Конспект урока по географии "Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы."
Оценка 5

Конспект урока по географии "Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы."

Оценка 5
Разработки уроков
docx
география
8 кл
01.03.2018
Конспект урока по географии "Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы."
Тема урока: Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы." Цель урока: Создать условия для систематизации и расширения знаний о влиянии климата на жизнь, здоровье, хозяйственную деятельность человека. Сформировать у учащихся представления об агроклиматических ресурсах. Задачи: Обучающие (предметные) -расширить и углубить представления учащихся о неблагоприятных климатических явлениях и причинах их возникновения, выявить неблагоприятные явления погоды и важность прогноза погоды. Развивающие (метапредметные) - формировать умения объяснять взаимосвязь компонентов природы и их влияние друг на друга; - формирование навыков вести самостоятельный поиск, анализ отбор географической информации, сопоставлять, сравнивать, обобщать, делать выводы; - развивать умения работы с атласом; Воспитательные: (коммуникативные) - способствовать воспитанию позитивной установки в решении экологических проблем, бережного отношения к природе, формированию экологической культуры
Зависимость человека от климата.docx
Конспект урока по географии "Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы." География 8 класс Тема урока: Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы." Цель урока: Создать условия для систематизации и расширения знаний о влиянии климата на   жизнь,   здоровье,   хозяйственную   деятельность   человека.   Сформировать   у   учащихся представления об агроклиматических ресурсах. Задачи:  Обучающие (предметные) ­расширить и углубить представления учащихся о неблагоприятных климатических  явлениях и причинах их возникновения, выявить неблагоприятные явления погоды и  важность прогноза погоды. Развивающие (метапредметные) ­ формировать умения объяснять взаимосвязь компонентов природы и их влияние друг на друга; ­   формирование   навыков   вести   самостоятельный   поиск,   анализ   отбор   географической информации, сопоставлять, сравнивать, обобщать, делать выводы; ­ развивать умения работы с атласом; Воспитательные: (коммуникативные) ­ способствовать воспитанию позитивной установки в решении экологических проблем,  бережного отношения к природе, формированию экологической культуры. Тип урока: комбинированный урок Технологии: технология критического мышления, проблемного обучения. Приемы работы:  работа с учебным текстом (выделение главной мысли, работа с определениями), работа с  картой (сопоставление, нахождение нужной информации), презентация.  Вид урока: урок репродуктивного типа с частично­поисковым методом. Основные методы, применяемые на уроке: словесные (рассказ и объяснение учителя,  беседа, работа с книгой, учебным текстом);   практические (заполнение таблицы); наглядные (работа с наглядностью, проектором);  методы устного контроля (фронтальная беседа и беседа по новому материалу) ХОД УРОКА I. Организационный момент 1. Приветствие: – Дети, внимание, прозвенел звонок, садитесь удобнее, начнем  урок. –  Как хорошо, что мы сегодня все вместе! Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. – Мы все здоровы. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг другу. Обратите внимание на эпиграф Климат – это то, чего вы ожидаете, А погода – то, что вы получаете. Как вы понимаете смысл эпиграфа? А теперь покажите мне ваши лица, чтобы я увидела, с каким настроением вы сегодня  пришли на урок. Сколько вас с улыбкой и хорошим настроением?  А сколько у нас пасмурных лиц? (Ученики мимикой показывают свое настроение, учитель записывает результат  подсчета на слайде) Я вижу что погода в нашем классе солнечная. 1.Над какой темой мы работаем?  ­ Влияет ли климат на человека и как?  ­ Какова обратная связь? (Учебная задача решается совместными усилиями с учащимися). III. Актуализация  знаний и умений ­ Географический диктант по карточкам (самопроверка по слайду)  3правильных ответа – «5»; 2 правильных ответа – «4»; 1 правильный ответ – «3»; ни  одного правильного – «2». Вариант 1. Вопрос  1. Что такое циклон? 2. Что такое коэффициент  увлажнения? Ответ 1. Атмосферный вихрь с низким давлением в  центре 2. Отношение годовой суммы осадков к  испаряемости (К=О/И). Используется для  характеристики обеспеченности территории  влагой. 