Конспект урока по биологии на тему «Строение и функции кожи» из курса «Человек и его здоровье” (8 кл.)
Оценка 4.8

Конспект урока по биологии на тему «Строение и функции кожи» из курса «Человек и его здоровье” (8 кл.)

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
биология +1
8 кл
18.02.2017
Конспект   урока по биологии на тему   «Строение и функции кожи»  из курса «Человек и его здоровье” (8 кл.)
Триединая дидактическая цель: 1. сформировать у учащихся знания о строении и функциях кожи человека; показать связь ее строения с функциями; 2. развивать познавательный интерес и интеллектуальные способности учащихся: память и логическое мышление, умение выделять существенные признаки, сравнивать, обобщать, строить опорные схемы; 3. воспитывать культуру труда, сознательное отношение к своему здоровью.
Урок 2006-2007г.doc
1 Конспект   урока по теме   «Строение и функции кожи»  из курса «Человек и его здоровье” (8 кл.)   Триединая дидактическая цель: 1. сформировать у учащихся знания о строении и функциях кожи человека; показать 2. связь ее строения с функциями;    развивать  познавательный   интерес   и   интеллектуальные   способности   учащихся: память   и   логическое     мышление,   умение   выделять   существенные   признаки, сравнивать, обобщать, строить опорные  схемы; 3. воспитывать культуру труда, сознательное отношение к своему здоровью.    Тип урока: комбинированный.      Материалы и оборудование:  таблиц   «Строение  кожи»,   мультимедийный   проектор, компьютер,     интерактивная   доска,   СD­диск   с   карточками   ресурсов,   тесты   из дополнительной   литературы,   карточки   с   заданием   для   проверки   знаний,   набор   схем   в конвертах  для работы  на магнитной доске, магниты,  лупы. Оформление доски: записана тема урока и этапы   изучения нового материала.                                1.Тема и цель урока.                                2. Функции кожи.                                3. Особенности строения кожи.                                4.Самостоятельная групповая  работа  с использованием учебника и                                   слов­терминов.                                5. Проверка  опорных схем.                                6. Индивидуальная работа с лупой и без нее.                                7. Опережающие задания учащихся.                                8. Выводы.                                                           Ход урока: Деятельность учащихся Приветствуют учителя. Отдельные учащиеся класса выполняют   в задания   карточках   и   в тестированиях. Этап урока Деятельность учителя I. Организационный момент. II.  Проверка   знаний и   умений   по   теме «Выделение». Приветствует  учащихся и проверяет их готовность к уроку. Отмечает отсутствующих. Выбирает учеников­помощников для  проверки письменных ответов учащихся. Задание 1. Работа  учащихся по карточкам.  1.       Карточка № 1. «Дополни текст». [1]. Задание: вставьте пропущенные слова в следующий текст:    В нефроне происходят два процесса ….и ….. Процесс …. осуществляется  в ….. В   результате   этого   процесса   образуется   ….., представляющая   собой     по   составу…..   Обратное всасывание   происходит   из   ….в   …..   В   результате образуется ….., содержащая….. Карточка № 2». Задание:  соотнесите органы выделения с их функциями. Органы выделения 1. Почки. 2. Мочеточники.   или Функции   органов   отдельных структур 1. Выделение мочи из почек. 2. Образование     первичной 3. Мочевой пузырь. 4. Почечная лоханка. 5. Мальпигиев клубочек. 6. Мочеиспускательный канал. мочи. 3. Образование   вторичной мочи. 2 4. Накопление   вторичной ее мочи поступлением в пузырь.     перед 5. Накопление мочи. 6. Выведение   мочи   из организма. 7. Поддержание постоянства внутренней среды организма   и   выведение продуктов распада.    Задание 2.  Компьютерная тестовая проверка знаний по теме «Выделение». [6].   Выберите   один   правильный   ответ   из   предложенных вариантов. Тест 1. (3 человека). 1. Снаружи  почка состоит из:     1. коркового слоя;     2. мозгового слоя;     3. почечных сосочков. 2.Из   капиллярного   клубочка   в   почечную   капсулу   не поступают:      1. белки;      2. вода;      3. мочевина. 3.   В   почечных   извитых   канальцах   происходит   полное обратное всасывание в капилляры:     1. мочевины;     2. воды;     3. глюкозы. 4. Центр рефлекса мочеиспускания расположен в мозге:     1. продолговатом;     2. промежуточном;     3. спинном. 5. Структурно­функциональной единицей почки является:    1. доля;    2. сегмент;    3. нефрон. 