Урок соответствует требованиям ФГО второго поколения. Формы работы обучающихся: фронтальная, работа в парах. Прилагается раздаточный материал для самостоятельной работы обучающихся в парах. В ходе работы на уроке обучающиеся устанавливают причинно-следственные связи, аргументируют свое мнение по предлагаемому вопросу, составляют логические схемы
Тема урока Первый властелин единого Китая.docx
Тема урока Первый властелин единого Китая
Цели: дать представление об истории создания единого Китая, о деятельности первого
императора Китая Цинь Шихуана; определить причины народных восстаний в Китае и
их последствия; формировать умение выделять особенности и характерные черты
Поднебесной империи; совершенствовать навыки исследовательской работы с
исторической картой, источником, хронологическими данными; дать возможность
ученикам оценить с современных нравственных позиций особенности правления в
Древнем Китае; познакомить с достижениями Китая в области хозяйства и культуры.
Планируемые результаты: предметные: овладевать целостными представлениями об
историческом пути китайского народа; применять понятийный аппарат исторического
знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и
явлений; описывать памятники истории и культуры Китая;
метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в
группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни;
формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной
полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;
выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их
самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления; объяснять исторические явления,
процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала;
личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать
деспотический режим китайских императоров.
Оборудование: карта «Древний Китай»; проектор; мультимедийная презентация,
раздаточный материал.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Ход урока
I.
II. Мотивационноцелевой этап
— Как должен, по мнению Конфуция, править мудрый государь?
(Ученики отвечают на вопрос.)
Последовали правители советам мудреца? Обсудим этот вопрос на нашем уроке.
В 1974 г. китайский крестьянин в своем огороде наткнулся на большое количество
терракотовых фигурок воинов. Их было около 8 тыс. Ученые пришли к выводу, что это
остатки знаменитого захоронения первого правителя Китая Цинь Шихуана. Но в руках
этих воинов не было оружия. Данный факт озадачил историков. Попробуем и мы
принять участие в разгадке этого феномена.
Тема урока: «Первый властелин единого Китая». (Показывает презентацию.)
План урока
Организационный момент Цинь Шихуан и объединение Китая.
Завоевательные войны.
Великая Китайская стена.
Возмущение народа.
1.
2.
3.
4.
Проблемные вопросы. Почему объединение Китая завершилось восстанием народа?
Почему правление наследников Цинь Шихуана оказалось недолговечным?
III. Работа по теме урока
1.
— Что же нам известно о первом властелине Китая? Познакомьтесь с рабочим
материалом и ответьте на вопросы.
2.
Однако, когда закончились войны внутри Китая, Цинь Шихуан начал совершать
походы против соседних стран.
— Работая с картой «Древний Китай» и текстом учебника, составьте графическую
схему завоевательных походов Цинь Ши хуана.
Цинь Шихуан и объединение Китая
Завоевательные войны
Великая Китайская стена
3.
— Говорят, что это сооружение, возведенное очень давно, столь внушительно, что
его видно из космоса. Что это за со¬оружение? Когда и для чего оно построено?
Предлагаю совершить виртуальную экскурсию по Великой Китайской стене. Не
забывайте записывать свои впечатления, а потом поделитесь ими.
— Какие чувства у вас вызвал рассказ о строительстве Великой Китайской стены?
Почему?
— Почему Великую стену называли еще и «длинным кладбищем»?
4.
К концу своего правления Цинь Шихуан становился все более надменным и жестоким,
придумывал новые страшные казни. Но даже самый могущественный император был
бессилен перед течением времени. Кожа на его лице сморщилась, как печеное яблоко, а
щелки глаз сделались еще более узкими. «Все, что рождается между небом и землей,
смертно», — сказал один древний мудрец. Но Шихуан считал себя единственным и
неповторимым, надеясь, что для него судьба сделает исключение. Он запретил говорить
о смерти, собрал ученых и магов, приказав им найти средство, дарующее бессмертие.
Ученые обошли все леса, но лишь один из них в назначенный срок принес
Возмущение народа необыкновенный гриб — красный с белыми точками. Ученому приказали отведать гриб,
и он умер в страшных муках.
— Что это был за гриб? (Мухомор.)
