Конспект урока по биологии в 8 классе на тему "ГИГИЕНА ПИТАНИЯ"

  • Разработки уроков
  • rtf
  • 21.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: обобщить знания учащихся о значении кулинарной обработки пищи; режиме питания; мерах по предупреждению желудочно-кишечных и глистных заболеваний; о первой помощи при желудочно-кишечных заболеваниях. Формировать умения: самостоятельно работать с учебником и дополнительной литературой, извлекая из нее нужную информацию; логически мыслить: абстрагировать, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы; свободно излагать осмысленный материал, формулировать вопросы и отвечать на них. Оборудование: таблицы «Схема строения органов пищеварения», «Гигиена питания», «Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний».
Иконка файла материала Урок 45. Пищеварение в ротовой полости.rtf
У р о к   45 ПИЩЕВАРЕНИЕ В РОТОВОЙ ПОЛОСТИ Ц е л и :  познакомить учащихся с процессом пищеварения в ротовой полости.   Развивать   умения:   самостоятельно   работать   с   текстом   и рисунками учебника, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить,   оформлять   результаты   мыслительных   операций   в   устной   и письменной форме.  О б о р у д о в а н и е :   таблицы   «Схема   строения   органов пищеварения», «Зубы»; накрахмаленный сухой бинт; чашка Петри или блюдце со слабым раствором йода; спички (без головки) с намотанными на конец кусочками ваты.  Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. 1. В ы п о л н е н и е   з а д а н и я  в рубрике «Проверьте свои знания» на с. 173.  2. В ы п о л н е н и е   з а д а н и я  в рубрике «Подумайте» на с. 174.  3.  Д о м а ш н и й   р и с у н о к   со   с.   172   учебника   учитель   может проверить фронтально, проходя между рядами, или взять тетради на проверку.  III. Изучение нового материала. 1.  У ч а щ и е с я   с а м о с т о я т е л ь н о   з н а к о м я т с я   с   текстом   и рисунками, данными в учебнике на с. 174–179.  2.  О б с у ж д а ю т   в м е с т е   с   у ч и т е л е м   и з у ч е н н ы й м а т е р и а л , используя вопросы в рубрике «Проверьте свои знания» на с. 173.  – Из каких частей состоит пищеварительная система человека?  (Пищеварительная система состоит из пищеварительной трубки и пищеварительных желез.)  – Какие органы образуют пищеварительную трубку?  (Пищеварительная   трубка   =   ротовая   полость   +   пищевод   +желудок   +   тонкая   кишка   +   толстая   кишка   +   прямая   кишка   + анальное отверстие.) – Назовите пищеварительные железы. (Печень;   поджелудочная   железа;   три   пары   крупных   слюнных желез:   околоушные,   подъязычные,   подчелюстные;   множество мелких желез в различных отделах пищеварительной системы.)  – Какие процессы происходят в ротовой полости?  (С  помощью зубов  пища откусывается  и измельчается.  Слюна, выделяемая слюнными железами, смачивает пищу. Под действием ферментов,   содержащихся   в   слюне,   частично   расщепляются углеводы   (крахмал   расщепляется   до   глюкозы);   уничтожаются бактерии.   С   помощью   рецепторов   ротовой   полости   пища опробовается. С помощью языка перемешивается и передвигается в глотку для глотания.)  – Расскажите о строении зубов.  (Зубы бывают двух типов: молочные (их 20) и постоянные (их 32).  Зубы   постоянные   подразделяются:   на   каждой   челюсти   по   4 резца, по 2 клыка, по 4 малых коренных зуба и по 6 больших коренных зубов.  Зуб = коронка + шейка + корень.  Зуб   построен   из   плотного   вещества,   похожего   на   кость,   – дентина, в области корня покрыт цементом, а в области коронки – очень плотной эмалью.) – Каков механизм передвижения пищевого комка по пищеводу?  (По пищеводу пища проталкивается благодаря перистальтике – волнообразным сокращениям стенок пищевода. При этом мышцы, расположенные   в   стенке   пищевода,   сжимаются,   проталкивая комок пищи в желудок. Этот процесс занимает 6–8 с.) IV. Закрепление знаний. Л а б о р а т о р н а я   р а б о т а  «Действие слюны на крахмал».  Расщепление (переваривание) сложных питательных веществ пищи на более простые начинается уже в ротовой полости.  Слюна   имеет   щелочную   среду.   Это   можно   проверить   с   помощью индикатора лакмуса. В нейтральной среде лакмус имеет фиолетовыйцвет, в кислой – красный, а в щелочной – синий. Если в раствор по каплям   добавлять   щелочь   или   кислоту,   то   лакмус   соответственно меняет окраску.  Ц е л ь   р а б о т ы :   показать   расщепление   крахмала   под   действием ферментов слюны.  П р и г о т о в л е н и е   р а с т в о р а   с л ю н ы . Ополосните рот 2–3 раза кипяченой или дистиллированной водой, чтобы удалить остатки пищи. Отмерьте   цилиндром   20   мл   дистиллированной   воды   и   слейте   ее   в стакан.   Из   этого   стакана   ополаскивайте   рот   в   течение   1–2   минут   и сливайте   жидкость   в   другой   стакан.   Повторите   операцию   2–3   раза. Собранную   жидкость   (50–60   мл)   профильтруйте   через   вату   и используйте для работы.  О б о р у д о в а н и е : штатив с пробирками, стакан химический на 100 мл   (3   шт.),   цилиндр   мерный   на   100   мл,   пипетки,   термометр лабораторный, спиртовка, часы. Р е а к т и в ы   и   м а т е р и а л ы :   жидкий   крахмальный   клейстер, пробирки со слюной, разведенной 1 : 1, слабый раствор йода, растворы NaOH (10 %), CuSO4  (0,1 %), горячая и холодная вода, кипяченая и дистиллированная   вода,   карандаш   для   стекла,   стакан   со   льдом, разбавленная соляная кислота (HCl), лакмусовая бумажка или раствор лакмуса.  Х о д   р а б о т ы 1) Пронумеруйте четыре пробирки.  2)   В   первую   пробирку   налейте   3   мл   жидкого   крахмального клейстера. Во вторую – столько же разбавленной слюны. В третью – клейстер   с   добавлением   чистой   воды.   В   четвертую   –   клейстер   с добавлением слюны.  3) Прилейте пипеткой в третью и четвертую пробирку по 2–3 капли слабого раствора йода. Что наблюдаете? Объясните результат опыта.  4)   В   стакане   смешайте   холодную   и   горячую   воду   так,   чтобы температура   не   превышала   37–39  С.   Поставьте   в   стакан   третью   и четвертую   пробирки   на   10–15   минут.   По   мере   остывания   доливайте горячую воду.5)   Как   изменилась   окраска   раствора   через   10–15   минут?   Какова причина произошедших изменений?  6) Проверьте содержимое обеих пробирок на содержание глюкозы с помощью выданных реактивов.  7) Повторите опыт, изменяя:  а) температуру среды (пробирки ставят в стакан со льдом или в воду с температурой 60–80 С); б) кислотность среды (добавляют по каплям разбавленную соляную кислоту   до   изменения   окраски   лакмуса).   В   каких   случаях   проба   на глюкозу получилась отрицательной? Сделайте вывод.  Результаты   проведенных   экспериментов   оформите   в   виде т а б л и ц ы :  Действие слюны на крахмал Пробирка  Что добавили Что наблюдали Объяснение  увиденного П р и м е ч а н и е .   В   качестве   альтернативного   варианта   проведения   данной работы можно использовать задание 159 на с. 103 рабочей тетради.  Задание на дом: изучить текст и рисунки, данные в учебнике на с. 174–178;   выполнить   в   рабочей   тетради   задания   154–158;   желающие готовят сообщения на тему «Функции печени и роль желчи в процессе пищеварения».