Данный конспект урока по географии "Физическая карта полушарий" рассчитан на обучающихся шестого класса. На уроке они познакомятся с физической картой полушарий, рассмотрят ее особенности, найдут сходства и отличия такой карты от глобуса. Конспект включает тематическую практическую работу, выполняемую в контурных картах.
Подготовил и адаптировал материал
учитель географии Тонких С. Ю.
январь 2018 г.
Урок по географии «Физическая карта полушарий»
Цели и задачи:
Образовательные: Формирование представлений обучающихся о Земле, о
физической карте как о уменьшенном изображении земной поверхности.
Воспитательные: Развивать познавательный интерес к предмету, развитие
наблюдательности, любознательности, умений делать выводы.
Воспитывать чувство товарищества помощи.
Коррекционноразвивающие: развитие мыслительной деятельности,
моторики, внимания, памяти, логического мышления, коррекция речи.
Развивать географическое мышление и способность применять
имеющиеся знания в решении новых учебных задач. Закрепление и
углубление представлений о пространстве. Коррекция навыка работы с
картами атласа, используя шаблон. Формировать положительную
мотивацию к изучению предмета.
Оборудование: учебники «Географтя 6 класс», географические атласы,
настенные карты, контурные карты, презентации, тематические
видеоролики.
Тип урока: комбинированный, практическая работа.
Методы и технологии: объяснительноиллюстративный, информационно
коммуникативный, практикоориентированный, здоровьесьерегающий.
Ведущие понятия: физическая карта полушарий, градусная сеть, меридианы,
параллели, экватор, географическая широта, географическая долгота,
географические координаты.
Ход урока:
I. Оргмомент:
Приветствую Вас, ребята, на уроке географии.
Пусть мысли ваши будут быстрыми, как река,
Глубокими, как море,
А память светлой, как безоблачное небо.
˗ Ребята, с какими формами изображения земной поверхности мы уже
знакомы? (карта, глобус)
˗ Что такое географическая карта? (уменьшенное изображение земной
поверхности)
˗ Что изображают на физической карте? (поверхность суши, моря,
океаны)
1˗ Для чего нужно знать карту? Где это может нам пригодиться?
(Знакомясь с картой, человек узнает много нового о своей местности, о
нашей стране, о разных государствах, о материках и океанах. Без карты
невозможно в школе изучать географию и историю)
II. Изучение нового материала:
Для того чтобы увидеть сразу всю Землю, учёныекартографы
разделили глобус пополам на две части. Они провели линию через полюса
глобуса и получили два полушария. Левое полушарие назвали западным,
правое — восточным. Так получилась карта полушарий.
На карте полушарий поверхность нашей планеты изображена теми же
условными цветами и знаками, что и на глобусе.
На карте полушарий, также как и на глобусе, обозначены линия
экватора, Северный и Южный полюсы. На ней видно, как расположены реки,
горы, озёра, равнины по отношению друг к другу, с помощью масштаба можно
определить расстояния между географическими объектами, узнать высоту
места и глубину океанов по шкале высот и шкале глубин.
Рассматривая физическую карту полушарий, прежде всего обратим
внимание на градусную сетку. Она, как известно, образованная меридианами и
параллелями. Меридианы это условные линии, образующиеся в результате
сечения земной поверхности плоскостью, проходящей через земную ось.
Параллели это условные линии, образующиеся в результате сечения
земной поверхности плоскостью, перпендикулярной (расположенной под
углом 90 ° к земной оси. И меридианы, и параллели являются воображаемыми
линиями, поэтому на местности их увидеть невозможно. Однако нанесенные
на глобус или карту они играют важную роль. К тому же мы сами определяем,
как часто будем проводить эти линии, в зависимости от масштаба и
назначения карты или глобуса. Легко заметить, что все меридианы
одинаковые между собой, поскольку они соединяют одни и те же точки
полюса. Параллели в отличие от меридианов все различны между собой. Чем
дальше от полюса, тем они будут длиннее. Наибольшей параллелью является
экватор линия равноудалена от полюсов. По своей длине экватора почти
такой, как и любой из меридианов, около 40 000 км.
С помощью параллелей определяют широту любой точки.
Географическая широта это угол между плоскостью экватора и линией,
проходящей через определенную точку к центру Земли. Поскольку через
любую точку можно провести параллель, то для определения ее широты в
градусах достаточно вычислить угловое расстояние от экватора (он является
началом отсчета широты) до параллели данной точки. Экватор делит земной
шар на два полушария Северное и Южное. Широта также бывает северной
(сокращенно с.ш.) и южной (ю. ш.) Широта экватора 0 °. Географические
полюса имеют широту 90 °.
2Долготу точки определяют с помощью меридианов. Географическая
долгота это угол между плоскостью начального меридиана и меридиана
данной точки. За начальный принят меридиан, проходящий через
астрономическую обсерваторию в городке Гринвич, близ столицы
Великобритании Лондона. Этот меридиан называют нулевым (он долготу 0 °)
или Гринвичского. Гринвичского меридиан делит земной шар на Западную и
Восточную полушария. Отсчет долгот ведут к западу и к востоку от
начального меридиана, поэтому долгота также бывает западной (с. д.) и
восточной (с. д.), и не может превышать 180 °.
