Конспект урока по алгебре (7 класс): "Разложение многочлена на множители комбинированным способом"
Оценка 4.9

Конспект урока по алгебре (7 класс): "Разложение многочлена на множители комбинированным способом"

Оценка 4.9
Работа в классе
doc
математика
7 кл
10.01.2017
Конспект урока по алгебре (7 класс): "Разложение многочлена на множители комбинированным способом"
Урок алнебры 7 класс.doc

Предмет: алгебра.

 Тема урока: «Разложение многочленов на множители с помощью комбинации различных приемов».

Класс: 7  класс.

Учебник + задачник:  «Алгебра 7», 2007 г.

Авторы учебника: А. Г. Мордкович, Т. Н. Мишустина, Е. Е. Тульчинская, Л. А. Александрова.

Учитель:  А.М. Воронина.

Технология развивающего обучения.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы:      индивидуальная, фронтальная, парная.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный.

 Цели урока:

·        Образовательная:   сформировать умение раскладывать многочлен на множители с помощью комбинации различных приемов;

·        Развивающая: способствовать формированию умений применять приемы обобщения, сравнения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию, развития математического кругозора, мышления, речи, внимания и памяти.

·        Воспитательная: содействовать воспитанию интереса к математике, активности, организованности, умения взаимо и самоконтроля своей деятельности, формировать положительный мотив учения, развитие умений учебно-познавательной деятельности.

Резерв урока: задача Авиценны.

Проблема урока:

Разложить на множители многочлен: а4 +64в4.

Оборудование: ПК, видеопроектор, экран, раздаточный материал (опорные карточки, карточки с заданиями),    Медиапродукт : среда - Microsoft Office PowerPoint (наглядная презентация учебного материала).

1.    Оформление: на доске записаны слова: «Есть в математике нечто, вызывающее человеческий восторг», Ф. Хаусдорф. (Фе́ликс Хаусдо́рф— немецкий математик, один из основоположников современной топологии. Окончил Лейпцигский университет (1891)).

Этапы урока:

Первый этап. Мотивационно-ориентированный – вхождение в контакт, создание ситуации успеха, постановка учебной задачи.

Второй этап. Операционально-исполнительский – создание учебной ситуации, постановки учебной задачи, выявления путей достижения.

Третий этап. Рефлексивно-оценочный – ситуация оценки результатов деятельности.

 

Ход урока:

Домашние работы проверяют консультанты на перемене, обмен тетрадями.

I. Мотивационно – ориентировочный этап:

1.     Вхождение в контакт (слова поддержки и одобрения, настрой на активную деятельность), создание ситуации успеха:

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня на уроке каждый из вас сможет показать свои знания по изученным ранее темам, поучаствовать во взаимоконтроле  и самоконтроле своей деятельности. Сегодня вы откроете для себя много интересного из мира математики. Я уверена, что вы справитесь со своей работой самым наилучшим образом. Девизом урока будут слова: «Есть в математике нечто, вызывающее человеческий восторг», Ф. Хаусдорф.  Давайте попробуем сегодня на уроке определить, что же может нас с вами привести в восторг!

А сейчас запишите в тетрадях число, классная работа, тему урока.

Постановка целей и задач урока.

- Как вы думаете, исходя из темы урока, какую цель вы можете поставить перед собой? А какие задачи нужно постараться при этом решить? (выслушиваю, обобщаю цели и задачи, стоящие перед ребятами на уроке: показать свои умения раскладывать на множители многочлены различными способами, применять их в комплексе  при выполнении различных заданий).

2.     Актуализация знаний.

- Для начала внимательно рассмотрим следующие алгебраические выражения: (на экране и на карточках индивидуально)

Задание №1.

(1) 2в(1 - 2а);

(2)  (х-2)(х2 + 2х + 4)

(3)  27х6у3-72х4у4+ 48х2у5;

(4)  (5а + 1)2;

(5)      (9с –ав)(9с +ав);

(6)  m2 –п2 +d2 +2md;

(7)  а2 + 10а  + 25 – у2;

(8)  х(х – 4)(25 + 3х);

(9)   х4 + 4у4;

(10)        -4а2 + 40ав – 100в2.

Предлагаю: распределить данные выражения на группы и объяснить, по какому признаку проведено распределение.