6. В почках фильтрация крови происходит в:     1. пирамидах;     2. капсулах нефронов;     3. лоханках. 7.Органы выделительной системы человека находятся в:     1.грудной полости;     2. брюшной и полости малого таза;     3. грудной и брюшной полостях. 3   подкорковым   центром,   регулирующим 8.   Высшим   мочеобразование, является:     1. средний мозг;     2. гипоталамус;     3. продолговатый мозг. Ответы: 1­ 1; 2 ­ 2; 3 – 3; 4 ­ 3; 5 ­ 3; 6 ­ 2; 7 ­ 2; 8 ­ 2.                    Тест 2».  Задание:  выберите   один   правильный   ответ   из предложенных   вариантов   (4   человека;   используются карточки ресурсов Интернета  [7]).  Задание 3. Фронтальная словарная  проверка знаний  по терминам» (используются карточки     ресурсов Интернета «Микроскопические   почки»,     “Образование   первичной   и вторичной мочи»).  [7]. Термины:   Почка,     нефрон,   клубочек   почечного тельца, почечные канальцы первичная моча, вторичная моча, фильтрация   клубочковая,   канальцевая   реасорбция,   энурез, диурез.   Задание 4. Индивидуальный опрос. 1. Составьте  схему «Образование мочи». 2. Как устроен нефрон и каковы его функции? 3. мочевыделительной системы и меры их профилактики.   Перечислите   возможные   типы     заболеваний Проверка вопроса №1.            Оценивание ответов учащихся, выставление оценок в журнал и  дневник учащихся. Подают дневники учителю   выставления оценки.   для III.   Изучение нового материала «Строение и функции кожи».      1. Вступительное слово учителя.     Сегодня мы с вами познакомимся с органом человеческого тела   –   кожа,   которая   является   внешним   покровом   тела человека   и   отличается   весьма   сложным   строением.   Тема нашего     урока   «Строение   и   функции   кожи»,   цель   урока: познакомиться   с   особенностями   строения     и   функциями кожи, доказать что строение кожи соответствует  функциям кожи, расширить круг  знаний по теме.         У   человека   и   животных   кожа   представляет   собой специальное образование, служащее границей между живым организмом   и   внешней   средой,   ограждающее   его   от различных   внешних   влияний,   позволяющее   сохранять постоянство   внутренней   среды   организма.   Площадь поверхности кожи в среднем 1,5 ­2 м2. Вес ее равен 16­18% Слушают учителя. веса тела.      4 2. Функции кожи.      Кожа   выполняет ряд   важнейших   жизненных функций (используется таблица  «Строение кожи»):   1.  Защитная (защита от механических повреждений): ­ роговой слой мертвых клеток ­ многослойный эпителий ­ кожный пигмент ­ подкожная клетка ­ выделение сальных желез   2.  Выделительная (реализуется за счет потоотделения).    3. Рецепторная (наличие тепловой, холодовой, болевой и тактильной чувствительности).       В  коже  рассеяно   250  тыс.  рецепторов  холода.  30  тыс. рецепторов тепла, 1 млн. болевых окончаний, 0,5 рецепторов осязания и 3 млн. потовых желез.    4. Теплорегуляторная. ­физическая терморегуляция (теплоотдача); ­химическая   терморегуляция     (образование   тепла   за   счет химических реакций).   использование запасов питательных веществ и воды).      6. Синтетическая  (под воздействием ультрафиолетовых лучей в коже образуется витамин D)   углекислого газа ­  1% от общего газообмена).   8.  Депо крови  (сосуды кожи вмещают до 1 литра крови).     3. Особенности строение кожи.      Как  эти функции отражаются на строении кожи? Какие особенности     строения   кожи   позволяют   выполнять   столь разнообразные функции?    И так, кожа – наружный покров тела, который состоит из 3 слоев»     Интернета «Строение кожи» [7]):  (поглощение   кислорода,   выделение   (сохранение   и   при   необходимости   (используется   карточка   ресурса      7.   Дыхательная  1. Эпидермис   –   наружный   слой,   образованный многослойным эпителием (эпителиальная ткань). ­   эпителий   постоянно   слущивается   и   заменяется новыми клетками. ­   в   глубине   эпителия   лежат   клетки,   способные   к размножению,   а   на   поверхности   находятся   мертвые ороговевшие клетки.        2. Дерма – слой плотной волокнистой соединительной ткани, находящейся под эпителием.                 ­   в   этом   слое   находятся   различные   структуры   – рецепторы   кожной   чувствительности;   сальные   и   потовые  5.   Запасающая  Записывают     в рабочую тетрадь функции   кожи (стр.43). Отвечают   на вопросы. Слушают объяснение учителя. 