Конспект урока по биологии по теме "Значение нервной системы. Строение и функции спинного мозга"
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
биология +1
8 кл
01.04.2017
Разработка урока по теме "Значение нервной системы. Строение и функции спинного мозга", знакомит учащихся со значением нервной системы, строением и функциями спинного мозга. Ребята учатся самостоятельно работать с текстом учебника, логически мыслить и формировать результаты логических операций в устной и письменной форме. 8 класс (авторы учебника: Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н.)
конспект значение НС строение спинного мозга.doc
Урок по теме: «Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение и функции
спинного мозга»
Цели урока:
образовательная: способствовать пониманию знаний о строении и функциях
спинного мозга, механизма взаимосвязи спинного и головного мозга, соподчинения
их функций; уточнить знания о составных частях центрального отдела нервной
системы;
развивающая: продолжить обучение умениям находить необходимые сведения,
раскрывать причинноследственные связи.
воспитательная: стимулировать развитие познавательного интереса, продолжить
работу по развитию интеллектуальных умений.
План урока.
Актуализация знаний.
Изучение нового материала:
o значение нервной системы
o центральная и периферическая нервная система человека;
o положение спинного мозга в спинномозговом канале позвоночника;
o выход спинномозговых нервов, расположение спинномозговых узлов;
o оболочки спинного мозга, спинномозговая жидкость, строение спинного
мозга: белое и серое вещество, центральный канал;
o рефлекторная и проводящая функция спинного мозга;
o коленный рефлекс, положение восходящих и нисходящих нервных путей;
o связь спинного и головного мозга.
Закрепление.
Выбрать правильные утверждения.
Тестирование (самопроверка)
Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Человек существо биологическое и имеет клеточное строение. Тело человека состоит из
более чем ста триллионов клеток.
Каким образом обеспечивается согласованная работа клеток, органов, систем
органов? Назовите основные способы регуляции органов и систем органов
нашего организма.
Как человек реагирует на изменения окружающей среды?
Какая система органов регулирует работу всех клеток, органов и тканей
организма? (Эти функции в организме человека выполняет нервная система.)
Запишем тему урока: Значение и строение нервной системы человека.
Сформулируйте цели урока.
познакомиться со строением нервной системы человека,
узнать какое значение нервная система имеет в общей системе органов человека.
3.Изучение нового материала.
1.Прочитайте текст §43 и сформулируйте функции НС и заполните задание №195 в РТ.
1 2. Прочитайте статью «Части нервной системы» рассмотрите рисунок 90 и заполните
задание №197 198 в РТ.
– Что относится к центральной, а что – к периферической нервной системе?
Чем образовано серое вещество?
Чем образовано белое вещество?
Из чего состоят нервы?
Из чего состоят нервные узлы?
Рассказ учителя о строении спинного мозга
Нервную систему образуют головной и спинной мозг, а также все их ответвления – нервы и
нервные узлы. Нервная система – это огромное сообщество, состоящее из десяти с лишним
миллиардов слаженно работающих клеток – нейронов.
Самая древняя и самая прочная часть нервной системы человека – спинной мозг. Сегодня
на уроке вы познакомитесь с особенностями внешнего и внутреннего строения и
функциями спинного мозга.
Спинной мозг расположен в позвоночном канале и у взрослых представляет собой длинный
(45 см у мужчин и 4142 см у женщин) цилиндрический тяж, массой 3040 г и диаметром
около1 см.
Начинается спинной мозг на уровне большого затылочного отверстия черепа и
заканчивается коническим заострением, на уровне 2го поясничного позвонка. Спинной
мозг намного короче позвоночника и изза этого нервные корешки, отходящие от спинного
мозга образуют густой пучок, который носит название “конского хвоста”.
Спинной мозг окружен тремя оболочками: мягкой, паутинной и твердой.
На поперечном срезе четко видна граница серого и белого вещества. Серое вещество
(скопление тел нейронов) – внутри и по форме напоминает бабочку. Снаружи от серого
вещества располагается белое вещество (скопление отростков нейронов).
В середине серого вещества находится отверстие – центральный канал, заполненный
спинномозговой жидкостью.
Значение спинномозговой жидкости
Проведение питательных веществ к клеткам спинного мозга.
Амортизатор.
Принимает участие в удалении продуктов обмена.
Обладает бактерицидными свойствами.
От спинного мозга через отверстия в дугах позвонков отходит 31 пара спинномозговых
нервов (8 пар шейных, 12 пар грудных, 5 – поясничных, 5 – крестцовых и 1–2 копчиковых).
Каждая пара спинномозговых нервов начинается двумя корешками: задним (аксоны
чувствительных нейронов) и передним (аксоны двигательных нейронов).
Физкультминутка
Функции спинного мозга
Проводящая
проведение импульсов от органов и тканей;
2 осуществляется связь между спинным и головным мозгом.
Рефлекторная
регуляция работы внутренних органов;
расположены центры многих безусловных рефлексов;
осуществляет произвольные движения.
Давайте познакомимся с рефлекторной деятельностью спинного мозга на примере
коленного рефлекса.
Исследователь. Сядьте, положите ногу на ногу, расслабьтесь. Стукните несильно,
но резко ребром ладони по колену. Что наблюдаете?
Испытуемый. Нога подпрыгивает
– Какой отдел ЦНС действовал?
Давайте зарисуем схему коленного рефлекса: задание №200 в РТ
Повреждения спинного мозга
Спинной мозг очень чувствителен к повреждениям. В отличие от других частей тела,
спинной мозг не способен восстанавливаться, если он поврежден. Повреждения спинного
мозга может происходить вследствие травмы, нарушения кровоснабжения, сжатия,
опухоли, инфекции.
