Конспект урока по биологии по теме "Значение нервной системы. Строение и функции спинного мозга"
Оценка 4.7

Конспект урока по биологии по теме "Значение нервной системы. Строение и функции спинного мозга"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
биология +1
8 кл
01.04.2017
Конспект урока по биологии по теме "Значение нервной системы. Строение и функции спинного мозга"
Разработка урока по теме "Значение нервной системы. Строение и функции спинного мозга", знакомит учащихся со значением нервной системы, строением и функциями спинного мозга. Ребята учатся самостоятельно работать с текстом учебника, логически мыслить и формировать результаты логических операций в устной и письменной форме. 8 класс (авторы учебника: Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н.)
конспект значение НС строение спинного мозга.doc
Урок по теме: «Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение и функции спинного мозга» Цели урока:    образовательная: способствовать пониманию знаний о строении и функциях  спинного мозга, механизма взаимосвязи спинного и головного мозга, соподчинения  их функций; уточнить знания о составных частях центрального отдела нервной  системы; развивающая: продолжить обучение умениям находить необходимые сведения,  раскрывать причинно­следственные связи.  воспитательная: стимулировать развитие познавательного интереса, продолжить  работу по развитию интеллектуальных умений. План урока.  Актуализация знаний.  Изучение нового материала: o значение нервной системы o центральная и периферическая нервная система человека; o положение спинного мозга в спинномозговом канале позвоночника; o выход спинномозговых нервов, расположение спинномозговых узлов; o оболочки спинного мозга, спинномозговая жидкость, строение спинного  мозга: белое и серое вещество, центральный канал; o рефлекторная и проводящая функция спинного мозга; o коленный рефлекс, положение восходящих и нисходящих нервных путей; o связь спинного и головного мозга. Закрепление.   Выбрать правильные утверждения.  Тестирование (самопроверка)  Домашнее задание. ХОД УРОКА 1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний. Человек существо биологическое и имеет клеточное строение. Тело человека состоит из более чем ста триллионов клеток.  Каким образом обеспечивается согласованная работа клеток, органов, систем  органов? Назовите основные способы регуляции органов и систем органов  нашего организма.  Как человек реагирует на изменения окружающей среды?  Какая система органов регулирует работу всех клеток, органов и тканей  организма? (Эти функции в организме человека выполняет нервная система.) Запишем тему урока: Значение и строение нервной системы человека.  Сформулируйте цели урока.  ­ познакомиться со строением нервной системы человека,  ­ узнать какое значение нервная система имеет в общей системе органов человека. 3.Изучение нового материала. 1.Прочитайте текст §43 и сформулируйте функции НС и заполните задание №195 в РТ. 1 2. Прочитайте статью «Части нервной системы» рассмотрите рисунок 90 и заполните  задание №197­ 198 в РТ.  – Что относится к центральной, а что – к периферической нервной системе?  ­ Чем образовано серое вещество? ­Чем образовано белое вещество? ­ Из чего состоят нервы? ­ Из чего состоят нервные узлы? Рассказ учителя о строении спинного мозга Нервную систему образуют головной и спинной мозг, а также все их ответвления – нервы и  нервные узлы. Нервная система – это огромное сообщество, состоящее из десяти с лишним  миллиардов слаженно работающих клеток – нейронов. Самая древняя и самая прочная часть нервной системы человека – спинной мозг. Сегодня  на уроке вы познакомитесь с особенностями внешнего и внутреннего строения и  функциями спинного мозга.  Спинной мозг расположен в позвоночном канале и у взрослых представляет собой длинный (45 см у мужчин и 41­42 см у женщин) цилиндрический тяж, массой 30­40 г и диаметром  около1 см.  Начинается спинной мозг на уровне большого затылочного отверстия черепа и  заканчивается коническим заострением, на уровне 2­го поясничного позвонка. Спинной  мозг намного короче позвоночника и из­за этого нервные корешки, отходящие от спинного  мозга образуют густой пучок, который носит название “конского хвоста”. Спинной мозг окружен тремя оболочками: мягкой, паутинной и твердой.  На поперечном срезе четко видна граница серого и белого вещества. Серое вещество  (скопление тел нейронов) – внутри и по форме напоминает бабочку. Снаружи от серого  вещества располагается белое вещество (скопление отростков нейронов).  В середине серого вещества находится отверстие – центральный канал, заполненный  спинномозговой жидкостью. Значение спинномозговой жидкости   Проведение питательных веществ к клеткам спинного мозга.  Амортизатор.  Принимает участие в удалении продуктов обмена.  Обладает бактерицидными свойствами. От спинного мозга через отверстия в дугах позвонков отходит 31 пара спинномозговых  нервов (8 пар шейных, 12 пар грудных, 5 – поясничных, 5 – крестцовых и 1–2 копчиковых).  Каждая пара спинномозговых нервов начинается двумя корешками: задним (аксоны  чувствительных нейронов) и передним (аксоны двигательных нейронов).  