Конспект урока по биологии "Новое поколение выбирает здоровье", 8 класс
Оценка 4.7

Конспект урока по биологии "Новое поколение выбирает здоровье", 8 класс

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
биология
8 кл
21.04.2018
Конспект урока по биологии "Новое поколение выбирает здоровье", 8 класс
Конспект урока.doc
Тема урока                «Новое поколение выбирает здоровье» Урок биологии 8 класс Задачи урока: образовательные: показать роль физических упражнений в формировании опорно­ двигательного  аппарата; продолжить формировать потребность в здоровом образе жизни;  объяснить роль здоровья в жизни и деятельности человека развивающие: развивать умения проводить простейшие антропометрические измерения;  развивать умения объективно оценивать состояние своего здоровья воспитательные: воспитывать толерантность; обеспечивать гигиеническое воспитание  учащихся  Методы обучения:  исследовательский Форма организации учебной деятельности учащихся:  групповая Тип урока: урок­обобщение по теме «Опорно­двигательный аппарат» Оборудование:  таблицы по опорно­двигательной системе, презентация, мультимедийный  проектор, компьютер, сантиметровая лента, калькуляторы, тонометр, напольные весы ХОД УРОКА Эпиграф Для того, чтобы человек мог соответствовать своей роли венца Природы и выполнять историческую миссию   и на Земле и в космосе, он должен быть здоров. И.И. Брехман Учитель   Здравствуйте ребята!  «Здравствуйте!» ­  мы ежедневно повторяем это приветствие.      Задумывались ли вы когда­нибудь о том, почему при встрече люди желают друг другу здоровья?   Наверное   потому,   что   здоровье   для   человека   –   самая   главная   ценность.   К сожалению, обычно мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем.     Следующая печальная статистика навела меня на мысль провести этот необычный урок.        1.   Сейчас   в   России   практически   не   рождаются   здоровые   дети.   На   каждую   тысячу родившихся малышей до 900 имеют какие­либо врожденные дефекты. Среди первоклашек последних   лет   90­95%   уже   обременены   «букетом»   хронических   болезней,   а   сколько   еще прибавится   за   11   школьных   лет.   В   начале   20   века   количество   не   пригодных   к   армии призывников было всего 10%, к середине столетия   ­ 50%, а сейчас эта цифра доходит до 80%.      2. Всероссийская диспансеризация 2002 года, в ходе которой обследовали 30 млн . детей, дала тревожные результаты: здоровы лишь 33% ребят, 51% ­ имеют отклонения в здоровье, а у 16% ­ хронические патологии.     Нельзя допустить, чтобы за достижения цивилизации человек платил своим здоровьем.      Цель нашего урока – не только получить представление о том, что такое здоровый образ жизни, но и задуматься о необходимости быть здоровым. А что же такое здоровье?   (учащиеся по очереди говорят, что для них значит это слово)  ­ Здоровье – это когда тебе хорошо.  ­ Здоровье  ­ это когда ничего не болит.  ­ Здоровье  ­ это от слова  «здорово».  ­ Здоровье – это красота.  ­ Здоровье – это сила.  ­ Здоровье ­  это отношения нас самих к себе, забота о себе, о своей жизни. Учитель     Давайте   подытожим   сказанное.   Здоровье     ­   это   способность   сопротивляться болезням,   приспосабливаться   к   окружающей   среде,   способность   к   самосохранению   и саморазвитию.     На прошлом уроке вам было дано задание подобрать пословицы о здоровье и постараться объяснить их смысл. Посмотрим, как вы с этим справились. Ученики  1).  «Где просто, там живут до ста лет». Естественное питание, прогулки на свежем воздухе, доброжелательная спокойная обстановка в семье, занятия физическим трудом – все это благотворно сказывается на здоровье человека и его долголетие. 2). «Курить – здоровью вредить». Никотин – это яд, разрушающий организм. Сам Марлборо­ Мен, рекламирующий сигареты, умер от рака легких. На съемках ему приходилось много курить. Герой американских боевиков Джеймс   Бонд хотел избавиться от своей   пагубной привычки, понимая ее вред. 3). «Береги платье снова, а здоровье смолоду». Здоровье надо беречь с детства, избавляться от вредных привычек, соблюдать режим дня – основу здорового образа жизни. 4).  «Болезнь человека  не красит». По внешнему виду, по лицу можно определить  здоров человек   или   болен.   Например,   если   под   глазами   желтые   круги,   это   может   говорить   о заболевании сердца, если желтые белки глаз – больная печень,  бледно – серый оттенок кожи может быть следствием пониженного содержания гемоглобина в крови,   ярко выраженные кровеносные сосуды на глазном яблоке могут быть следствием повышенного артериального давления. 5). «Лучшее лечение  ­ профилактика». Каждый человек должен следить за своим с здоровьем : своевременно делать прививки, вести здоровый образ жизни, ходить  к врачу на медосмотры. 6).    Чтоб мудро жить прожить, знать надобно немало.          