Технологическая карта урока
Предмет география. Класс – 5
УМК:
1. Программа курса «География». 59 классы/ авт.сост. Е.М. Домогацких – М.: ООО «Русское слово – учебник» 2013
2. Рабочая программа к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л.Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в
географию» 5 класс / автсост.: Н.В. Болотников, С.В. Банников. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.
3. Домогацких Е.М. Введенский Э.Л., Плешаков А.А. География. Введение в географию. Учебник для 5 класса. М.:
ООО «Русское слово – учебник» 2013.
4. Банников С.В., Молодцов Д.В. Методическое пособие для учителя к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского,
А.А. Плешакова «География. Введение в географию. 5 класс». 2е изд. М.: ООО «Русское слово — учебник»,
2013.
5. Банников С., Домогацких Е. Атлас. География. Введение в географию. Физическая география. 56 классы. М.:
«Русское слово учебник», 2013
6. Банников С., Домогацких Е. Контурные карты. География. 5 класс. Начальный курс. М.: «Русское слово
учебник», 2013.
Тема урока: Первое кругосветное плавание
Место урока: урок № 8 в разделе «История географических открытий»
Содержание урока
Характеристика видов деятельности учащихся.
совершившие
Путешественники,
первое
кругосветное плавание. Фернан Магеллан и Хуан
Себастьян Элькано. Причины организации первого
кругосветного плавания. Практическое значение
первого кругосветного плавания.
Уметь составлять описание кругосветного путешествия с
использованием разных источников географической
информации;
определять и показывать на карте маршрут путешествия
Магеллана; Практическая работа «Обозначение на контурной
карте маршрута путешествия Фернана Магеллана,
обозначение географических объектов».
Предметные результаты обучения (для раздела)
Учащиеся должны знать:
причины и следствия географических путешествий
и открытий;
имена выдающихся путешественников;
влияние путешествий на развитие географических
знаний.
Учащиеся должны уметь:
определять и показывать по карте маршруты
путешествий;
называть географические объекты;
объяснять результаты выдающихся географических
открытий и путешествий.
составлять описание событий по теме;
объяснять результаты первого кругосветного плавания, а
так же влияние его на развитие географических знаний;
определять приоритет совершения первого кругосветного
путешествия.
Метапредметные результаты обучения (для раздела)
Учащиеся должны уметь:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством
учителя;
выявлять причинноследственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
выслушивать и объективно оценивать другого;
Цель урока: формирование представлений о возможности совершения и о географических следствиях первого
кругосветного путешествия.
Задачи урока:
1. Обеспечить достижение предметных результатов обучения
Сформировать знания
о возможности совершения первого кругосветного плавания; о путешественниках, совершивших первое кругосветное плавание
о географических следствиях первого кругосветного путешествия
Сформировать умения
работать с источниками географической информации (картой, текстом учебника, справочной литературой);
анализировать географическую информацию, делать выводы.
2. Обеспечить достижение метапредметных результатов обучения: создать условия (учебные ситуации) для развития
коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД. развивать творческие, коммуникативные способности,
развивать речевую культуру, воспитывать культуру общения
3. Обеспечить достижение личностных результатов обучения:
сформировать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к изучаемым на уроке географии объектам,
сформировать понимание практической значимости кругосветного путешествия.
Формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Необходимое оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация «Первое кругосветное плавание», «Физическая
карта мира», «Бортовой журнал» (маршрутный лист), дополнительные материалы для работы в парах.
Планируемые результаты:
Предметные
:
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
усвоение знаний о возможности совершения первого кругосветного плавания;
понимание причин совершения первого кругосветного плавания;
составление описания маршрута первого кругосветного путешествия;
определение и показ по карте маршрута путешествия;
выработка умения давать оценку результатам экспедиции Фернана Магеллана.
формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты;
способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; выбор и использование нужных средств для учебной деятельности;
осуществление самоконтроля и самооценки
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД;
Личностные результаты:
выработка умений работать с различными источниками географической информации;
анализ, сравнение и обобщение фактов, определяющих необходимость освоения Земли.
готовность к сотрудничеству с одноклассниками;
умение излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами.