Физкультминутка Функции спинного мозга  Проводящая ­ проведение импульсов от органов и тканей; 2 ­ осуществляется связь между спинным и головным мозгом. Рефлекторная ­ регуляция работы внутренних органов; ­ расположены центры многих безусловных рефлексов; ­ осуществляет произвольные движения. Давайте познакомимся с рефлекторной деятельностью спинного мозга на примере  коленного рефлекса. Исследователь. Сядьте, положите ногу на ногу, расслабьтесь. Стукните несильно,  но резко ребром ладони по колену. Что наблюдаете? Испытуемый. Нога подпрыгивает – Какой отдел ЦНС действовал? Давайте зарисуем схему коленного рефлекса: задание №200 в РТ Повреждения спинного мозга  Спинной мозг очень чувствителен к повреждениям. В отличие от других частей тела,  спинной мозг не способен восстанавливаться, если он поврежден. Повреждения спинного  мозга может происходить вследствие травмы, нарушения кровоснабжения, сжатия,  опухоли, инфекции. Повреждения спинного мозга Полное повреждение: наблюдается полная потеря чувствительности и функций мышц  ниже уровня повреждения. Частичное повреждение: частично сохраняются функции тела ниже уровня повреждения. В большинстве случаев, при повреждении спинного мозга, обе стороны тела затронуты  одинаково. Повреждения верхних шейных отделов спинного мозга может вызвать паралич  обеих рук и обеих ног. Если повреждение спинного мозга происходит в нижней части  спины, это может вызвать паралич обеих ног. Закрепление изученного материала: фронтальная беседа. 1. Где расположен спинной мозг? 2. Что такое серое (белое) вещество мозга, где оно распложено в спинном мозге, какие функции выполняет? 3. Чем образованы спинномозговые нервы, их передние и задние корешки? 4. Как осуществляются рефлекторная и проводниковая функции спинного мозга? 5. Что является причиной повреждений спинного мозга? Какие виды повреждений–  Задание выполняйте в паре, меняясь ролями: исследователь и исследуемый.  ерные суждения 2. Определить в      : 1. Серое вещество спинного мозга образовано отростками нейронов. 2. Белое вещество спинного мозга образовано отростками нейронов. 3. Серое вещество находится в спинном мозге на периферии. 4. В спинномозговом канале проходят нервы и кровеносные сосуды 5. От спинного мозга отходит 31 пара спинномозговых нервов. 6. Толщина спинного мозга около 2 см. 7. Спинной мозг выполняет проводниковую функцию. 3 8. Спинной мозг выполняет рефлекторную функцию. 9. При поврежденном спинном мозге на уровне шейного отдела возможны повороты  головы, можно говорить, совершать жевательные движения. Выводы к уроку: формулируют учащиеся 1. Спинной мозг – цилиндрический тяж, расположенный в позвоночном канале. 2. Длинна 45 см у мужчин, 41­42 см у женщин; масса 30­40 см; диаметр около 1 см. 3. Окружен тремя оболочками: твердой, паутинной и мягкой. 4. Отходит 31 пара спинномозговых нервов. 5. Передние корешки спинномозговых нервов – образованы аксонами двигательных  нейронов. Задние корешки – аксонами чувствительных нейронов. 6. Выполняет проводниковую и рефлекторную функции. 7. Работа спинного мозга осуществляется под контролем головного мозга. Итог урока с оценкой проделанной работы Домашнее задание: изучить § 43­44, проработать терминологию выполнить задание  №196,202 в РТ 4 Тема урока: Значение нервной системы. Строение и функции спинного мозга» Проверка знаний:  ерные суждения   1. Определить в    : 1. Серое вещество спинного мозга образовано отростками нейронов. 2. Белое вещество спинного мозга образовано отростками нейронов. 3. Серое вещество находится в спинном мозге на периферии. 4. В спинномозговом канале проходят нервы и кровеносные сосуды 5. От спинного мозга отходит 31 пара спинномозговых нервов. 6. Толщина спинного мозга около 2 см. 7. Спинной мозг выполняет проводниковую функцию. 8. Спинной мозг выполняет рефлекторную функцию. 9. При поврежденном спинном мозге на уровне шейного отдела возможны повороты  головы, можно говорить, совершать жевательные движения. Тема урока: Значение нервной системы. Строение и функции спинного мозга» Проверка знаний:  ерные суждения   1. Определить в    : 1. Серое вещество спинного мозга образовано отростками нейронов. 2. Белое вещество спинного мозга образовано отростками нейронов. 3. Серое вещество находится в спинном мозге на периферии. 4. В спинномозговом канале проходят нервы и кровеносные сосуды 5. От спинного мозга отходит 31 пара спинномозговых нервов. 6. Толщина спинного мозга около 2 см. 7. Спинной мозг выполняет проводниковую функцию. 8. Спинной мозг выполняет рефлекторную функцию. 9. При поврежденном спинном мозге на уровне шейного отдела возможны повороты  головы, можно говорить, совершать жевательные движения. 5 Тест (самопроверка): 1. Спинной мозг находится: а) в позвоночном канале; б) в спинномозговом канале; в) в грудном отделе позвоночника. 6 2. Диаметр спинного мозга равен: а) 1 мм; б) 1 см; в) 2 см. 3. От спинного мозга отходят: а) 30 пар спинномозговых нервов; б) 31 пара спинномозговых нервов; в) 33 пары спинномозговых нервов. 4. Каковы функции спинного мозга? а) двигательная; б) защитная и опорная; в) рефлекторная и проводниковая. 5. Из чего состоит серое вещество спинного мозга? а) из длинных отростков нейронов; б) из соединительной ткани; в) из тел нейронов. 6. Нервная система выполняет функции: А)  регуляторную   Б) транспортную   В) согласующую   Г) обеспечивающую связь с внешней средой. 7. К центральной нервной системе относятся: А) нервы и спинной мозг   Б) головной мозг и спинной мозг   В) нервные узлы     Г) нервы. 8.    Белое вещество мозга образовано в основном:       А) телами нейронов                             В) телами и дендритами       Б) телами и аксонами                           Г) аксонами нейронов. 7