5 Записывают   в рабочую тетрадь опорную схему (стр.43). Читают, составляют   и записывают схемы в тетрадь (стр.43). железы; корни волос; кровеносные и лимфатические сосуды.        3. подкожно­жировая клетчатка – самый глубокий слой кожи. ­ образован жировой тканью. ­ служит слоем для механической защиты и терморегуляции. ­ является жировым запасом организма.       К   коже     относятся   также   волосы   и   ногти,   которые произошли   от   рогового   слоя   эпидермиса   и   имеют   особое строение.                                       Кожные покровы                         Кожа                                 Роговые образования Эпидермис                 Дерма                Ногти              Волосы                Подкожно­жировая                        Клетчатка 4. Самостоятельная групповая  работа  с использованием учебника и опорных слов­терминов. Задание: прочитайте   в тексте параграфа 39. стр. 200­2002 учебника   «Строение   кожи»,   используя   опорные   слова, расположенные   на     доске,   составьте   схему,   отражающую связь строения кожи с выполняемыми функциями». [3]. Задание   по   рядам   (групповое):  I  ­   «Эпидермис»;  II  – «Дерма»; III – «Подкожная клетчатка». [5].                                              Эпидермис                                (эпителиальная ткань)                  Защитная                                                Синтетическая. ­ Ороговевший слой.                                  Образование вит.D. ­ Образование меланина.                           Живые  клетки.         Ороговевшие      клетки.                    ­ Бактериальное свойство               ­ Слушивание.                          чистой кожи. Дерма.  (соединительная ткань)                                                                                                     Потовые железы Волосяные                                           Выделительная.    сумки.                                                                                                                                      Теплорегуляции                          Кровеносные                              сосуды                                      Сальные железы.­ Защитная. Рецепторы. (рецепторная связь с внешней средой).                                                                                           Подкожная клетчатка.                               (соединительная ткань) Терморегуляция.            Запасающая.                Защитная. (пассивная)                     (жир)                    (смягчение ударов)              5.   Проверка схем  (по необходимости дополнения и исправления).                               6. Индивидуальная работа с лупой и без нее.  [3]. Задание   1.   Сожмите   руку   в   кулак.   Что   происходит   со складками кожи в области сустава?   Каково значение этих складок?     (кожные   складки     (структурные   образования) связаны с функциями суставов пальцев, благодаря которым человек   может   захватывать   предметы   (строение   органа связано с его функцией)).   Задание 2. Оттяните кожу на тыльной стороне кисти. Какие свойства   вы   обнаруживаете?   (кожа   богата   мышечными   и эластическими   волокнами,   обладающими   способностью растягиваться,   придавая   ей   упругость   и   противостоять давлению).       Задание   3.   Рассмотрите   строение   ногтя   (используется     «Строение   ногтя»   [7]). карточка   ресурса   Интернета   Объясните,   почему   отсутствуют     на   ногтях   кровеносные сосуды и нервные окончания.       Задание   4.  Рассмотрите  узоры  на  подушечках  пальцев, объясните: почему по отпечаткам пальцев можно установить личность   человека?   Почему   подушечки   пальцев   обладают большой чувствительностью? (мельчайшие кожные складки, бороздки, линии образуют узор, который индивидуален для каждого организма;  в углублении  бороздок  располагаются большое   количество   кожных   рецепторов,   которые обуславливают высокую чувствительность пальцев).   Опережающие   задания   учащихся  7. (лекция, подготовленная   учащимися   с   использованием дополнительной литературы).  [4].   Эпителиальные клетки образуют не только надкожицу, но и ногти, волосы, сальные и потовые железы.      Сальные   железы,     располагаются   в     собственно   коже (дерме), имеют микроскопически малые размеры. На каждом 6 Выполняют задания. Учащиеся 7 делают сообщения. кв.   см.   