Данный урок разработан для 4 класса. В соответствии с Федеральным Государствееным образовательным Стандартом. Материал представлен доступно и понятно, как для детей, так и для учителей. Урок развивает как личностные, коммуникативные и регулятивные качечтва ребенка. В конспекте используются различные методы работы с детьми.
чтение.docx
Конспект
урока литературы в 4 А классе
МБОУ СОШ №7 с. Стародубского
Учителя начальных классов
Смольской Виктории Игоревны
Тема: Мы в гости к Пушкину спешим: "Онегинская строфа ." Цели урока: формирование умения работать с поэтическими произведениями; знакомство с понятием “Онегинская
строфа”; обогащение и расширение словарного запаса учащихся; развитие логического мышления и речи учащихся;
воспитание культуры общения;
Тип урока: Урок освоения новых знаний и способов действий.
Универсальные учебные действия
Регулятивные:
1. Умение извлекать, обрабатывать информацию
2. Умение представлять информацию
Познавательные:
1. Умение ставить цель
2. Умение принимать учебную задачу
3. Умение принимать роль в соответствии с учебной задачей
4. Умение планировать деятельность, оценивать результат своей деятельности Коммуникативные:
1. Умение вести диалог
2. Умение самостоятельно следовать заданной процедуре группового обсуждения
3. Умение публичного выступления
4. Умение задавать вопросы и отвечать на них
5. Умение выражать свою позицию
Планируемые результаты
1. Предметные
знать содержание прочитанного произведения;
уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения;
давать характеристику героям;
учащиеся в ходе урока расширят представления о космосе.
2. Личностные Положительно относиться к учению, познавательной деятельности;
иметь желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
участвовать в творческом процессе;
осознают значимость исторических событий.
3. Метапредметные
извлекать и систематизировать, оценивать и точно извлекать полученную информацию, задавать вопросы, участвовать в
диалоге;
представлять информацию;
планировать свое действие в группе;
выполнять роль в соответствии с учебной задачей, выражать свою позицию.
Ресурсы: 1. Основные: УМК «Гармония», учебник литературное чтение О. В. Кубасова ч. 4
2. Дополнительные: карточки по конструированию понятия “ПОЭЗИЯ”; толковый словарь В.И. Даля; портрет А.С.
Пушкина; карточки для таблицы “Виды рифм”; дифференцированные задания для работы в группах; роман Пушкина
“Евгений Онегин”; подсвечник со свечами.
Этапы урока,
виды работ
I. Мотивация к
учебный
деятельности
Ход урока
Содержание урока
УУД
Организационный момент.
– Дорогие ребята. Мы вновь открываем нашу мастерскую стихосложения. Сегодня в
работе нам помогут глаза, уши, голова, язык.
Глазки ваши не просто смотрят, они видят и всё замечают.
Ушки ваши не просто слушают, они всё слышат и улавливают.
Головка думает, а язычки говорят.
Не допускайте, чтобы язык забегал вперёд ума. (Хилон)
– Как вы понимаете это? (Высказывания детей)
Умение извлекать,
Умение принимать
Регулятивные:
1.
обрабатывать информацию
2. Умение представлять
информацию
Познавательные:
1. Умение ставить цель
2.
учебную задачу
3. Умение принимать роль в
соответствии с учебной
задачей
4.
деятельность,
результат
деятельности
Коммуникативные:
Умение планировать
оценивать
своей 1. Умение вести диалог
2.Умение самостоятельно
следовать
заданной
процедуре группового
обсуждения
3.
Умение публичного
выступления
4. Умение задавать вопросы
и отвечать на них
5. Умение выражать свою
позицию
Регулятивные:
1.
обрабатывать информацию
Умение извлекать,
2. Умение представлять
информацию
Познавательные:
1. Умение ставить цель
2.
умение принимать
учебную задачу
3. Умение принимать роль в
соответствии с учебной
II. Актуализация
опорных знаний и
способов действий.
