Конспект урока по физике на тему"Строение атома и атомного ядра"(9 класс, физика)
Оценка 4.7
Контроль знаний
docx
физика
9 кл
31.03.2017
Урок физики.
Учитель: Гришанова А.А., КГУ «Основная школа № 1»
Класс: 9
Тема: Строение атома и атомного ядра.
Цели урока:
• обобщить и систематизировать знания по теме “Строение атома и атомного ядра.
• подготовить учащихся к тематическому оцениванию знаний.
Задачи урока:
1. Закрепить навыки работы со справочной литературой, работы в группах
2. Проверить знания учащихся на основе выполнения работ тренирующего типа, групповой работы с тестовыми заданиями.
3. Воспитание чувства патриотизма по отношению к своей стране.
4. Развивать интерес к предмету;
5. Воспитывать в детях стремление к овладению знаниями, к поиску интересных фактов.
Тип урока: повторительно-обобщающий, урок-конференция.Урок по физике на тему"Строение атома и атомного ядра"
Урок на конкурс.docx
Урок физики.
Учитель: Гришанова А.А., КГУ «Основная школа № 1»
Класс: 9
Тема: Строение атома и атомного ядра.
Цели урока:
обобщить и систематизировать знания по теме “Строение атома и
атомного ядра.
подготовить учащихся к тематическому оцениванию знаний.
Задачи урока:
1.
2.
3.
4.
5.
Закрепить навыки работы со справочной литературой, работы в группах
Проверить знания учащихся на основе выполнения работ тренирующего
типа, групповой работы с тестовыми заданиями.
Воспитание чувства патриотизма по отношению к своей стране.
Развивать интерес к предмету;
Воспитывать в детях стремление к овладению знаниями, к поиску
интересных фактов.
Тип урока: повторительнообобщающий, урокконференция.
Учебнонаглядный комплекс:
Презентация в Microsoft Power Point.(Приложение1) (,Тест 9 класс)
“Периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева”.
Компьютер, экран, мультимедиапроектор.
Раздаточный дидактический материал (тестовые задания для
подготовки к ВОУД СО) для учащихся.
Структура урока.
1.
2.
Организационный момент.
Мотивационная основа урока. 3.
4.
Повторение темы “Строение атома и атомного ядра. Тестирование с
помощью программы MyTest .
Выступления учащихся в группах:
I группа «Ученые, основатели атомной физики»презентация
II группа «Атомная энергетика»проект
III группа «Атомное оружие»сообщения
5.Тематическое тестирование.
6.Подведение итогов, оценки за урок.
7.Рефлексия
Ход урока
1. Слайд (организационный момент.)
Здравствуйте! Тема урока на экране. Давайте запишем ее в тетрадь.
Цели: повторение и систематизация знаний.
Девиз: через общение развивается человек.
2. Слайд Три мешка.
Мешки символизируют ваши знания, точнее багаж знаний по изученной теме.
Какой мешок ваш – определит сегодняшний урок.
3. Слайд Атом покорен, НО цивилизация под угрозой.
Прав ли был Прометей, давший людям огонь?
Мир рванулся вперед, мир сорвался с пружин,
Из прекрасного лебедя вырос дракон,
Из запретной бутылки был выпущен джин.
Человечество сделало главный вывод: в третьей мировой войне не будет
победителей, не будет и побежденных.
Хиросима и Нагасаки навсегда запомнят те черные дни и тяжелые
последствия неизвестной болезни. Память о них будет передаваться из
поколение в поколение.
И прежде чем поговорить о развитии атомной энергетики в целом ,послушаем
и узнаем кто же стоял у истоков развития атомной физики.
Выступления учащихся:
I группа «Ученые, основатели атомной физики»презентация
4. Слайд – Беккерель.
Давайте вспомним, какие научные открытия привели человечество к этой
страшной трагедии? Кто этот человек и какое открытие принадлежит ему? (Беккерель открыл
явление радиоактивности)
Что такое радиоактивность? (самопроизвольное излучение)
Как ему удалось обнаружить это явление? (ответ учащихся)
Какие исследования проводил с радиоактивными препаратами на
себе? (ответ учащихся)
5. Слайд – Кюри.
