Песня "Огромное небо", о которой пойдёт речь сегодня, основана на реальных событиях, а именно героическом поступке двух советских лётчиков.
Я отправлюсь в гости к новым знаниям.
Я все замечу и запомню.
Я буду внимателен.
Я возьму с собой хорошее настроение.
Я хочу узнать новое!
Я очень хочу узнать новое!
Я хочу работать!
Я готов!
Песня "Огромное небо", о которой пойдёт речь сегодня, основана на реальных
событиях, а именно героическом поступке двух советских лётчиков.
В не очень погожий весенний день, а именно 6 апреля 1966 года, лётчики 668
авиационного полка бомбардировщиков 132 бомбардировочной дивизии 24
Воздушной армии, дислоцировавшейся тогда немецком городке Финов
(Finow), командир самолёта капитан Борис Владиславович Капустин и
штурман старший лейтенант Юрий Николаевич Янов получили приказ
перегнать Як-28 на другой аэродром. Пролетая над Берлином, у самолёта в
результате помпажа отказали оба двигателя сразу, и машина стала падать на
жилые кварталы Берлина. В безуспешных попытках запустить двигатели,
лётчикам всё-таки удалось отвести самолёт от густонаселённых кварталов за
черту города. Они приняли решение посадить самолёт в лесу, который
виднелся неподалёку, но, к несчастью, это было всего лишь немецкое
кладбище, на котором в тот Пасхальный день было много людей. И хоть с
аэродрома уже поступила команда катапультироваться, лётчики всё ещё
старались максимально обезопасить мирных жителей, которые случайно
могли оказаться в зоне взрыва многих тонн горючего, остававшихся в баках
самолёта. Пилоты решили не покидать падающую машину – этим волевым
решением они полностью отрезали себе все варианты своего спасения,
поскольку сам выстрел катапульты мог уменьшить и без того критически
малую высоту полёта. Показавшееся в дали озеро Штёссензее вполне могло
подойти для экстремальной посадки самолёта на воду, но возникшая вдруг
впереди дамба с шоссе, на котором было много автомобилей, вновь заставила
командира экипажа Капустина неимоверным физическим усилием приподнять
уже совершенно неуправляемый самолёт и перенести его через дамбу. После
этого манёвра машина резко и с большим наклоном ушла в толстый слой ила
на дне озера… Полторы сотни слов – минута чтения, – описывающих всего
лишь 30 последних секунд жизни пилотов.
Самолёт упал в английском секторе ответственности западного Берлина,
свидетелем чего был единственный рыбак, но вместе с тем, наша служба ПВО
о точном месте падения не знала. Кто б сомневался, что рождённые вечно
отставать от нас в военно-техническом плане, клятые буржуины не
попытаются что-либо умыкнуть под шумок. Так получилось и на этот раз. Наместо падения весьма резво прибыли английские водолазы и сапёры, которые
сразу же занялись подъёмом некоторых особо важных частей разбившегося
самолёта. Тела лётчиков-героев для них не представляли никакого значения в
отличие от уникальной РЛС «Орёл-Д» («Skipspin» по НАТОвской
классификации), которую им удалось демонтировать и позже вместе с
деталями двигателей за 2 дня исследовать в Фарнборо (Farnborough).
Корреспондент британской газеты «Telegraph», вообще горделиво назвал эту
вопиющую провокацию одной из самых «поразительных шпионских операций
„холодной войны“».
Только на третьи сутки, 8 апреля 1966 года, когда всё, что хотели, НАТОвцы с
разбившегося самолёта изучили, состоялась передача останков советских
лётчиков представителям Группы Советских войск в Германии. Мирные
граждане обеих частей Германии по достоинству оценили подвиг героев –
каждый город ГДР прислал свою делегацию для участия в траурной
церемонии, а из Великобритании даже прибыл королевский оркестр.
Тогдашний бургомистр Западного Берлина, будущий канцлер ФРГ Вилли
Бранд, сказал: «Мы можем исходить из предположения, что оба они в
решающие минуты сознавали опасность падения в густонаселенные районы, и
в согласовании с наземной службой наблюдения повернули самолет в сторону
озера Штёссензее. Это означало отказ от собственного спасения. Я это говорю
с благодарным признанием жертве, предотвратившей катастрофу».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10.05.1966, за мужество и
отвагу, проявленные при исполнения воинского долга, капитан Капустин
Борис Владиславович и старший лейтенант Янов Юрий Николаевич были
посмертно награждены орденами Красного Знамени. Именем Бориса
Капустина, похороненного в Ростове-на-Дону, названы улица Ворошиловского
района города и школа №51. Юрий Янов похоронен на родине, в Вязьме, на
Екатерининском кладбище, и в его честь 1 сентября 2001 года на здании
Вяземской средней школы №1 установлена памятная доска.
Также 30 марта 2001 года, к 35-летию подвига
лётчиков, в Берлине прошли торжественные мероприятия, а в авиационном
музее на аэродроме Финова, созданном после вывода наших войск,
воздвигнут мемориал.