Два важных правила запомни для начала:          Ты лучше голодай, чем что попало есть,           И лучше будь один, чем вместе с кем попало                                                                                    Омар Хайям Нужно правильно питаться, в рационе должны быть все питательные вещества, необходимые организму. На душевное здоровье человека воздействуют люди, которые рядом с ним; лучше избегать людей, которые влияют на вас отрицательно.  Учитель  Молодцы! Вы хорошо справились с этим непростым  заданием.    Одним из важных показателей здоровья является физическое развитие человека. В первую очередь оно оценивается по состоянию  опорно­двигательной  системы. Сейчас   мы   с   вами   будем   учиться   объективно   оценивать   состояние     своего   опорно­ двигательного аппарата. Все исследования учащиеся выполняют в группах. Рост и вес измеряют в медпункте. Задание 1. Выполните антропометрические измерения:  измерьте рост, определите массу тела, измерьте окружность грудной клетки. Задание 2. Определите свой тип телосложения,   вычислите индекс Кетли   (весо­ростовой показатель), пользуясь формулой: К=М/L, где  М – масса тела (кг),   L – рост (см) Используя следующие диапазоны значения К, определите тип телосложения:    0, 28 – 0, 31 – недостаточная масса, астенический тип телосложения;    0, 32 – 0, 44  ­ нормальная масса, нормостенический тип телосложения;    0, 45 – 0, 53  ­ чрезмерно большая масса, гиперстенический  тип сложения.  Астеник – худощав, плоскогруд, мускулатура развита слабо. Нормостеник ­   широкогруд, плечист, мускулатура развита отлично. Гиперстеник ­  отличается плотным телосложением, «солидностью» фигуры. Задание 3. Рассчитайте показатель развития грудной клетки (ПРГК):                                                                 ПРГК= d/ L,  где d – окружность грудной клетки (см), L – рост (см).     Рассчитав   свой   показатель   развития   грудной   клетки,   сделайте   вывод   о   гармоничности развития грудной клетки:      ПРГК    50 – слабое развитие грудной клетки;      ПРГК = 50­55  ­ среднее развитие грудной клетки:      ПРГК      55 – отличное развитие грудной клетки Задание 4. Выявите правильность своей осанки. ­ Встаньте спиной к стене так, чтобы голова , плечи и ягодицы касались стены. ­ Попробуйте между поясницей и стеной просунуть кулак. Если это невозможно, просуньте кулак. Вывод: осанку считают нормальной, если между поясницей и стеной проходит ладонь, а не кулак. Учитель   Сейчас вы выполнили простейшие антропометрические измерения   и сравнили полученные цифры со среднестатистическими показателями. Это позволяет сделать вывод о гармоничности   своего   телосложения,   а   также   может   свидетельствовать   (   при   резком отклонении   полученных   результатов   от   среднестатистического     показателя)   о   нарушении режима или ранних признаках заболевания. Многие подростки ощущают душевный дискомфорт  из­за своего физического нездоровья или телесного несовершенства, подчас не догадываясь, что это   дело вполне поправимое. Надо помнить, что физическое здоровье  и физическая  привлекательность  тесно связаны  друг с другом.   Не   следует   ставить   перед   собой   нереальные   задачи   –   значительно   подрасти, полностью изменить свою фигуру и т.  д. Достаточно реализовать возможности, заложенные в организме человека природой.  С позиции темы сегодняшнего урока объясните следующие высказывания. 1. Без труда слабеют ум и тело. 2. «Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное бездействие» . Аристотель ( в ходе беседы дети приходят к выводу, что недостаточность физических нагрузок – гиподинамия,   приводит   к   разнообразным   нарушениям   здоровья,   что   необходимо ежедневно выполнять физические упражнения, заниматься спортом) Учитель знакомит учащихся с необходимым  недельным двигательным режимом учащихся подросткового возраста   Вид двигательной активности Бег ( км) Ходьба на лыжах ( км ) Объем двигательной активности юноши 15­17 20­22 девушки 12­14 16­18 Прыжки со скакалкой ( раз ) Подтягивание Сгибание и разгибание рук  (раз): мальчики ­  упор лежа, девочки – на скамейке Наклоны прямых ног из положения на спине ( раз ) Наклоны вперед с прямыми ногами из основной стойки (раз ) 1800­2000 60­70 100­120 120­140 90­120 1800­2000 50 100­120 100­120 90­120 Учитель  Важный   показатель   здоровья   человека   –   его   осанка.   Осанка   –   это   привычное положение   тела   при   стоянии   и   ходьбе.   Она   зависит   от   формы   позвоночного   столба, положения   головы,   плечевого   пояса   и   грудной   клетки.   Неправильное   положение   костей приводит к смещению или сдавливанию внутренних органов, что нарушает их кровообращение и затрудняет работу.  Какие причины могут привести к нарушению осанки, а значит и к искривлению позвоночника? Чтобы ответить на этот вопрос,  давайте рассмотрим следующие ситуации.  ( дети изучают ситуации в группах, а затем делают отчет перед всем классом) Ситуация 1. Одиннадцатиклассница  А. на улице встретилась со старой школьной подругой М., которую не   видела   3   года.   