Конспект урока по биологии "Размножение и развитие птиц" (7 класс)
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
биология
7 кл
27.01.2017
Урок изучения новой темы по учебнику В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. Биология. В начале урока заполняется входное тестирование в виде таблицы, которую проверяют учащиеся сами после изучения темы. Изучение темы происходит выполнением лабораторной работы, просмотром видео и работой над текстом учебника. Прилагается инструктаж для выполнения лабораторной.
Конспект урока.docx
Урок «Размножение и развитие птиц»
Тип урока: изучение нового материала с использованием ТРКМ
Базовый учебник: В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. Биология. Животные.
Издательский центр «ВентанаГраф»
Цель урока: формирование представлений учащихся о процессе размножения у птиц.
Задачи:
раскрыть особенности размножения и индивидуального развития птиц, черты сходства и различия в
размножении птиц и пресмыкающихся;
способствовать формированию критического мышления и участия в проблемном диалоге;
развивать интерес к предмету, процессу познания и исследования;
воспитывать чувство любви к природе, необходимости ее защиты.
Оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор, чучела птиц, записи с голосами
птиц. Свежие куриные яйца, чашки Петри, препаровальные иглы, лупа.
Ход урока:
На слайдах презентации появляются изображения яйца и курицы.
Учитель: Итак, о чем же мы будем сегодня говорить? О размножении птиц.
/Учащиеся совместно с учителем определяют задачи урока/
Изучить образование яйца птицы
Изучить строение яйца птицы
Рождение и развитие птенцов.
1 этап. Стадия вызова.
Учитель: Птицы не являются для вас незнакомыми. Чтото о них вы уже знаете. Поэтому я предлагаю
вам заполнить таблицу верных и неверных утверждений. Если вы считаете правильным утверждение,
то поставьте «+», если нет, то ««, «?» сомневаюсь.
Утверждения
+
?
1. У самки птицы развивается один левый яичник.
2. Оплодотворение происходит в яичнике.
3. Желток подвешен на двух белковых канатиках.
4. Источником питательных веществ служит белок.
5. На остром конце яйца образуется воздушная камера.
6. В скорлупе имеются поры, через которые осуществляется газообмен.
7. Толстая надскорлуповая оболочка защищает яйцо от механических
повреждений.
8. Развитие зародыша начинается в яйцеводе и продолжается с момента
насиживания.
9. Во время первого вдоха птенец вдыхает воздух воздушной камеры.
10. Выводковые птенцы появляются из яиц с открытыми глазами, способны
самостоятельно двигаться.
11. Птенцовые птенцы выходят из яйца беспомощными и нуждаются в
заботе.
12. На продолжительность гнездовой жизни влияет степень ее
безопасности.
Отложите на время ваши таблицы, к ним мы вернемся после следующего этапа работы.
2 этап. Рассказ учителя по слайду
В полости тела самцов имеются парные бобовидные семенники. В период размножения их объем
возрастает в 3001000 раз. В связи с откладкой крупных яиц, утяжеляющих птиц, у самок развивается
только левый яичник (приспособление к полету) и отходящий от него яйцевод, открывающийся в клоаку. Яйцеклетки в яичнике развиваются постепенно. Созревая, они увеличиваются в размере, в них
накапливаются питательные вещества, которые превращаются в желток будущего яйца. По мере
созревания яйцеклетки поступают в яйцевод, где и происходит оплодотворение. Стенки яйцевода
богаты железами, которые выделяют вещества, формирующие оболочки яйца.
3 этап. Пользуясь инструкцией, выполните лабораторную работу.
Инструктаж:
Требования безопасности перед началом лаб. работы:
1 Не трогать приготовленные к работе материалы и оборудование.
2 Внимательно выслушать инструктаж по ТБ при проведении работы.
3 Получить учебное задание у учителя.
Требования безопасности во время лаб. работы:
1. Выполнять все действия только по указанию учителя.
2. Не делать резких движений, не трогать посторонних предметов. Колющие, режущие части
оборудования не направляйте к соседу по парте
3. Пробирки и предметные стёкла нужно брать легко, не сжимая их пальцами.
4. Соблюдать порядок и дисциплину.
Требования безопасности по окончании занятий
1. Приведите в порядок своё рабочее место, проверьте его безопасность
Лабораторная работа « Строение яйца курицы».