Варианты могут быть следующими: I группа включает выражения (1), (2), (4), (5), (8), поскольку в них есть произведение множителей; во II группу отнесутся тогда все остальные  -  в них нет произведения «скобок».

Однако найдутся ребята, которые заметят, что выражения из II группы неоднородны, в ней есть и трехчлены (3) и (10), и четырехчленны (6), (7), и даже двучлен (9).

- Мы займемся разложением на множители многочленов, подобных тем, которые вошли во вторую группу. Среди них будут и трехчлены, и четырехчленны, и двучлены. Поскольку различны рассматриваемые выражения, то различны и способы их разложения на множители. Важно учесть, что часто эти способы используются в сочетании друг с другом, комбинируются.

II. Операционально – исполнительский этап:

Задание №2.  Учащимся демонстрирую таблицу (у каждого в карточке):

Формула-эталон

Ошибочные записи

 

(а-в)22-2ав+в2

(а-в)2=а-2ав+в

(а-в)22-2ав+в

(а-в)22-ав+в2

(а-в)22+2ав-в2

(а-в)22-2ав-в2

 

Требуется указать, какая ошибка допущена в каждом выражении.

После обсуждения прошу привести пример многочлена, который можно разложить подобным образом. Выполняет разложение сосед по парте.

Задание №3.

Среди равенств, указанных ниже, найдите как правильные, так и содержащие ошибки. Исправьте ошибочные выражения.

1). х22-2ху = (х-у)2;

2). m2+2mn-n2 = (m-n)2;

3). 2pt-p2-t2 = (p-t)2;

4). 2cd+c2+d2 = (c+d)2.

Задания №2 и №3 выполняются устно. Подводим итог: какой способ разложения на множители был применен нами в этих примерах? (с помощью формул сокращенного умножения: квадрата суммы или разности). Какая формула еще не использована нами при разложении многочлена на множители? (Разность квадратов).

- Приведите пример многочлена, который можно разложить по этой формуле. (напр., а2-9=(а-3)(а+3)).

- А какие еще способы разложения на множители мы изучали?

Учащиеся вспоминают способы вынесения множителя за скобки и способ группировки по соответствующим опорным сигналам и на примерах:

I.   O · ê + O · c = O · (ê + c )

II.+¯·(   ) + O·(  ) =

= (   )· (¯ + O)

15х3+3ху;  9а-9в-ав+а2.

 

 

Изучение нового материала начинаем с письменной работы. Необходимо разложить на множители выражения (3) и (10), (6) и (7) из списка, приведенного в начале урока. С выражением (3) работаем под моим контролем, а с выражением (10)  - самостоятельно. Так же и со второй парой.

(3) 27х6у3-72х4у4+ 48х2у5.

Примерные рассуждения:

- С какого приема разложения следует начать?

- Вынести за скобки 3х2у3, в скобках: (9х4 – 24х2у +16у2).

(Анализируем выражение в скобках, выделяем квадрат разности и приходим к виду: 3х2у3(3х2 - 4у)2).

         Далее учащиеся раскладывают на множители выражения (6) и (7) из списка, причем (7) самостоятельно с последующей взаимопроверкой, а  разложение на множители выражения (6) обсуждаем и приходим к выводу: 1 – используем метод группировки. (Попыток группировок можно рассмотреть несколько) и важно подвести учащихся к мысли, что удачным будет группировка 3-х положительных слагаемых и одно оставить без изменения:

 

m2 –п2 +d2 +2md = (m2+ d2 +2md) – п2 = …

Возникает пауза, но сильный ученик быстро заметит, что в скобках формула:

…=(m + d)2n2=….

- Что же вы остановились? (ребята, объясняют, что запись знакомая, но что с ней делать?!).

Предлагаю прочитать словами последнюю запись, с какого слова начинаем читать?

- Со слова «разность».

- А как охарактеризуем выражения, объединенные знаком «минус»?

- Квадраты, только разные: суммы и переменной.

Для выхода из создавшейся ситуации вспоминаем схему(опорный сигнал):

 

c 2 -ê2 = ( c - ê) · ( c + ê)

 

-Что скрывается в данном примере под квадратом? Под треугольником?

