Конспект урока по географии на тему "Глобус - модель Земли" (6 класс)
Оценка 5

Конспект урока по географии на тему "Глобус - модель Земли" (6 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
doc
география
6 кл
11.01.2017
Конспект урока по географии на тему "Глобус - модель Земли" (6 класс)
Тема урока актуальна, т.к. с давних времён картография располагала такими средствами, как географическая карта и глобус – уменьшенная модель Земли. Благодаря геометрическому сходству с планетой эта модель не имеет себе равных среди других средств визуализации. Со временем многотомные атласы, подробные многолистные карты, космические снимки и электронные геоизображения почти полностью заменили глобусы, вытеснив их в залы музеев природы и школьные кабинеты. Географические карты на практике используются чаще, чем глобус, хотя глобус – это модель Земли. По нему можно получить представление о форме нашей планеты. В ходе урока рассматриваются следующие пункты: • история создания глобусов; • уникальные пермские глобусы-гиганты (это уникальное явление, которое является только пермским); • виды глобусов и их использование В ходе урока: - осуществляется рефлексивное действие (оценивается готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) - используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности воспитанников - прослеживается технология диалога, обучение учащихся ставить и адресовать вопросы - эффективно (адекватно цели урока) сочетается репродуктивная и проблемная формы обучения, дети учатся работать по правилу и творчески - добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. - оценивается реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. - принимается и поощряется, выражаемая учеником, собственная позиция, иное мнение, обучается корректным формам их выражения. - создается атмосфера сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. - осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)Конспект урока по географии "Глобус - модель Земли", 6 класс
Сидорова Л.Г._География_Глобус - модель Земли, 6кл..doc
Преподаватель: Л.Г. Сидорова  Учебное учреждение: Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение  «Пермское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» Урок № 13  Предмет: география Класс: 6 Тема урока: «Глобус ­ модель Земли» Цель: ­создать условия для формирования представлений о глобусе как модели Земли,  о формах и  размерах Земли, градусной сетке, её значении для решения практических задач;  о свойствах меридианов и параллелей. Тип урока Открытие нового знания. Задачи 1. Предметные 1. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки глобуса. 2. Метапредметные 2. Развивать умения называть и показывать линии параллелей и меридианов                                                                                             на глобусе, определять полушария по глобусу. 3. Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей                                                                                             местности из разных источников. 1. Ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной                                                                                          деятельности под руководством учителя; развивать мотивы и интересы своей                                                                                         познавательной деятельности; 2. Планировать пути достижения целей под руководством учителя 3. Соотносить свои действия с планируемыми результатами, 4. Оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные                                                                                её решения; 5. Определять понятия, классифицировать выбирать основания и критерии для                                                                         классификации,  устанавливать причинно­следственные связи, строить                                                                                                     логическое рассуждение, делать выводы; 6. Создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач 7. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с                                                                                                 учителем и  сверстниками; работать индивидуально и в группе 3. Личностные 1. