы двустворчатыми моллюсками в связи с переходом к сидячему образу жизни, М) появление скорлупы яиц у птиц и пресмыкающихся, Н) окраска скорлупы яиц птиц под цвет окружающего грунта, О) утрата глаз у рыб, обитающих в подземных пещерах, П) мелкие прогрессивные эволюционные изменения. Ароморфозы: Идиоадаптация: Дегенерация: Домашнее задание §42 Рабочая карта урока. Учени_____ 9 класса _________________________________________________________________ Тема урока. Основные направления эволюции. Примеры (по три примера) 1) Заполнить таблицу. Направление эволюции «Биологический прогресс – процветание, определяемое относительно высокими темпами эволюции, при которых приспособленность организмов возрастает. Объективным показателем биологического прогресса является увеличение численности, ведущее к расселению и расширению ареала» (И. Шмальгаузен) «Биологический регресс – снижение приспособленности организма. Организм отстает в темпах эволюции от изменений во внешней среде и в особенности от темпов эволюции и распространения экологически близких форм. Численность вида уменьшается. Вид или группа видов идет навстречу вымиранию» (И. Шмальгаузен) 2) Сравнительная характеристика главных направлений органической эволюции. Краткая характеристика Примеры Главные направления органической эволюции Ароморфоз Идиоадаптация Общая дегенерация 3) Установите соответствие между направлениями эволюции и их характеристиками. Направление эволюции 1. биологический прогресс 2. биологический регресс Характеристика А) уменьшение числа подчиненных систематических групп Б) расширение ареала В) сокращение ареала Г) активное размножение, ведущее к увеличению численности особей Д) уменьшение численности Е) активация процесса видообразования А Б В Г Д Е 4) Установите соответствие между организмами и направлениями эволюции, по которым в настоящее время происходит развитие этих организмов. Направление эволюции 1. биологический прогресс 2. биологический регресс Характеристика А) страус эму Б) серая крыса В) домовая мышь Г) синезеленые водоросли Д) орел беркут Е) уссурийский тигр А Б В Г Д Е 5) Выберите из перечня: 1) ароморфозы; 2) идиоадаптации; 3) дегенерации. А) появление фотосинтеза, Б) возникновение четырехкамерного сердца у птиц, В) появление покровительственной окраски у животных, Г) исчезновение кишечника у ряда паразитических червей, Д) возникновение плода у покрытосеменных растений, Е) исчезновение корней у ряда растений – паразитов, Ж) возникновение у покрытосеменных растений приспособленности к опылению ветром, З) формирование плоской формы тела у камбалы. И) наличие перьев, облегченных костей и киля у птиц является примером, К) появление цветка как органа размножения, Л) утрата глаз и головы двустворчатыми моллюсками в связи с переходом к сидячему образу жизни, М) появление скорлупы яиц у птиц и пресмыкающихся, Н) окраска скорлупы яиц птиц под цвет окружающего грунта, О) утрата глаз у рыб, обитающих в подземных пещерах, П) мелкие прогрессивные эволюционные изменения. Ароморфозы: Идиоадаптация: Дегенерация:

Конспект урока "Основные направления эволюции". (9 класс, биология)

Конспект урока "Основные направления эволюции". (9 класс, биология)

Конспект урока "Основные направления эволюции". (9 класс, биология)

Конспект урока "Основные направления эволюции". (9 класс, биология)

Конспект урока "Основные направления эволюции". (9 класс, биология)

Конспект урока "Основные направления эволюции". (9 класс, биология)

Конспект урока "Основные направления эволюции". (9 класс, биология)

Конспект урока "Основные направления эволюции". (9 класс, биология)

Конспект урока "Основные направления эволюции". (9 класс, биология)

Конспект урока "Основные направления эволюции". (9 класс, биология)

Конспект урока "Основные направления эволюции". (9 класс, биология)

Конспект урока "Основные направления эволюции". (9 класс, биология)
Скачать файл