М.   шла   на   согнутых   ногах   усталой,   шаркающей   походкой.   Грустное выражение лица, голова опущена, плечи сведены, спина сгорблена, пальто висит мешком…М. так изменилась, что А. не узнала ее сразу. Вопрос 1. По каким признакам в данной ситуации можно судить о неправильной осанке? Вопрос   2.  Как   вы   считаете,   отличается   ли   костно­мышечная   система   у   молодого человека и у взрослого? Вопрос   3.  Необходимо   ли   соблюдать   правильно   осанку   и   походку   для   нормального развития костно­мышечной системы? Вопрос 4. Влияет ли неправильная осанка на внешность человека? Ситуация 2.  После   замечания учителя и полученной двойки ученик Р. шел, раскачиваясь, по коридору школы. Движение его были угловаты, голова опущена, спина сгорблена, живот выпячен « Ты почему так некрасиво ходишь?»­ спросил его учитель физкультуры. « Ну и что? Мне в балете не выступать!»­ мрачно ответил Р. Вопрос 1. Влияет ли неправильная походка на осанку и состояние здоровья человека? Вопрос 2. Что в данном случае послужила причиной плохой осанки Р.?  Ситуация 3.  В старших классах ученик Т. увлекался математикой и поступил на подготовительные курсы, которые посещал после школы. Занятия потребовали работы с дополнительной литературой, которую Т. постоянно носил с собой (чаще в правой руке). « Как ты носишь такую тяжесть?»­ удивилась   мама,   попробовав   как­то   поднять   его   портфель.   Однажды   на   занятиях физкультурой Т. пожаловался на боль в спине. Осмотрев ученика, преподаватель отметил, что правое плечо и лопатка у него значительно ниже левых, и порекомендовал Т. обратиться к врачу. Т. последовал его совету. Вопрос 1. Что в данном случае могло стать причиной искривления  позвоночника?    Вопрос 2. Что помогает избежать такого искривления позвоночника? Вопрос 3. Что в данном случае может помочь в лечении? Ситуация 4. На день рождения подруги школьница 16­ти лет Л. пошла  в новых туфлях на высоких каблуках, которые выпросила у мамы. Хотя идти было не близко и ноги быстро устали, она себя чувствовала очень взрослой и счастливой. После застолья стали танцевать. Но через некоторое время, из­за боли в ногах, Л. пришлось от танцев отказаться и провести остаток вечера, сидя на диване в тапочках хозяйки. Вопрос 1. Как вы считаете, что стало причиной боли в ногах Л.?    Вопрос   2.  Может   ли   обувь   на   высоких   каблуках   отразиться   на   состоянии   здоровья человека? Вопрос 3.  Какие   меры   помогут Л. в данной ситуации сохранить правильную осанку, походку и избежать деформации стоп? Затем идет беседа с классом по анализу рассмотренных ситуаций  Учитель:  исходя из того, что мы сейчас проанализировали, давайте сформулируем меры профилактики нарушения осанки: 1. Следите за положением тела за столом. Ноги нужно держать под столом под прямым или тупым углом. Если ноги убирать под сиденье стула или «обвивать» ногой ножку стула, то центр тяжести смещается вперед и человек склоняется.  2. Подбирайте мебель для работы и учебы в соответствии с ростом. 3. Не   допускайте   асимметрии   длительных   нагрузок   на   мышцы   спины.   Равномерно распределяйте тяжесть между двумя руками. 4. Правильно   подбирайте   обувь.   Избегайте   очень   высокого   каблука   и   обувь   на совершенно плоской подошве. 5. Воспитывайте правильную осанку. Ходите и стойте прямо. Приучите себя постоянно сводить лопатки и высоко держать голову. Отучайтесь от привычки горбиться. 6. Систематически   выполняйте физические упражнения, направленные на   укрепление мышц туловища, поддерживающих правильное положение позвоночника. Учитель   Я надеюсь на то, что материал сегодняшнего урока  побудит вас вести здоровый образ жизни,   уделять серьезное внимание своей двигательной активности,   систематически занимать   физкультурой,   следить   за     осанкой.   Мне   очень   хочется,   чтобы   знаниями, полученными   на   сегодняшнем   уроке,   вы   поделились   со   своими   товарищами,   друзьями   и приятелями. К уроку прилагается презентация.

Конспект урока по биологии "Новое поколение выбирает здоровье", 8 класс

Конспект урока по биологии "Новое поколение выбирает здоровье", 8 класс

Конспект урока по биологии "Новое поколение выбирает здоровье", 8 класс

Конспект урока по биологии "Новое поколение выбирает здоровье", 8 класс

Конспект урока по биологии "Новое поколение выбирает здоровье", 8 класс

Конспект урока по биологии "Новое поколение выбирает здоровье", 8 класс

Конспект урока по биологии "Новое поколение выбирает здоровье", 8 класс

Конспект урока по биологии "Новое поколение выбирает здоровье", 8 класс

Конспект урока по биологии "Новое поколение выбирает здоровье", 8 класс

Конспект урока по биологии "Новое поколение выбирает здоровье", 8 класс

Конспект урока по биологии "Новое поколение выбирает здоровье", 8 класс

Конспект урока по биологии "Новое поколение выбирает здоровье", 8 класс
Скачать файл