Чем прославили себя эти люди? (ответ учащихся)
Какой химический элемент открыла мари СклодовскаяКюри? Почему так
назвала? (ответ учащихся и проверка с помощью презентации
(Приложение 1))
Почему радий называют лучистым? (ответ учащихся)
Где наблюдали его свечение супруги Кюри? (ответ учащихся)
6. Слайд Радиоактивность – как доказательство сложного строения
атома.
Почему радиоактивность доказывает, что атом имеет сложное строение?
(ответ учащихся)
Какую структуру имеет радиоактивное излучение? (ответ учащихся)
излучение? Почему отклонение слабое? (ответ учащихся)
– излучение? Почему сильное отклонение? (ответ учащихся)
Итак, что такое радиоактивность? (ответ учащихся)
7. Слайд – Строение атома.
Кто впервые заговорил об атомарном строении вещества? (ответ учащихся)
Первая модель атома имеет историческое название? Почему? (ответ
учащихся)
Вскоре появилась еще одна модель? Ее название? Как устроен атом? (ответ
учащихся)
Ядро – это уже неделимая часть или нет? (ответ учащихся)
8. Слайд Резерфорд.
Кем была предложена планетарная модель атома? (ответ учащихся)
Принципиальная схема опыта Резерфорда? (ответ учащихся)
Объяснение результатов опыта. (ответ учащихся)
– излучение? (ответ учащихся) 9.Слайд.
Стратегия «Казахстанский путь–2050: Единая цель, единые интересы,
единое будущее» – план развития страны, который опирается на логику
процессов, идущих в экономической жизни страны.
Это наглядно отражено и в призыве президента Казахстана Нурсултана
Назарбаева развивать атомную энергетику.
В тематическом послании президент одним тезисом подчеркнул значимость
целой отрасли. После предпосылок: «Потребность в дешевой атомной энергии
в обозримой перспективе развития мира будет только расти. Казахстан –
мировой лидер в добыче урана», последовал вывод – однозначный и четкий:
«Мы должны развивать собственное производство топлива для АЭС и строить
атомные станции».
Выступления учащихся:
10.Слайд
II группа «Атомная энергетика в РК»проект.
И как было уже сказано : Человечество сделало главный вывод: в третьей
мировой войне не будет победителей, не будет и побежденных.
Что можно подразумевать под этим высказыванием?
Выступления учащихся:
11.Слайд «Жизнь без «старости» или
Никто не поручится, когда это случится.»
Казахстан призывает к решительным действиям в сфере
глобального ядерного разоружения.
III группа «Атомное оружие»сообщения
Договор о нераспространении ядерного оружия — фундамент
глобального мира и безопасности
Казахстан в 1991 г. наглядно продемонстрировал миру добрую волю,
отказавшись от ядерных испытаний, закрыв Семипалатинский испытательный
полигон. Ядерное оружие сегодня — главная угроза для всего человечества. В
апреле текущего года в США впервые состоялся глобальный саммит по
ядерной безопасности. Наш Президент был одним из ключевых участников
встречи. Казахстан, сполна познавший ужасы ядерных испытаний, является
убежденным сторонником глобального процесса нераспространения ядерного
оружия и снижения ядерной угрозы. В этой связи наша страна предлагает
международному сообществу ряд принципиально важных мер. Вопервых,
Президент заявил о готовности разместить на территории Казахстана
Международный банк ядерного топлива. Вовторых, Нурсултан Назарбаев
выступил за расширение безъядерных зон, в частности, на Ближнем Востоке, и создание для них международной правовой основы, включая гарантии
безопасности. Втретьих, Президент призвал запретить производство рас
щепляющихся материалов в военных целях. Вчетвертых, Нурсултан
Назарбаев заявил, что необходимо остановить ядерные испытания [1].
Договор о нераспространении ядерного оружия является фундаментальным
Договором в обеспечении глобального мира и безопасности, предотвращения
угрозы распространения ядерного оружия. Он успешно служил
международному сообществу в течение прошедших сорока лет и остается
краеугольным камнем режима ядерного нераспространения, коллективных
усилий в сфере ядерного разоружения и мирного использования ядерной
энергии.