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и                                                                                                         способности обучающихся  к саморазвитию и самообразованию на                                                                                                            основе мотивации к обучению 2. Формирование целостного мировоззрения Оборудование: глобусы учебные, мультимедио, ПК. Ход урока. I. Орг. Момент (1мин.) II. Актуализация опорных знаний (10мин) Какую форму имеет Земля? Вспомните, как раньше люди представляли себе форму Земли? Составим схему, показывающую изменения в представлении о форме Земли. Прежде люди думали, что Земля – плоский или выпуклый (вроде старинного щита) круг, который  держится на подпорках.  Насчет подпорок у различных народов были разные мнения…  Так представляли Землю в старину на Руси (Плоская) Как представляли индусы форму Земли (Полусфера) Древние индусы считали, что полушарие Земли держат четыре слона, а слоны стоят на громаднейшей  черепахе. Но они не задумывались над вопросом: а на чём, же стоит черепаха?  Удивительно…    Удивительно не то, что люди долгое время считали Землю плоской, как крышка стола;  удивительно, что разум человека все­таки сумел узнать истинную форму Земли.  Правда, для этого понадобились многие и многие тысячи лет. Очень помогли людям далекие  путешествия.  Примерная схема:   Плоская – Полусфера – Шар – Эллипсоид ­­ Геоид Что доказало плавание Магеллана? (Что Земля круглая.) Так какова же форма Земли? ( Шар.) Какие еще наблюдения подтверждают шарообразность Земли? Аристотель наблюдая за  лунными затмениями увидел круглый, что тень Земли падающая от Земли на Луну  имеет круглую форму. Исчезновение за горизонт кораблей и появление их из­за горизонта при приближении  Путешествуя по морю, наши предки стали замечать, что, подплывая к берегу сначала можно видеть  вершины гор, потом – возвышенности и лишь затем низкие берега. И, наоборот, для наблюдателя с берега  казалось, что вдали сначала появляются паруса и лишь затем – нижняя часть корабля. Эти наблюдения  подтолкнули древних к мысли, что Земля имеет выпуклую форму.  III. Изучение нового материала.     (19 мин.) Объявление темы урока слайд 9: Глобус ­ модель Земли                                                                                                        На ноге стоит одной, Крутит­вертит головой. Нам показывает страны. Реки, горы, океаны. — На партах у вас стоят глобусы. Что такое глобус? Ответ­ четверостишье: Шар повторяет форму Земли. Глобусом люди его нарекли. Вращается шар, как Земля, под наклоном И объясняет ритмов законы. Почему именно по нему мы будем изучать форму Земли?  Глобус — уменьшенная модель Земли.  Какие размеры имеет наша планета?  Определить ее размеры смог древнегреческий ученый Эратосфен. Земля сплюснута с полюсов. Это результат вращения планет вокруг своей оси. Запишем в нашу схему  название фигуры­ эллипсоид. Самая длинная окружность Земли – экватор. Вы уже знаете, как называется линия, которая равноудалена от полюсов и условно делит земной шар пополам (экватор) Найдите её на глобусе. Она проведена более жирно.  Длина окружности Земли равна 40 тыс. км. Для того чтобы проехать это расстояние скором  поезде, потребовалось бы около месяца. А пройти пешком — примерно пять лет. Экватор делит Землю на два полушария.  Назовите и покажите их на глобусе. (Северное и Южное полушария) На глобусе есть и другие линии, которые тоже направлены на запад  и на восток. Все они параллельны  друг другу и экватору, но меньше его по длине (параллели). Покажите самую короткую параллель. Запишите в тетрадь «параллели – это окружности, проведённые на глобусе и карте       параллельно экватору“ Меридианы  ­ это линии соединяют полюса Земли, поэтому по форме они – дуги   (в отличие от параллелей, которые по форме – окружности). Можно ли говорить, что все меридианы одинаковы по длине? (Да, все меридианы одинаковы и по  форме, и по длине)  Точными измерениями установлено, что форма Земли несколько отличается от шара: расстояние от центра Земли до полюсов составляет 6357 км, а от центра до экватора больше на 21 км и равно  6378 км  Радиус по диагонали составляет 6375. Какова же форма Земли? (Геоид.) Но Земля не точный эллипсоид, а более сложное тело, имеющее многочисленные отклонения в виде  повышений и понижений , которые не похожи ни на одну математическую фигуру. Такую фигуру назвали геоидом — землеподобной. (Например, в Европе и в Тихом океане геоид поднимается над эллипсоидом бугром, а в Сибири образует впадину. В районе Балтийкого моря он приподнят, а в Черном море опускается всего на 70 см.) Географическая задача Поспорили бурильщик­нефтяник, аквалангист, полярник и пингвин — кто ближе к центру Земли? Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф, спущусь в Марианскую впадину, ее глубина 11 000 м, и  окажусь ближе к центру Земли». Полярник говорит: «Я приеду на Северный полюс и буду ближе всех к центру Земли». Бурильщик говорит: «А я пробурю скважину глубиной 14 км и буду ближе всех к центру Земли». Пингвин ничего не говорит, он просто живет в Антарктиде. Известно, что высота материка Антарктида З км + высота ледового щита 3—4 км —Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния до центра Земли.  (Полярник (6356 км,, бурильщик (6375— 14 = 6361 км), пингвин (6356 + З + 4 = 6363 км), аквалангист  (6378— 11 = бЗб7км).) Глобус ­ это модель Земли. На нем хорошо видна форма Земли. А на его поверхности изображены материки и острова, океаны  и мои. Они имеют те же очертания и так же размещены, как и на самой Земле, только уменьшены в несколько миллионов раз. Модель ­ это уменьшенное воспроизведение объекта. Значит, у глобуса тоже есть масштаб. Найдите на  глобусе его масштаб, прочитайте его и запиши в тетради. Этот масштаб показывает, во сколько раз  сам глобус меньше Земли. Школьные глобусы существуют в трех масштабах: 1)1: 83 000 000, т. е. в 1 см — 830 км (малые); 2)1: 50 000 000, т. е. в1 см — 500 км (средние); 3)1: 30 000 000, т. е. в 1 см — 300 км (большие). Немного истории… (рассказ учителя сопровождается слайдами презентации) После открытия Аристотеля, поняв, что Земля не плоская, а шарообразная, люди стали создавать её  модели. ­ Кем был создан один из первых глобусов? ­ Верно. Один из первых глобусов был создан греческим учёным Кратесом во 2 веке до н.э. ­ Сам глобус, конечно, не сохранился, но рисунки его остались. ­ Что скажете о нём? Похож на современный глобус? ­ Его изображение мало отвечает нашим представлениям о Земле. И это естественно. А почему? ( Древние люди мало знали, о многих землях могли судить лишь по непроверенным слухам, а о большей  части мира вообще не могли судить) ­ А какой самый древний глобус дошёл до нас? (глобус немецкого учёного­ географа Мартина Бехайма  1492 г. ­ 15 век н.э. ­ Бехайм назвал свою модель «земное яблоко». Сделан он был из телячьей кожи, туго натянутой на  металлический каркас. На нём отсутствует полмира. До сих пор этот глобус хранится в одном из музеев  Германии. (слайд) Физкультминутка (2 мин)                                   Летаем, как чайки: А над морем чайки кружат, Полетим за ними дружно. Брызги пены. Шум прибоя, А над морем – мы с тобою.                                    Плавательные движения руками: Мы теперь плывём по морю  И резвимся на просторе. Веселее загребай И дельфинов догоняй.                                Ходьба на месте: Поглядите: чайки важно Ходят по морскому пляжу. Сядьте, дети, на песок, Продолжаем наш урок. IV. Какие бывают глобусы? (2 мин.) ­ При подготовке к уроку, каждая группа искала ответ на этот вопрос. Послушаем каждую группу. 1. Были “глобусы­моряки”. Когда – то мореплаватели брали с собой глобусы в далекие и опасные путешествия. Глобусы – “моряки”  за свою долгую службу на кораблях не мало поведали. Их трепали штормы, обдували свирепые ветры.  Часто эти глобусы спасали моряков от смерти, указывая правильный путь. 2. Были “глобусы­ щеголи”, Весь свой век проводили они в роскошных королевских дворцах. Эти глобусы были украшены золотом,  серебром, драгоценными камнями. На некоторые глобусы ставили часовой механизм с пружиной, и глобус кружился, подобно нашей  планете. 3. Есть “глобус­космонавт”. Он установлен на космических кораблях. Небольшой глобус – космонавт  во время всего полета кружится без остановки с такой же скоростью, как и Земля. Только взглянет на  него командир космического корабля, сразу узнает, над каким океаном или какой страной проносится в  эту минуту его космический корабль. 4. Есть глобусы, на которых изображены все страны мира. Вон сколько стран в Южной Америке! 5. Бывают глобусы с неровной поверхностью: все горы все возвышенности на них выпуклые. 6. Есть глобус звездного неба. Вот он. На нем изображены созвездия, млечный путь.  7 Есть даже лунный глобус и глобус Марса. ­ Единственная в нашей стране фабрика, изготовляющая глобусы, находится в Перми. 8. Глобусы Пермского края Один из глобусов находится в холе зала заседаний Ученого Совета, второй — на географическом  факультете в «новом» корпусе, еще один — в  холле главного корпуса университета.  Конечно. Мало кто задавался вопросом: откуда в университете глобусы–гиганты? История их создания достаточно любопытна. В 70–е годы на географическом факультете ПГУ  была создана лаборатория «Глобус» под руководством  Ивана Егоровича Ошева. Иван Ошев в детстве в результате несчастного случая практически потерял зрение. Окончил Кунгурское  педагогическое училище  и географический факультет ПГУ. Работал в школе для слепых детей. Чтобы  его ученики «увидели» географические карты, он создавал рельефные географические модели. Затем  увлечение переросло в создание глобусов–гигантов в лаборатории географического факультета. Первым был  создан физический глобус Земли с рельефом материков диаметром 1,82 метра, в  масштабе 1:7 000 000. Самый старый глобус сегодня демонстрируется в зале заседаний Ученого Совета  университета.  