формирование учебнопознавательного интереса к изучению географии;
понимание роли путешествия в формировании знаний о Земле;
аргументированное оценивание своих и чужих поступков;
адекватное выражение и контроль своих эмоций.
Основные этапы организации учебной деятельности
Деятельность
учителя
Деятельность
обучающихся
Мотивационный этап (10 мин.)
1.1. Организационный момент.
Создание эмоционального настроя.
Добрый день, ребята!
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Дружно встали, подтянулись,
И друг другу улыбнулись.
Приветствует детей.
Оценивает подготовленность
к уроку. Нацеливает
обучающихся на восприятие
учебного материала.
Приветствуют учителя.
Настраиваются на работу
1.2. Формулировка темы урока
На столе учителя предметы: компас, географические карты,
макеты кораблей, глобус, подзорная труба, песочные часы.
Звучит запись «Шум моря и крик чаек»
Побуждает к актуализации
знаний обучающихся о форме
Земли, об учёных, изучающих Скажите, что может объединять предметы, выставленные на столе и
прослушанную запись?
Обучающиеся высказывают предположения.
(Путешествие, плавание на кораблях)
Знания о земле накапливались многие тысячелетия. Караваны
купцов, корабли мореплавателей уходили за горизонт навстречу
неведомому. Недели, месяцы, годы плыли суда в неизвестность.
Только океан да небо кругом! И вот, наконец, земля! Иногда —
огромный материк. Трудом отважных мореплавателей,
путешественников и ученых постепенно создавалась картина
современного мира.
Какие существуют современные доказательства шарообразности
Земли? (Полёты в космос, наблюдения за лунным и солнечным
затмениями, наблюдения за уходящими в море кораблями)
А какие представления о форме Земли были в древности?
(Плоская, на слонах ….)
Кто из древних учёных определил, что Земля имеет форму шара?
(Пифагор высказал мысль о шарообразности Земли, а Аристотель
доказал её в 6 в до н.э.)
А если уже знали, что Земля шар, зачем ещё доказывать?
(Доказательство, сделанное на наблюдениях, ещё не
доказательство, многие не принимали его, поэтому решили
доказать практическим путём).
Как доказать, что Земля круглая?
Только отправиться в путешествие!!! В какое? (Кругосветное)
Итак, о чём пойдёт речь? Конечно же, о кругосветных плаваниях.
Современных?
Тема нашего урока….(называют дети) «Первое кругосветное
плавание». Слайд 1.
данную проблему.
Способствует появлению
интереса к теме урока,
формированию позитивного
отношения обучающихся к
изучаемым географическим
объектам.
Актуализируют свои
знания о форме Земли,
называют имена учёных.
Создает условия для
самостоятельного
определения обучающимися
темы урока.
В результате
фронтальной работы
предлагают свои варианты
формулировки темы.
Определяют тему урока. 1.3. Целеполагание и определение путей достижения цели
С какой целью мы будем изучать данную тему?
Цель: познакомиться с историей первого кругосветного плавания и
оценить его научное значение.
Что нам необходимо узнать, для достижения данной цели?
(Задачи урока) Слайд 2.
Узнать, кто совершил первое кругосветное плавание.
Определить маршрут путешествия.
Определить, какое практическое значение имело это событие.
Кто же такой Фернан Магеллан?
Сообщение ученика (опережающее задание) Слайды 35
Забегая наперед, я вам скажу, что Магеллан не вернулся из этого
путешествия, Что же произошло? И почему именно этого человека во
всем мире считают, как мореплавателя, совершившего первое
кругосветное путешествие? Это и есть главная проблема нашего
урока.
Чтобы ответить на этот вопрос, мы отправимся в кругосветное
путешествие вместе с Фернаном Магелланом на пяти кораблях:
«Тринидад», «Виктория», «СанАнтонио», «Консепсьон» и
«Сантьяго». В добрый путь, друзья!
II. Операциональный этап (25 мин.)
2.1. Открытие новых знаний. Поиск решения проблемы.
У каждой команды есть свой маршрутный лист, своя программа,
которую они должны выполнить во время своего путешествия.
Задание 1. Используя учебник §14, атлас и дополнительные
материалы, заполните бортовой журнал вашего корабля:
1. Место и дата отправления Ф.Магеллана и его
экипажа.