Договор о нераспространении ядерного оружия был подготовлен комитетом
ООН по разоружению и 12 июня 1968 г. одобрен Генеральной Ассамблеей
ООН, был открыт для подписания 1 июля 1968 г. в Москве, Вашингтоне и
Лондоне.
После сдачи ратификационных грамот на хранение, 5 марта 1970 г., договор
вступил в силу. СССР данный Договор был ратифицирован 24 ноября 1969 г.
Участниками Договора являются 190 государств. Вне Договора о
нераспространении ядерного оружия остаются Индия, Пакистан, Израиль, о
выходе из Договора заявила КНДР.
Договор служит одним из факторов обеспечения международной
безопасности. Он содержит обязательства государств по недопущению
распространения ядерного оружия и созданию широких возможностей для
мирного использования ядерной энергии, состоит из преамбулы и 11 статей.
Согласно Договору каждое из государствучастников, обладающих ядерным
оружием, обязуется не передавать его или другие ядерные взрывные
устройства, а также контроль над ними кому бы то ни было ни прямо, ни
косвенно, равно как и никоим образом не помогать, не поощрять и не
побуждать какоелибо государство, не обладающее ядерным оружием, к его
производству или приобретению.
Государстваучастники, не обладающие ядерным оружием, обязуются не
принимать его от кого бы то ни было, не производить и не приобретать, а
также не принимать какуюлибо помощь в производстве ядерного оружия или
других ядерных взрывных устройств. Договор закрепляет неотъемлемое право
государств — его участников развивать исследования, производство и
использование ядерной энергии в мирных целях без дискриминации и в
соответствии с договоренностями. Все участники обязались способствовать в
этих целях возможно более полному обмену оборудованием, материалами,
научной и технической информацией.
Договор налагает на его участников обязательство добиваться действенных
мер по прекращению гонки ядерных вооружений и ядерному разоружению под
строгим и эффективным международным контролем. Контроль за нераспространением ядерного оружия осуществляется с
помощью Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), с
которым каждое участвующее в Договоре государство, не обладающее
ядерным оружием, должно заключить соглашение.
12. Слайд «Неуправляемая цепная ядерная реакция.»
13. Слайд Можно погибнуть от невидимого
Основные источники радиации:
Космические тела
Недра Земли
Рентгеновские препараты
Телевизор и т.п.
Тело человека содержит
0,01г радиоактивного калия
период распада
4000 делений в секунду
14. Слайд – Применение. Биологическое действие.
Да, пора эйфории безвозвратно ушла.
На науке лежит преступленье,
Но к ученым, повинным в создании зла,
Постепенно приходит прозренье.
Итак, всю тему повторили. Давайте вернемся к началу урока и сравним
величину своего багажа (три мешка). Перед словами “старт” даю обратный
отсчет. Последняя тренировка – небольшой тест, который вы выполняете в
рабочей тетради. Проверь себя!
1 вариант.
1. Кто открыл явление радиоактивности?
А) М. Кюри;
Б) Дж. Томсон;
В) Беккерель;
Г) Э. Резерфорд
2. Изменяется ли атом в результате радиоактивного распада?
А) не изменяется;
Б) изменяется запас энергии атома, но атом остается того же химического
элемента; В) атом изменяется, превращается в атом другого химического элемента;
Г) в результате радиоактивного распада атом полностью исчезает.
3. Что такое излучение?
А) поток быстрых двухзарядных ионов гелия;
Б) поток быстрых электронов;
В) поток квантов электромагнитного излучения высокой энергии;
Г) поток нейтральных частиц.
4. Какой прибор позволяет наблюдать следы заряженных частиц в виде
полосы из капель воды в газе?
А) фотопластинка;
Б) счетчик ГейгераМюллера;
В) камера Вильсона;
Г) электронный микроскоп.
5. В атомном ядре содержится 25 протонов и 30 нейтронов. Каким
положительным зарядом, выраженным в элементарных электрических зарядах
+е, обладает это атомное ядро?
А) +5е;
Б) +30е;
В) +25е;
Г) 0.
6. Из каких частиц состоят ядра атомов?
А) из протонов;
Б) из нейтронов;
В) из протонов, нейтронов и электронов;
Г) из протонов и нейтронов.
7. Сколько электронов содержится в электронной оболочке нейтрального
атома, у которого ядро состоит из 6 протонов и 8 нейтронов?
