Конспект урока по географии "Физическая карта полушарий"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 04.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный конспект урока по географии "Физическая карта полушарий" рассчитан на обучающихся шестого класса. На уроке они познакомятся с физической картой полушарий, рассмотрят ее особенности, найдут сходства и отличия такой карты от глобуса. Конспект включает тематическую практическую работу, выполняемую в контурных картах.
Иконка файла материала Урок Физическая карта полушарий.docx
Подготовил и адаптировал материал учитель географии Тонких С. Ю. январь 2018 г. Урок по географии «Физическая карта полушарий» Цели и задачи:  Образовательные: Формирование представлений обучающихся о Земле, о  физической карте как о уменьшенном изображении земной поверхности. Воспитательные: Развивать познавательный интерес к предмету, развитие  наблюдательности, любознательности, умений делать выводы.  Воспитывать чувство товарищества помощи.  Коррекционно­развивающие: развитие мыслительной деятельности,  моторики, внимания, памяти, логического мышления, коррекция речи.  Развивать географическое мышление и способность применять  имеющиеся знания в решении новых учебных задач. Закрепление и  углубление представлений о пространстве. Коррекция навыка работы с  картами атласа, используя шаблон. Формировать положительную  мотивацию к изучению предмета. Оборудование: учебники «Географтя 6 класс», географические атласы,  настенные карты, контурные карты, презентации, тематические  видеоролики. Тип урока: комбинированный, практическая работа. Методы и технологии: объяснительно­иллюстративный, информационно­ коммуникативный, практикоориентированный, здоровьесьерегающий. Ведущие понятия: физическая карта полушарий, градусная сеть, меридианы,  параллели, экватор, географическая широта, географическая долгота,  географические координаты. Ход урока: I. Оргмомент: Приветствую Вас, ребята, на уроке географии. Пусть мысли ваши будут быстрыми, как река, Глубокими, как море, А память светлой, как безоблачное небо. ˗ Ребята, с какими формами изображения земной поверхности мы уже  знакомы? (карта, глобус) ˗ Что такое географическая карта?  (уменьшенное изображение земной  поверхности) ˗ Что изображают на физической карте? (поверхность суши, моря,  океаны) 1˗ Для чего нужно знать карту? Где это может нам пригодиться?  (Знакомясь с картой, человек узнает много нового о своей местности, о  нашей стране, о разных государствах, о материках и океанах. Без карты  невозможно в школе изучать географию и историю) II. Изучение нового материала: Для того чтобы увидеть сразу всю Землю, учёные­картографы  разделили глобус пополам на две части. Они провели линию через полюса  глобуса и получили два полушария. Левое полушарие назвали западным,  правое — восточным. Так получилась карта полушарий. На карте полушарий поверхность нашей планеты изображена теми же  условными цветами и знаками, что и на глобусе. На карте полушарий, также как и на глобусе, обозначены линия  экватора, Северный и Южный полюсы. На ней видно, как расположены реки,  горы, озёра, равнины по отношению друг к другу, с помощью масштаба можно определить расстояния между географическими объектами, узнать высоту  места и глубину океанов по шкале высот и шкале глубин. Рассматривая физическую карту полушарий, прежде всего обратим  внимание на градусную сетку. Она, как известно, образованная меридианами и параллелями. Меридианы ­ это условные линии, образующиеся в результате сечения земной поверхности плоскостью, проходящей через земную ось.  Параллели ­ это условные линии, образующиеся в результате сечения  земной поверхности плоскостью, перпендикулярной (расположенной под  углом 90 ° к земной оси. И меридианы, и параллели являются воображаемыми линиями, поэтому на местности их увидеть невозможно. Однако нанесенные  на глобус или карту они играют важную роль. К тому же мы сами определяем, как часто будем проводить эти линии, в зависимости от масштаба и  назначения карты или глобуса. Легко заметить, что все меридианы  одинаковые между собой, поскольку они соединяют одни и те же точки ­  полюса. Параллели в отличие от меридианов ­ все различны между собой. Чем дальше от полюса, тем они будут длиннее. Наибольшей параллелью является  экватор ­ линия равноудалена от полюсов. По своей длине экватора почти  такой, как и любой из меридианов, около 40 000 км. С помощью параллелей определяют широту любой точки.  Географическая широта ­ это угол между плоскостью экватора и линией,  проходящей через определенную точку к центру Земли. Поскольку через  любую точку можно провести параллель, то для определения ее широты в  градусах достаточно вычислить угловое расстояние от экватора (он является  началом отсчета широты) до параллели данной точки. Экватор делит земной  шар на два полушария ­ Северное и Южное. Широта также бывает северной  (сокращенно с.ш.) и южной (ю. ш.) Широта экватора ­ 0 °. Географические  полюса имеют широту 90 °. 