Обобщаем: m2 –п2 +d2 +2md = (m2+ d2 +2md) – п2 = (m + d)2n2 = (m+d - n)(m + d +n).

-                     Выполнили мы задание?

- Да!

 Закрепление изученного.

Этап закрепления проходит в виде самостоятельной работы.

Разложить на множители выражения:


   а)  -5p2 – 10pq – 5g2;

    в)  9 – p2 + q2 – 6q;


    б)  m2 – 2n – m -4n2;

   д) m2 – n2 – 8 m + 16;

   

    г) -12z3 – 12z2 – 3z;

    е)  a4 + 64b4.


В ходе проверки самостоятельной работы в парах обращаем внимание на то, что никто не выполнил задание под буквой е). Возникает проблемная ситуация: «Можно ли разложить двучлены вида   a4 + 64b4,  х4 + 4у4 на множители?»

(После обсуждения обобщаем).

-Если двучлен представить так: ((а2)2 + (8в2)2  + 16а2в2) – 16а2вполучим: (а2+8в2)2-(4ав)2 = (а22-4ав)(а22+4ав). Разложение выполнено. Самостоятельно разложить на множители второй двучлен.

А в оставшееся время (если оно останется)  подумаем над исторической задачей Авиценны (980 – 1037 г. г., среднеазиатский философ, врач, математик, поэт).

ЗАДАЧА:

Если число, будучи разделено на девять,  дает в остатке один или восемь, то квадрат этого числа, деленный на 9, дает в остатке 1.

Решение:

1 случай (в остатке 1). Пусть это число n = 9а + 1;

 n2=(9а + 1)2 = 81а2 + 18а + 1 = 9(9а2 + 2а) + 1.

2 случай (в остатке 8).  m = 9а + 8;

 m2 = (9а + 8)2 = 81а2 + 144а + 64 = (81а2 + 144а + 63) + 1 = 9(9а2 +16а + 7) +1.

(решение комментирую).

III. Рефлексивно – оценочный этап

Ø Что сегодня на уроке мы повторили?

Ø Что вы для себя усвоили?

Ø Чему научились?

Отметьте в оценочной карточке ваше отношение к уроку:

Ø Я доволен уроком, мне очень понравилось.

Ø Мне понравилось на уроке, но в моих знаниях есть пробелы.

Ø Урок прошел для меня даром, ничего нового я на нем не узнал. Все, это я знаю.

Ø Я не доволен уроком, ничего не понял и как решать примеры я не знаю Оценочная карточка:

Отношение к уроку и к своей работе

Оценивание

«+» или «-»

Я доволен уроком, мне очень понравилось.

 

 

Мне понравилось на уроке, но в моих знаниях есть пробелы.

 

 

Урок прошел для меня даром, ничего нового я на нем не узнал. Все, это я знаю.

 

 

Я не доволен уроком, ничего не понял и как решать примеры я не знаю.

 

Оценка себе:                уроку:

 

 

 

Оценки за урок.

Д/З: обязательный I уровень:§34,  №1056 (а,б), №1060(а,б), №1061(а,б); II уровень: №1059 (а.б),  №1063(а,в); №1062(а); III уровень: №1063(б,г) №1064(а,б). Индивидуально: сообщение об Авиценне.

 

- Спасибо, урок закончен. До свидания.

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Предмет: алгебра. Тема урока : «Разложение многочленов на множители с помощью комбинации различных приемов»

Предмет: алгебра. Тема урока : «Разложение многочленов на множители с помощью комбинации различных приемов»

Третий этап . Рефлексивно-оценочный – ситуация оценки результатов деятельности

Третий этап . Рефлексивно-оценочный – ситуация оценки результатов деятельности

Однако найдутся ребята, которые заметят, что выражения из

Однако найдутся ребята, которые заметят, что выражения из

Изучение нового материала начинаем с письменной работы

Изучение нового материала начинаем с письменной работы

В ходе проверки самостоятельной работы в парах обращаем внимание на то, что никто не выполнил задание под буквой е)

В ходе проверки самостоятельной работы в парах обращаем внимание на то, что никто не выполнил задание под буквой е)

Я не доволен уроком, ничего не понял и как решать примеры я не знаю

Я не доволен уроком, ничего не понял и как решать примеры я не знаю
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017