Конспект урока по доноведению "Крупнейшие музеи России. Эрмитаж"(3 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 24.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока: - дать представление о специфике крупнейшего отечественного музея, представляющего мировую художественную ценность Задачи: - дать представление о возникновении музея – Государственный Эрмитаж; - дать представление о коллекциях Эрмитажа; - формировать умение ориентироваться в экспозиции художественного музея; - воспитание уважения к художественному наследию России и всего мира
Иконка файла материала доноведение.doc
Тема урока:  Крупнейшие музеи России. Эрмитаж   Цель урока: ­ дать представление о специфике крупнейшего отечественного                            музея, представляющего мировую художественную ценность            Задачи: ­ дать представление о возникновении музея – Государственный  Эрмитаж;                         ­ дать представление о коллекциях Эрмитажа;                                 ­ формировать умение ориентироваться в экспозиции художест­ венного музея;                                 ­ воспитание уважения к художественному наследию России и  всего мира                Ход урока                        1. Сообщение темы урока Учитель ­ Сегодня мы продолжим знакомство с крупнейшими  художественны­                   ми музеями России. Во время работы нам встретятся много новых                    терминов и понятий, мы с вами узнаем, что о них толкуют словари,                   чем они нам помогут. Работать будем в пяти группах.                                     2. Новый материал                а) Введение в тему Учитель – На доске фотографии двух художественных музеев нашего города.                        Кто их назовёт?                                      (Эрмитаж, Русский музей)              ­ Здания эти являются памятниками, достопримечательностями                  нашего города. Два очень интересных слова. Давайте  потолкуем                 о смысле этих слов.                ­ Какая часть слова отвечает за его значение? (Корень)              ­ Определим корни в словах, выясним их значение (память,                 стоит, метить)                   ­ Памятники, потому что напоминают, рассказывают о людях, 1которые их строили, которые в них жили, о событиях,  связанных                 с ними.                   Достопримечательность, потому что уникальны,неповторимы,                а значит, достойны нашего внимания.                                   ­ А ещё, ребята, когда мы произносим слова: Эрмитаж, Русский                музей, то знаем, о каком городе идёт речь. О каком?                (Санкт­  Петербург)              ­ Говорят, что Эрмитаж – символ нашего города. Какой словарь                 растолкует значение этого слова? (Толковый словарь)              ­ У каждой группы на столе лежит «Школьный толковый  словарь»                               ­ По какому принципу расположены слова в Словаре? ( По алфа­                виту)              ­ Найдите значение слова «символ». (Условный знак)              ­ Значит, Эрмитаж – это изображение, по которому узнают наш                город.  Учитель: «Мы столько слыхали про этот музей                  От наших знакомых, родных и друзей,                  Что стало неловко мне даже,                  Что не были мы в Эрмитаже».                 ­ Поэтому:                  «Прекрасное утро, и зимний пейзаж…                   Сегодня мы с вами пойдём в Эрмитаж!»                                  б) План изучения темы Учитель: ­ Ребята, мы с вами на трёх занятиях будем говорить об Эрмита­                    же. Сегодня узнаем об истории возникновения, о коллекциях,                    представленных в нём. На втором уроке войдём (заочно) в  музей. И, наконец, третье занятие – это экскурсия в Эрмитаж                                 в) Работа в рабочей тетради стр. 34   2(на доске копия карты)  Учитель: ­ Итак, чтобы отправиться в музей, мы должны разработать маршрут                    поездки. Ученик (заранее подготовлен):                  ­ Чтобы увидеть это чудо, надо прийти на площадь и набережную,                    название которым дал Зимний дворец. Это Дворцовая площадь и                    Дворцовая набережная. Зимний дворец хорошо просматривается со                    всех сторон, его трудно не заметить и невозможно равнодушно прой­                    ти мимо.  Учитель: ­ У вас в тетради есть карта исторической части – центра Санкт­ Пе­                     тербурга. Чтобы показать вам красивейшие места нашего города, по                     которым я обожаю гулять и к которым, я уверена, вы не останетесь                     равнодушными, мы пойдём таким маршрутом: доезжаем до                     ст.м.«Горьковская», идём через Троицкий мост. (Одновременно идёт                     показ маршрута по карте) На миг остановимся посередине моста –                      справа ­ Петропавловская крепость, левее – Стрелка Васильевского                      Острова, дальше – Дворцовый мост, и уже в поле зрения Эрмитаж.                     Наверное, стоя здесь задолго до нас с вами, поэт  Агнивцев написал:                      « И майской ночью в белом дыме,                       И в завываньи зимних вьюг,                       Ты всех прекрасней, несравнимый,                       Блистательный Санкт – Петербург!» Учитель: ­ Пройдя мост, мы выходим на Дворцовую набережную, по которой                    доходим до Эрмитажа.                 ­ Теперь в тетради мы можем записать адрес музея:                    страна ­ …                    город  ­ …                                  улица  ­ …                                                            г) Знакомство с историей музея    Учитель: ­ Автор этой грандиозной постройки Франческо Бартоломео                      Растрелли (портрет  на доске).      