Однажды ктото рассказал императору о старцах, за всю жизнь не совершивших ни
одного злого дела, прослывших за это праведниками и живших по двести и даже триста
лет. Цинь Шихуан приказал привести одного такого старца. Когда тот открыл рот, все
увидели, что у него нет языка. Он был отрезан еще 30 лет назад за то, что старец
осуждал правителя за жестокость. Также император и его советник Ли Сы приказали
сжечь все книги и казнить 460 ученых, закопать живьем в землю тех, кто думал, что
прежде жилось лучше, чем при Цинь Шихуане. Тогда же был разорван колесницами сам
Ли Сы, так как его действия вызвали осуждение.
Император совсем одряхлел. Нос его запал, голос сделался хриплым, как у шакала. Вот
тогда и явился во дворец ученый по имени Лу Шен. Он сказал: «Пусть ни один
чиновник не знает, в каком из тридцати семи дворцов ты живешь, ни один слуга не
зайдет в покой, где ты спишь, и никто не видит, как ты ешь, — в этом секрет
бессмертия». Начались страшные годы правления невидимки. Ужас охватил жителей
Поднебесной. Никогда еще законы императора не выполнялись так тщательно.
Однажды во дворце Шацю почувствовали удушливый запах. Когда вонь сделалась
невыносимой, было решено открыть дверь. Там был труп владыки Поднебесной. Цинь
Шихуана похоронили в огромной подземной гробнице, убили и захоронили с
покойником всех его жен, которые не родили ему детей. В гробнице поставили более 8
тыс. воинов в рост человека — охранять покой своего властелина.
— Подумайте: правил ли Цинь Шихуан так, как учил Конфуций? Почему вы так
думаете?
— Как бы вы могли оценить правление Цинь Шихуана?
— Понравился ли вам он как правитель и как человек?
— Считаете ли вы закономерным такой конец правления императора? Свое мнение
аргументируйте. Для того чтобы лучше понять причины народных волнений в Китае,
познакомьтесь с историческими фактами и прокомментируйте их.
— Итак, вспомним основной проблемный вопрос нашего урока. Почему
объединение Китая завершилось всеобщим восстанием народа?
— Как могло получиться, что такое позитивное начало, как объединение страны,
привело ко всеобщему возмущению народа? Закрепление изученного материала
Подведение итогов урока
Итак, мы пришли к выводу, что массовое недовольство вызвали несправедливые
методы правления первых китайских императоров, но не факт объединения страны.
IV.
1.Правитель китайского государства Цинь разбил поочерёдно своих соседей и
объединил Китай под своей властью.
2. столицей Китая стал город Сяньян.
3. Закончив внутренние войны, Цинь ШИхуан стал совершать походы против соседей.
4. Чтобы защитить свои земли от нападений гуннов была создана Китайская стена.
5. Великая Китайская стена была такой ширины, что на ней могли разъехаться 2
повозки.
6. Если воин замечал опасность, то он поджигал сигнальный костёр.
7. Китайский народ был недоволен постоянным повышением налогов.
8. За малейшую неповинность человека били палками или отрезали ему нос.
9. на подавление крестьянских восстаний была брошена армия, но многие воины
переходили на сторону восставших.
V.
Комментарии к работе на уроке. Выставление оценок.
Домашнее задание
§ 23. Дифференцированное задание:
1.
Для сильных учеников — выполнить творческое задание. Представьте, что вы
сотрудники туристической фирмы. Вам необходимо организовать тур в Китай, и вы
очень хотите, чтобы путевки купили именно у вас, потому что заинтересованы в
процветании компании и хорошей прибыли. Составьте рекламную статью о Древнем
Китае для вашего сайта и презентуйте классу.
2.
3.
Для средних учеников — составить синквейн по теме «Древний Китай».
Для слабых учеников — ответить на вопросы в рубрике «Проверьте себя». Вся страна разделена на 36 областей, а те, в свою очередь, — на уезды.
Введена единая монета (если в прежних шести царствах в качестве денег в ходу были панцири
Введены единые письменные знаки.
Упорядочены меры веса и длины.
Установлена одинаковая ширина колеи для повозок.
Утверждены обязательные для всех законы.
Утвержден единый образец для изготовления обрядовой утвари и оружия.
Рабочий материал № 1
В 221 г. до н. э. правитель одного из китайских государств — царства Цинь разбил поодиночке своих
соперников и объединил весь Китай под своей властью. Покорив все шесть царств соперников и
учинив там повальную резню, правитель Цинь, тринадцатилетний Чжэнван, стал называть себя Цинь
Шихуан, что означало «Первый властелин Цинь». Чтобы упрочить свою власть, он провел в стране
ряд реформ.
•
•
черепах, раковины, куски яшмы, то теперь рассчитывались золотыми и серебряными монетами).
•
•
•
•
•
Столицей Китая стал город Сяньян.