Кстати, глобус неоднократно перемещали, кое–где сломан рельеф суши, отломаны «пики  гор». Затем был построен политический глобус такого же размера и масштаба, что и первый. Он сейчас  находится в главном корпусе. Затем коллектив лаборатории приступает к созданию рельефного физического глобуса Земли. Над ним  Иван Егорович  трудился три года. На глобусе точно переданы формы рельефа в трехмерном  изображении. Глобус окрашен гипсометрическим способом,  поэтому создается ощущение, словно  смотрим на наш земной шар с высоты. Отчетливо видны горные хребты, их пологие и крутые склоны,  равнины и вулканы, реки. В 1979 году по просьбе постоянной выставки АН СССР ВДНХ этот  глобус  демонстрировался в павильоне «Космос» на ВДНХ  СССР в Москве и был отмечен серебряной медалью  ВДНХ СССР. Сейчас глобус стоит на географическом факультете. Иван Ошев со своими специалистами создавал не просто глобусы, а рабочие модели. Иными  словами,  специальными рычагами можно было наклонить глобус на 66 градусов, то есть придать тот  наклон, который есть у нашей планеты. Это, во–первых. А во–вторых, можно «запустить» по орбите.   Полная модель Земли. Иван Егорович не остановился на этих глобусах, он продолжал работать и  совершенствовать свое «искусство». Сложно назвать то, что творили специалисты лаборатории «Глобус»  по–другому. Пермяков постоянно сыпались заказы, просьбы изготовить  различные тематические глобусы для  самых разных целей. Причем в каждой заявке давалось четкое  обоснование, для чего нужен глобус. Но  перспективное направление «умерло».  Молодцы, ребята. Сколько интересного мы узнали о глобусе! V. Школа географа ­ следопыта (6 мин.) «Изучайте глобус: измеряем расстояние по глобусу!»     Изготовьте масштабную линейку (в масштабе глобуса) из бумаги. Пользуясь ею, выполните следующие задания: (если не успеваем, то линейку заменяем ниткой) 1.Определим длины нескольких меридианов на нашем глобусе. Сделаем вывод о правильности и  точности наших измерений.  2.Выполним задание 5.  Линейкой измерим на глобусе расстояние между Москвой и Владивостоком.  Определим с помощью масштаба глобуса реальное расстояние между этими городами. 3Выполним задание 6 Линейкой измерим на глобусе протяжённость Африки с севера на юг. Определим с  помощью масштаба глобуса реальную протяжённость материка. Сравним значения, полученные при  выполнении заданий 5и6. VI. Закрепление нового материала (4­5мин.) Тест 1.Выберите значение масштаба, при котором глобус будет иметь наибольшие размеры: А) 1:30000000 ;   Б) 1: 40000000;  В) 1: 50000000;  Г) 1: 80000000 2. В каком направлении от Москвы необходимо двигаться, чтобы попасть на Северный полюс? А)  на север ;   Б) на северо­восток;  В)  на северо­запад 3.Глобус  ­  (крупно­; средне ­; мелкомасштабная) модель Земли. 4.Какую форму на глобусе имеют параллели? А)  прямые;   Б) окружность;  В)  полуокружность. 5.Какую форму на глобусе имеют меридианы?  А)  прямые;   Б) окружность;  В)  полуокружность. 6. К любому населённому пункту России ближе  расположен (Северный; Южный) полюс.     Критерии оценивания: 6­4 баллов – высокий и хороший уровень усвоения материала, 3 балла и ниже –  низкий уровень. VI. Подведение итогов урока. Что нового узнали сегодня на уроке? Какую форму имеет Земля? Каковы размеры Земли? Что означает цифра 40076 км? Каков радиус Земли? VII. Рефлексия Суворовцам предлагается заполнить индивидуальную  карточку, в которой нужно подчеркнуть фразы,  характеризующие работу ученика на уроке по трём направлениям (карточки для каждого  лежат на столе).  А также поставить себе оценку за работу на уроке. Включая результаты теста. УРОК ИНТЕРЕСНО Я НА УРОКЕ РАБОТАЛ ИТОГ ПОНЯЛ МАТЕРИАЛ СКУЧНО БЕЗРАЗЛИЧНО ПОМОГАЛ ДРУГИМ ОТДЫХАЛ УЗНАЛ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЗНАЛ НЕ ПОНЯЛ МАТЕРИАЛ ОЦЕНКА 5 4 3 VIII. Рекомендации по домашнему заданию (1 мин.)                     Учитель предлагает домашнее задание:  суворовцы выбирают домашнее задание (обычного и повышенного уровня) по итогам теста, в ходе  которого они определи свой уровень усвоения нового материала и записывают его в дневник: ­ высокий уровень усвоения материала ­ § 13 вопрос 1­3 с.78 учебника: ­ низкий уровень усвоения материала;§13 вопрос 1­3 с.78 учебника  и ответить на вопросы: Сколько  можно провести меридианов и параллелей через наш город?  Покажите на глобусе и укажите, в каких  полушариях находятся: (остров Гренландия, Северный Ледовитый океан, острова Новая  Зеландия, полуостров Индостан) Литертаура: 1. География. Начальный курс 6 класс к учебнику А.