2. В каком направлении двигалась испанская флотилия?
3. Какой океан пересекли корабли Ф.Магеллана?
Создает учебную ситуацию
целеполагания.
Побуждает обучающихся
формулировать задачи урока.
Формулируют цель и
задачи урока.
Предлагают пути их
достижения.
Корректурирует
предложенные
формулировки.
Слушают описание
жизни и деятельности Ф.
Магеллана
Создает проблемную
ситуацию. Организует
погружение в проблему
Делятся на пары,
получают пакеты с
заданиями.
Создает учебную ситуацию,
связанную с изучением
маршрута кругосветного
путешествия; формированием
умения выделять главное в
предложенной информации.
Создает учебную ситуацию
для развития познавательных
Работают с разными
источниками
географической
информации.
Анализируют
информацию, определяют
основную и
второстепенную выделяют 4. Вдоль какого побережья двигалась флотилия,
предполагая, что должен быть пролив?
5. Пролив, соединяющий Атлантику с Южным морем.
6. Как долго длилось плавание по Южному морю?
7. Как назвал Южное море Ф.Магеллан и почему?
8. Каких островов достигла флотилия Магеллана в
марте 1521 г.?
9. Кто возглавил экспедицию после смерти Магеллана?
10.Когда и на каком корабле вернулись оставшиеся
моряки на Родину?
11. Что написано на дворянском гербе знаменитой семьи
в Испании?
и коммуникативных УУД в
процессе выполнения заданий
в парах.
Организует учебное
взаимодействие учеников,
3.2. Применение новых знаний.
Задание 2. Рассмотрите контурную карту и рисунок в учебнике на
странице 70 71, используя текст §14 «Первое кругосветное
плавание» заполните таблицу.
Используя атлас (стр. 4 – 5), текст учебника нанесите маршрут
первого кругосветного плавания и подпишите географические
объекты по пути следования Ф.Магеллана на контурной карте (стр. 2
– 3).
Организует практическую
работу.
Физкультминутка
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем – мы с тобою!
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
главное, заполняют
бортовой журнал.
Планируют работу
учебного сотрудничества,
контролируют и
оценивают работу
партнёра.
Выясняют причины
организации
кругосветного плавания.
Работают
индивидуально:
наносят на контурную
карту маршрут
путешествия экспедиции
Фернана Магеллана,
подписывают все
географические объекты
по мере следования. Создает учебную ситуацию
для развития регулятивных,
познавательных и
коммуникативных УУД в
процессе воспроизведения
нового материала.
Обобщает выводы
обучающихся
Обеспечивает понимание
практический значимости
полученных знаний и умений
Поглядите, чайки важно
Ходят по морскому пляжу.
Сядьте, дети, на песок,
Продолжаем наш урок.
3.3. Воспроизведение материала.
Итак, ребята, ваше воображаемое кругосветное путешествие по
следам Ф.Магеллана закончилось. Давайте подведем итоги.
Кто такой Фернан Магеллан?
Что вы узнали в результате своей самостоятельной работы?
(Учащиеся представляют свои отчеты)
Отчёты сопровождаются показом слайдов презентации. Слайды 618
Что доказали Магеллан и Элькано своим кругосветным плаванием?
Как вы думаете, каково было значение этого путешествия?
Вывод (значение кругосветного плавания) Слайд 19:
Испанцы открыли западный путь к Азии и Островам Пряностей.
Доказано единство Мирового океана.
Вода на Земле занимает большую площадь, чем суша.
На практике доказана шарообразность Земли.
Впервые был пройден Тихий океан.
Созданы более точные карты.
Кроме того, обнаружилось, что участники экспедиции «потеряли
день».
Теперь постараемся ответить на проблемный вопрос, поставленный в
начале урока: почему Фернана Магеллана считают мореплавателем,
совершившим первое кругосветное путешествие
Я считаю, что данное путешествие было слишком трагичным для
мореплавателей.
Достиг ли Ф. Магелллан своей цели? (Да. Он достиг островов
Азии. Именно в Азию и стремился попасть Фернан Магеллан).
Как он об этом узнал?
(Его переводчики понимали язык, на
свои
Представляют
отчеты
экспедиций.
Показывают по карте
маршруты путешествий.