3. В этом поясе самая суровая зима,  средние температуры около ­400С,  лето прохладное.   3. Субарктический пояс. Вариант 2. Вопрос 1. Что такое антициклон? 2. Что такое испаряемость? 3. Зима холодная и сухая. Снега на  сопках почти нет. Летом приходит  морской воздух и приносит дожди.  (Назовите тип климата) Ответ 1. Атмосферный вихрь с высоким давлением в  центре. 2. Количество влаги, которое может испариться  с поверхности при данных атмосферных  условиях. 3. Муссонный климат. ­ устный опрос а) Назовите климатические пояса России: основные, переходные. (Россия  расположена в трех климатических поясах: Арктическом, субарктическом и  умеренном. Основные пояса – арктический, умеренный; переходный –  субарктический). б) какой пояс занимает большую площадь? (Умеренный климатический пояс.  Для него характерны существенные различия в температурных условиях и  увлажнении. Теплое лето, холодная зима. Четко выраженные четыре сезона  года – зима, весна, лето, осень). в) перечислите типы климата умеренного пояса, дайте краткую  характеристику каждого типа. (Умеренно континентальный – теплое  лето(+12+24 С), морозная зима (­4­20 С); годовое кол­во осадков – более 800мм  на западе и до 500мм в центре русской равнины.  Континентальный климат –  лето теплое (+15+26), суровая зима (­15­25 С ) годовое кол­во осадков 600мм на  севере и менее 200мм на юге). Резко континентальный – лето теплое солнечное  (+16+20 С), морозная малоснежная зима (­25­45 С), промерзание почв,  многолетняя мерзлота, большие амплитуды температур, годовое кол­во  осадков менее 500мм. Муссонный климат – южные районы Дальнего Востока,  средние температуры летом +10+20 С, зимой ­15­30 С, осадки 600­800мм в год,  К (коэффициент увлажнения) близок к 1(увлажнение избыточное). Могут быть  наводнения.) IV. Изучение нового материала Предлагаю  тему для размышления, вызывая на дискуссию. «Власть климата сильнее всех властей» (Ш. Монтескье, французский писатель и философ,   18 в.).  Ваше мнение по поводу этого высказывания.   Какую задачу мы должны решить на уроке? Тема урока: Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. Как вы думаете – какие вопросы мы рассмотрим на сегодняшнем уроке? ­комфортность климата; ­агроклиматические ресурсы; ­неблагоприятные клим. явления ­влияние хозяйственной деятельности человека на климат.  Оценивает значимость  этих вопросов.  вывод, что климат способен влиять на многие природные процессы и на жизнь человека. Постараемся   доказать   что   климат   действительно   оказывает   существенное   влияние     на жизнь и деятельность человека?  Учащиеся   комментируют   высказывание   французского   просветителя   Шарля­Луи   де Монтескье: Какой вывод можно сделать?  ­   В   течение   урока   мы   проведем   с   вами   небольшое   исследование,   чтобы   доказать высказывание Шарля­Луи де Монтескье.  Обсуждают стихотворение А.Майкова, что от климата зависит урожай. 1) Влияет ли климат на здоровье, условия жизни и хозяйственную деятельность   людей? Климат   может   оказывать   благоприятное,   оздоровляющее   воздействие   на   человека,   и   в таких местах организуют климатические курорты, санатории, здравницы Учитель:  Территория   нашей   страны   большая,   она   расстилается   от   берегов   Северно­ Ледовитого   океана   до   Черноморского   побережья,   от   Балтии   –   на   западе   и   до Тихоокеанского побережья на востоке. И поэтому климатические условия в нашей стране очень   разнообразны.   Практически   все   отрасли   нашего   хозяйства   учитывают   влияние климата и его особенности. Здоровье и самочувствие людей зависит от климатических и погодных условий. В районах с недостатком солнечной радиации у детей развивается рахит, а в районах с преобладанием пасмурной погоды хорошо чувствует себя туберкулезная палочка и развивается туберкулез легких,   бронхиты,   воспаления   легких,   с\с   заболевания.   В   районах,   имеющих   низкие температуры в течение года, развивается у человека болезнь опорно­двигательной системы. Обратите внимание на схему Схема «Климат и человек»   КЛИМАТ   здоровье людей    строительство сельское хозяйство   влияние климата на культуру, образ жизни людей      транспорт     Жилище Одежда     Пища      Занятия           Работа в парах. В ходе работы с иллюстрациями на слайде и дополнительным материалом (приложение), учащиеся формулируют вывод о влиянии климата на здоровье человека, транспорт, строительство. Влияние климата на здоровье. (слайд  ) Климатические   условия   оказывают   влияние   на   одежду   и   типы   питания   людей. Традиционная одежда, головные уборы и обувь народов севера изготавливается из оленьих шкур, которые хорошо сохраняют тепло и не продуваются ветром. Пища очень калорийная, животного происхождения. Жители южных районов наоборот используют легкие ткани, а в национальных блюдах много овощей и круп. Транспорт (слайд  )         При   проектировании   машин   и   орудий   для   работы   вне   помещений   учитывают   те особенности   климата,   которые   тормозят   нормальную   эксплуатацию.   