А.Летягина. Предметная линия учебников «Вентана­ Граф» 2.Атлас География ­ 6 класс 3. Газета «География» http://geo. 1 september.ru 4. Gismeteo.ruhttp://www.gismeteo.ru/maps.htm 5. Журнал «National geographic» http://wwvv. national ­geographiс. ru/ngm/ngs/  6. Журнал «Местное время» http://permv.ru/2014/09/09/globusy­permskogo­kraya/ 7. Национальное географическое общество http://www.rusngo.ru/project/index.shtml Дополнительный материал (если осталось время на уроке). Земля ­ шар? На этот вопрос каждый из вас ответит: конечно, шар. Это раньше Землю считали плоским диском, который   держится   на   трех   китах   или  трех   слонах.   Теперь   в   шарообразности   ее   формы   никто   не сомневается, особенно после полетов космонавтов, которые своими глазами увидели  из космоса нашу красавицу Землю. Тысячелетия  потратили  люди,  чтобы  доказать  шарообразность  Земли.  Лишь  в  XV  веке  перед неопровержимыми фактами Землю наконец  признали круглой. И школьники всех стран стали изучать свою планету по круглому глобусу. В действительности Земля ­ не идеальный шар. Чтобы определить ее точную форму, ученые затратили очень много усилий. Какие только средства не использовали! И все же им пока еще не удалось точно определить форму нашей планеты. А ведь это очень важно для специалистов многих областей знаний. Впервые   удалось   заметить,   что   Земля   наша   не   идеальный   шар,  около   300   лет   назад французскому академику Рише. И помогли ему в этом астрономические часы. Произошло это так. В 1672 году он отправился в Америку для астрономических  наблюдений, захватив с собой часы, тщательно выверенные в Париже. Представьте себе его удивление, когда, приехав в район экватора, он обнаружил, что его часы стали отставать на 2,5 минуты в сутки. По возвращении Рише в Париж: его часы снова стали идти правильно. Часы отставали, как только их владельцы приближались к экватору. Именно этот факт дал   основание   великому   физику   Ньютону  предположить,   что   за   капризами   стрелок   часов кроется не прост неисправность их механизма, а какая­то закономерность. Часы отстают потому, ­ заявил Ньютон,  —  что наша  Земля не шар, она сплюснута у полюсов и растянута вдоль экватора. Такой вывод Ньютон сделал потому, что знал: ритм колебания маятника зависит от длины его и от расстояния до центра Земли. Меняем длину — меняем ритм. Чем ближе маятник к центру  земли одной и той же длине, тем чаще он качается.  Так, на вершине горы маятник качается  медленнее, чем у ее подошвы.                                                 Географическая задача     Поспорили нефтяник ­ бурильщик нефтяных скважин, аквалангист, полярник и пингвин — кто ближе к центру Земли?    Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф, спущусь в Марианскую впадину, ее глубина  11 000 м, и окажусь ближе к центру Земли».     Полярник говорит: «Я приеду на Северный полюс и буду ближе всех к центру Земли».    Бурильщик говорит: «А я пробурю скважину глубиной 14 км и буду ближе всех к центру Земли».     Пингвин ничего не говорит, он просто живет в Антарктиде. Известно, что высота материка Антарктида З км + высота ледового щита 3—4 км —Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния до центра Земли.  Географическая задача     Поспорили нефтяник ­ бурильщик нефтяных скважин, аквалангист, полярник и пингвин — кто ближе к центру Земли?    Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф, спущусь в Марианскую впадину, ее глубина  11 000 м, и окажусь ближе к центру Земли».     Полярник говорит: «Я приеду на Северный полюс и буду ближе всех к центру Земли».    Бурильщик говорит: «А я пробурю скважину глубиной 14 км и буду ближе всех к центру Земли».     Пингвин ничего не говорит, он просто живет в Антарктиде. Известно, что высота материка Антарктида З км + высота ледового щита 3—4 км —Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния до центра Земли.  Географическая задача     Поспорили нефтяник ­ бурильщик нефтяных скважин, аквалангист, полярник и пингвин — кто ближе к центру Земли?    Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф, спущусь в Марианскую впадину, ее глубина  11 000 м, и окажусь ближе к центру Земли».     Полярник говорит: «Я приеду на Северный полюс и буду ближе всех к центру Земли».    Бурильщик говорит: «А я пробурю скважину глубиной 14 км и буду ближе всех к центру Земли».     Пингвин ничего не говорит, он просто живет в Антарктиде. Известно, что высота материка Антарктида З км + высота ледового щита 3—4 км —Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния до центра Земли. Полярник Бурильщик Пингвин Аквалангист Полярник Бурильщик  Пингвин  Аквалангист  Центр Земли                Центр Земли