кожи   их   насчитывается   несколько   десятков,   а   на коже носа, лба, верхней губы даже более сотни. Лишь кожа ладоней и подошв лишена сальных желез. Сальные железы вырабатывают жировой секрет, который придает наружному слою   кожи   эластичность,   защищает   его   от   высыхания, образования трещин и разрывов, препятствует размоканию рогового   слоя   во   влажной   среде,   ограничивает   испарение влаги   с   поверхности   тела.   Кроме   того,   кожное   сало содержит особые вещества, которые обладают способностью подавлять развитие вредных микробов.    Потовые железы имеют вид трубочек, свернутых на концах в   клубочек.   Эти   образования   несут   выделительную функцию.   Количество   потовых   желез   доходит   до   2   млн. Потоотделение   имеет   большое   значение   и   в   процессах теплорегуляции.           Некоторые факты, используемые в лекции: 1. За   1   час   в   теле   человека   образуется     такое количество   тепла,   которого   достаточно,   чтобы вскипятить 1 л. ледяной воды.   2. Если бы не кожа, то через 40 часов температура тела достигла  бы точки кипения. 3. За 1 мин. Через кожу проходит 0,5 л. крови.       4.   Среднее число волос на голове:         ­ у блондинок­ 140 тыс;         ­ у брюнеток – 120 тыс;         ­ у рыжеволосых – 88 тыс. 5.   Наши волосы за день удлиняются. Если посчитать            прирост метров на 30. 6.   Мелкие волосики на теле живут 50 дней, волосы на                 голове – несколько лет, ресницы – 3­5 месяцев. 7. Скорость роста ногтя составляет:      ­  1 мм в неделю на руках;      ­ 0,25 мм на ногах;      ­ после удаления ногтей новые отрастут в течении 3­4      месяцев. 8. За год на пальцах рук вырастает около 2 г ногтей.  8. Вывод по уроку:      Кожа   –   наружный   покров   тела,     выполняющий рецепторную, функции: терморегуляторную, выделительную. защитную,  Кожа состоит из 3­х слоев: эпидермиса, дермы и подкожно­ жировой клетчатки (гиподермы).  Подкожно­жировая   клетчатка   обуславливает подвижное   прикрепление   подлежащим   тканям, чем   предохраняет   кожу   от   механических разрывов и повреждений.  Кроме желез, кожа имеет роговые образования – волосы и ногти.   Закрепление Развивающие задачи» [1]. IV. Отвечают   на нового материала. 1. Почему   в   некоторых   районах   с   жарким   климатом принято пить горячий чай в самые знойные часы дня? 2. Чем   можно   объяснить,   что   рабочие­горновые, например,   в   керамической   промышленности   входят ненадолго в остывшую печь, где температура 70­800 и это   для   них   безопасно,   а   погружение   тела   в   воду такой   температуры,   хотя   бы   на   несколько   секунд, смертельно для человека? 3. Какое   значение   для   народов,   живущих   в   тропиках, имеет смуглая окраска кожи? 4. Рассмотрите под лупой узоры на подушечках пальцев друг   друга.   Почему   по   отпечаткам   пальцев   можно установить личность?   V. задание. Домашнее   Оценка работы учащихся на уроке.  На   этом   наш   урок   сегодня   заканчивается,   достаньте дневники и запишите домашнее задание.  Изучить   параграф   учебника     №   39,   стр.200­   2004. Отдельные   учащиеся   получают   опережающее   задание   по теме   «Уход   за   кожей»,   «Уход   за   волосами»,   «Уход   за ногтями рук и ног», «Свойства фруктов, и их влияние на кожу», «Первая помощь при ожоге, ударе, обморожении», выпуск листовок «Правила закаливания»                                                                                     8 вопросы учителя. Записывают   в дневник домашнее задание. 9                                             Методическое обеспечение.   1. Бодрова Н.Ф. Изучение курса «Человек и его здоровье» в 8 классе: Книга для учителя. – Воронеж:  Государственное  образовательное учреждение «Воронежский  государственный педагогический университет», 2002.­ 196с. 2. Бодрова Н.Ф. Рабочая тетрадь по биологии. Человек и его здоровье. 8 класс.­ Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2002.­64с. 3. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н.Человек 8 кл.: учебник  для общеобразовательных учреждений.­ М.: Дрофа, 2007.­ 332, 4с: ил. 4. Панфилова Л.В. Хрестоматия по биологии. Человек. – Саратов: Лицей, 2005. – 176с. 5. Резанова Е.А., Антонова И. П., Резанов А. А.Биология человека. В таблицах и схемах. – М.: «Издат­школа 2000», 1999.­ 208с. 6. Рохлов В.С., Никишов А.И.Человек и его здоровье. Дидактический материал: Пособие для учителей биологии и учащихся. – 2­е изд., перераб. и доп. – М.: Илекса, 2001.­ 216с.  .  ru   /  catalog  .  edu   ­  collection  ://   school 7.http       &   class  []=50&    =  pupil interface      subject  /  cf   2  d  9227­2021­47  []=29   cd   ­  b  37   b  ­72   b  89   bb   7  af   02/?      /  rubr