Цель: исследование яйца курицы для получения информации о его строении.
Выполните лабораторную работу, подпишите части яйца
Желток
Зародышевый диск
Белок
Воздушная камера
Скорлупа
Подскорлуповые оболочки
Канатики (халазы)
и
в
Действие
Разбейте скорлупу
содержимое вылейте
чашку Петри.
Рассмотрите вид белка и
желтка. Найдите в белке
плотные шнуры – канатики
(халазы)
Рассмотрите желток и
найдите
зародышевый
диск.
Проведите по
желтку
острием препаровальной
иглы.
Рассмотрите
яичную
скорлупу при помощи
лупы и найдите поры.
Вопрос
1.Какую форму имеет яйцо?
(овальное, круглое)
2. От какой части яйца они отходят? (белок,
желток)
Определите значение белка (защита, вода,
пища, воздух, отходы)
3. Где он расположен?
(в белке, в желтке)
4. Что вы наблюдаете при этом? (сжимание,
растекание,
ничего не происходит).
Определите значение (защита, вода, пища,
воздух, отходы)
5. Как они расположены? (равномерно,
сгруппированы в какой – то части
скорлупы). Определите их значение (защита,
вода, пища, воздух, отходы)
Ответ
овальное
Желтка
вода
На обращенной кверху
стороне\желтке
Растекание желтка/пища,
вода
тупой
На
яйца(сгруппированы
какой – то части)/воздух
стороне
в 6. Определите ее значение (защита, вода,
пища, воздух, отходы)
Защита от микробов
пинцетом
Надломите
маленький
кусочек
скорлупы и потяните его в
низ.
Рассмотрите
подскорлуповую
оболочку.
В тупой части яйца под
скорлупой
найдите
воздушную камеру.
7. Определите ее значение (защита, вода,
пища, воздух, отходы)
воздух
4 этап. Проверка выполнения лабораторной работы.
5 этап . Рассказ учителя сопровождается с просмотром видеофрагмента о развитии зародыша.
Развитие зародыша начинается еще в яйцеводе. Однако его быстрый рост и формирование происходят
после откладки яйца в процессе насиживания, обеспечивающем оптимальную температуру (около 39
С) и необходимую влажность. Зародыш быстро развивается. К концу развития птенец заполняет собой
всю полость яйца, просовывает клюв в воздушную камеру и начинает дышать легкими. Писк птенца –
это начало личного дыхания. Зародышевым зубом – бугорком на клюве птенец пробивает скорлупу
яйца и выходит из нее.
По степени физиологической зрелости птенцов в момент вылупления их делят на 2 группы –
гнездовые (птенцовые) и выводковые.
6 этап. Работа учащихся с учебником (стр.220) и заполнение таблицы.
Тип развития
Гнездовые (птенцовые)
голые,
Особенности птенцов
Птенцы беспомощные,
слепые
Птенцы зрячие, покрыты пухом,
самостоятельно передвигаются
Выводковые
Примеры птиц
Голубь, ворона, грач, скворец и
др.
Куры, утки, гуси и др.
6 этап. Стадия рефлексии. Вернемся к таблице №1
Учитель: Для каждого из вас информация по теме была вам знакома в различной степени.
Что же вам уже было известно о размножении птиц?
Что было новым для вас?
О чем вы думали иначе?
Для закрепления выписать признаки выводковых и птенцовых птиц:
Выводковые
Птенцовые
Признаки
1. После вылупления покрыты пухом.
2. Голые или слабоопущенные
3. Зрячие.
4. Слепые.
5. Хорошо слышат.
6. Глухие.
7. Могут передвигаться
8. Не могут передвигаться
9. Самостоятельно находят корм.
10. Долго остаются в гнезде.
11. Курообразные,
дрофы, страусы.
гусеобразные,
журавли,
12. Голуби, попугаи, воробьиные, дятлообразные
и многие другие 7 этап. Подведение итогов, оценка знаний.
Домашнее задание: нарисовать листовку по охране птиц.
Конспект урока по биологии "Размножение и развитие птиц" (7 класс)
Конспект урока по биологии "Размножение и развитие птиц" (7 класс)
Конспект урока по биологии "Размножение и развитие птиц" (7 класс)
Конспект урока по биологии "Размножение и развитие птиц" (7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.