Один градус на любом из меридианов соответствует, примерно 111,3 км
на местности. Такой же ситуация и на экваторе. На других параллелях
расстояние на местности, что соответствует 1 ° на карте, уменьшается в
направлении от экватора к полюсам. Так длина одного градуса дуги
параллели 10 ° составляет 109,6 км, параллели 50 ° 71,7 км.
Географической адресу любой точки земного шара является ее
географические координаты, которые представляют собой широту и
долготу, выраженные в градусах.
Интересно, что есть две особые точки, которые имеют только широту и
вовсе не имеют долготы. Это географические полюса. Внимательно
посмотри на карту полушарий и подумай чем это объяснить?
Физкультминутка:
На нашей физминутке с нами поиграет ветер.
С четырёх сторон Земли ветры в гости к нам пришли:
Целый лес наших рук вырастает на юг,
А теперь на запад, детки потянулись наши ветки!
Ветер гнет нас на восток, с нами учит он урок!
А теперь на север …
Снова, продолжать урок готовы!
III. Практическая работа:
На контурной карте:
1. Обозначьте Северный и Южный полюса буквами СП и ЮП.
2. Выделите экватор линией синего цвета и подпишите его.
3. Выделите нулевой меридиан линией красного цвета и подпишите его.
4. Обозначьте градусы меридианов (красным цветом) и параллелей (синим
цветом).
5. Подпишите названия материков в обеих полушариях (Евразия, Африка,
Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида).
6. Обозначьте границы и подпишите названия океанов в обеих полушариях
(Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан, Северный
Ледовитый океан, Южный океан).
3IV. Закрепление изученного:
Покажите на карте:
˗ Западное и Восточное полушарие;
˗
˗ Северный полюс, Южный полюс.
экватор, нулевой меридиан;
Ответьте на вопросы:
˗ Что называют меридианами и параллелями?
˗ С помощью каких условных линий определяют географическую широту
и географическую долготу?
˗ Что такое географические координаты?
V. Рефлексия, подведение итогов:
Что узнали: Как выглядит физическая карта полушарий, какие основные
точки, линии, объекты изображены на ней, в чем сходство и различие
физической карты полушарий и глобуса.
Чему научились: Показывать основные точки, линии на физической карте
полушарий, отмечать их на контурной карте.
VI. Домашнее задание:
Сравнить изображение земной поверхности на глобусе и карте
полушарий, заполнить таблицу и сделать вывод.
Глобус
Признаки сравнения
Карта
полушарий
Вся Земля
плоская
Какая территория
изображена?
Форма изображения
Вся Земля
объемная
нет
нет
Отличия условных цветов
Отличия условных знаков
Вывод:
Чем похожи карта полушарий и глобус? И на глобусе и на карте полушарий
изображена вся Земля, на них используются одинаковые условные цвета и
знаки.
Чем отличается карта полушарий от глобуса? Глобус имеет шарообразную
форму, это модель Земли; карта – изображение Земли на плоскости.
Стр.
нет
нет
4Практическая работа.
На контурной карте:
1. Обозначьте Северный и Южный полюса буквами СП и ЮП.
2. Выделите экватор линией синего цвета и подпишите его.
3. Выделите нулевой меридиан линией красного цвета и подпишите его.
4. Обозначьте градусы меридианов (красным цветом) и параллелей (синим
цветом).
5. Подпишите названия материков в обеих полушариях (Евразия, Африка,
Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида).
6. Обозначьте границы и подпишите названия океанов в обеих полушариях
(Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан, Северный
Ледовитый океан, Южный океан).
Задание:
Сравните изображение земной поверхности на глобусе и карте полушарий,
заполните таблицу и сделайте вывод.
Признаки сравнения
Глобус
Карта
полушарий
Какая территория
изображена?
Форма изображения
Отличия условных цветов
Отличия условных знаков
Практическая работа.
На контурной карте:
1. Обозначьте Северный и Южный полюса буквами СП и ЮП.
2. Выделите экватор линией синего цвета и подпишите его.
3. Выделите нулевой меридиан линией красного цвета и подпишите его.
4. Обозначьте градусы меридианов (красным цветом) и параллелей (синим
цветом).
5. Подпишите названия материков в обеих полушариях (Евразия, Африка,
Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида).
6. Обозначьте границы и подпишите названия океанов в обеих полушариях
(Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан, Северный
Ледовитый океан, Южный океан).
Задание:
Сравните изображение земной поверхности на глобусе и карте полушарий,
заполните таблицу и сделайте вывод.
5Признаки сравнения
Глобус
Какая территория
изображена?
Форма изображения
Отличия условных цветов
Отличия условных знаков
Карта
полушарий
6