Выявление проблемы.
Мир был бы без тебя пещерой, что темна,
О солнце, не имеющей понятья.
Иль небом, где звезда не светит ни одна,
Любовью, не слыхавшей про объятья.
Мир был бы морем, но без синевы.
Без этой вечно блещущей прохлады,
Иль садом без травы и синевы,
Без пенья соловья или цикады.
Деревья стали б голы и черны,
Сплошной ноябрь: ни лет, ни зим, ни вёсен.
А люди б стали дики и бедны.
А песни… Песен не было бы вовсе.
– Сейчас мы найдём самого догадливого из вас.
– Скажите, пожалуйста, без чего бы мир стал тёмной пещерой, небом без звёзд, морем без
синевы. – Без чего люди б стали дики и бедны, а песен не было бы вовсе?
(В группах обсуждается вопрос учителя, дети высказывают свои мнения.)
– Стихотворение, которое я прочитала, так и называется “Поэзия”.
Гамзатов считает, что мир без поэзии стал бы пустым, серым и скучным, а люди бедными
и дикими.
– А вы согласны с утверждением Гамзатова? Попробуйте обосновать это.
– Что же такое “поэзия”?
(Дети обсуждают этот вопрос в группах, высказывают своё мнение)
– Попробуем сами сконструировать это понятие.
ПРЕКРАСНОЕ
СТИХИ ПОЭТОВ
ДАР
задачей
4.
Умение планировать
деятельность, оценивать
результат
своей
деятельности
Коммуникативные:
1. Умение вести диалог
2. Умение самостоятельно
заданной
следовать
процедуре группового
обсуждения
3.
Умение публичного
выступления
4. Умение задавать вопросы
и отвечать на них
5. Умение выражать свою
позицию
ИЗЯЩЕСТВО В
ПИСЬМЕННОСТИ
ТВОРЧЕСТВО
ПОЭЗИЯ
ПИСАНИЕ ПО
ПРАВИЛАМ
ВОЗНОСИТЬСЯ ВООБРАЖЕНИЕМ
МЕРНАЯ РЕЧЬ
– А теперь заглянем в толковый словарь В.И. Даля и прочитаем толкование этого слова.
“ПОЭЗИЯ” – изящество в письменности; всё художественное; духовно и нравственно
прекрасное, выраженное словами, и притом более мерной речью. Поэзией, отвлечённо,
зовут изящество, красоту, как свойство, качество, не выраженное на словах, само
творчество. Способность, дар отрешаться от насущного, возноситься мечтою,
воображением в высшие пределы, создавая первообразы красоты, наконец, зовут поэзией
самая сочинения, писанья этого рода и придуманные для сего правила: стихи,
стихотворения и науку стихотворства.
“ПОЭТ” – человек, одарённый природою способностью чувствовать, сознавать поэзию и
представлять её словами, творить изящество”
В.И. Даль III. Решение
проблемы.
– Когда у человека появляется потребность говорить стихами? (Высказывания
учеников).
(Когда душа человека переполняется разными чувствами: восхищения, весёлости,
торжества, грусти и печали, таинственности, любования и т.д.)
– Сейчас мы найдём самого внимательного из вас. Назовите, пожалуйста, девиз нашего
урока. (ДЕВИЗ: И ПРОБУЖДАЕТСЯ ПОЭЗИЯ ВО МНЕ…)
– Мне бы очень хотелось, чтобы большинство из вас в конце нашего занятия мог о себе
сказать такими словами.
Сегодня в нашей мастерской мы познакомимся с понятием “Онегинская строфа”,
познакомимся с особенностями пушкинской рифмы, будем учиться глубже понимать
язык поэзии
– Поэты говорят стихами, писатели – прозой, мы говорим обычной разговорной речью.
– Чем стихи отличаются от обычного рассказа или сказки?