Повреждения спинного мозга
Полное повреждение: наблюдается полная потеря чувствительности и функций мышц
ниже уровня повреждения.
Частичное повреждение: частично сохраняются функции тела ниже уровня повреждения.
В большинстве случаев, при повреждении спинного мозга, обе стороны тела затронуты
одинаково. Повреждения верхних шейных отделов спинного мозга может вызвать паралич
обеих рук и обеих ног. Если повреждение спинного мозга происходит в нижней части
спины, это может вызвать паралич обеих ног.
Закрепление изученного материала: фронтальная беседа.
1. Где расположен спинной мозг?
2. Что такое серое (белое) вещество мозга, где оно распложено в спинном мозге, какие
функции выполняет?
3. Чем образованы спинномозговые нервы, их передние и задние корешки?
4. Как осуществляются рефлекторная и проводниковая функции спинного мозга?
5. Что является причиной повреждений спинного мозга? Какие виды повреждений–
Задание выполняйте в паре, меняясь ролями: исследователь и исследуемый.
ерные суждения
2. Определить в
:
1. Серое вещество спинного мозга образовано отростками нейронов.
2. Белое вещество спинного мозга образовано отростками нейронов.
3. Серое вещество находится в спинном мозге на периферии.
4. В спинномозговом канале проходят нервы и кровеносные сосуды
5. От спинного мозга отходит 31 пара спинномозговых нервов.
6. Толщина спинного мозга около 2 см.
7. Спинной мозг выполняет проводниковую функцию.
3 8. Спинной мозг выполняет рефлекторную функцию.
9. При поврежденном спинном мозге на уровне шейного отдела возможны повороты
головы, можно говорить, совершать жевательные движения.
Выводы к уроку: формулируют учащиеся
1. Спинной мозг – цилиндрический тяж, расположенный в позвоночном канале.
2. Длинна 45 см у мужчин, 4142 см у женщин; масса 3040 см; диаметр около 1 см.
3. Окружен тремя оболочками: твердой, паутинной и мягкой.
4. Отходит 31 пара спинномозговых нервов.
5. Передние корешки спинномозговых нервов – образованы аксонами двигательных
нейронов. Задние корешки – аксонами чувствительных нейронов.
6. Выполняет проводниковую и рефлекторную функции.
7. Работа спинного мозга осуществляется под контролем головного мозга.
Итог урока с оценкой проделанной работы
Домашнее задание: изучить § 4344, проработать терминологию выполнить задание
№196,202 в РТ
4 Тема урока: Значение нервной системы. Строение и функции спинного мозга»
Проверка знаний:
ерные суждения
1. Определить в
:
1. Серое вещество спинного мозга образовано отростками нейронов.
2. Белое вещество спинного мозга образовано отростками нейронов.
3. Серое вещество находится в спинном мозге на периферии.
4. В спинномозговом канале проходят нервы и кровеносные сосуды
5. От спинного мозга отходит 31 пара спинномозговых нервов.
6. Толщина спинного мозга около 2 см.
7. Спинной мозг выполняет проводниковую функцию.
8. Спинной мозг выполняет рефлекторную функцию.
9. При поврежденном спинном мозге на уровне шейного отдела возможны повороты
головы, можно говорить, совершать жевательные движения.
Тема урока: Значение нервной системы. Строение и функции спинного мозга»
Проверка знаний:
ерные суждения
1. Определить в
:
1. Серое вещество спинного мозга образовано отростками нейронов.
2. Белое вещество спинного мозга образовано отростками нейронов.
3. Серое вещество находится в спинном мозге на периферии.
4. В спинномозговом канале проходят нервы и кровеносные сосуды
5. От спинного мозга отходит 31 пара спинномозговых нервов.
6. Толщина спинного мозга около 2 см.
7. Спинной мозг выполняет проводниковую функцию.
8. Спинной мозг выполняет рефлекторную функцию.
9. При поврежденном спинном мозге на уровне шейного отдела возможны повороты
головы, можно говорить, совершать жевательные движения.
5 Тест (самопроверка):
1. Спинной мозг находится:
а) в позвоночном канале;
б) в спинномозговом канале;
в) в грудном отделе позвоночника.
6 2. Диаметр спинного мозга равен:
а) 1 мм;
б) 1 см;
в) 2 см.
3. От спинного мозга отходят:
а) 30 пар спинномозговых нервов;
б) 31 пара спинномозговых нервов;
в) 33 пары спинномозговых нервов.
4. Каковы функции спинного мозга?
а) двигательная;
б) защитная и опорная;
в) рефлекторная и проводниковая.
5. Из чего состоит серое вещество спинного мозга?
а) из длинных отростков нейронов;
б) из соединительной ткани;
в) из тел нейронов.
6. Нервная система выполняет функции:
А) регуляторную
Б) транспортную
В) согласующую
Г) обеспечивающую связь с внешней средой.
7. К центральной нервной системе относятся:
А) нервы и спинной мозг
Б) головной мозг и спинной мозг
В) нервные узлы
Г) нервы.
8. Белое вещество мозга образовано в основном:
А) телами нейронов В) телами и дендритами
Б) телами и аксонами Г) аксонами нейронов.
7
Конспект урока по биологии по теме "Значение нервной системы. Строение и функции спинного мозга"
Конспект урока по биологии по теме "Значение нервной системы. Строение и функции спинного мозга"
Конспект урока по биологии по теме "Значение нервной системы. Строение и функции спинного мозга"
Конспект урока по биологии по теме "Значение нервной системы. Строение и функции спинного мозга"
Конспект урока по биологии по теме "Значение нервной системы. Строение и функции спинного мозга"
Конспект урока по биологии по теме "Значение нервной системы. Строение и функции спинного мозга"
Конспект урока по биологии по теме "Значение нервной системы. Строение и функции спинного мозга"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.