Конспект урока по биологии на тему «Строение и функции кожи» из курса «Человек и его здоровье” (8 кл.)

Конспект   урока по биологии на тему   «Строение и функции кожи»  из курса «Человек и его здоровье” (8 кл.)

Конспект урока по биологии на тему «Строение и функции кожи» из курса «Человек и его здоровье” (8 кл.)

Конспект   урока по биологии на тему   «Строение и функции кожи»  из курса «Человек и его здоровье” (8 кл.)

Конспект урока по биологии на тему «Строение и функции кожи» из курса «Человек и его здоровье” (8 кл.)

Конспект   урока по биологии на тему   «Строение и функции кожи»  из курса «Человек и его здоровье” (8 кл.)

Конспект урока по биологии на тему «Строение и функции кожи» из курса «Человек и его здоровье” (8 кл.)

Конспект   урока по биологии на тему   «Строение и функции кожи»  из курса «Человек и его здоровье” (8 кл.)

Конспект урока по биологии на тему «Строение и функции кожи» из курса «Человек и его здоровье” (8 кл.)

Конспект   урока по биологии на тему   «Строение и функции кожи»  из курса «Человек и его здоровье” (8 кл.)

Конспект урока по биологии на тему «Строение и функции кожи» из курса «Человек и его здоровье” (8 кл.)

Конспект   урока по биологии на тему   «Строение и функции кожи»  из курса «Человек и его здоровье” (8 кл.)

Конспект урока по биологии на тему «Строение и функции кожи» из курса «Человек и его здоровье” (8 кл.)

Конспект   урока по биологии на тему   «Строение и функции кожи»  из курса «Человек и его здоровье” (8 кл.)

Конспект урока по биологии на тему «Строение и функции кожи» из курса «Человек и его здоровье” (8 кл.)

Конспект   урока по биологии на тему   «Строение и функции кожи»  из курса «Человек и его здоровье” (8 кл.)

Конспект урока по биологии на тему «Строение и функции кожи» из курса «Человек и его здоровье” (8 кл.)

Конспект   урока по биологии на тему   «Строение и функции кожи»  из курса «Человек и его здоровье” (8 кл.)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.