3­ В 16 лет он приехал в Санкт – Петербург со своим отцом по при­                  глашению Петра Первого (портрет на доске). Всю жизнь прожил в                   России, здесь умер.                  ­ « Он сердцем русский, родом – итальянец,                    Плетя свои гирлянды и венцы,                   В туманных зорях видел роз румянец                   И на снегу выращивал дворцы.»                                  ­ А теперь посмотрим фильм о творении Растрелли (Фильм из серии                     « Я – петербуржец» глава «Первые дворцы») Ученик 1(заранее подготовлен) :                ­ В Зимнем дворце было множество больших и малых комнат: лич­                   ные покои членов царской семьи, гостиные для приёмов, театр. В                     покоях империатрицы Екатерины Второй (портрет на доске) были                   особые комнаты, в которых находилась коллекция картин, собира­                   емая государыней. Первоначально лишь они назывались Эрмитаж                   (в переводе с французского «уединение»).                          Ученик 2: ­ По мере поступления новых картин, коллекций для Эрмитажа                       стали возводить новые здания: Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж,                       Новый Эрмитаж, Эрмитажный театр. Все здания между собой со­                        единены переходами.            Учитель: ­ Значит, дата основания Эрмитажа 1784 год (на доске), когда кол­                         лекция из 225 картин, купленных Екатериной Второй, была разме­                      щена в Зимнем дворце. Но только в 1852 году (на доске) широкая                       публика смогла посещать залы Нового Эрмитажа, названного Пуб­                      личным музеем.                                     д) Это интересно   Учитель: ­ Сейчас Эрмитаж – это около 400 залов. В нём хранятся почти   43млн. экспонатов. Чтобы познакомиться с экспозицией всех залов,                      надо проделать путь в 22 км, а если у каждого экспоната постоять                      1минуту (проводя в музее по 8 часов каждый день), то на осмотр                       коллекций потребуется 15 лет.                                    е) Закрепление полученных знаний                                    Ролевая игра Учитель: ­ Итак, представим, что мы работаем в редакции. Нам дали заказ –                     создать буклет об Эрмитаже для младших школьников. В буклете                     будет 3 части: вводная, основная – рассказ о коллекциях, и заклю­                     чительная.                  ­ Для вводной части возьмём текст буклета об Эрмитаже для взрос­                     лых и адаптируем его для детей. У каждой группы на столе карто­                     чка с предложением, где подчёркнуто одно слово. Это слово надо                     заменить синонимом или словосочетанием. Из пяти предложе­                     ний получим текст. Карточки: 1.Франческо Бартоломео Растрелли – архитектор Зимнего  двор­                       ца. (зодчий)                   2. Зимний дворец – это архитектурное сооружение, символ  наше­                       города.(постройка)                   3. Не менее торжественны и нарядны интерьеры знаменитого                      дворца. (внутренние убранства)                  4. Даже галереи первого этажа поражают своей красотой.  (кры­                      тые переходы)                  5. Но особый интерес представляют коллекции произведений ис­                      кусства. (собрание) Ученики: ­ ( С помощью Толкового словаря отыскивают синонимы подчёрк­                     нутых слов, вставляют их в предложения.). Проверка:   К доске выходят 5 учеников – представители от каждой группы,                      Выстраиваются в порядке номеров, указанных на карточке.                    Учитель читает первоначальный текст, учащиеся – вновь полу­                    ченный. Учитель: ­ Вот у нас получилось вступление к буклету.                                    ж) Понятие о коллекциях музея Учитель: ­ Все экспонаты Эрмитажа распределяются в 11 коллекций. Но                     самыми крупными являются 5 (карточки с названиями коллекций                    на доске, а по одной – на каждом столе): 51­ ЖИВОПИСЬ                    2­ ГРАФИКА                    3­ СКУЛЬПТУРА                    4­ ДЕКОРАТИВНО­ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО                     5­ ДРЕВНОСТИ                   ­ Мы всё в той же редакции и должны рассказать об этих коллек­                     циях. Но вот проблема – экспонаты перепутались, и ваша задача                     состоит в том, чтобы из изображений экспонатов, находящихся                     в конверте на вашем столе, вы должны оставить те, которые соот­                     ветствуют названию вашего отдела (карточка на столе). Если есть                     «лишний» экспонат, вы должны его передать в нужный отдел.                      ( На каждом столе лежит конверт с 5 изображениями экспонатов,                      из них хотя бы один «лишний») Учитель: ­ Ну что же, с работой вы справились. Осталось написать заключе­                    ние и можно сдавать материал в набор.                                           3. Итог урока Учитель: ­ Теперь нам осталось составить заключение. В тетради найдите                     текст об Эрмитаже. Я ошиблась, назвав его текстом. Почему?                    (Не разбит на предложения)                    (учитель текст из тетради переписывает без точек, ксерокопирует                    и каждому ученику вкладывает в тетрадь новую запись)  Учитель: ­ Вы должны восстановить текст.  Ученик: ­ (Читает текст) Учитель: ­ Заказ выполнен. Спасибо за работу.                 ­  Что же интересного смогут узнать младшие школьники из нашего                     буклета?   6

Посмотрите также