Цинь Шихуан считал строгое соблюдение законов первостепенным условием порядка в стране.
Бунтовщики подлежали казни. Семья отвечала за поведение каждого своего члена. Так надеялись
искоренить преступность. Однажды в столице было казнено 460 человек, о чем оповестили всех
жителей страны.
Вопросы к тексту
— В каком году произошло объединение Китая?
— Как стал называть себя первый властелин единого Китая?
— Что это означало?
— Какие реформы он провел? Оцените их.
— Известны ли вам правители, ставившие такие же цели?
Рабочий материал № 1
В 221 г. до н. э. правитель одного из китайских государств — царства Цинь разбил поодиночке своих
соперников и объединил весь Китай под своей властью. Покорив все шесть царств соперников и
учинив там повальную резню, правитель Цинь, тринадцатилетний Чжэнван, стал называть себя Цинь
Шихуан, что означало «Первый властелин Цинь». Чтобы упрочить свою власть, он провел в стране
ряд реформ. Вся страна разделена на 36 областей, а те, в свою очередь, — на уезды.
Введена единая монета (если в прежних шести царствах в качестве денег в ходу были панцири
Введены единые письменные знаки.
Упорядочены меры веса и длины.
Установлена одинаковая ширина колеи для повозок.
Утверждены обязательные для всех законы.
Утвержден единый образец для изготовления обрядовой утвари и оружия.
•
•
черепах, раковины, куски яшмы, то теперь рассчитывались золотыми и серебряными монетами).
•
•
•
•
•
Столицей Китая стал город Сяньян.
Цинь Шихуан считал строгое соблюдение законов первостепенным условием порядка в стране.
Бунтовщики подлежали казни. Семья отвечала за поведение каждого своего члена. Так надеялись
искоренить преступность. Однажды в столице было казнено 460 человек, о чем оповестили всех
жителей страны.
Вопросы к тексту
— В каком году произошло объединение Китая?
— Как стал называть себя первый властелин единого Китая?
— Что это означало?
— Какие реформы он провел? Оцените их.
— Известны ли вам правители, ставившие такие же цели?
Рабочий материал № 2
Факт 1. Цинь Шихуан не знал удержу в своих прихотях. Всякий раз, когда его войско
сокрушало власть коголибо из владетельных князей, циньский правитель повелевал
построить себе такой же дворец, как у поверженного государя. А усыпальница Цинь
Шихуана может соперничать с гробницами египетских фараонов. В течение 37 лет 720
тыс. человек строили ее на горе Ли. На полу гробницы поставили модели священных
гор и наполненные ртутью подобия морей и рек с плавающими по ним золотыми и
серебряными птицами. Потолку придали вид неба с различными светилами.
Факт 2. Для того чтобы содержать огромную армию, нужно было много средств. Все
больше и больше становились налоги, взимаемые с простого народа. Китайские
земледельцы отдавали чиновникам 2/3 своего урожая, а сами жили впроголодь.
Факт 3. Чтобы люди не роптали, их держали в постоянном страхе. За малейшую
провинность человека били по пяткам бамбуковой палкой или отрезали ему нос. Если
преступление казалось серьезным, могли казнить, заживо сварить в котле. Игра «Кубик Блума»
(На гранях кубика написаны начала вопросов:
•
•
•
•
•
•
Когда...
Что...
Почему...
Какой(ая, ое)...
Для чего...
Чем...
Инструкция. Учащийся кидает кубик, и, допустим, на верхней грани выпадает слово
«Почему...». Учитель задает ученику вопрос по теме урока, начинающийся с этого
слова.)
Простой вопрос. Когда произошло объединение Китая?
Уточняющий вопрос. Что вы можете сказать относительно положения народа в Китае?
Интерпретирующий вопрос. Почему Цинь Шихуан велел сжечь все старинные книги, а
ученых — последователей Конфуция — закопать живыми в землю?
Оценочный вопрос. Какое изобретение, сделанное в Китае, вы считаете наиболее
важными? Свою позицию аргументируйте.
Творческий вопрос. Для чего строили Великую Китайскую стену?
Практический вопрос. Чем был недоволен народ Китая?
(Учитель организует игру и подводит итоги.)
Конспект урока "Первый властелин единого Китая"
Конспект урока "Первый властелин единого Китая"
Конспект урока "Первый властелин единого Китая"
Конспект урока "Первый властелин единого Китая"
Конспект урока "Первый властелин единого Китая"
Конспект урока "Первый властелин единого Китая"
Конспект урока "Первый властелин единого Китая"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.