2Долготу точки определяют с помощью меридианов. Географическая  долгота ­ это угол между плоскостью начального меридиана и меридиана  данной точки. За начальный принят меридиан, проходящий через  астрономическую обсерваторию в городке Гринвич, близ столицы  Великобритании ­ Лондона. Этот меридиан называют нулевым (он долготу 0 °) или Гринвичского. Гринвичского меридиан делит земной шар на Западную и  Восточную полушария. Отсчет долгот ведут к западу и к востоку от  начального меридиана, поэтому долгота также бывает западной (с. д.) и  восточной (с. д.), и не может превышать 180 °. Один градус на любом из меридианов соответствует, примерно 111,3 км на местности. Такой же ситуация и на экваторе. На других параллелях  расстояние на местности, что соответствует 1 ° на карте, уменьшается в  направлении от экватора к полюсам. Так длина одного градуса дуги  параллели 10 ° составляет 109,6 км, параллели 50 ° ­ 71,7 км. Географической адресу любой точки земного шара является ее  географические координаты, которые представляют собой широту и  долготу, выраженные в градусах.  Интересно, что есть две особые точки, которые имеют только широту и  вовсе не имеют долготы. Это ­ географические полюса. Внимательно  посмотри на карту полушарий и подумай чем это объяснить? Физкультминутка: На нашей физминутке  с нами поиграет ветер. С четырёх сторон Земли  ветры в гости к нам пришли: Целый лес наших рук вырастает на юг, А теперь на запад, детки  потянулись наши ветки! Ветер гнет нас на восток, с нами учит он урок! А теперь на север … Снова,  продолжать урок готовы! III. Практическая работа: На контурной карте: 1. Обозначьте Северный и Южный полюса буквами СП и ЮП. 2. Выделите экватор линией синего цвета и подпишите его. 3. Выделите нулевой меридиан линией красного цвета и подпишите его. 4. Обозначьте градусы меридианов (красным цветом) и параллелей (синим  цветом). 5. Подпишите названия материков в обеих полушариях (Евразия, Африка,  Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида). 6. Обозначьте границы и подпишите названия океанов в обеих полушариях  (Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан, Северный  Ледовитый океан, Южный океан). 3IV. Закрепление изученного: Покажите на карте: ˗ Западное и Восточное полушарие; ˗ ˗ Северный полюс, Южный полюс. экватор, нулевой меридиан; Ответьте на вопросы: ˗ Что называют меридианами и параллелями? ˗ С помощью каких условных линий определяют географическую широту  и географическую долготу? ˗ Что такое географические координаты? V. Рефлексия, подведение итогов: Что узнали: Как выглядит физическая карта полушарий, какие основные  точки, линии, объекты изображены на ней, в чем сходство и различие  физической карты полушарий и глобуса. Чему научились: Показывать основные точки, линии на физической карте  полушарий, отмечать их на контурной карте. VI. Домашнее задание: Сравнить изображение земной поверхности на глобусе и карте  полушарий, заполнить таблицу и сделать вывод. Глобус Признаки сравнения Карта полушарий Вся Земля плоская Какая территория изображена? Форма изображения Вся Земля объемная нет нет Отличия условных цветов Отличия условных знаков Вывод:  ­ Чем похожи карта полушарий и глобус? И на глобусе и на карте полушарий  изображена вся Земля, на них используются одинаковые  условные цвета и  знаки.  ­ Чем отличается карта полушарий от глобуса? Глобус  имеет шарообразную  форму, это модель Земли; карта – изображение Земли на плоскости. Стр.  нет нет 4Практическая работа. На контурной карте: 1. Обозначьте Северный и Южный полюса буквами СП и ЮП. 2. Выделите экватор линией синего цвета и подпишите его. 3. Выделите нулевой меридиан линией красного цвета и подпишите его. 4. Обозначьте градусы меридианов (красным цветом) и параллелей (синим  цветом). 5. Подпишите названия материков в обеих полушариях (Евразия, Африка,  Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида). 6. Обозначьте границы и подпишите названия океанов в обеих полушариях  (Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан, Северный  Ледовитый океан, Южный океан). Задание: Сравните изображение земной поверхности на глобусе и карте полушарий,  заполните таблицу и сделайте вывод. Признаки сравнения Глобус Карта полушарий Какая территория изображена? Форма изображения Отличия условных цветов Отличия условных знаков Практическая работа. На контурной карте: 1. Обозначьте Северный и Южный полюса буквами СП и ЮП. 2. Выделите экватор линией синего цвета и подпишите его. 3. Выделите нулевой меридиан линией красного цвета и подпишите его. 4. Обозначьте градусы меридианов (красным цветом) и параллелей (синим  цветом). 5. Подпишите названия материков в обеих полушариях (Евразия, Африка,  Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида). 6. Обозначьте границы и подпишите названия океанов в обеих полушариях  (Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан, Северный  Ледовитый океан, Южный океан). Задание: Сравните изображение земной поверхности на глобусе и карте полушарий,  заполните таблицу и сделайте вывод. 5Признаки сравнения Глобус Какая территория изображена? Форма изображения Отличия условных цветов Отличия условных знаков Карта полушарий 6