– Правильно, стихи складные, легко запоминаются, их можно петь под музыку. У стихов
есть рифма.
– Что такое рифма?
(Стихи – это дружная компания слов, которые очень подходят друг к другу, как хор, как
оркестр. Они подпевают друг другу. Одно слово поёт то же, что и другое. Получается –
рифма.)
– Перед вами стихи. Мы сегодня не просто читаем их, а занимаемся исследовательской
работой. Постараемся обобщить наши знания по теме “Рифмы” и составить таблицу.
1 группа.
Мчится по двору бульдог.
Загогульки вместо ног.
Хоть короткие они.
А попробуй, догони!
Регулятивные:
1.
обрабатывать информацию
Умение извлекать,
2. Умение представлять
информацию
Познавательные:
1. Умение ставить цель
2.
Умение принимать
учебную задачу
3. Умение принимать роль в
соответствии с учебной
задачей
4.
Умение планировать – Проанализируйте это четверостишие по вопросам:
– Как построено четверостишие?
– Как зарифмованы строчки?
– Как называется такая рифма?
– О ком это стихотворение?
– Какой вы себе представляете эту собачку?
– Сделайте вывод.
( Это четверостишие состоит из двух двустиший. Строчки зарифмованы парами. Такая
рифма называется парной. В стихе говорится о собачке. Характер у неё весёлый,
жизнерадостный, игривый. Таким образом, можно сказать, что парная рифма создаёт
образ энергичный, эмоциональный, жизнерадостный.)
2 группа.
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна.
На печальные поляны
Льёт печальный свет она.
А. Пушкин.
– Кто автор этого стиха?
– Как ты можешь назвать рифму, которой воспользовался поэт?
– Опишите образ, созданный поэтом в этом стихотворении.
(Рифма перекрёстная. В ней соседняя строчка повторяет рисунок предыдущей.
Рифмованные слова находятся через строчку. Создаётся образ луны – спокойный,
монотонный, размеренный.)
3 группа.
Всё подсохло. И почки уж есть.
Зацветут скоро ландыши, кашки.
Вот плывут облачка, как барашки.
Громче, громче, весенняя весть.
деятельность, оценивать
результат
своей
деятельности
Коммуникативные:
1. Умение вести диалог
2. Умение самостоятельно
следовать
заданной
процедуре группового
обсуждения
3.
Умение публичного
выступления
4. Умение задавать вопросы
и отвечать на них
5. Умение выражать свою
позицию Андрей Белый.
– Какую рифму использовал поэт?
– Назовите её признаки.
(Поэт использовал охватную рифму. Эта рифма как бы окольцовывает изображение,
создаёт целостный образ весны.)
4 группа.
– Вам предлагается игра в “БУРИМЕ”
– Даны рифмы: КОМАРЫ – ДОБРЫ, В КРОВАТЬ – ЦЕЛОВАТЬ.
– Составьте по ним четверостишие, желательно, весёлое, но со смыслом.
– Прочитайте ваше четверостишие и кратко проанализируйте его.
(До чего же комары
К людям нежны и добры!
Ляжешь вечером в кровать,
Так и лезут целовать!
Рифма парная, образ весёлых, назойливых комаров.)
– Ребята, эти стихи, наверное, ещё далеки от поэзии. Но вы всё равно МОЛОДЦЫ, что
попробовали свои сипы в стихосложении.
– Давайте, ещё раз обратим наше внимание на таблицу, что у нас получилась в результате
нашей дружной и слаженной работы.
Виды рифм.
Какой образ создаёт.
1. Парная
Энергичный, эмоциональный, жизнерадостный.
2.
Перекрёстная.
Спокойный, размеренный, монотонный. IV.Первичное
закрепление
изученного материала
3. Охватная.
Законченный, завершённый, уравновешенный.
– А может ли быть так, чтобы в одном стихотворении поэт использовал сразу все 3 вида
рифм?