Конспект урока по географии на тему "Глобус - модель Земли" (6 класс)

Конспект урока по географии на тему "Глобус - модель Земли" (6 класс)

Конспект урока по географии на тему "Глобус - модель Земли" (6 класс)

Конспект урока по географии на тему "Глобус - модель Земли" (6 класс)

Конспект урока по географии на тему "Глобус - модель Земли" (6 класс)

Конспект урока по географии на тему "Глобус - модель Земли" (6 класс)

Конспект урока по географии на тему "Глобус - модель Земли" (6 класс)

Конспект урока по географии на тему "Глобус - модель Земли" (6 класс)

Конспект урока по географии на тему "Глобус - модель Земли" (6 класс)

Конспект урока по географии на тему "Глобус - модель Земли" (6 класс)

Конспект урока по географии на тему "Глобус - модель Земли" (6 класс)

Конспект урока по географии на тему "Глобус - модель Земли" (6 класс)

Конспект урока по географии на тему "Глобус - модель Земли" (6 класс)

Конспект урока по географии на тему "Глобус - модель Земли" (6 класс)

Конспект урока по географии на тему "Глобус - модель Земли" (6 класс)

Конспект урока по географии на тему "Глобус - модель Земли" (6 класс)

Конспект урока по географии на тему "Глобус - модель Земли" (6 класс)

Конспект урока по географии на тему "Глобус - модель Земли" (6 класс)

Конспект урока по географии на тему "Глобус - модель Земли" (6 класс)

Конспект урока по географии на тему "Глобус - модель Земли" (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2017