Конспект урока по биологии по теме "Значение нервной системы. Строение и функции спинного мозга"

Конспект урока по биологии по теме "Значение нервной системы. Строение и функции спинного мозга"

Конспект урока по биологии по теме "Значение нервной системы. Строение и функции спинного мозга"

Конспект урока по биологии по теме "Значение нервной системы. Строение и функции спинного мозга"

Конспект урока по биологии по теме "Значение нервной системы. Строение и функции спинного мозга"

Конспект урока по биологии по теме "Значение нервной системы. Строение и функции спинного мозга"

Конспект урока по биологии по теме "Значение нервной системы. Строение и функции спинного мозга"

Конспект урока по биологии по теме "Значение нервной системы. Строение и функции спинного мозга"

Конспект урока по биологии по теме "Значение нервной системы. Строение и функции спинного мозга"

Конспект урока по биологии по теме "Значение нервной системы. Строение и функции спинного мозга"

Конспект урока по биологии по теме "Значение нервной системы. Строение и функции спинного мозга"

Конспект урока по биологии по теме "Значение нервной системы. Строение и функции спинного мозга"

Конспект урока по биологии по теме "Значение нервной системы. Строение и функции спинного мозга"

Конспект урока по биологии по теме "Значение нервной системы. Строение и функции спинного мозга"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017