Конспект урока по географии "Физическая карта полушарий"
Оценка 4.7

Конспект урока по географии "Физическая карта полушарий"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
география
6 кл
04.02.2018
Конспект урока по географии "Физическая карта полушарий"
Данный конспект урока по географии "Физическая карта полушарий" рассчитан на обучающихся шестого класса. На уроке они познакомятся с физической картой полушарий, рассмотрят ее особенности, найдут сходства и отличия такой карты от глобуса. Конспект включает тематическую практическую работу, выполняемую в контурных картах.
Урок Физическая карта полушарий.docx
Подготовил и адаптировал материал учитель географии Тонких С. Ю. январь 2018 г. Урок по географии «Физическая карта полушарий» Цели и задачи:  Образовательные: Формирование представлений обучающихся о Земле, о  физической карте как о уменьшенном изображении земной поверхности. Воспитательные: Развивать познавательный интерес к предмету, развитие  наблюдательности, любознательности, умений делать выводы.  Воспитывать чувство товарищества помощи.  Коррекционно­развивающие: развитие мыслительной деятельности,  моторики, внимания, памяти, логического мышления, коррекция речи.  Развивать географическое мышление и способность применять  имеющиеся знания в решении новых учебных задач. Закрепление и  углубление представлений о пространстве. Коррекция навыка работы с  картами атласа, используя шаблон. Формировать положительную  мотивацию к изучению предмета. Оборудование: учебники «Географтя 6 класс», географические атласы,  настенные карты, контурные карты, презентации, тематические  видеоролики. Тип урока: комбинированный, практическая работа. Методы и технологии: объяснительно­иллюстративный, информационно­ коммуникативный, практикоориентированный, здоровьесьерегающий. Ведущие понятия: физическая карта полушарий, градусная сеть, меридианы,  параллели, экватор, географическая широта, географическая долгота,  географические координаты. Ход урока: I. Оргмомент: Приветствую Вас, ребята, на уроке географии. Пусть мысли ваши будут быстрыми, как река, Глубокими, как море, А память светлой, как безоблачное небо. ˗ Ребята, с какими формами изображения земной поверхности мы уже  знакомы? (карта, глобус) ˗ Что такое географическая карта?  (уменьшенное изображение земной  поверхности) ˗ Что изображают на физической карте? (поверхность суши, моря,  океаны) 1 ˗ Для чего нужно знать карту? Где это может нам пригодиться?  (Знакомясь с картой, человек узнает много нового о своей местности, о  нашей стране, о разных государствах, о материках и океанах. Без карты  невозможно в школе изучать географию и историю) II. Изучение нового материала: Для того чтобы увидеть сразу всю Землю, учёные­картографы  разделили глобус пополам на две части. Они провели линию через полюса  глобуса и получили два полушария. Левое полушарие назвали западным,  правое — восточным. Так получилась карта полушарий. На карте полушарий поверхность нашей планеты изображена теми же  условными цветами и знаками, что и на глобусе. На карте полушарий, также как и на глобусе, обозначены линия  экватора, Северный и Южный полюсы. На ней видно, как расположены реки,  горы, озёра, равнины по отношению друг к другу, с помощью масштаба можно определить расстояния между географическими объектами, узнать высоту  места и глубину океанов по шкале высот и шкале глубин. Рассматривая физическую карту полушарий, прежде всего обратим  внимание на градусную сетку. Она, как известно, образованная меридианами и параллелями. Меридианы ­ это условные линии, образующиеся в результате сечения земной поверхности плоскостью, проходящей через земную ось.  Параллели ­ это условные линии, образующиеся в результате сечения  земной поверхности плоскостью, перпендикулярной (расположенной под  углом 90 ° к земной оси. И меридианы, и параллели являются воображаемыми линиями, поэтому на местности их увидеть невозможно. Однако нанесенные  на глобус или карту они играют важную роль. К тому же мы сами определяем, как часто будем проводить эти линии, в зависимости от масштаба и  назначения карты или глобуса. Легко заметить, что все меридианы  одинаковые между собой, поскольку они соединяют одни и те же точки ­  полюса. Параллели в отличие от меридианов ­ все различны между собой. Чем дальше от полюса, тем они будут длиннее. Наибольшей параллелью является  экватор ­ линия равноудалена от полюсов. По своей длине экватора почти  такой, как и любой из меридианов, около 40 000 км. С помощью параллелей определяют широту любой точки.  Географическая широта ­ это угол между плоскостью экватора и линией,  проходящей через определенную точку к центру Земли. Поскольку через  любую точку можно провести параллель, то для определения ее широты в  градусах достаточно вычислить угловое расстояние от экватора (он является  началом отсчета широты) до параллели данной точки. Экватор делит земной  шар на два полушария ­ Северное и Южное. Широта также бывает северной  (сокращенно с.ш.) и южной (ю. ш.) Широта экватора ­ 0 °. Географические  полюса имеют широту 90 °. 