Так   при   низких температурах   металлы   теряют   свою   прочность   и   разрушаются   даже   при   небольших нагрузках. Высокие температуры воздуха в сочетании с большой солнечной радиацией, также   выводят   из   строя     машины   в   обычном   исполнении.   Поэтому   экстремальные природные   условия   заставляют   разрабатывать   новые   технологии,   использовать специальные   материалы   (например,   легированные   стали).  Транспорт   одна   из   наиболее зависимых   от   погодных   условий   отраслей   народного   хозяйства.   1­авиационный;   2­ морской; 3­ автомобильный; 4­ трубопроводный Строительство Климат обязательно учитывается в жилищном строительстве. Существует строительно­ климатическое районирование территории России, где для каждого из районов  определяются требования к жилищу: какова толщина стен, характер остекления,  отопления и т.д. Для обеспечения в жилище комфортного микроклимата в разных районах  необходима различная степень его изолированности от внешней среды. Например, на  Крайнем Севере окна должны иметь тройное остекление, в домах должно быть мощное  отопление и механическая приточная вентиляция (приток подогретого воздуха),  естественная вытяжная. А на Черноморском побережье Кавказа летом жилище должно  защищать только от дождя, а погода зимой позволяет держать в домах открытыми  форточки. Понятно, что затраты на отопление домов на Крайнем Севере будут во много  раз выше, чем в субтропиках Кавказа, и это требуется учитывать и планировать. В зоне  вечной мерзлоты дома должны строиться на сваях, в зонах, где выпадает много осадков,  здания имеют высокие покатые крыши, в областях сухого климата крыши домов плоские. Какой вывод можно сделать? Наиболее комфортный климат (тот, в котором человек  чувствует себя лучше всего) – на юго­западе России; наименее благоприятные – на сверо­ востоке, причем по площади они преобладают. Климат определяет.  Физкультминутка Раз – подняться, потянуться. Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка. Четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – за парты тихо сесть. 7. Учитель: Переходим к изучению второй части темы урока:  «Агроклиматические ресурсы»: А) прочитайте и найти в тексте учебника (с.73) понятия:  ­«агроклиматические ресурсы», ­«агроклиматология».     У климата есть свои особенности по степени комфортности  Свойства   климата,   позволяющие   заниматься   сельским   хозяйством,   называются агроклиматическими ресурсами, которые включают: Климатические особенности территории определяют хозяйственную деятельность, поэтому  важны климатические ресурсы, особенно от них зависит растениеводство.  Особенно от климата зависит сельское хозяйство. В давние времена сельские жители  пользовались приметами погоды. В наше время существует наука климатология,  которая изучает климатические условия для разной хозяйственной деятельности. Так  изучением агроклиматических ресурсов занимается агроклиматология.  Агроклиматические ресурсы – свойства климата, позволяющие выращивать с/х  культуры. Для каждого растения они могут быть разными, т. к. существуют  теплолюбивые и морозоустойчивые, влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Но  для всех растений важным является продолжительность безморозного периода. Для его характеристики используется показатель: сумма среднесуточных температур выше+10  градусов Цельсия (сумма активных температур), т.к. при таких температурах  происходит наиболее активный рост растений. Какие климатические показатели являются агроклиматическими?  Практически все отрасли нашего хозяйства учитывают особенности климата. Особое  внимание уделяется неблагоприятным климатическим явлениям, которые отрицательно влияют на хозяйственную деятельность человека, на условия  жизни людей. 