– Поспешим в гости к великому русскому поэту АЛЕКСАНДРУ СЕРГЕЕВИЧУ
ПУШКИНУ и попробуем проанализировать стихотворение Пушкина “ Зима!
Крестьянин, торжествуя…” с точки зрения построения.
– Кто желает прочитать это стихотворение?
– Что прочитал Дима? (или имя другого ученика)
– Докажите, что роман написан в стихах.
– Какие картины вы себе представляете?
– Какие мысли и чувства они у вас вызывают?
– Как построена строфа?
– Как зарифмованы строчки?
– Почему автор для первого четверостишия выбрал перекрёстную рифму?
– Какие мысли и чувства переживает поэт, описывая образ первой лошадки?
– Как называется рифма второго четверостишия?
– Почему её использует поэт?
– Какую рифму использует Пушкин для описания дворового мальчика? Почему?
– Какой рифмой завершается строфа? Почему?
– Сделайте вывод.
Этот отрывок взят из романа “Евгений Онегин”. Роман – это крупное произведение о
жизни и переживаниях многих людей. Роман написан в стихотворной форме. Перед нами
1 строфа из этого романа. Строфа состоит из 14 строчек, которые можно разделить на 3
четверостишия и 1 двустишие.
Регулятивные:
1.
обрабатывать информацию
Умение извлекать,
2. Умение представлять
информацию
Познавательные:
1. Умение ставить цель
2.
умение принимать
учебную задачу
3. Умение принимать роль в
соответствии с учебной
задачей
4.
Умение планировать
деятельность, оценивать
результат
своей
деятельности
Коммуникативные:
1. Умение вести диалог
2. Умение самостоятельно
заданной
следовать процедуре группового
обсуждения
3.
Умение публичного
выступления
4. Умение задавать вопросы
и отвечать на них
5. Умение выражать свою
позицию
В этом стихе меняется порядок рифмовки:
1 четверостишие – перекрёстная рифма,
2 четверостишие – парная рифма,
3 четверостишие – охватная рифма,
двустишие – парная рифма.
Перекрёстная рифма создаёт образ спокойной и размеренной лошадки. Чёткий ритм
происходящего, вялая монотонность. Именно такая рифма подходит для того, чтобы
показать монотонный бег лошадки, которая плетётся рысью как нибудь.
Парная рифма более живая, энергичная. Вторая лошадка несётся, весело бежит,
эмоциональна, жизнерадостна.
Охватная рифма с одной стороны как бы закольцовывает изображение, создаёт
законченную картину, с другой стороны внутри этого кольца есть 2 строки с парными
рифмами. Создаётся образ дворового мальчика, который не плетётся как первая
лошадка, и не летит, как вторая лошадка, но бегает свободно, как хочет и куда хочет,
петляет без всякой программы.
Учитель:
– Роман “Евгений Онегин” – это крупное произведение. Пушкин не захотел его писать,
используя только один вид рифмы. В нём описываются разнообразные события,
различные переживания. А разные рифмы способны передать разное настроение.
Используя только 1 рифму, Пушкин бы сделал это произведение однообразным и
монотонным.
ВЕЛИКИЙ ПОЭТ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН – первый русский поэт,
который использовал такое разнообразие рифм в одном произведении.
Пушкин изобрёл особую строфу. Весь поэтический мир называет эту строфу
“ОНЕГИНСКОЙ”, по имени главного героя романа. Всего в романе более 380 подобных
строф.
– Кто желает выразительно прочитать это стихотворение? (Обращаем внимание на ПРАВИЛА ЧИТАЮЩЕГО.)
1.
2.
3.
4.
5.
Соблюдай правильный темп, ритм чтения, избегай торопливости.
Следи за дикцией (произношением)
Обращай внимание на знаки препинания.
Отыскивай наиболее важные по смыслу слова и словосочетания.
Соблюдай определённый тон (интонацию).