2 Долготу точки определяют с помощью меридианов. Географическая  долгота ­ это угол между плоскостью начального меридиана и меридиана  данной точки. За начальный принят меридиан, проходящий через  астрономическую обсерваторию в городке Гринвич, близ столицы  Великобритании ­ Лондона. Этот меридиан называют нулевым (он долготу 0 °) или Гринвичского. Гринвичского меридиан делит земной шар на Западную и  Восточную полушария. Отсчет долгот ведут к западу и к востоку от  начального меридиана, поэтому долгота также бывает западной (с. д.) и  восточной (с. д.), и не может превышать 180 °. Один градус на любом из меридианов соответствует, примерно 111,3 км на местности. Такой же ситуация и на экваторе. На других параллелях  расстояние на местности, что соответствует 1 ° на карте, уменьшается в  направлении от экватора к полюсам. Так длина одного градуса дуги  параллели 10 ° составляет 109,6 км, параллели 50 ° ­ 71,7 км. Географической адресу любой точки земного шара является ее  географические координаты, которые представляют собой широту и  долготу, выраженные в градусах.  Интересно, что есть две особые точки, которые имеют только широту и  вовсе не имеют долготы. Это ­ географические полюса. Внимательно  посмотри на карту полушарий и подумай чем это объяснить? Физкультминутка: На нашей физминутке  с нами поиграет ветер. С четырёх сторон Земли  ветры в гости к нам пришли: Целый лес наших рук вырастает на юг, А теперь на запад, детки  потянулись наши ветки! Ветер гнет нас на восток, с нами учит он урок! А теперь на север … Снова,  продолжать урок готовы! III. Практическая работа: На контурной карте: 1. Обозначьте Северный и Южный полюса буквами СП и ЮП. 2. Выделите экватор линией синего цвета и подпишите его. 3. Выделите нулевой меридиан линией красного цвета и подпишите его. 4. Обозначьте градусы меридианов (красным цветом) и параллелей (синим  цветом). 5. Подпишите названия материков в обеих полушариях (Евразия, Африка,  Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида). 6. Обозначьте границы и подпишите названия океанов в обеих полушариях  (Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан, Северный  Ледовитый океан, Южный океан). 3 IV. Закрепление изученного: Покажите на карте: ˗ Западное и Восточное полушарие; ˗ ˗ Северный полюс, Южный полюс. экватор, нулевой меридиан; Ответьте на вопросы: ˗ Что называют меридианами и параллелями? ˗ С помощью каких условных линий определяют географическую широту  и географическую долготу? ˗ Что такое географические координаты? V. Рефлексия, подведение итогов: Что узнали: Как выглядит физическая карта полушарий, какие основные  точки, линии, объекты изображены на ней, в чем сходство и различие  физической карты полушарий и глобуса. Чему научились: Показывать основные точки, линии на физической карте  полушарий, отмечать их на контурной карте. VI. Домашнее задание: Сравнить изображение земной поверхности на глобусе и карте  полушарий, заполнить таблицу и сделать вывод. Глобус Признаки сравнения Карта полушарий Вся Земля плоская Какая территория изображена? Форма изображения Вся Земля объемная нет нет Отличия условных цветов Отличия условных знаков Вывод:  ­ Чем похожи карта полушарий и глобус? И на глобусе и на карте полушарий  изображена вся Земля, на них используются одинаковые  условные цвета и  знаки.  ­ Чем отличается карта полушарий от глобуса? Глобус  имеет шарообразную  форму, это модель Земли; карта – изображение Земли на плоскости. Стр.  нет нет 4 Практическая работа. На контурной карте: 1. Обозначьте Северный и Южный полюса буквами СП и ЮП. 2. Выделите экватор линией синего цвета и подпишите его. 3. Выделите нулевой меридиан линией красного цвета и подпишите его. 4. Обозначьте градусы меридианов (красным цветом) и параллелей (синим  цветом). 5. Подпишите названия материков в обеих полушариях (Евразия, Африка,  Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида). 6. Обозначьте границы и подпишите названия океанов в обеих полушариях  (Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан, Северный  Ледовитый океан, Южный океан). Задание: Сравните изображение земной поверхности на глобусе и карте полушарий,  заполните таблицу и сделайте вывод. Признаки сравнения Глобус Карта полушарий Какая территория изображена? Форма изображения Отличия условных цветов Отличия условных знаков Практическая работа. На контурной карте: 1. Обозначьте Северный и Южный полюса буквами СП и ЮП. 2. Выделите экватор линией синего цвета и подпишите его. 3. Выделите нулевой меридиан линией красного цвета и подпишите его. 4. Обозначьте градусы меридианов (красным цветом) и параллелей (синим  цветом). 5. Подпишите названия материков в обеих полушариях (Евразия, Африка,  Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида). 6. Обозначьте границы и подпишите названия океанов в обеих полушариях  (Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан, Северный  Ледовитый океан, Южный океан). Задание: Сравните изображение земной поверхности на глобусе и карте полушарий,  заполните таблицу и сделайте вывод. 5 Признаки сравнения Глобус Какая территория изображена? Форма изображения Отличия условных цветов Отличия условных знаков Карта полушарий 6

Конспект урока по географии "Физическая карта полушарий"

Конспект урока по географии "Физическая карта полушарий"

Конспект урока по географии "Физическая карта полушарий"

Конспект урока по географии "Физическая карта полушарий"

Конспект урока по географии "Физическая карта полушарий"

Конспект урока по географии "Физическая карта полушарий"

Конспект урока по географии "Физическая карта полушарий"

Конспект урока по географии "Физическая карта полушарий"

Конспект урока по географии "Физическая карта полушарий"

Конспект урока по географии "Физическая карта полушарий"

Конспект урока по географии "Физическая карта полушарий"

Конспект урока по географии "Физическая карта полушарий"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2018