8. Учитель: Перехождим к неблагоприятным климатическим явлениям. Откройте  учебник на стр. 73   Поможет нам (прием «Фишбоун»)  (рыбий скелет) В голове скелета обозначена  проблема, которая рассматривается в тексте. На верхних косточках отметить  причины изучения проблемы. В нижних вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими  причин. Записи должны быть краткими, содержать ключевые слова, отражать суть. Проблема: «Неблагоприятные климатические явления приносят большой вред с\х.  Возможны ли пути решения п причины  причиичиныпри Проявления  причин Возможные варианты ответов: причины – засухи, суховеи, пыльные бури, ураганы,  морозы, град и гололед, заморозки ( влияние их на с\х). Вывод: (Или пути решения проблемы). Прогноз погоды, правильная обработка почвы,  посадка деревьев и т. Д. Неблагоприятные климатические явления на территории России   Вид явления Особенности проявления засуха суховеи Пыльная буря Ураган Заморозки Сильные морозы Град гололед туман Долгая сухая погода с повышенной  температурой и отсутствием или  малым количеством осадков   Жаркий (+25…+30ºС), сухой  (влажность 30%), сильный (скорость  более 5м/с) ветер в течение  нескольких дней Сильный и продолжительный ветер,  выдувающий верхний слой почвы   Ветер огромной скорости (более  30м/с) и разрушительной силы Понижение температуры воздуха  ниже 0ºС весной и осенью. Очень низкая температура воздуха  при малой мощности снежного  покрова Атмосферные осадки в виде частиц  плотного льда (от 5 до 55мм и  больше) Корка льда, образующаяся при  замерзании переохлажденных капель  дождя или тумана, обычно весной или осенью. Скопление водяных капель в  приземном слое.    V. Закрепление нового материала   Что такое агроклиматические ресурсы? 1. Кроссворд «Географический диктант» Районы проявления в  России Степные и полупустынные  районы. Юго­восток России Прикаспийская низменность, Северный Кавказ Юг Русской равнины и  Урала, Алтай Повсеместно при  прохождении циклонов с  очень низким давлением Повсеместно Север и восток России Повсеместно, особенно юг  Русской равнины повсеместно Повсеместно. 1 с 2 г 3 з х а 7 о у р д а м о л у о с 4 г а н 5 з у м а 6 т й з е в р о х е о л а и к д 1. Жаркий, сухой, сильный ветер, длящийся несколько дней. 2. Осадки в виде частиц льда. 3. Понижение температуры воздуха ниже 00С  весной и осенью. 4. Корка льда, образующаяся при замерзании капель дождя или тумана весной или  осенью.  Длительный период длящаяся сухая погода с высоко температурой воздуха. 5. 6. Скопление водяных капель в нижнем слое тропосферы. 7. Ветер огромной скорости (более 30 м/с), обладающий разрушительной силой. Выставление оценок в журнал. VII. Рефлексия 1. Сегодня на уроке мне понравилось… 2. Меня особенно удивило то, что… 3. До  сегодняшнего урока я думал (думала), что..., а сейчас знаю… IX. Домашнее задание Параграф 11 Выучить понятия по теме урока, уметь показывать  по карте благоприятные и неблагоприятные территории.     Творческое задание по выбору: подготовить презентацию об условиях жизни народов  нашей страны (6­10 слайдов).  Заполнить таблицу

Конспект урока по географии "Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы."

Конспект урока по географии "Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы."

Конспект урока по географии "Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы."

Конспект урока по географии "Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы."

Конспект урока по географии "Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы."

Конспект урока по географии "Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы."

Конспект урока по географии "Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы."

Конспект урока по географии "Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы."

Конспект урока по географии "Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы."

Конспект урока по географии "Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы."

Конспект урока по географии "Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы."

Конспект урока по географии "Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы."

Конспект урока по географии "Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы."

Конспект урока по географии "Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы."

Конспект урока по географии "Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы."

Конспект урока по географии "Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы."

Конспект урока по географии "Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы."

Конспект урока по географии "Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2018