(Важно, чтобы в прочтении ребят сохранились те образы лошадок, о которых дети
говорили на уроке, анализ выбранной интонации) V. Организация
контроля и
самоконтроля
(взаимоконтроля).
1 группа. Если бы ты был ХУДОЖНИКОМ…
Какие картины ты бы написал к этому стиху?
2 группа. Если бы ты был МУЗЫКАНТОМ…
Какую бы ты написал музыку для этого стиха?
3 группа. Если бы ты был СКУЛЬПТОРОМ…
Какому бы ты слову или словосочетанию поставил памятник и за что?
4 группа. Если бы ты был ПОЭТОМ…
Какие строки ты бы посвятил другу ПУШКИНУ?
Регулятивные:
1.
обрабатывать информацию
Умение извлекать,
2. Умение представлять
информацию
Познавательные:
1. Умение ставить цель
2.
умение принимать
учебную задачу
3. Умение принимать роль в
соответствии с учебной
задачей
4.
Умение планировать
деятельность, оценивать
результат
своей
деятельности
Коммуникативные:
1. Умение вести диалог
2. Умение самостоятельно
следовать
заданной
процедуре группового VI. Информация о
домашнем задании.
Прочитайте рассказ на странице 136, ответить на вопросы страница 141
обсуждения
3.
Умение публичного
выступления
4. Умение задавать вопросы
и отвечать на них
5. Умение выражать свою
позицию.
Регулятивные:
1.
обрабатывать информацию
Умение извлекать,
2. Умение представлять
информацию
Познавательные:
1. Умение ставить цель
2.
умение принимать
учебную задачу 3. Умение принимать роль в
соответствии с учебной
задачей
4.
Умение планировать
деятельность, оценивать
результат
своей
деятельности
Коммуникативные:
1. Умение вести диалог
2. Умение самостоятельно
заданной
следовать
процедуре группового
обсуждения
3.
Умение публичного
выступления
4. Умение задавать вопросы
и отвечать на них
5. Умение выражать свою
позицию
VII.Рефлексия
учебной деятельности
– Дорогие ребята, вот и подошёл к концу урок литературы. Но наша поэтическая
мастерская не закрывается. На следующих уроках вы узнаете, что у стихов есть стопы,
глаза и уши, что такое ямб и хорей, ритм и размер.
Личностные
Положительно относиться – ПУШКИН – ПОЭТ. Поэту присуще чувство удивления.
ПРИРОДА одаривает нас своей красотой и простотой. И всё зависит от самого человека:
сумеет ли он принять этот дар, не растерять его, сохранить и поделиться с другими.
– Кто из вас может сказать, что видит прекрасное вокруг себя?
– Преумножает то прекрасное , что сотворила природа?
– Кто из вас уже может поделиться этим видением с другими? Каким образом?
– Кто из вас может сказать: “И ПРОБУЖДАЕТСЯ ПОЭЗИЯ ВО МНЕ…”?
– Кому захотелось самому попробовать себя на поприще стихосложения?
– Кто бы уже сейчас прочитал нам свое стихотворение?
к учению, познавательной
деятельности;
иметь
желание
приобретать новые знания,
умения, совершенствовать
имеющиеся.
положительное отношение
к учению, к познавательной
деятельности;
желание приобретать
умения,
новые знания,
совершенствовать
имеющиеся;
осознавать свои трудности
и стремиться к их
преодолению;
участвовать в творческом
процессе;
осознают значимость исторических событий.
Конспект урока по чтению
Конспект урока по чтению
Конспект урока по чтению
Конспект урока по чтению
Конспект урока по чтению
Конспект урока по чтению
Конспект урока по чтению
Конспект урока по чтению
Конспект урока по чтению
Конспект урока по чтению
Конспект урока по чтению
Конспект урока по чтению
Конспект урока по чтению
Конспект урока по чтению
Конспект урока по чтению
Конспект урока по чтению
Конспект урока по чтению
Конспект урока по чтению
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.