А) 6;
Б) 8;
В) 2;
Г) 14.
8. Какие частицы из перечисленных ниже легче других способны проникать в
атомное ядро и вызывать ядерные реакции?
А) электроны;
Б) нейтроны;
В)
частицы;
Г) все перечисленные в выше.
9. Какая частица Х образуется в результате реакции Li +
? излучение?
А) гаммаквант;
Б) электрон;
В) позитрон;
Г) нейтрон.
10. Массовое число – это:
А) число протонов в ядре;
Б) число нейтронов в ядре;
В) число электронов в электронной оболочке;
Г) число нуклонов в ядре.
2 вариант.
1. По какому действию было открыто явление радиоактивности?
А) по действию на фотопластинку;
Б) по ионизирующему действию;
В) по следам в камере Вильсона;
Г) по вспышкам света, вызываемым в кристаллах ударами частиц.
2. Что такое
А) поток быстрых двухзарядных ионов гелия;
Б) поток быстрых электронов;
В) поток квантов электромагнитного излучения высокой энергии;
Г) поток нейтральных частиц.
3. Что такое излучение?
А) поток быстрых двухзарядных ионов гелия;
Б) поток быстрых электронов;
В) поток квантов электромагнитного излучения высокой энергии;
Г) поток нейтральных частиц.
4. Что одинаково у атомов разных изотопов одного химического элемента и
что у них различно?
А) одинаковы заряды и массы атомных ядер, различны химические свойства
атомов;
Б) одинаковы заряды, различны массы ядер и химические свойства;
В) одинаковы заряды ядер и химические свойства, различны массы ядер;
Г) одинаковы массы ядер, различны химические свойства и заряды ядер.
5. Какой прибор при прохождении через него ионизирующей частицы выдает
сигнал в виде кратковременного импульса электрического тока:
А) счетчик Гейгера;
Б) фотоэлемент;
В) динамик;
Г) камера Вильсона. 6. В атомном ядре содержится Z протонов и N нейтронов. Чему равно
массовое число М этого ядра?
А) Z;
Б) N;
В) ZN;
Г) Z+N.
7. Энергия связи рассчитывается по формуле:
А) Е= m∙c;
Б) Е= m∙c2;
В) Е=m∙c2;
Г) Е= m∙V2.
8. Для вычисления энергии связи ядра в СИ в каких единицах нужно выразить
значение дефекта массы?
А) в а. е. м. ;
Б) в МэВ;
В) в мг;
г) в кг.
9. В реакции
ядром какого изотопа является ядро Х?
А)
Б)
В)
Г)
;
;
;
.
содержит:
10. Ядро изотопа
А) 3р и 7n;
Б) 3р и 4 n;
В) 3р и 10n;
Г) 7р и 3 n.
15. Слайд – ответы к тестам.
Проведем самопроверку. Вспомним слайд №2 (мешки знаний) и выставим
себе оценку по объему мешка:(маленький) –“3”, (средний) –“4”,
(большой) –“5”
На следующем уроке отсчет обратный закончится и будет дан старт к
написанию контрольной работы.
16. Слайд – последний. Рефлексия. Спасибо за работу на уроке!
Урок подошел к завершению, запишем домашнее задание. Домашнее задание: с чувством, толком изучить записи в тетради по
пройденной теме. До свидания. Урок окончен.
Конспект урока по физике на тему"Строение атома и атомного ядра"(9 класс, физика)
Конспект урока по физике на тему"Строение атома и атомного ядра"(9 класс, физика)
Конспект урока по физике на тему"Строение атома и атомного ядра"(9 класс, физика)
Конспект урока по физике на тему"Строение атома и атомного ядра"(9 класс, физика)
Конспект урока по физике на тему"Строение атома и атомного ядра"(9 класс, физика)
Конспект урока по физике на тему"Строение атома и атомного ядра"(9 класс, физика)
Конспект урока по физике на тему"Строение атома и атомного ядра"(9 класс, физика)
Конспект урока по физике на тему"Строение атома и атомного ядра"(9 класс, физика)
Конспект урока по физике на тему"Строение атома и атомного ядра"(9 класс, физика)
Конспект урока по физике на тему"Строение атома и атомного ядра"(9 класс, физика)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.