Перевод надписи на обелиске:
В память всем жертвам холодной войны
Они отдали свои жизни, чтобы спасти других людей
Старший лейтенант Янов Капитан Капустин
6 апреля 1966 г.
Сослуживцы лётчиков-героев сложили такие стихи об их подвиге:
Ценой нечеловеческих усилий
Агонию машины поборов,Ушли в бессмертье сыновья России,
Лишь только став на жизненный порог.
Им бы любить, дерзать в просторе вольном.
Но долг суров, а сердце горячо.
Гордись, страна! Гордись, хотя и больно.
Теснее строй, друзья, к плечу плечо!
Об этом событии написали крупнейшие печатные
издания СССР – «Правда», «Известия», «Красная Звезда», а сам подвиг не мог
не стать посылом к созданию поэтических строк. Практически ровесник
лётчиков, молодой поэт Роберт Иванович Рождественский в 1967 году
написал своё стихотворение и обратился к композитору Оскару Фельцману
положить его на музыку. Вот как позднее вспоминал об этом сам Оскар
Борисович:
«Несколько лет тому назад поэт Роберт Рождественский рассказал мне о
замысле новой песни. Толчком к её созданию послужило подлинное
жизненное событие. О нём писали в газетах, говорили по радио.<…> Я знал
об этом подвиге, но рассказ Рождественского воскресил его с новой силой. На
следующий день нами была написана баллада „Огромное небо“».
Свою песню Оскар Фельцман вначале предлагал исполнителям-мужчинам –
Юрию Гуляеву, Муслиму Магомаеву, и, конечно же, Иосифу Кобзону, с
которым композитора связывали давние творческие отношения. Но в
результате песня «Огромное небо» в аранжировке Александра
Александровича Броневицкого «зазвучала» в исполнении его жены, Эдиты
Станиславовны Пьехи, а один музыкальный критик даже сказал, что её
исполнение стало самым мужским исполнением. Уже в 1968 году в рамках IX
Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Софии, песня получила
несколько наград: золотую медаль и первое место на конкурсе политической
песни, золотую медаль за исполнение и стихи, а также серебряную медаль за
музыку. Так случилось, что в день награждения Эдита Станиславовна
отмечала свой День рождения, и лучшего подарка, чем первая в её жизни
золотая медаль, трудно было ожидать.
Интересна история двух женщин – вдовы капитана Капустина Галины
Андреевны Капустиной и Эдиты Пьехи. Вот что рассказала Галина Андреевна
в одном из недавних интервью:
«Специально ехать на её концерты я из-за этой песни не могла, потому что я
не могла её слышать. У меня, знаете, всё переворачивалось, всё сразу
наплывало, как говорится, все воспоминания… Я её проживала, эту песню, не
просто слушала».
Звезда сама разыскала вдову и лично пригласила на концерт: второй ряд,
партер. Эдита Станиславовна не раз признавалась: так проникновенно, как в
тот день, она не пела никогда.«Вдруг она объявляет о том, что вот песня, в зале присутствует жена. И эта
песня – реальные события, посвящается Капустину, Янину. И начинает петь
эту песню»…
Даже 43 года спустя Галина Андреевна не может сдержать слёз при звуках
«Огромного неба»...
Для Оскара Борисовича Фельцмана песня «Огромное небо» стала ещё одним
звёздным часом – на некоторое время даже успех «Ландышей» отошёл на
второй план. Ну а для ровесников и потомков эта песня – напоминание о
подвиге двух простых русских парней и вечный памятник нерукотворный
героям нашей Родины.
Баллада "Огромное небо" Роберта Рождественского
Об этом, товарищ,
Не вспомнить нельзя,
В одной эскадрилье
Служили друзья,
И было на службе
И в сердце у них
Огромное небо, огромное небо,
Огромное небо – одно на двоих.
Дружили, летали
В небесной дали,
Рукою до звёзд
Дотянуться могли,
Беда подступила,
Как слёзы к глазам —
Однажды в полете, однажды в полёте,
Однажды в полете мотор отказал...
И надо бы прыгать —
Не вышел полёт!..
Но рухнет на город
Пустой самолет!
Пройдет, не оставив
Живого следа,
И тысячи жизней, и тысячи жизней,
И тысячи жизней прервутся тогда!
Мелькают кварталы,
И прыгать нельзя...
«Дотянем до леса!»-
Решили друзья.
«Подальше от города
Смерть унесём.
Пускай мы погибнем, пускай мы погибнем,
Пускай мы погибнем, но город спасём!»
Стрела самолёта
Рванулась с небес,
И вздрогнул от взрываБерёзовый лес!..
Не скоро поляны
Травой зарастут...
А город подумал, а город подумал,
А город подумал: «Ученья идут!»
В могиле лежат
Посреди тишины
Отличные парни
Отличной страны...
Светло и торжественно
Смотрит на них
Огромное небо, огромное небо,
Огромное небо – одно на двоих!