Объясняют значение
первого кругосветного
путешествия, влияние его
на развитие
географических знаний.
Отвечают на
проблемный вопрос.
Анализируют,
доказывают,
аргументируют свою
точку зрения. котором говорит местное население).
Магеллан не закончил кругосветное плавание, но он его задумал,
организовал и руководил им на протяжении большей и самой трудной
части пути.
III. Рефлексивнооценочный этап (10 минут)
Решили ли мы задачи, поставленные в начале урока?
Теперь необходимо оценить качество достижения результатов.
Проверочная работа.
1. Планета Земля имеет форму:
а) шара б) эллипсоида в) овала
2. По своему происхождению Фернан Магеллан был:
а) португальцем б) испанцем в) итальянцем
3. Экспедиция Ф.Магеллана совершила:
а) первое путешествие в Америку
б) первое кругосветное плавание
в) первое путешествие в Азию
4. Одним из открытий экспедиции Ф.Магеллана было:
а) открытие пролива, соединяющего Атлантический и
Тихий океаны
б) открытие южной оконечности Африки
в) открытие морского пути в Индию
5. Фернан Магеллан не смог закончить первое кругосветное плавание
изза того, что:
а) погиб в морском сражении
б) погиб в схватке с островитянами
в) остался жить на одном из островов Тихого океана
6. Перечислите океаны Земли в порядке их пересечения
экспедицией Ф.Магеллана:
а) Тихий б) Атлантический в) Индийский
7. Установите соответствие, между современным и прежним
Создает учебную ситуацию,
Проводят анализ
обеспечивающую анализ
обучающимися результатов
своей деятельности и оценку
качества усвоения.
достигнутых результатов
путем сравнения с
эталоном (задачами
урока)
Организует
дифференцированную
коррекционную работу,
контрольнооценивающую
деятельность.
Проводят оценку
качества усвоения путем
выполнения проверочной
работы. названием географических объектов:
1) Тихий океан А. Геркулесовы столбы
2) Магелланов пролив Б. Южное море
3) Гибралтарский пролив В. Пролив Всех Святых
8. Началом первой кругосветной экспедиции принято считать:
а) 3 августа 1492 года
б) 20 октября 1519 года
в) 21октября 1520 года
Проведём заимопроверку. Проверьте знания своих
одноклассников по образцу. Слайд 20. Оцените их ответ.
7 – 8 правильных ответов – оценка «5» (повышенный уровень)
5 6 правильных ответов – оценка «4»
4 правильных ответа – оценка «3» (базовый уровень)
Меньше четырех правильных ответов – вам следует вернуться еще раз
к изучаемой теме.
Дополните предложения:
Сегодня на уроке
Я узнал…
Я понял…
Я хотел бы найти сведения…
Я оцениваю свою работу на …
Домашнее задание
Базовый уровень: Повторить материал § 14, ответить на вопросы на
стр. 74.
Повышенный уровень: Повторить материал § 14, ответить на вопросы
на стр. 74. Найти объекты, названные в честь Магеллана. Подготовить
маршрут современного кругосветного путешествия, определить его
цель.
Осуществляют процедуру
взаимопроверки и
взаимооценки учебной
деятельности своих
товарищей на уроке.
Создает учебную ситуацию,
обеспечивающую рефлексию
содержания результатов,
действий по достижению
результатов.
Проводит инструктаж по
выполнению домашнего
задания.
Осуществляют
учебной
рефлексию
деятельности. Оценивают
свою работу на уроке.
Воспринимают и
осознанно фиксируют
информацию.
Конспект урока по географии "Первое кругосветное плавание" (5 класс)
Конспект урока по географии "Первое кругосветное плавание" (5 класс)
Конспект урока по географии "Первое кругосветное плавание" (5 класс)
Конспект урока по географии "Первое кругосветное плавание" (5 класс)
Конспект урока по географии "Первое кругосветное плавание" (5 класс)
Конспект урока по географии "Первое кругосветное плавание" (5 класс)
Конспект урока по географии "Первое кругосветное плавание" (5 класс)
Конспект урока по географии "Первое кругосветное плавание" (5 класс)
Конспект урока по географии "Первое кругосветное плавание" (5 класс)
Конспект урока по географии "Первое кругосветное плавание" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.